Перестройка в СССР в 1985-1991 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Нарастание негативных тенденций в обществе привело к тому , что страна в середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического кризиса. Положение в стране поставило общество перед необходимостью радикальной перестройки всех сторон жизни.
Сначала едва незаметно, затем все сильнее стали обозначаться новые явления, процессы, доселе мало предсказуемые. Стали говорить о приоритете общечеловеческих ценностей. Закончился почти десятилетний период пребывания советских войск в Афганистане, начался пересмотр отношений к этой войне. Митинги, демонстрации, зажигательные речи, забастовки. Встречи лидера страны с президентами и лидерами других стран.

Содержание работы

Введение (3стр.).

1. Понятие и причины перестройки (4-5стр.).

2. Политические реформ (6-7стр.).

3. Экономические реформы (8-11стр.).

4. Новое политическое мышление (12-16стр.).

5. Роль гласности и свободы слова (17-19стр.).

Заключение (20-22стр.).

Список литературы (23стр.).

Файлы: 1 файл

Контр-История.docx

— 46.32 Кб (Скачать файл)

Программа технического перевооружения сразу же натолкнулась на инерцию системы. Перевод на 2–3-х сменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магазинов, столовых, детских учреждений, поэтому и не был осуществлен в сколько-либо крупных масштабах. В условиях всеобщего дефицита и монополизма производителя лозунг улучшения качества выглядел просто нелепо – брали любую продукцию. Меры же, на­правленные на укрепление дисциплины, были настолько непродуманными, что кроме вреда ничего не принесли.

Особый ущерб, как экономике страны, так и авторитету власти нанесла антиалкогольная кампания, развернувшаяся начиная с мая 1985 года. В ряде районов было введено полное запрещение продажи алкоголя, началась массовая вырубка виноградников в Армении и Крыму. Бесконечные очереди за водкой вели к унижению людей, к массовому озлоблению народа. Возросло производство самогона, употребление суррогатов. Принимаемые меры не были экономически обоснованы – доходы от продажи водки составляли значительную часть доходов бюджета (по некоторым подсчетам до 30%). Ущерб от антиалкогольного законодательства составил около 40 млрд. рублей.

Огромный ущерб нанесла экономике Чернобыльская катастрофа. 25 апреля 1986 г. на атомной станции произошел взрыв реактора и пожар. Радиоактивное облако затронуло ряд европейских стран и, в первую очередь, Украины и Белоруссии. Было эвакуировано свыше 120 тыс. человек. С трудом удалось предотвратить радиоактивное заражение Днепра и ряда других рек. Трагедия имела воистину планетарный масштаб, для ликвидации ее последствий потребовались огромные средства – все планы экономического роста сразу же оказались нарушенными.

Началась коренная перестройка руководства экономикой. Министерства должны были руководить предприятиями не директивно, а с помощью экономических рычагов – кредитов, госзаказов, системы цен.

Летом 1989 г. коллективы предприятий получили право брать их в аренду и выходить из состава министерств. Заводы и фабрики различных министерств могли теперь объединяться в концерны, акционерные общества. Пред­приятиям было разрешено выпускать акции.

В сельском хозяйстве провозглашалось равноправие всех форм собственности, развитие арендных отношений на селе. Программа ускорения требовала для своего осуществления гигантских капиталовложений в промышленное развитие. Начали осуществляться крупные социальные программы: «Жилье до 2000 г.», повышение пенсий, стипендий студентам. Затраты на них не вели к увеличению выпуска товаров.

Падение мировых цен на нефть, составляющую основную статью экспорта, привело к сокращению валютных поступлений. Правительство вынуждено было резко сократить импорт, но сокращение это произошло за счет пред­метов потребления, лекарств, продовольствия – импорт же машин и оборудования продолжался. Это еще более осложнило положение на потребительском рынке.

На руках населения стали скапливаться значительные денежные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. В то же время цены, установленные государством, согласно идеологии социализма, оставались неизменными. Теперь не успевали поставлять товары в магазин – прилавки мгновенно пустели. Магазины стояли без товаров, а домашние холодильники были полны. Все большие масштабы принимала теневая экономика – на перепродаже товаров наживались огромные состояния. Чтобы удовлетворить запросы потребителей был увеличен импорт потребительских товаров на кредитной основе. Государство влезло в долги, но стабилизировать рынок не удавалось.

С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер. Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Резко возросли сверхнормативные запасы. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежному товарообороту, отказывались от госзаказа.

Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях (1989 г.– 211 млрд. т., 1990 г.– 230 млрд. т. зерна) стал ощущаться недостаток продовольствия.

Стало ясно, что политика ускорения социально-экономического развития, провозглашенная XXVII съездом, потерпела крах, окончательно разбалансировала экономику. Страна встала перед необходимостью резко ограни­чивать капиталовложения в строительство, свертывать производственный импорт и перераспределять ресурсы на выпуск и закупку потребительских товаров.

В связи с экономическим кризисом возросли сепаратистские тенденции. Республики вводили таможенные барьеры, ограничивали вывоз со своих территорий промышленных товаров и продуктов питания, стали рушиться экономические связи.

Недовольство народа отсутствием товаров вызывало массовые забастовки, что еще более усугубило положение. Началось уже не замедление темпов, а сокращение производства.

Все более утверждалось мнение, что социалистическая система не реформируема в принципе – надо менять ее в корне. Постепенно такая точка зрения все более утверждалась в общественном сознании. Единственный выход виделся в переходе к рыночной экономике.

Программа такого перехода была разработана осенью 1990 г. группой С. Шаталина и Г. Явлинского. Она предусматривала в качестве первого шага приватизацию экономики как путем бесплатной передачи, так и путем про­дажи. Приватизация позволила бы связать денежные накопления населения, привела бы к демонополизации, к созданию конкуренции предприятий. Следующим шагом должна была стать либерализация цен, переход к свободному ценообразованию. Это привело бы к скачку цен, но в условиях конкуренции производителей и жесткой дефляционной политики правительства, ограничивающей количество денег в обращении, скачок, по мнению авторов, был бы кратковременным – цены должны были стабилизироваться и начать снижаться. Все эти меры должны были сопровождаться твердой социальной политикой (повышением пенсий, стипендий студентам, индексации доходов). Вся программа была рассчитана на 1,5 года и получила название «500 дней».

Этот план хорошо соответствовал стереотипу мышления, утвердившемуся в массовом сознании, обещая молниеносные изменения к лучшему. Проект Г. Явлинского был взят на вооружение Советом министров Российской Федерации и фактически превратился в орудие политической борьбы с центром, с «консерваторами, не хотевшими каких-либо преобразований».

 

Экономика Союза становилась неуправляемой. Правительство В. Павлова, сменившего Н.А. Рыжкова, не решалось на кардинальные шаги, провело лишь ряд конфискационных мер (замораживание вкладов в сберкассах, введение 5% налога с продажи, повышение цен на 50–70% и т. д.).

Государственный долг СССР достиг астрономической цифры 60 млрд. долларов. Золотой запас страны за 1985–1991 гг. сократился в 10 раз и составлял всего 240 т. В 1991 г. по всей стране, включая Москву, были введены карточки на основные продукты питания, винно-водочные изделия, табак. Необходимы были кардинальные, решительные меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Новое политическое мышление.

 

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название  нового политическогомышления .. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания:а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений.в) деидеологизации международных отношений;г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

 В  заявлении М.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской  декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении  на XXVII съезде КПСС подчеркивалось  признание советским руководством  приоритета общечеловеческих ценностей  над классовыми, приверженность  новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.

 Важнейшими  событиями стали вывод советских  войск из Восточной Европы, прекращение  войны и вывод советских войск  из Афганистана. Центральным стержнем  советской внешней политики продолжали  оставаться советско-американские  отношения. За эти годы состоялось  несколько встреч президента  М.С.Горбачева с президентами  США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор  о ликвидации ракет средней  и меньшей дальности. Летом 1991 года  было подписано соглашение о  значительном сокращении стратегических  наступательных вооружений. Через  несколько месяцев стороны обменялись  новыми инициативами в области  разоружения.

 В  марте 1989 года во время визита  М.С.Горбачева в Китайскую Народную  Республику были нормализованы  советско-китайские отношения. В  начале 1991 года во время войны  в Персидском заливе СССР вместе  со странами мирового сообщества  осудил действия Ирака. За многие  десятилетия это был первый  случай, когда СССР выступил на  стороне ведущих стран мира  против своих бывших союзников, хотя и не принял участия  в военных действиях. Летом 1991 года  впервые на ежегодную традиционную  встречу лидеров семи ведущих  стран был приглашен и советский  Президент. На встрече обсуждались  меры по оказанию помощи СССР  по преодолению экономического  кризиса и переходу к рыночной  экономике. Ухудшение внутриэкономического  положения заставило советское  руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу  в надежде добиться экономической  помощи и политической поддержки.

 Кризис  в Советском государстве, ослабление  его экономической и военной  мощи,отказ от прежних приоритетов,таких  как помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально - освободительному  движению, все большее пристраивание  к политике капиталистических  государств Запада вызвали изменение  отношений с бывшими союзниками. После того,как с января 1991 года  Советский Союз установил торгово-экономические  отношения со странами Совета  Экономической Взаимопомощи на  валютно - долларовой основе, экономические, а затем и политические связи  стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование  военная организация Варшавского  Договора, завершил свою деятельность  Совет Экономической Взаимопомощи.

 Конец 80-х-начало 90-х годов вместе с  глубокими изменениями в политической  системе Советского Союза привел  к подобного рода изменениям  в социалистический странах Восточной  Европы. За этот период там  пришли к власти демократические  правительства, тяготеющие к Западу, коммунистические партии потеряли  свое влияние и ведущую роль. В октябре 1990 года ГДР вошла  в состав ФРГ. В многонациональной  Югославии начались межнациональные  конфликты. Политический ландшафт  и расстановка сил в Европе  коренным образом изменились.

 С  ликвидацией Совета Экономической  Взаимопомощи значительно сократился  объем внешней торговли. Прекратились  поступления товаров легкой и  пищевой промышленности от европейских  социалистических стран, составлявшие  значительную часть внутреннего  товарооборота СССР. Отрицательное  сальдо внешней торговли увеличилось  в 1990 году в 2,9 раза по сравнению  с 1989 годом. Гуманитарная помощь  продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, 5(*) 0 не смогла  спасти положение. Наряду с позитивными  процессами, "перестройка" во внешнеполитической  сфере привела к разрыву связей  с бывшими союзниками из социалистических  и освободившихся стран, к свертыванию  экономических и торговых отношений  с ними, что еще более увеличило  внутренние трудности, способствовало  углублению экономического и  политического кризиса.

 Прекращение "холодной войны" вместе с  разрушением Берлинской стены  и ликвидацией Организации Варшавского  Договора не привели к желаемому  всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный  для войны с СССР, не только  не был распущен, но еще более  укрепился. Внутри страны начались  вооруженные конфликты. Военно-политическая  обстановка осложнилась.

 

 Внутриполитические, национальные и внешнеполитические  события к середине 1991 года подошли  к критическому рубежу. Главной, определяющей проблемой было  сохранение союзного государства. Центробежные тенденции стали  доминирующими. Они усугублялись  все большим расколом в отношениях  между руководством Союза ССР  и Российской Федерации. Два Президента, находящиеся в Москве, открыто  выражали неприязнь друг к  другу. Без взаимности действовали  и государственные органы: Верховные  Советы СССР и РСФСР, правительства  СССР и России. Хотя союзное  руководство предпринимало усилия  вернуть утраченный авторитет, попытки  были малоэффективными.Весной-летом 1991 года в подмосковной резиденции  Президента СССР Ново-Огареве  проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто  соглашение "9+1", то есть девяти  республик и центра, которое регулировало  отношения между сторонами на  основе конфедерации. Подписание  договора было намечено на 20 августа. Однако в окружении Президента  СССР к этому времени сформировалась  группа, поставившая своей целью  любым способом изменить ситуацию.

18 августа  Президент СССР М.С.Горбачев во  время своего отпуска был изолирован  на даче в Крыму. Вице-президент  Г.И.Янаев издал указ о своем  вступлении в должность Президента  СССР. В ночь с 18 на 19 августа был  создан Государственный комитет  по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.И.Янаев, председатель  правительства В.С.Павлов, министр  обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ  В.А.Крючков, зам. председателя Совета  обороны О.Д.Бакланов, министр внутренних  дел Б.К.Пуго, председатель крестьянского  Союза СССР В.А.Стародубцев, президент  Ассоциации государственных предприятий  А.И.Тизяков. ГКЧП объявил о введении  в отдельных районах страны  чрезвычайного положения, о расформировании  структур власти, действующих вопреки  Конституции СССР 1977 года, приостановил  деятельность оппозиционных партий  и движений, запретил митинги  и демонстрации, установил жесткий  контроль над средствами информации, ввел войска в Москву.

Информация о работе Перестройка в СССР в 1985-1991 гг