Периодизация истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные «исторические субцивилизации». По мнению некоторых исследователей, было три таких субцивилизации; 1) Киевская Русь {примерно с конца Х по конец XIII в., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета); 2) Московская Русь (с начала XIV по кояед XVII в.}; 3) имперская Россия (с начала ХУШ в. по сей день).

Содержание работы

1. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории…………...3
2. Периодизация истории России…………………………………………………….10
3. Источники изучения Российской истории…………………………………….....13
Заключение………………………………………………………………………….....16
Список использованной литературы………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

история Галя.docx

— 41.95 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Периодизация истории России.

 
    Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные «исторические субцивилизации». По мнению некоторых исследователей, было три таких субцивилизации; 1) Киевская Русь {примерно с конца Х по конец XIII в., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета); 2) Московская Русь (с начала XIV по кояед XVII в.}; 3) имперская Россия (с начала ХУШ в. по сей день). Другие исзюрики в качестве особого субцивилизационного этапа выделяют советский период (с 1917 г.). Третьи — становление киевской субцивилизации связывают не с образованием древнерусского государства, а с принятием христианстаа (конец Х в.).  
По мнению других ученых, в том ареале, который называется Россией, сущестаовала не едва, а две цивилизации. С IX (или VI) по конец XIII в. «русско-европейская» (или - «славянско-европейская») цивилизация, а с начала XIV в. — «евразийская» {или «российская»). Наконец, некоторые историки рассматривают советский период в отечественной истории как становление особого типа цивилизации.  
  А. Ахиезер, считая, что Россия застряла между традиционной и либеральной цивилизациями, говорит о ней как особой промежуточной цивилизации, сочетающей элементы социальных отношений и культуры обеих цивилизаций. Разработав социокультурную концепцию истории России, в основу ее периодизации он положил динамику господствующих в обществе нравственных идеалов — «соборного» и «авторитарного». Каждому инверсионному циклу, т. е. переходу ет одного идеала к другому (прямая инверсия), а затем — возвращению в модифицированном виде к первому (обратная инверсия), соответствует глобальный период истории. Таких периодов в отечественной истории, начиная с основания государственности на Руси, Ахиезер выделил три: 1) IX в.- 1917 г.; 2) 1917-1991 гг. 3) с 1991 г.  
Л. Семенникова в основу периодизации цивилизационного развития России кладет прежде всего политический фактор.  
  Сторонники "двух цивилизаций" в России исходят из того, что на рубеже ХIII-ХIV вв. начинает складываться новая «матрица» цивилизации. Доминантной формой интеграции, т. е. цивилизационной основой России, становится государственность, формирующая в обществе и особый нормативно-ценностный порядок. В это время меняется социальный генотип: Россия переходит с эволюционного на мобилизационный путь развития. Традиционное общество уступает место мобилизационному с особым типом социальных связей, основу которых составляет министериалитет. В это же время, согласно «пассионарной» концепции Л. Гумилева, начинается генезис нового — русского — этноса, а затем российского суперэтноса. По наблюдениям некоторых исследователей, центральным моментом в процессе формирования российской цивилизации был социально-экологический кризис XVI в. С ним был связан переход от разорванности общества и культуры на две части — крестьян-полуязычников, жителей лесов, хозяйствующих по технологии подсечно-огневого земледелия, с одной стороны, и христианско-православного мира: князей, церкви, . горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой, — в единое российское общество. В это время быя сделан выбор между интенсивными и экстенсивными формами эконоинки в пользу последних. Следствием чего стадо превращение кратковременного для Западной Европы ироцесса — колонизации и распашки земель — в длительный и стержневой для истории России процесе. Победа иосифлян над нестяжателями утвердила в православной культуре «идеал повиновения и покаяния», вытеснив «идеал созидания» Нила Сорского, рассматривавшего физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного делания» и близкого в этом плане идеологическим постулатам западной ветви христианства с ее принципом «молись и работай», Главная ценность христианства — спасение души после смерти, — с одной сторейды, и труд как ценность, с другой стороны, оказались отделены и противопоставлены друг другу,  
   В рамках древнерусской («русско-европейской») цивилизации можно выделить несколько субцивилизаций: «киевскую», «новгородскую», «северо-восточную» и «юго-западную». Киевская субцивилизация прекратила сущеетвование в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация — в XV в. в ходе «подчинения Новгорода Москве». Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая пекле объединения е Польшей вошла в состав западноевропейского цивилизационного ареала. На основе северо-восточной субцивилизации стала складываться в XIV в. «дочерняя» Московская Русь, ставшая основой российской («евразийской») цивилизации.  
В рамках российской («евразийской») цивилизации можно выделить в качестве субцивилизаций «Московское царство» и «Литовскую Русь», «императорскую Россию», «СССР». После распада СССР начался новый, «постсоциалистический» этап субцивилизационного развития России.

 

3. Источники изучения Российской истории.

 

   Источники изучения истории России весьма обширны и сложны. Их удельный вес по содержанию и происхождению неодинаков потому, что жизнь и деятельность Российского государства неотделимы от истории различных классов, социальных прослоек, политических партий и общественных движений. Именно поэтому точных границ круга исторических источников по истории России быть не может в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности и взаимозависимости деятельности людей на различных этапах исторического развития.

Важнейшими источниками истории  России являются летописи. Самые ранние летописи историков-летописцев появились  еще в XI–XII вв. Наиболее значимая из них "Повесть временных лет", написанная в XII в. Летописи как исторические произведения состояли из записей по годам по XVII в. включительно и представляли собой источники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Среди других наиболее важных источников средневековой России необходимо отметить такие, как Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649'т., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты. Одним из ценных источников истории древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте, найденные при производстве археологических раскопок в Новгороде. Великолепным источником по истории Древней Руси является памятник древнерусской литературы конца XII в. "Слово о полку Игореве", написанное неизвестным автором.

   Что же касается истории России с XVIII в. по настоящее время, то здесь имеется огромное количество различных источников. Среди них: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений, отложившихся в процессе их деятельности и ныне хранящихся в центральных и местных государственных архивах страны; произведения и мемуары выдающихся деятелей России (политических, государственных, науки, творчества, искусства); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы. Значительная группа документальных источников, отражающих внешнеполитическую деятельность России, хранится за рубежом. Здесь же есть источники по истории эмиграции в России во все времена российской истории.

   Настоящий учебник выходит третьим изданием (первое издание учебника вышло в свет в 1997 году). Он дополнен новыми материалами, фактами и сведениями обобщающего характера. При этом следует отметить, что учебник не претендует на подробное изложение истории России.

   Не все страницы истории России одинаково отражены в учебнике по объему, более того, ряд сюжетов дан весьма кратко. История России показывает, сколь сложен и противоречив был всемирно-исторический процесс. Авторы стремились рассматривать историю России как составную часть этого процесса, отразить исторические связи народов России с народами других стран. Учитывалась и разнохарактерность оценок отдельных событий истории России, отраженных в исторической литературе.

   Учебник написан на основе хронологическо-проблемного метода, предусматривающего изучение истории России по периодам (темам), а "внутри их — по проблемам. В нем рассматриваются наиболее важные проблемы и периоды, определявшие пути исторического развития России от расселения славян на землях Восточно-Европейской равнины и до наших дней. Среди них такие как: образование древнерусского государства; возникновение самостоятельных феодальных княжеств и объединение их в единое государство; складывание и развитие Российской империи; возникновение, становление и рост Советского государства; распад Союза Советских Социалистических Республик, составной частью которого являлась Советская многонациональная Россия и образование современной Российской Федерации. В приложениях приведены: генеалогия российских царей и императоров; биографические сведения о государственных и общественно-политических деятелях России; хронология основных исторических событий; программа курса "История России"; методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении курса; рекомендуемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Без обоснованной периодизации история как наука теряет одну из важнейших своих особенностей. При всей неизбежной условности и  закономерной относительности периодизация исторического процесса влечет за собой  необходимость вычленения наиболее характерных его периодов, отражающих самые существенные этапы жизни  общества. Периодизация невозможна без  четких критериев и требует предельной объективности и устойчивых методологических ориентиров. Но обращение к всемирной  историографии показывает, как на протяжении тысячелетий менялись исследовательские  подходы, как одна периодизация сменяла  другую, какие при этом происходили  зигзаги и повороты и как та или иная социально-политическая обстановка влияла на конкретные исторические труды  и проводимые в них идеи. И тем не менее без периодизации историческая наука существовать не может, предохраняя исследователя от субъективизма, который является, пожалуй, главным ее врагом. Более того, без периодизации не могут обойтись и те историки, которые проповедуют концепции индетерминизма, случайности, хаотичного нагромождения исторического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: Проспект, 2001.

2. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 1: История России с древности до конца XIX века. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.

3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования // Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М. 2003. С. 151-208.

4. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования : учеб. пособие / Л. Н. Мазур. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. – 606 с.

5. Методологические проблемы истории. Учебное пособие для студентов вузов. / под общ. ред. В. Н. Сидорцова . Минск, 2006. 

6. Семенов Ю.И. Производство и общество // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. - С. 161-181.

7. http://www.hrono.ru/

 


Информация о работе Периодизация истории России