Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:06, доклад
При любом упоминании о Царскосельской железной дороги нельзя не вспомнить, хотя бы кратко, о Павловском вокзале, сыгравшем огромную роль в развитии музыкальной культуры России.
Когда Ф. А. фон Герстнер готовил проект Царскосельской дороги, он, прежде всего, думал о ее рентабельности и серьезно изучал проблему будущих перевозок.
Павловский вокзал.
При любом упоминании
о Царскосельской железной дороги нельзя не вспомнить, хотя
бы кратко, о Павловском вокзале, сыгравшем
огромную роль в развитии музыкальной
культуры России.
Когда Ф. А. фон Герстнер готовил проект
Царскосельской дороги, он, прежде всего,
думал о ее рентабельности и серьезно
изучал проблему будущих перевозок. В
пригородах Петербурга, тяготевших к строившейся
линии, отсутствовали промышленные предприятия,
поэтому на большие грузопотоки рассчитывать
не приходилось. В качестве возможных
грузов были предметы быта и обихода, скот,
продукты сельского хозяйства, дрова,
перевозимые в небольших количествах.
Население Царского Села и Павловска составляло
всего 6 тыс. человек и не могло существенно
влиять на размеры пассажирского движения.
И вот, для того чтобы вызвать у людей
желание посещать пригороды, Герстнер
решил открыть в Царском Селе и Павловске
при станциях специальные гостиницы, где
приехавшие могли бы отдохнуть, посидеть
в буфете или ресторане, интересно провести
время.
16 марта 1836 года
Правление общества
7 июля 1836 года приступили к постройке
здания «воксала» под руководством автора
проекта и его помощника архитектора Ф.
И. Руска. К концу сентября «огромный павильон»
вчерне был готов. Он, как и задумывалось,
состоял из круглой «прихожей», зала для
обедов, балов и концертов, двух «меньших»
зал, двух зимних садов; в двух флигелях
находилось 40 комнат для приезжающих.
Опоясывавшая здание круглая галерея
предназначалась для «потребления публики
в летнее время». Специальный проход соединял
вокзал с железнодорожной платформой.
В большом зале предполагалось поместить
«знаменитый механический оркестр» «аполлоникон»,
построенный английским «художником-механиком»
Робсоном. Однако обильные дожди осенью
1836 года намочили строевой лес, и отделка
здания затянулась до начала следующего
года.
Открытие Павловского вокзала состоялось
22 мая 1838 года. С первых же дней он стал
излюбленным местом отдыха петербуржцев.
Большое красивое здание, получившее название
«Воксал», располагалось в прекрасном
парке, где было приятно отдохнуть. Около
него находился небольшой сад с фонтанами
и эстрадой для оркестра. Внутри центральной
части «Воксал» имел два буфетных зала
и один большой — для обедов, балов и танцев.
В боковых флигелях находились комнаты
для отдыхающих и прислуги.
Известный в те годы драматург и поэт
Н. В. Кукольник в письме композитору М.
И. Глинке восторженно отмечал: «Для меня
железная дорога — очарованье, магическое
наслаждение. В особенности была приятна
вчерашняя поездка в Павловский вокзал,
вчера же впервые открытый для публики...
Вообрази себе огромное здание, расположенное
в полукруге с открытыми галереями, великолепными
залами, множеством отдельных нумеров,
весьма покойных и удобных...»
Еще раз хочется повторить, что слово
«вокзал» своим происхождением обязано
Павловску. Это измененное английское
название увеселительного заведения с
садом и залами для балов и концертов в
пригороде Лондона (Vauxhall), не имевшего
никакой связи с транспортом. В Павловске
же подобное заведение открылось при железной
дороге. В дальнейшем это название распространилось
на все пассажирские здания железнодорожных
станций.
Железная дорога проходила через парк,
и в конце пути паровоз въезжал на крутящийся
помост. Здесь несколько крепких мужиков
разворачивали его и подкатывали к последнему
вагону, который теперь становился первым,
и весь состав отправлялся в обратный
путь.
Первоначально музыка в вокзале имела
второстепенное значение, она звучала
во время обедов, на балах и танцах, причем
оркестр располагался на хорах, так как
эстрады в помещении не было. На открытой
же эстраде в саду в определенное время
играл военный духовой оркестр. К осени,
когда количество приезжавших стало уменьшаться,
администрация дороги для увеличения
интереса публики пригласила в Павловск
хор московских цыган под управлением
О. И. Соколова, которые давали концерты
до конца года, а с 5 января 1839 года там
начал выступления первый профессиональный
оркестр из 18 человек под руководством
Й. Германа. Он исполнял известные тогда
произведения, в том числе «Вальс-фантазию»
М. И. Глинки, весьма популярный и одно
время даже называвшийся «Павловским
вальсом».
В январе 1844 года в здании вокзала произошел
пожар, почти полностью его уничтоживший.
Но, само здание было застраховано сразy
в четырех разных компаниях на сумму более
85 тысяч серебром. Поэтому здание воссоздали
по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера
в чрезвычайно короткий срок — за три
с половиной зимних месяца. Открытие восстановленного
вокзала состоялось 13 мая 1844 года.
Чтобы привлечь возможно большее количество
пассажиров, администрация дороги стала
приглашать для выступлений известный
дирижеров, инструменталистов, вокалистов,
устраивать благотворительные концерты.
Слава о них распространилась не только
в столице России, но и за рубежом. Знаменитые
артисты считали за честь выступить на
концертах в Павловске.
Павловск привлекал на лето многих сановников,
деятелей науки н искусства. Там жили А.
П. и К. П. Брюлловы, П. К. Клодт, И С. Тургенев,
Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. И. Панаев,
М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи и
многие другие.
Летний сезон 1856 года открылся выступлением
оркестра на 30 человек под управлением
И. Штрауса. Десять сезонов подряд прославленный
композитор и дирижер возглавлял в летние
месяцы этот оркестр. На непродолжительное
время он приезжал сюда в 1869 и 1886 гг. Администрация
дороги окончательно убедилась, что Павловский
вокзал приобрел новую форму своей деятельности
— концертную. Теперь ресторан имел второстепенное
значение, главным фактором привлечения
пассажиров стала музыка.
Зимой 1860/61 года перепланировали центральную
часть здания: из нее в боковой флигель
убрали ресторан, зал расширили и соорудили
постоянную эстраду. Работы велись по
проекту и под наблюдением архитектора
А. В. Петцольда.
Окончательная переориентировка на серьезную
музыку произошла при дирижере Н. В. Галкине,
который руководил концертами в Павловском
вокзале в 1892-1903 гг. К этому времени состав
оркестра увеличился до 100 человек. За
дирижерским пультом стояли прославленные
музыканты: А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, А.
П. Асланов, В. А. Дранишников, Н. А. Малько,
Д. И. Похитонов; здесь состоялись одни
из первых выступлений С. С. Прокофьева.
В концертах принимали участие знаменитые
вокалисты Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н.
Н. Фигнер, и другие.
В 1876 году произошло еще одно событие
в жизни Павловской станции и города: 18
мая недалеко от вокзала открылся летний
(деревянный) театр на 900 мест («Театр при
Павловском воксале»). Проектировал его
архитектор Н. Л. Бенуа. Театр был построен
на средства железнодорожной компании
за короткий срок — 10 месяцев. Со временем
он превратился в филиал знаменитого Александринского
театра в Петербурге. Здесь ставились
драматические спектакли, а также оперы
и балеты, в них выступали М. Г. Савина,
М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, В. Ф. Комиссаржевская,
и др.
После перехода
Царскосельской линии в собственность
Общества Московско-Виндаво-Рыбинской
дороги влияние деятельности вокзала
и театра на бюджет дороги стало незначительным.
Тем не менее, традиции, сложившиеся в
течение шестидесяти с лишним лет, бережно
поддерживались и новыми хозяевами дороги.
Наибольшего расцвета павловские концерты
достигли в 1912 году.
В 1930-х годах здание театра в Павловске
сгорело, а в годы Великой Отечественной
войны фашисты уничтожили и Музыкальный
вокзал.
Широкая просветительская деятельность
на Царскосельской железной дороге заметно
повлияла на развитие музыкальной культуры
в России. Павловский музыкальный вокзал
практически был первой русской филармонией.
Хочется добавить, что само здание станции
в Царском Селе было построено по проекту
архитектора Гаспаре Фосатти и было решено
в стиле английской готики. Это было двухэтажное,
увенчанное башней с часами, каменное
строение, к которому с обеих сторон примыкали
деревянные флигели в один этаж. Над платформами
был устроен навес. Любопытно, что башенные
часы, имевшие циферблаты со всех сторон,
в темное время суток освещались газовыми
светильниками.
В 1864 году был произведен капитальный
ремонт станции. В 1902 году началось строительство
участка железной дороги Царское Село
— Дно, что потребовало расширения вокзала.
Работы производились по проекту архитектора
С. А. Бржозовского. Было разобрано старое
строение, и на прежнем фундаменте возведено
новое здание. Были сохранены только стены
центральной части.
Современное здание вокзала
в городе Пушкине было построено в 1948-1950
годах по проекту ленинградских архитекторов
Е. А. Левинсона и А. А. Грушке.