Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:34, доклад
Освоение восточных окраин Российского государства в XIX веке выразилось в массовом переселенческом движении, которое приобрело значительные масштабы после 1861 г., т. е. после отмены крепостного права. В настоящее время актуальным является вопрос выяснения социальной стороны переселенчества, т.е. изучение внутреннего состояния переселенцев, их проблем и нужд в пути и по приходу на новые места. Официальная документация, к сожалению, не позволяет в полной мере раскрыть всех этих вопросов. Но свет на них может пролить периодическая печать, показывающая отношение передовой части российского общества к данным проблемам.
Кароннов В.А.
Переселенческое движение через Сибирь в 1886 г. по материалам газеты «Восточное обозрение»
Освоение восточных окраин Российского государства в XIX веке выразилось в массовом переселенческом движении, которое приобрело значительные масштабы после 1861 г., т. е. после отмены крепостного права. В настоящее время актуальным является вопрос выяснения социальной стороны переселенчества, т.е. изучение внутреннего состояния переселенцев, их проблем и нужд в пути и по приходу на новые места. Официальная документация, к сожалению, не позволяет в полной мере раскрыть всех этих вопросов. Но свет на них может пролить периодическая печать, показывающая отношение передовой части российского общества к данным проблемам.
В частности, газета «Восточное обозрение», издававшаяся в столице, показывала не только статистические данные, но и проблемы переселенцев в пути по России и по приезду в Сибирь. В данной работе мы попытаемся проследить освещение переселенческого движения в 1886 году. Причиной выбора данного хронологического отрезка является то, что освещение процессов переселения в этом году велось практически по–недельно, тогда как миграция населения из Европейской России в предыдущие году освещалась крайне скупо1.
Необходимо отметить, что крестьяне, двигаясь в Сибирь, перемещались в основном на 3 видах транспорта: на пароходах по рекам2, на поездах по железной дороге3, а также на подводах4. Характерно, что переселенцы, двигаясь на подводах, зачастую не попадали под учет, так как двигались в обход Томска и Тюмени, где находилось «тюменское убежище»5 (место первоначального учета вновь прибывших пилигримов). Говоря о соотношении того или иного вида транспорта, использованного для прибытия в «обетованныя земли», стоит сказать, что зачастую крестьяне прибывали на пароходах ввиду относительной дешевизны перевозок багажа. Всего за три месяца на пароходах прибыло 19 партий переселенцев в количестве 2823 человек6.
По пути в Сибирь переселенцы терпели огромные лишения и трудности, что было отмечено в заметках «Восточного обозрения». 10 июля 1886г. в Томск на пароходе «Пермяк», принадлежавшем предпринимателю Корнилову, прибыла огромная переселенческая партия. На боту судна находилось 1006 человек. Все они из Курской губернии и направлялись на участок «Городок» Минусинского уезда. «Не умещаясь в бараках (где трудно пройти от тесноты) вновь прибывшие заняли даже хлев и все, что можно было занять, и, все–таки, многие ночевали на улице…. Та часть партии которая случайно попала в самых пароход, ехала относительно сносно. Но попавшие на баржу были через люк спущены в трюм, где нет даже окон! 13 ½ суток провели эти несчастные в неимоверной духоте и полутьме… Прельстил г. Корнилов этих новых невольников, по обыкновению, «дешевизною» провоза (до 10-летнего возраста и багаж – бесплатно; с взрослых по 3 руб. с человека, с подростков – меньше)7». Газета осуждает нечестного на руку дельца, говоря что по его вине «народ совершенно изморен».
Так же с крестьянами происходили различного рода неурядицы, которые были отражены на страницах указанного нами издания. Так, в заметке «Переселенцы на пути по России» указывается, что пароходные пассажироперевозки до Перми, где происходила перегрузка на паровозы, осуществляли суда Курбатова и Григорьева. Обычно они привозили переселенцев рано утром, а поезд уходил на Тюмень – пункт учета вновь прибывших – уходил поздно вечером, «…таким образом, – сообщает газета, – переселенцам приходится дожидаться [поезда – В.К.] очень долгое время и испытывать вопиющие неудобства»8. Дело заключалось в том, что сойдя с судна и не найдя приюта на пристани, люди шли в поисках теплого места на железнодорожную станцию, но по распоряжению администрации железной дороги «переселенцы и здесь встречают отпор, который выливается в форму довольного внушительного движения рук и криков «пошел, пошел!... куд-да прете!... не приказано!». При этом на дворе стояла очень холодная погода – всего 40 С. Корреспондент передает следующую картину: «И вот переселенцы, волею судеб, остаются на грязной мостовой под проливным дождем, пронизывающим насквозь их ветхую одежду…». Редакция газеты в конце заметки просит хотя бы на первое время дать приют «этой оборванной, полуголодной, посиневшей от холода толпе».
Помимо проблем при проезде, газетой отмечаются обмана переселенцев уже в Сибири. Многие крестьяне, не имея достаточных денег для поездки на поездах, в Екатеринбурге, а затем, после постройки екатеринбурско-тюменской железной дороги, в Тюмени покупали для дальнейших перевозок своих грузов лошадей у местных торговцев, в основном татар. Последние поили лошадей водкой, насильно вливая ее животным в рот. Вследствие этого кони были чрезвычайно бодры на вид и, как следствие, легче сбывались продавцами. Приводится такой пример: переселенцами была куплена лошадь за 45 рублей, но на другой день она начала прихрамывать и продана обратно продавцу за 13 рублей9. Как отмечает издание, таких случаев в июне 1886 г. было уже несколько.
Помимо проблем с местным населением, переселенцы сталкивались с произволом администрации. 1 июня на 13 подводах в Тюмени из Самарской губернии прибыла переселенческая партия 6 семей (43 души). Партия эта была крайне бедная. Самая богатая семья семья при выходе из общины имела 100 рублей, но 90 руб. израсходовала на переезд. А одна семья имела только 1 ½ руб., и шла, разумеется «Христовым именем», т.е. прося милостыню. Хотя большинству из этой партии нечего было есть, но чиновник Министерства внутренних дел, отвечавший за переселенческое дело в Тюмени, Васильков в пособии им отказал, так как «сухопутным партиям он вообще из принципа не помогает»10. Как сообщает газета, Василькова вскоре отстранили от должности и на его место был откомандирован «г. Чарушин, бывший для той же цели [т.е. для заведывания переселенческим делом – В.К.] в Златоусте.
Также на страницах печатного органа отмечен случай обмана ходоками своей общины. 5 августа 1886 г. в Томск вернулась партия из 7 семей из числа 70 домозавосдтв, которые в начале навигации прибыли из Екатеринославской губернии в Минусинской уезд. Их вел в Сибирь ходок Тарас Ровный, который уверял их, по прибытии на родину, что нашел место, пригодное для заселения 70 семей. Общинники двинулись в путь, но оказалось что место, приисканное Ровным, пригодно только для 20 семей. Таким образом, там расположилось 20 семей, 7 вернулось на родину, а оставшиеся 43 семейства остались ожидать приезда чиновника из Красноярска, «чтобы просить его заставить Ровного вернуть их обратно на его счет11».
Говоря о масштабах переселенческого движения в 1886 году, стоит выделить следующие моменты. Переселение началось с апреля месяца, причем отмечается оно с внутренней миграции крестьянства по Сибири. 17 семей новоселов из Кайлинской волости Томского округа просили перевести их в Семиреченскую область «вследствие неурожаев хлеба, отсутствия заработков и проч.12»[9]. Затем же стали прибывать переселенцы из Европейской части России. Всего же через Сибирь прошел 5 761 человек, которые и остались здесь жить. Необходимо отметить, что этот год являлся минимумом переселений за 1882-1886 годы: если в 1882 г. прибыло 10 953 чел., в 1883 г. – 15 709 чел., то в 1886 г. – 5 761. Причиной снижения потока переселенцев был, по замечанию газеты, неурожай 1883 г. и средний урожай 1884 г.13 Лидерами по количеству переселенцев были Курская, Екатеринославская, Вятская, Пензенская, Астраханская14.
Таким образом, газета «Восточное обозрение», рассматривая процесс переселения в 1886 г., дает не только статистические сведения о количестве переселившихся, но и обнажает различные проблемы переселенческого потока, как то отсутствие элементарных условий пребывания в первоначальный период, произвол чиновников, алчность перевозчиков и другие. Необходимо отметить, что этот периодический орган не только выявлял проблемы, но всячески пытался их разрешить.
1 Устройство быта переселенцев в Сибири // «Восточное обозрение». 1883. № 42. 20 октября. С. 1-3.
2 «Восточное обозрение». 1886. № 29. 17 июля. С. 4
3 Там же.
4 «Восточное обозрение» . 1886. № 30. 24 июля. С. 7.
5 «Восточное обозрение». 1886. № 28. 10 июля. С. 5.
6 Подсчитано по: «Восточное обозрение». 1886. № 29. 17 июля. С. 4; № 31. 31 июля. С. 5; № 32. 7 августа. С. 6; № 34. 21 августа. С. 4-5; № 35. 28 августа. С. 4.
7 «Восточное обозрение». 1886. № 32. 7 августа. С. 6.
8 «Восточное обозрение». 1886. № 28. 10 июля. С. 5.
9 «Восточное обозрение» . 1886. № 30. 24 июля. С. 7.
10 «Восточное обозрение». 1886. № 31. 31 июля. С. 5.
11 «Восточное обозрение». 1886. № 37. 11 сентября. С. 4.
12 «Восточное обозрение». 1886. № 51. 18 декабря. С 10.
13 «Восточное обозрение». 1886. № 35. 28 августа. С. 4.
14 «Восточное обозрение». 1886. № 51. 18 декабря. С 10.