Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:18, контрольная работа
Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные «исторические субцивилизации». По мнению некоторых исследователей, было три таких субцивилизации; 1) Киевская Русь {примерно с конца Х по конец XIII в., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета); 2) Московская Русь (с начала XIV по кояед XVII в.}; 3) имперская Россия (с начала ХУШ в. по сей день).
1. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории…………...3
2. Периодизация истории России…………………………………………………….10
3. Источники изучения Российской истории…………………………………….....13
Заключение………………………………………………………………………….....16
Список использованной литературы………………………………………………...17
Существуют разные точки зрения
по поводу того, сколько было цивилизаций
в том ареале, который именуется Россией.
Одни историки считают, что с IX в. (образование
древнерусского государства) по настоящее
время существует одна цивилизация, в
развитии которой можно выделить несколько
этапов, различающихся особыми типологическими
чертами, что позволяет квалифицировать
их как самостоятельные «исторические
субцивилизации». По мнению некоторых
исследователей, было три таких субцивилизации;
1) Киевская Русь {примерно с конца Х по
конец XIII в., включая этапы как киевского,
так и владимиро-суздальского и галицко-волынского
политического приоритета); 2) Московская
Русь (с начала XIV по кояед XVII в.}; 3) имперская
Россия (с начала ХУШ в. по сей день). Другие
исзюрики в качестве особого субцивилизационного
этапа выделяют советский период (с 1917
г.). Третьи — становление киевской субцивилизации
связывают не с образованием древнерусского
государства, а с принятием христианстаа
(конец Х в.).
По мнению других ученых, в том ареале,
который называется Россией, сущестаовала
не едва, а две цивилизации. С IX (или VI) по
конец XIII в. «русско-европейская» (или
- «славянско-европейская») цивилизация,
а с начала XIV в. — «евразийская» {или «российская»).
Наконец, некоторые историки рассматривают
советский период в отечественной истории
как становление особого типа цивилизации.
А. Ахиезер, считая, что Россия застряла
между традиционной и либеральной цивилизациями,
говорит о ней как особой промежуточной
цивилизации, сочетающей элементы социальных
отношений и культуры обеих цивилизаций.
Разработав социокультурную концепцию
истории России, в основу ее периодизации
он положил динамику господствующих в
обществе нравственных идеалов — «соборного»
и «авторитарного». Каждому инверсионному
циклу, т. е. переходу ет одного идеала
к другому (прямая инверсия), а затем —
возвращению в модифицированном виде
к первому (обратная инверсия), соответствует
глобальный период истории. Таких периодов
в отечественной истории, начиная с основания
государственности на Руси, Ахиезер выделил
три: 1) IX в.- 1917 г.; 2) 1917-1991 гг. 3) с 1991 г.
Л. Семенникова в основу периодизации
цивилизационного развития России кладет
прежде всего политический фактор.
Сторонники "двух цивилизаций"
в России исходят из того, что на рубеже
ХIII-ХIV вв. начинает складываться новая
«матрица» цивилизации. Доминантной формой
интеграции, т. е. цивилизационной основой
России, становится государственность,
формирующая в обществе и особый нормативно-ценностный
порядок. В это время меняется социальный
генотип: Россия переходит с эволюционного
на мобилизационный путь развития. Традиционное
общество уступает место мобилизационному
с особым типом социальных связей, основу
которых составляет министериалитет.
В это же время, согласно «пассионарной»
концепции Л. Гумилева, начинается генезис
нового — русского — этноса, а затем российского
суперэтноса. По наблюдениям некоторых
исследователей, центральным моментом
в процессе формирования российской цивилизации
был социально-экологический кризис XVI
в. С ним был связан переход от разорванности
общества и культуры на две части — крестьян-полуязычников,
жителей лесов, хозяйствующих по технологии
подсечно-огневого земледелия, с одной
стороны, и христианско-православного
мира: князей, церкви, . горожан, крестьян
ополий, анклавов пашенного земледелия,
с другой, — в единое российское общество.
В это время быя сделан выбор между интенсивными
и экстенсивными формами эконоинки в пользу
последних. Следствием чего стадо превращение
кратковременного для Западной Европы
ироцесса — колонизации и распашки земель
— в длительный и стержневой для истории
России процесе. Победа иосифлян над нестяжателями
утвердила в православной культуре «идеал
повиновения и покаяния», вытеснив «идеал
созидания» Нила Сорского, рассматривавшего
физический труд в качестве обязательной
предпосылки «умного делания» и близкого
в этом плане идеологическим постулатам
западной ветви христианства с ее принципом
«молись и работай», Главная ценность
христианства — спасение души после смерти,
— с одной сторейды, и труд как ценность,
с другой стороны, оказались отделены
и противопоставлены друг другу,
В рамках древнерусской («русско-европейской»)
цивилизации можно выделить несколько
субцивилизаций: «киевскую», «новгородскую»,
«северо-восточную» и «юго-западную».
Киевская субцивилизация прекратила сущеетвование
в XIII в. в результате татаро-монгольского
нашествия. Новгородская субцивилизация — в XV в.
в ходе «подчинения Новгорода Москве».
Юго-западная субцивилизация явилась
основой создания в XIV в. Литовской Руси,
которая пекле объединения е Польшей вошла
в состав западноевропейского цивилизационного
ареала. На основе северо-восточной субцивилизации
стала складываться в XIV в. «дочерняя»
Московская Русь, ставшая основой российской
(«евразийской») цивилизации.
В рамках российской («евразийской») цивилизации
можно выделить в качестве субцивилизаций
«Московское царство»
и «Литовскую Русь», «императорскую Россию»,
«СССР». После распада СССР начался новый,
«постсоциалистический» этап субцивилизационного
развития России.
3. Источники изучения Российской истории.
Источники изучения истории России весьма обширны и сложны. Их удельный вес по содержанию и происхождению неодинаков потому, что жизнь и деятельность Российского государства неотделимы от истории различных классов, социальных прослоек, политических партий и общественных движений. Именно поэтому точных границ круга исторических источников по истории России быть не может в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности и взаимозависимости деятельности людей на различных этапах исторического развития.
Важнейшими источниками
Что же касается истории России с XVIII в. по настоящее время, то здесь имеется огромное количество различных источников. Среди них: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений, отложившихся в процессе их деятельности и ныне хранящихся в центральных и местных государственных архивах страны; произведения и мемуары выдающихся деятелей России (политических, государственных, науки, творчества, искусства); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы. Значительная группа документальных источников, отражающих внешнеполитическую деятельность России, хранится за рубежом. Здесь же есть источники по истории эмиграции в России во все времена российской истории.
Настоящий учебник выходит третьим изданием (первое издание учебника вышло в свет в 1997 году). Он дополнен новыми материалами, фактами и сведениями обобщающего характера. При этом следует отметить, что учебник не претендует на подробное изложение истории России.
Не все страницы истории России одинаково отражены в учебнике по объему, более того, ряд сюжетов дан весьма кратко. История России показывает, сколь сложен и противоречив был всемирно-исторический процесс. Авторы стремились рассматривать историю России как составную часть этого процесса, отразить исторические связи народов России с народами других стран. Учитывалась и разнохарактерность оценок отдельных событий истории России, отраженных в исторической литературе.
Учебник написан на основе хронологическо-проблемного метода, предусматривающего изучение истории России по периодам (темам), а "внутри их — по проблемам. В нем рассматриваются наиболее важные проблемы и периоды, определявшие пути исторического развития России от расселения славян на землях Восточно-Европейской равнины и до наших дней. Среди них такие как: образование древнерусского государства; возникновение самостоятельных феодальных княжеств и объединение их в единое государство; складывание и развитие Российской империи; возникновение, становление и рост Советского государства; распад Союза Советских Социалистических Республик, составной частью которого являлась Советская многонациональная Россия и образование современной Российской Федерации. В приложениях приведены: генеалогия российских царей и императоров; биографические сведения о государственных и общественно-политических деятелях России; хронология основных исторических событий; программа курса "История России"; методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении курса; рекомендуемая литература.
Заключение.
Без обоснованной периодизации история как наука теряет одну из важнейших своих особенностей. При всей неизбежной условности и закономерной относительности периодизация исторического процесса влечет за собой необходимость вычленения наиболее характерных его периодов, отражающих самые существенные этапы жизни общества. Периодизация невозможна без четких критериев и требует предельной объективности и устойчивых методологических ориентиров. Но обращение к всемирной историографии показывает, как на протяжении тысячелетий менялись исследовательские подходы, как одна периодизация сменяла другую, какие при этом происходили зигзаги и повороты и как та или иная социально-политическая обстановка влияла на конкретные исторические труды и проводимые в них идеи. И тем не менее без периодизации историческая наука существовать не может, предохраняя исследователя от субъективизма, который является, пожалуй, главным ее врагом. Более того, без периодизации не могут обойтись и те историки, которые проповедуют концепции индетерминизма, случайности, хаотичного нагромождения исторического материала.
Список использованной литературы.
1. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: Проспект, 2001.
2. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 1: История России с древности до конца XIX века. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования // Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М. 2003. С. 151-208.
4. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования : учеб. пособие / Л. Н. Мазур. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. – 606 с.
5. Методологические проблемы истории. Учебное пособие для студентов вузов. / под общ. ред. В. Н. Сидорцова . Минск, 2006.
6. Семенов Ю.И. Производство и общество // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. - С. 161-181.
7. http://www.hrono.ru/