Перестройка в СССР и БССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 01:15, реферат

Описание работы

В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным под названием "Возрождение". Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения, на

Файлы: 1 файл

13 вопрос.docx

— 15.76 Кб (Скачать файл)

13. Выдающиеся деятели  Возрождения: Ф.Скорина, С.Будный, В.Тяпинский, Н.Гусовский.

В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного  оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской  истории совпал  с общественным движением в европейских странах, известным под названием "Возрождение". Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами  таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения, науки как Франциск Скорина, Николай Гусовский,  Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др. Эти известные просветители требовали в воспитании всестороннего развития личности, высказывали идеи усовершенствования общества, развития национального языка и культуры, многое делали для содействия этому.

Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и  просветитель. Родился в Полоцке  в купеческой семье. Имел степень  бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник". Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. В силу определенных условий он издавал библейские книги, однако сам характер изданий, своеобразное комментирование текстов в предисловиях, послесловиях, на полях, их оформление, свидетельствуют о том, что Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык в сторону сближения с тогдашним белорусским литературно-письменным языком, небольшой формат книг был удобен читателю, был упрощен кириллический алфавит (стал ближе к тогдашней белорусской деловой письменности), кроме религиозных текстов в ряде книг, в частности в "Малой подорожной книжице" содержатся научные и практические сведения. Книги Скорины использовались как образец в типографиях православных братств. Его книги прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы. Его издательская деятельность предусматривала основным образом просветительские цели, а не религиозно-богословские.

Педагогические идеи Ф.Скорины.

•  демократизация образования;

•  книга как средство просвещения;

•  опора на родной язык;

•  значение трудового воспитания;

•  воспитание чувства собственного достоинства;

•  формирование "досконального  человека" – духовно-нравственной личности;

•  ориентация на практические действия.

Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.

Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, представитель новолатинской школы, выдающийся деятель славянской культуры. Родился в семье охотника, образование получил в Вильно, Польше, Италии. В 1522 году написал свое лучшее произведение "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него" (Песнь о зубре), где изложил многогранную идейно-эстетическую, педагогико-просветительскую программу. Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им были написаны поэма "Победа над турками" и др.

Педагогические идеи.

•  не преуменьшая роли умственного  воспитания большое внимание, уделял трудовому воспитанию;

• с целью морально-этического совершенствования общества, повышения  его образованности пропагандировал  систему латинского европейского образования;

•  в воспитании отводил большую  роль общению с природой, искусству  и науке;

•  важным считал патриотическое воспитание;

•  на первое место ставил метод  упражнений;

•  первичным считал воспитание духовности (сила духа важнее, чем сила тела).

Симон Будный (ок. 1530- 1593) (1993г.был объявлен ЮНЕСКО годом Симона Будного). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик педагог, один из руководителей реформационного движения в Беларуси и Литве. Выходец из дворянской семьи, образование получил в Пражском и Краковском университетах. Был пастырем в Клецке, Несвиже и др. белорусских городах. Будный объединил вокруг себя противников феодально-католической  реакции-гуманистов различных направлений. Будный был за радикальные преобразования в области школы, требовал права на образование для всех сословий, всего народа.

Он выступал за совершенствование  системы образования форм и методов  его. По рекомендации Будного назначались директора школ, высококвалифицированные педагоги.

Педагогические идеи С. Будного.

•  выступал против иезуитских методов  воспитания и обучения;

•  основой воспитания считал труд;

•  считал Библию средством просвещения  народа;

• боролся за процветание нации, за развитие ее культуры, за выявление  и процветание среди народа;

• как ученый одним из первых обратился  к истории языков, лексике, фонетике, морфологии и заметил родственность  между отдельными группами языков.

В его сочинениях сильны идеи гуманизма, считал, что чувства и разум  ребенка учитель должен развивать, а личное достоинство уважать. Учитель  должен заботиться о духовном  и  физическом развитии ученика.

Учение Будного о воспитании  легло в основу национальной педагогической мысли. Огромна его роль в развитии радикальных религиозно-философских идей в Восточной Европе и в развитии  на Беларуси науки и просвещения. Многие  его сочинения были сожжены иезуитами, а его осудили как еретика. В наше время известны 24 работы С. Будного (их было, несомненно, больше). Некоторые из них: "Катехизис" (первый школьный учебник на белорусском языке с толковым словарем, напечатанным в Несвиже, из греческого - голос учения.) "Оправдание грешного человека перед богом" на белорусском языке, "Об основных произведениях христианской веры", "О власти меча", переводил библии, написал комментарии к переводу "Нового Завета", писал на белорусском, польском, латинском (знал более 10 языков.).

Последователем и другом С. Будного был Василий Тяпинский (настоящая фамилия Омельянович) (1540-1603). Следует отметить, что белорусские мыслители предвосхитили идеи просвещения своей страстной защитой национального (старобелорусского) языка и активной пропагандой народного образования.


Информация о работе Перестройка в СССР и БССР