Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:09, доклад
Смысл человеческого бытия, как многократно подтверждали лучшие мыслители человечества, заключается в максимальном содействии решению назревших задач общественного развития, разрешению тех противоречий, которые тормозят общественный прогресс. В ряду способов разрешения противоречий особое место занимает и такое крайнее средство, как самопожертвование. Оно необязательно связано с жертвой жизни, хотя и не исключает этого шага. Акт самопожертвования - это добровольное принесение в жертву своих интересов, достижений, возможности, а в крайнем случае и жизни во имя достижения высоких, благородных целей. Этим человек значительно превышает меру своих обязанностей, своей ответственности перед людьми.
1. Патриотизм - источник духовного и нравственного здоровья общества, жизнестойкости и силы народа.
2. Укрепление патриотизма и национального самосознания.
В повседневной практике по укреплению патриотизма и национального самосознания одно из центральных мест заняли универсальные человеческие и национальные ценности, защита которых объединяла всех людей, невзирая на их политические взгляды и отношение к советской власти. Такая направленность соответствовала устремлениям самого народа, оправдывала все усилия и жертвы, связанные с войной. «В минуты отдыха мы оживили образы прошлого с тем, - писали в 1943 г. в Государственную публичную библиотеку имени М.Е. Салтыкова-Щедрина ее бывшие читатели, - чтобы бить, и крепко бить врага, который пытается тянуть человечество в Средневековье».
Действенность политики патриотизма,
защиты Отечества без связи с решением
революционно-
В первые месяцы войны в агитационно-пропагандистской работе наряду с разъяснением характера и цели борьбы советского народа и разоблачением фашизма преобладала тема Отечественной войны 1812 г., борьбы народов нашей страны против германских захватчиков в 1918 г. Эти исторические мотивы прозвучали в речи В. Молотова 22 июня и выступлении И. Сталина 3 июля 1941 г. После их выступлений в газетах и журналах появились статьи, в которых описывались сражения русских с немцами в прошлом.
Наряду со статьями о победе над Наполеоном частой темой в прессе и устной пропаганде становятся боевой традиции Русской армии, Брусиловский прорыв 1916 г., победы над немецкими захватчиками на Украине, под Псковом и Нарвой в 1918 г., борьба с интервентами 1918-1920 гг. Так, журнал «Пропагандист Красной армии» в своем первом военном номере дал историческую справку о борьбе русского народа против немецких захватчиков в Ледовом побоище, Грюнвальдской битве, Семилетней войне, поражении немецких оккупантов под Псковом и их изгнании с Украины и Белоруссии в 1918 г. «Русский народ жестоко бил немецких захватчиков в прошлом, - сделал главный вывод журнал. - Такая же участь постигнет их и теперь». Вывод о том, что народы нашего Отечества никогда не были рабами чужестранных насильников и никогда ими не будут, содержался во всех публикациях и выступлениях.
В рекомендациях Управления пропаганды и агитации Центрального комитета ВКП (б), опубликованных в июле 1941 г., важное место отводилось докладам, лекциям и беседам о героическом прошлом страны, подвигах на фронте и в тылу, единстве народов СССР в борьбе с иноземными захватчиками. Осенью того же года Главное политическое управление Красной армии опубликовало программу политзанятий с бойцами и младшими командирами, которая также предусматривала изучение исторического прошлого.
К августу 1941 г. только Госполитиздат выпустил брошюры
78 наименований. Среди них - «Партизанская
борьба в 1918 г.» Л. Бычкова, «Красная армия
в борьбе с германскими захватчиками в
1918 г.» И. Минца, «Отечественная война 1812
г. и разгром Наполеона» Е. Тарле, «Брусиловский
прорыв» Ш. Левина, «Крах империи Вильгельма
II» В. Брюнина и другие.
В 1942 - 1944 гг. вопросам истории, традиций
и моральных качеств народа, разоблачению
фашизма в журнале «Коммунист» было посвящено
75 документов из 86, 138 из 175 авторских публикаций,
46 передовых и редакционных статей.
Материалы по истории русского и других народов страны, пропагандирующие их боевые традиции и военный опыт, на страницах газеты «Правда» занимали в среднем 60%, газеты «Красная звезда» - 67%, в «Труде» - 54% среди публикаций, посвященных пропаганде идей патриотизма.
Стимулом для охвата более широкого круга проблем истории в процессе формирования общественного сознания явилось обращение к памяти великих людей Отечества - патриотов, которые мужественно и с честью исполняли свой долг перед Родиной, прозвучавшее в выступлении И. Сталина в ноябре 1941 г.
Новый импульс политики усиления национальной гордости и сознания с помощью воскрешения традиций нашел отражение в средствах массовой информации и деятельности агитационно-пропагандистских служб. Воениздат, Госполитиздат и другие издательства начали издание массовых серий брошюр «Герои Отечественной войны», «Великие борцы за русскую землю», «Великие люди русского народа», «Писатели - патриоты Родины» и других. Воениздат менее чем за два первых года войны выпустил для фронта свыше 2 млрд экземпляров различных изданий. Солдаты и офицеры получили 143135 походных библиотечек. За время войны издательство «Молодая гвардия» выпустило более 400 названий книг и брошюр общим тиражом 21,2 млн. экземпляров. Большой удельный вес среди них занимали книги о защитниках Отечества и деятелях культуры. 72 книги были посвящены военно-историческим темам.
В издательстве «Детская литература» даже в 1941-1942 гг. продолжали выходить книги «Первой библиотечки для школьника» и «Школьной библиотеки». В это тяжелейшее для страны время она издавала для детей произведения А. Пушкина и М. Лермонтова, Н. Гоголя и И. Тургенева, Н. Некрасова и М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, Р. Ролана, У. Шекспира, И. Гете и других. Со страниц своих книг к ребятам обращались А. Толстой и В. Василевская, С. Маршак, Я. Купала, И. Оренбург и другие. С первых же месяцев войны в детском издательстве стали выходить и «Военная библиотека школьника», книги о юных героях, серия «Пионер! Помогай отцам и братьям, ушедшим на фронт!» и другие.
Страна защищала своих детей оружием и жизнью отцов, хлебом и исторической памятью, приобщением к основам мировой культуры. Расовой и социальной ненависти, наглому высокомерию и духу вседозволенности, грабежа и насилия была противопоставлена как сила оружия, так и сила души - общечеловеческие ценности - патриотическое чувство, чувство социальной справедливости, долг, совесть, любовь.
Должное внимание пропаганде истории уделяли и местные издательства. В Ленинграде в 1941-1944 гг. было издано 1785 книг и брошюр общим тиражом 30,5 млн. экземпляров на военно-патриотическую тематику.
Нравственно-психологическое воздействие исторической литературы и произведений о героях Отечественной войны на общественное сознание было плодотворно. Фронтовики отмечали, что такие книги придают бодрость духа, отвагу и смелость, презрение к смерти.
Работники Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина отмечали особый интерес к роману Л.Н. Толстого «Война и мир», который стал поистине народной книгой. «Гений Льва Толстого, показывающий одну из самых славных эпох, пользуется такой популярностью, какой не имеют другие наши писатели, - утверждали фронтовики - читатели библиотеки. «Война и мир» живо показывает побеждающую силу русского народа... Книга эта рождает уверенность победе».
Исторические боевые традиции, образцы мужества и героизма, самоотверженного служения Родине в прошлом и настоящем в устном народном творчестве были предметом гордости, одним из источников бодрости и оптимизма советского народа, образцом для подражания. «На то мы и внуки Суворова, чтобы сражаться здорово», «Повторяй смело подвиг Гастелло», «Где Кожедуб и Покрышкин - там фашистам крышка» - эти и многие подобные им пословицы и поговорки, появившиеся в период борьбы с фашизмом, выражали гордость за соотечественников и формировали в сознании конкретные образцы для подражания.
В популяризации отечественной истории и ее героев главное внимание уделялось военным победам и прославлению русских полководцев. С 1943 г. эта одномерная направленность стала преодолеваться. Появились публикации и стали читаться лекции о достижениях предшественников в других областях человеческой деятельности, о русских ученых и деятелях культуры.
Патриотическая тематика занимала ведущее место в творчестве писателей и художников, композиторов и поэтов, театральных и других творческих работников, деятельности концертных бригад и работе библиотек.
Выставки, экспозиции музеев и исторические памятники пробуждали и усиливали патриотизм и чувство национальной гордости, укрепляли верность малой и большой Родине, оказывали сильное вдохновляющее воздействие.
В работе по усилению патриотизма на местах старались отразить как указания центра, так местное историческое, региональное и национальное своеобразие, семейно-бытовые обычаи и традиции, возрастные и другие особенности.
Обращение к прошлому было апелляцией к национальной гордости - мощному источнику гражданских, духовных и нравственных сил, служило делу общенародного объединения против врага, угрожающего уничтожить прошлое и настоящее народа. Перед этой угрозой идеологические и другие различия становились второстепенными.
Однако гипертрофированный классовый подход, насаждавшийся партийно-советской системой в течение долгого времени, в условиях войны преодолевался с трудом. Его рецидивы мешали результативному использованию богатейшего исторического наследия. Система обращала внимание народа к далекому прошлому и революционным традициям, в то время как мужество и героизм, патриотические традиции Первой мировой войны, ее исторический опыт, за исключением образа генерала Брусилова, не находили должного отражения.
Политика пробуждения и усиления патриотизма, гражданского самосознания была направлена на укрепление морального духа армии и народа, которые почувствовали, что официальная пропаганда совпадает с их собственными чувствами, представлениями и наблюдениями.
Массовый героизм на фронте и великий подвиг тружеников тыла явились глубоким выражением беззаветной преданности советской Родине, своему народу. Для советских людей духовная стойкость не была отвлеченным понятием, а была сутью их героического бытия. Человек, способный к мужественному, героическому поступку, обычно тверд в своих убеждениях, в своей позиции. Порой в отстаивании принципиальной, верной точки зрения также необходимы нравственная твердость и мужество. Способность не подлаживаться под чужое мнение, не идти на сделку с совестью, не малодушничать перед трудностями характеризует мужественного человека.1
Информация о работе Патриотизм – источник массового героизма народа в борьбе против фашизма