Перестройка: экономические и политические реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза.

Содержание работы

Введение.
1.1.Термин.
Экономические реформы перестройки.
Политические реформы перестройки.
Внешняя политика СССР 1985 - 1991 гг.
Заключительный этап «перестройки». Распад СССР и коммунистической системы.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ.docx

— 45.72 Кб (Скачать файл)

С 1 апреля 1991 года правительство В.С. Павлова пошло на повышение розничных цен в 2-5 раз практически на все продовольственные и промышленные товары повседневного спроса, надеясь, что это остановит ажиотажный спрос на них. При этом заработная плата повышалась в среднем на 20-30%, выдавалась также единовременная компенсация в размере 60 рублей. Повышение цен еще более усилило социальную напряженность. С весны 1991 года наблюдается рост забастовочного движения. К бастующим шахтерам присоединялись сотни трудовых коллективов в других отраслях. Общее число бастовавших превысило 1 млн человек. Их требования, наряду с экономическими, теперь носили и политический характер: кроме отставки Горбачева и Павлова, бастующие требовали восстановления частной собственности, реальной многопартийности и т.п.

Экономика СССР в 1991 году переживала глубокий кризис, который выражался в 11% -м спаде производства, в 20-30% -м дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд. долларов.

Таким образом, непоследовательность в проведении преобразований в период "перестройки" не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической системы, но и еще больше его углубила. Оппозиция широко использовала в своих интересах недовольство народных масс центральной властью, что в конечном счете привело к ее уничтожению.

 

3. Политические реформы перестройки.

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 года и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

Одним из главных направлений перемен стала «кадровая революция». За 5 лет «перестройки» состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». Однако очень скоро инициаторы Перестройки поняли, что одной заменой кадров проблем, стоящих перед страной, не решить. Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М.С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось — не без колебаний — на реформирование закостеневшей политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма торможения».

В соответствии с решениями XIX партконференции, проходившей в июне 1988 г., вводилась двухуровневая система представительных органов. Учреждается новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989—1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховный Совет СССР и Советы республик. Вводился новый пост —председателя Совета. Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР — Б.Н. Ельцин (май 1990 г.). Создание правового государства требовало изменения старого законодательства. Были приняты новые законы: о праве граждан на судебное обжалование действия администрации; о свободе прессы и средствах массовой информации; об общественных организациях; о свободном въезде и выезде из СССР. Было пересмотрено уголовное законодательство, отменены статьи за «антисоветскую пропаганду», санкции в отношении религии.

Демократизация и гласность стали выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась так же, как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

На данном этапе «перестройки» широкое развитие получила гласность. Гласность позволяла узнавать о трагических страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах власти.

Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений. В августе 1990 года были приняты указы Президента СССР М.С. Горбачева о реабилитации жертв политических репрессий 1920-х — 1930-х годов и о возвращении советского гражданства всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 годы. Был возвращен из ссылки академик А.Д. Сахаров, тут же включившийся в активную политическую деятельность.

I съезд народных  депутатов (май—июнь 1989 г.) положил начало столкновению между радикально настроенными депутатами и большинством Съезда во главе с Горбачевым. На Съезде сформировалась оппозиция, лидерами которой стали правозащитник А.Д. Сахаров и бывший секретарь Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин, снятый с должности за радикальный «уклон». Оппозиция осудила систему выборов народных депутатов и их результаты. Радикалы предложили свою программу политического реформирования, основные положения которой включали:

  • введение многопартийности;
  • введение не только представительной, но и прямой демократии в виде периодически проводимых референдумов;
  • избрание главы государства прямым тайным всеобщим голосованием;
  • введение особой процедуры выражения недоверия руководителю государства — «импичмента»;
  • отмену 6-ой главы Конституции 1977 г., утверждающей «руководящую и направляющую роль КПСС» в советском обществе и государстве.

В декабре 1989 г. собрался II съезд народных депутатов СССР, на котором оппозиция добилась значительных успехов, было заявлено о принятии новой демократической платформы КПСС с признанием многопартийности и политического плюрализма и о введении в стране новой должности — президента. В марте 1990 г.

III съезд народных депутатов СССР отменил 6-ю статью Конституции и ввел должность президента СССР. Съезд избрал на эту должность М.С. Горбачева (за него проголосовало 60% депутатов). Новая реформа вызвала критику теперь уже не только слева, но и справа. Для консерваторов нежелательным было сосредоточение власти в руках президента вместо коллегиального руководства, радикалы настаивали на его избрании всем населением страны. В этих небывалых с 1917 г. условиях свободы и духовного раскрепощения резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий с крайне узкой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархистских до анархистских с преобладанием центристских (либерально-демократических) группировок. В республиках появляются партии и массовые движения национальной, а зачастую и националистической ориентации: «народные фронты» в Молдавии, Латвии и Эстонии, литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Свободная Грузия» и др.

В 1989—1991 годы были сформированы основные партийно-политические партии и блоки. Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (Н.А. Андреева), Российской коммунистической рабочей партии (В.А. Тюлькин), движения «Трудовая Россия» (В.И. Анпилов), Коммунистической партии РСФСР (И. Полозков, затем Г.А. Зюганов) и др. партии социал-демократического типа включали в себя: Социал-демократическую партию России (О. Румянцев, В. Шейнис), Социалистическую партию трудящихся (Л.С. Вартазарова), Народную партию свободной России (А.В. Руцкой) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением «Демократическая Россия» (Е.Т. Гайдар), Демократической партией России (Н.И. Травкин), Республиканской партией РФ (В.Н. Лысенко) и др. Фланг праворадикальных и консервативных партий был следующим: Христианско-демократическая партия России (А. Чуев), Монархическая партия, Крестьянская партия России и др. Национально-патриотические: Русский национальный собор (генерал А.Н. Стерлигов), Российский общенародный союз (С.Н. Бабурин), Либерально-демократическая партия (В.В. Жириновский) и др. Образовались радикал-националистические партии: Национально-патриотический фронт «Память» (Д.Д. Васильев), Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское национальное единство» (А.П. Баркашов), Национально-республиканская партия (Н.Н. Лысенко) и др.

Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

 

 4. Внешняя политика СССР 1985 - 1991 гг.

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы (ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д.) можно было решить только совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;

б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений;

в) деидеологизации международных отношений;

г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;

д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

В заявлении М.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.

Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.

В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной мощи, отказ от прежних приоритетов, таких как помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально - освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. После того, как с января 1991 года Советский Союз установил торгово-экономические отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно-долларовой основе, экономические, а затем и политические связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование военная организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи.

Конец 80-х-начало 90-х годов вместе с глубокими изменениями в политической системе Советского Союза привел к подобного рода изменениям в социалистических странах Восточной Европы. За этот период там пришли к власти демократические правительства, тяготеющие к Западу, коммунистические партии потеряли свое влияние и ведущую роль. В октябре 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. В многонациональной Югославии начались межнациональные конфликты. Политический ландшафт и расстановка сил в Европе коренным образом изменились.

С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса.

Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.

 

5. Заключительный этап «перестройки». Распад СССР и коммунистической системы.

Национальное направление этого движения было представлено Народными фронтами союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии). В течение 1989—1990 годов прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете.

Кризис коммунистической идеологии начался одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти, за этим последовал процесс распада КПСС, потерявшей функции механизма, скреплявшего «союз нерушимый республик свободных». В течение 1989—1990 годов из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1990 г. была создана КП РСФСР.

В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 года в Тбилиси, в январе 1990 года в Баку, в январе 1991 года в Вильнюсе и Риге).

В 1988—1990 годах были приняты партийные резолюции «О межнациональных отношениях», «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», а также «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В декабре 1990 года IV Съезд народных депутатов СССР принял постановление «Об общей концепции Союзного договора», который в апреле 1991 года был подписан в Ново-Огарево (так называемое соглашение «9+1»). Этот договор, а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предусматривали предоставление значительных прав республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 года в СССР был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан (76,4 %) высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

Информация о работе Перестройка: экономические и политические реформы