Патриарх Никон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:18, доклад

Описание работы

Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в Нижегородской губернии в 1605 году. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить. В возрасте 12 лет мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию и основам беззаветного служения. По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о ведении хозяйства, но его по-прежнему неудержимо влекли к себе церковь и богослужение.

Файлы: 1 файл

патриарх Никон.docx

— 20.31 Кб (Скачать файл)

Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в Нижегородской губернии в 1605 году. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить. В возрасте 12 лет мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию и основам беззаветного служения.

По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о ведении  хозяйства, но его по-прежнему неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Вскоре, по настоянию московских купцов, Никита с семьей переезжает в Москву, но его тяготит суетная жизнь и он по-прежнему стремится к монашеству. 10 лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое его детей умирали один за другим еще в младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий.

Священник Никита уговорил жену принять монашеский постриг, и сам в 30 лет на Соловках принял монашество с именем Никон. В 1646 году за сбором милостыни приехал в Москву и так полюбился 16-летнему царю Алексею Михайловичу своей духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями и благородным нравом, что царь уже не отпустил его обратно, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых. Царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и еще более сблизился с архимандритом Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу. Пользуясь расположением царя, архимандрит Никон стал просить его за утесненных и обиженных. Это было по нраву царю, который вскоре поручил Никону принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. 

В 1652 году после смерти Патриарха  Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был  избран для поставления в Патриархи. Поначалу он решительно отказывался. Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, упал Никону в ноги и, «простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения, но счел нужным получить от всех клятвенное обещание быть ему, Патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре, народ дали такую клятву.

Объяснение  столь необычной «присяги» заключается  в том, что Никон очень глубоко  видел и чувствовал серьезное  внутреннее разделение в недрах русского общества, грозившее расколом. Это  проявлялось в отступлении от веры и Церкви, наметившемся в самых  разных слоях общества и в разных направлениях. Задача, которую сознательно  он ставил для себя, состояла в том, чтобы удержать все русское общество в целом в послушании Православной Церкви. Отсюда и необходимость клятвенного обещания всех безоговорочно слушаться Церкви в лице ее Патриарха во всех делах чисто духовной и церковной жизни.

С самого начала своего Патриаршества  светлейший Никон установил строгую  чинность в богослужении. Он сам  служил неспешно, благоговейно, стремясь к тому, чтобы церковные службы были как можно более нравоучительными. Патриарх Никон был талантливым  проповедником, говорившим свои поучения и проповеди так, что люди забывали обо всем и в храме стояла полная тишина. В те времена в Русской Церкви ему не было равных в слове.

Но особенно ревностно  проявил себя Патриарх Никон как  церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается  его бессмертная, великая заслуга  перед Русской Церковью. Однако церковные  реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия  которого омрачали жизнь Русской  Церкви в продолжение нескольких столетий, хотя сам Патриарх ни в  коем случае не был его причиной.

Главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Очень щедро поощряя достойных  и сурово наказывая распущенных  и нерадивых, он добился весьма значительного  повышения нравственного уровня священнослужителей и монахов и  в связи с этим — повышения  их авторитета и значения в обществе. 

Патриарх Никон являл  собой пример милосердия к бедным, несправедливо притесняемым, чем нажил немало врагов в числе боярства. Под влиянием Патриарха Никона в России упорядочивалась система попечения о нищих, убогих, нуждающихся людях, велась активная борьба против несправедливости и коррупции в судебных органах. По настоянию Патриарха царь принимал действенные меры к пресечению пьянства и нравственной распущенности.

Таким образом некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр. Они не позволили ему вывести Русь на путь дальнейшего воцерковления, углубить Православие в русской жизни настолько, чтобы оно было воспринято не только как учение веры, но и как путь, истина и жизнь. Они оклеветали Патриарха перед царем.

Патриарх  Никон вынужден был оставить Первосвятительскую кафедру и уединиться в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном им под Москвой. Вскоре царь вызвал в Москву Патриарха Александрийского Паисия и Патриарха Антиохийского Макария для участия в Соборном разбирательстве по делу Патриарха Никона. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение Собора.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей  Михайлович в своем завещании  просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху  Никону его сана и просил его вернуться  в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон, изнуренный тяготами, скорбями и бременем перенесенных трудов, мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. У гробницы его стали совершаться многие исцеления и знамения благодатной помощи. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.


Информация о работе Патриарх Никон