Переход ведущих стран к монополистической стадии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

К рубежу XIX—XX вв. кардинально изменились основы научного мышления; переживает расцвет естествознание, идет создание единой системы наук. Этому способствовало открытие электрона и радиоактивности. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки. Ее представляют М. Планк, создавший квантовую теорию, и А. Эйнштейн, создавший теорию относительности, ознаменовавшие прорыв в область микромира.

Файлы: 1 файл

История ,вопрос 8.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Экономика и финансы»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «История»

на  тему: «Переход ведущих стран к монополистической стадии развития»

Студент: Васильева О.С.

Курс:  1  группа:1-Б1 

Факультет: заочный экономики

Направление: Бакалавр экономики

Профиль: Финансы и кредит

Личное дело № 100.02/130145

Преподаватель: М.И.Воробьева

 

 

 

 

                                                     Барнаул 2013

Научная революция

К рубежу XIX—XX вв. кардинально  изменились основы научного мышления; переживает расцвет естествознание, идет создание единой системы наук. Этому способствовало открытие электрона  и радиоактивности. Произошла новая  научная революция, начавшаяся в  физике и охватившая все основные отрасли науки. Ее представляют М. Планк, создавший квантовую теорию, и  А. Эйнштейн, создавший теорию относительности, ознаменовавшие прорыв в область  микромира.

В конце XIX—начале XX вв. связь  науки с производством приобрела  более прочный и систематический  характер; устанавливается тесная взаимосвязь  науки с техникой, обусловливающая  постепенное превращение науки  в непосредственную производительную силу общества. Если до конца XIX в. наука оставалась «малой» (в этой сфере было занято небольшое число людей то на рубеже XX в. способ организации науки изменился — возникли крупные научные институты, лаборатории, оснащенные мощной технической базой. «Малая» наука превращается в «большую» — численность занятых в этой сфере увеличилась, возникли специальные звенья научно-исследовательской деятельности, задачей которых стало скорейшее доведение теоретических решений до технического воплощения, в их числе — опытно-конструкторские разработки, производственные исследования, технологические, опытно-экспериментальные и др.

Электричество 

На основе электричества  была создана новая энергетическая основа промышленности и транспорта, т.е. решена крупнейшая техническая  проблема. В 1867 г. в Германии В. Сименс изобрел электромагнитный генератор  с самовозбуждением, которым при  помощи вращения проводника в магнитном  поле можно получать и вырабатывать электрический ток. В 70-е гг. была изобретена динамо-машина, которую  можно было использовать не только как генератор электроэнергии, но и как двигатель, превращающий электрическую  энергию в механическую. В 1883 г. Т. Эдисон (США) создал первый современный генератор. Следующая успешно решенная задача — передача электроэнергии по проводам на значительные расстояния (в 1891 г. Эдисоном создан трансформатор). Производство электроэнергии было организовано на особых предприятиях — электростанциях.

Самым удачным изобретением стала многоступенчатая паровая  турбина английского инженера Ч. Парсонса (1884), сыгравшая значительную роль в развитии энергетики — она позволяла во много раз повысить скорость вращения.

Наряду с тепловыми  турбинами шли разработки гидравлических турбин; впервые они были установлены  на Ниагарской гидроэлектростанции  в 1896 г., одной из крупнейших электростанций того времени.

Особенное значение получили двигатели внутреннего сгорания. Модели таких двигателей, работавших на жидком горючем (бензине), создали  в середине 80-х годов немецкие инженеры Г. Даймлер и К. Бенц. Эти двигатели использовались моторным безрельсовым транспортом.

В 1896—1987 гг. немецкий инженер  Р. Дизель изобрел двигатель внутреннего  сгорания с большим коэффициентом  полезного действия. Затем он был  приспособлен к работе на тяжелом  жидком топливе и получил исключительно  широкое применение во всех отраслях промышленности и транспорта. В 1906 г. в США появились тракторы с  двигателями внутреннего сгорания. Применение их в сельском хозяйстве  началось с 1907 г. Массовое производство таких тракторов было освоено  в годы Первой мировой войны.     

 Электротехника

Одной из ведущих отраслей становится электротехника, развиваются  ее подотрасли. Так, получает широкое распространение электрическое освещение, вызванное строительством крупных промышленных предприятий, ростом больших городов, увеличившимся производством электроэнергии.

Изобретение лампы накаливания  принадлежит русским ученым: А.Н. Лодыгину (лампа накаливания с  угольным стерженьком в стеклянной колбе, 1873) и П.Н. Яблочкову (конструкция  электродуговой лампы, «электрической свечи», 1875).

В 1879 г. американский изобретатель Т. Эдисон предложил вакуумную лампу  накаливания с угольной нитью. В  последующем в конструкцию ламп накаливания изобретателями различных  стран вносились улучшения. Так, А. Н. Лодыгиным были разработаны лампы с металлическими нитями, в том числе с вольфрамовыми, применяемыми и сейчас. Хотя во многих странах мира еще долгое время сохранялось газовое освещение, но оно уже не могло противостоять распространению электрических осветительных систем.

Вторая НТР — это  период широкого развития и такой  отрасли электротехники, как техника  средств связи. В конце XIX в. существенно усовершенствована аппаратура проволочного телеграфа, а к началу 80-х были выполнены большие работы по конструированию и практическому применению телефонной аппаратуры. Изобретатель телефона — американец А. Г. Белл, получивший первый патент в 1876 г. Микрофон, отсутствовавший в аппарате Белла, был изобретен Т. Эдисоном и независимо от него англичанином Д. Юзом. Благодаря микрофону увеличивался радиус действия телефонного аппарата. Первая телефонная станция в США была построена в 1877 г.    

 Через два года введена  в строй телефонная станция  в Париже, в 1881 г. — в Берлине,  Петербурге, Москве, Одессе, Риге и  Варшаве. Автоматическая телефонная  станция запатентована американцем  А. Б. Строуджером в 1889 г.

Одно из важнейших достижений второй НТР — изобретение радио  — беспроволочной электросвязи, основанной на использовании электромагнитных волн (радиоволн). Эти волны  были впервые обнаружены немецким физиком Г. Герцем. Практическое создание такой связи осуществил выдающийся русский ученый АС. Попов, продемонстрировавший 7 мая 1885 г первый в мире радиоприемник. Затем последовала передача на расстояние радиограммы, в 1897 г. осуществлена радиотелеграфная связь между кораблями на расстоянии 5 км. В 1899 г. достигнута устойчивая длительная передача радиограмм на дистанцию 43 км.

Итальянский инженер Г. Маркони  в 1896 г. запатентовал способ передачи электрических  импульсов без проводов. В начале XX в. родилась еще одна отрасль электротехники — электроника. В 1904 г. английским ученым Дж. А. Флемингом была разработана двухэлектродная лампа (диод), которая могла использоваться для преобразования частот электрических колебаний. В 1907 г. американский конструктор Ли де Форест предложил трехэлектродную лампу (триод), с помощью которой можно было не только преобразовывать частоту электрических колебаний, но и усиливать слабые колебания. Начало промышленной электроники было положено введением ртутных выпрямителей для преобразования переменного тока в постоянный.

Металлургия

Вторая НТР знаменовалась  не только созданием новых отраслей, но и затронула старые отрасли  промышленности, прежде всего металлургию. Быстрое развитие производительных сил — машиностроения, судостроения, военного производства, железнодорожного транспорта — предъявляло спрос  на черные металлы.Были внедрены новые способы производства стали за счет передела чугуна в конверторе под сильным дутьем (Г. Бессемер, Англия, патент 1856) и в специальной печи — литой стали (П. Мартен, Франция, 1864). Английский металлург С. Томас в 1878 г. предложил для выплавки стали применять железную руду с большими примесями фосфора. Этот метод позволял освобождать металл от примесей серы и фосфора.

В 80-х годах введен электролитический  способ получения алюминия, позволивший  развивать цветную металлургию. Электролитический метод был  также использован для получения  меди (1878). Эти методы составили основу современного сталелитейного производства, хотя томасовский метод во второй половине XX в. был вытеснен кислородно-конверторным процессом. 

 

Транспорт

Важнейшим направлением второй НТР стал транспорт — появились  новые виды транспорта и совершенствовались существовавшие средства сообщения.

Такие потребности практики, как рост объемов и с корости перевозок, способствовали совершенствованию железнодорожной техники. В последние десятилетия XIX в. завершился переход к стальным железнодорожным рельсам. Все более широко применялась сталь при строительстве мостов. «Эру стальных мостов» открыл арочный мост, построенный в США в 1874 г. через р. Миссисипи у города Сент-Луис. Его автор — Дж. Иде. Проезжую часть висячего Бруклинского моста (около Нью-Йорка) с центральным пролетом в 486 м поддерживали стальные канаты. Холл-Гейтский арочный мост в Нью-Йорке сооружен в 1917 г. полностью из лигированной стали (высокоуглеродистой). Крупнейшие стальные мосты были возведены в России через Волгу (1879) и Енисей (1896) под руководством инженера НА. Боголюбского. С 80-х годов при строительстве мостов наряду со сталью начали шире применять железобетон.   

 На железных дорогах,  прокладываемых в Альпах, были  прорыты крупнейшие тоннели: Сен-Готардский (1880), Симгоюнский (1905). Самым значительным из подводных тоннелей был семикилометровый Севернский тоннель в Англии (1885).    

 Совершенствовался подвижной  состав на железных дорогах  — резко возросли мощность, сила  тяги, быстроходность, вес и размеры  паровозов, грузоподъемность вагонов.  С 1872 г. на железнодорожном  транспорте введены автоматические  тормоза, в 1876 г. разработана  конструкция автоматической сцепки.

В конце XIX в. в Германии, России, США велись эксперименты по введению на железных дорогах электрической  тяги. Первая линия электрического городского трамвая открылась в  Германии в 1881 г. В России строительство  трамвайных линий началось с 1892 г. В 90-е годы в ряде стран появились  пригородные и междугородные  электрические железные дороги. Однако против этого выступали активно  железнодорожные, угольные, нефтяные компании.

Развивался флот. С 60-х  годов на морских судах стали  применять поршневые паровые  машины с многократным расширением  пара. В 1894—1895 гг. были проведены первые опыты по замене поршневых двигателей паровыми турбинами. Стремились также  к увеличению мощности и скорости морских и океанских паровых  судов: пересечение Атлантического океана стало возможным теперь за семь—пять дней. Приступили к строительству  судов с двигателями внутреннего  сгорания — теплоходов. Первый теплоход — нефтеналивное судно «Вандал» было построено русскими конструкторами в 1903 г. В Западной Европе строительство  теплоходов началось с 1912 г. Крупнейшим событием в развитии морского транспорта было сооружение в 1914 г. Панамского канала, имевшего не только экономическое, но и политическое и военное значение.     

 Новый вид транспорта, родившийся в эпоху второй  НТР, — автомобильный. Первые  автомобили были сконструированы  немецкими инженерами К. Бенцем и Г. Даймлером. Промышленное производство автомобилей началось с 90-х годов, причем в нескольких странах. Способствовало успеху автомобилей изобретение в 1895 г. ирландским инженером Дж. Дэнлопом резиновых шин. Высокие темпы развития автомобилестроения повлекли за собой строительство шоссейных дорог.

Новый вид транспорта рубежа XIX и XX вв. — воздушный. Он подразделяется на аппараты легче воздуха — дирижабли  и тяжелее воздуха — самолеты (аэропланы). В 1896 г. немецкий конструктор  Г. Зельферт применил для дирижаблей двигатель внутреннего сгорания, работавший на жидком топливе, что способствовало развитию дирижаблестроения во многих странах. Но решающую роль в развитии воздушного транспорта сыграли самолеты.

В разработку авиационных  проблем и вопросов воздухоплавания  огромный вклад внесли русские ученые и изобретатели, основоположники  современной гидро- и аэродинамики Д. И. Менделеев, Л. М. Поморцев, С.К. Джевецкий, К. Э. Циолковский и особенно Н. Е. Жуковский. Большая заслуга в освоении техники полетов принадлежит немецкому инженеру О. Лилиенталю.

Первые опыты конструирования  самолетов с паровыми двигателями  осуществили А. Ф. Можайский (1882—1885, Россия), К. Адер (1890—1893, Франция) X. Максим (1892—1894, США). Широкое развитие авиации стало возможным после установления легких и компактных бензиновых двигателей. В 1903 г. в США братья У. и О. Райт совершили четыре полета на самолете с двигателем внутреннего сгорания.

Технология и организация  производства

Для второй НТР характерно проникновение химических методов  обработки сырья практически  во все отрасли производства. В  таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная  промышленность, стала широко использоваться химия синтетических волокон  — пластических масс, изоляционных материалов, искусственного волокна  и пр. Американским химиком Дж. Хайеттом в 1869 г. был получен целлулолид. В 1906 г. Л. Бакеланд произвел бакелит, затем были получены карболит и другие пластические массы. Разработка французским инженером Г. Шардоне в 1884 г. метода изготовления искусственного волокна стала основой для производства нитрошелка, а с 1903 г. — искусственного шелка и вискозы.

В 1899—1900 гг. труды русского ученого И. Л. Кондакова позволили получить синтетический каучук из углеводов. Предложены методы изготовления аммиака, служащего исходным веществом для азотной кислоты, и других азотных соединений, необходимых в производстве красителей, удобрений и взрывчатых веществ. Лучшим методом оказался метод немецких ученых Ф. Габера и К. Боша.

Информация о работе Переход ведущих стран к монополистической стадии развития