Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:38, статья
Пересветов Иван Семенович (сер. XVI в.), писатель, православный мыслитель. Отдельные сведения о жизни Пересветова известны только по тем скудным автобиографическим фактам, которые он привел в своих произведениях. Выходец из Западной (Литовской) Руси, Пересветов был профессиональным «воинником» и в 20—30-е XVI в. находился на службе у венгерского и чешского королей, молдавского господаря. В к. 30-х Пересветов приехал в Москву, где попытался организовать оружейную мастерскую по производству «гусарских щитов». Постоянные боярские раздоры, которых было немало при малолетнем вел. кн. Иване Грозном, помешали Пересветову осуществить свои намерения.
Пересветов Иван Семенович (сер. XVI в.), писатель, православный мыслитель. Отдельные сведения о жизни Пересветова известны только по тем скудным автобиографическим фактам, которые он привел в своих произведениях. Выходец из Западной (Литовской) Руси, Пересветов был профессиональным «воинником» и в 20—30-е XVI в. находился на службе у венгерского и чешского королей, молдавского господаря. В к. 30-х Пересветов приехал в Москву, где попытался организовать оружейную мастерскую по производству «гусарских щитов». Постоянные боярские раздоры, которых было немало при малолетнем вел. кн. Иване Грозном, помешали Пересветову осуществить свои намерения. Недовольный и своим положением, и состоянием государственных дел в целом, Иван Пересветов в к. 40-х пишет, а затем и передает Ивану IV (в то время уже царю) несколько сочинений, в которых формулирует свои предложения об усовершенствовании государственного устройства Русского царства. Дальнейшая судьба Пересветова неизвестна — в документах того времени его имя упоминается только однажды в описи царского архива.
Сочинения Пересветова дошли до нас в виде сборников в списках XVII в. в двух главных редакциях — полной и неполной. В разных редакциях эти сборники включают в себя «Сказание о книгах», «Сказание о Магмете-салтане», «Первое предсказание философов и докторов», «Малую челобитную», «Второе предсказание философов и докторов», «Сказание о царе Константине», «Концовку» и «Большую челобитную». Кроме того, в этих сборниках есть анонимные сочинения XV в. «Повесть об основании Царьграда» и «Повесть о взятии Царьграда» (их автором иногда называют Нестора Искандера).
Включение в сборники сочинений Пересветова не принадлежащих ему произведений о падении Византийской империи совсем не случайно. Пересветов придавал большое значение факту захвата Константинополя в 1453 войсками турецкого султана Мехмеда II Завоевателя («Магмет-салтана», как его именует Пересветов). Можно сказать, что падение Византийской империи стало отправной точкой всех философских и политических рассуждений русского мыслителя.
Причину
краха Византии Пересветов видел
в том, что ленивые богатые
вельможи, забыв о Божией правде,
отдалили царя от воинства, установили
неправый суд, подорвали мощь государства.
И тогда Господь наказал
Единственным
хранителем истинной христианской веры
после падения Константинополя
остается лишь Русское государство.
В разных вариантах Пересветов подчеркивает
эту мысль. В «Большой челобитной»
он пишет: «Такова была вера греческая
силна и мы ся ею хвалилися, а ныне
рускимъ царьством хвалимся». Чуть
ниже он продолжает: «Знаменуется в
мудрых книгах, пишут философи и
дохтуры о благоверном великом
царе руском и великом князе Иване
Васильевиче всеа Русии, что будет
у него во царьстве таковая великая
мудрость и правда». А в др. месте
Пересветов подчеркивает всемирно-историческую
роль России, как спасительницы и
защитницы вселенского
Как можно заметить, Ивану Пересветову была близка идея о том, что Москва выступает преемницей Византийской империи. При этом он особенно, почти в духе «Сказания о князьях Владимирских», акцентировал внимание на роли и значении православного царя, способного устроить истинное православное царство. Здесь, несомненно, проявился тот факт, что Пересветов был служилым человеком, чья судьба полностью зависела от воли и благосклонности государя. Поэтому он и писал, обращаясь именно к московскому царю: «Ты, государь грозный и мудрый, грешных на покаяние приведешь и правду во царьство свое введешь, Богу сердечную радость воздашь».
Однако Пересветов не считал, что Россия безусловно наследует от Византии Божественную благодать. Главное условие обретения Божией благодати одно — Господь дарует свое заступничество только тому земному царю, который сможет утвердить в своем царстве «правду»: «И в котором царьстве правда, в том царстве и Богъ пребывает, и гнев Божий не воздвизается на то царьство». Собственно, и Константинополь пал потому, что жители его, внешне соблюдая веру христианскую, забыли о «правде».
Что же такое «правда», в толковании Ивана Пересветова? Смысл понятия «правда» довольно-таки широк — это и справедливость, и любовь, и добро, и истина. В конечном счете, Пересветов утверждает: «Христос есть истинная правда». Более того, в «Большой челобитной» встречается идея о том, что «правда» выше веры: «Богъ не веру любит, правду». Иначе говоря, «правда» — это божественная сущность, а не обрядовая сторона «веры христианской».
В
данном случае Пересветов усматривает
противоречие между «правдой» и
«верой христианской». Более того, «правда»
приобретает некое
Т. о., в понимании Пересветова, борьба за «правду» — это не только утверждение в земной жизни Божиих заповедей, но и часть всемирной борьбы добра и зла, Бога и дьявола. Поэтому утверждение «правды» на земле доставляет «сердечную радость» самому Богу: «Нетъ сильнее правды в Божественном Писании»; «Правда Богу сердечная радость»; «правда — сердечная радость Богу», — утверждает Пересветов.
Россия,
по убеждению Пересветова, — это
арена борьбы Бога и дьявола за
«правду». В «Большой челобитной», основная
часть которой написана якобы
от имени молдавского воеводы
Петра, Пересветов приводит разговор этого
воеводы с неким «
Главная беда Московского царства заключена в том же, что и беда Византии — во всесильности «вельмож». «Вельможи руского царя сами богатеют, а лениивеют, а царьство оскужают его», — говорит воевода Петр в «Большой челобитной». И Пересветов предлагает целую систему мер, которые, по его мнению, могли бы установить «правду» на Русской земле: опора на служилое войско, введение «праведных» судов, улучшение налоговых правил, частичная отмена наместничества и рабства. Все эти меры способен осуществить только «грозный и мудрый» самодержавный царь, а сами реформы должны максимально усилить роль государя.
Роль
и значение «грозного и мудрого»
царя Пересветов подчеркивает постоянно.
В качестве примера он приводит турецкого
Магмета-салтана («Сказание о Магмете-салтане»,
«Большая челобитная» и др.). Турецкий
царь, хотя и был «кровопивцем и
нехристем» (впрочем, Пересветов приписывал
ему желание перейти в
Пересветов понимает, что даже царю не просто пересилить своих «вельмож», поэтому он постоянно советует Ивану IV действовать не только мудро, но и «грозно». «От твоей мудрости великой грозы царьской лукавые судьи яко от сна возбудятся», — пишет он в «Большой челобитной». «Царь кроток и смирен на царстве своем, и царство его оскудеет, и слава его низится. Царь на царстве грозен и мудр, царство его ширеет, и имя его славно по всем землям», — развивает Пересветов эту идею в «Сказание о царе Константине».
Еще
один интересный момент. Неоднократно
Пересветов говорит о том, что
правда — это Христос: «Истинная
правда — Христосъ…» А далее
Пересветов отмечает: «Да оставил
нам Евангилие — правду, любячи
веру християнскую надо всеми верами,
указал путь Царства Небеснаго». А
дальше он обвиняет греков в том, что
они забыли евангельские заветы: «Греки
Евангилие чли, а иныя слушали, а
воли Божии не творили, на Бога хулу
положили, вь ересь впали». Это рассуждение
интересно тем вниманием, которое
Пересветов уделяет Евангелию. Ведь
он практически нигде не упоминает
и не ссылается на Ветхий Завет. Вполне
возможно, что это лишь свидетельство
не очень глубокой книжности Пересветова.
Но, с др. стороны, этот факт может
свидетельствовать и о
Как
можно видеть, Пересветов поднимал
в своих сочинениях самые важные
проблемы, которые стояли в центре
общественного внимания в сер. XVI
столетия. Так, идея «правды» волновала
его не меньше, чем Федора Карпова.
Впрочем, их понимание реализации «правды»
на земле было различно. Карпов искал
некую общественную гармонию всех сословий,
а «правду» рекомендовал смягчать «милостью».
Пересветов однозначно связывал «правду»
с самодержавным царем и