Первая китайская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 11:46, реферат

Описание работы

Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформации и разрушения всех основ, как это было на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе. Зарождение феодальных отношений (в особой форме, о которой будет сказано ниже)

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.90 Кб (Скачать файл)

Обезземеленным крестьянам выдавались наделы из фонда государственных  земель, причем на выгодных условиях. Те, кто обрабатывал пустоши, в течение  определенного времени освобождались  от налогов.

Ныне в течение нескольких поколений в Поднебесной царит  мир, богатые и сильные из числа  чиновников и простолюдинов обладают имуществом в несколько сот миллионов  монет, а бедные и слабые испытывают все большие тяготы.... Поэтому  следует несколько ограничить количество земель, находящихся в частном  владении. 
 
    Из постановлений эпохи династии Хань, конец I в. до н. э.

Таким образом, вновь восстанавливалась  система “равных полей”, которая  всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная  власть была достаточно сильна, чтобы  на определенном этапе резко сокращать  его. Поэтому в Китае, как и  в других восточных цивилизациях, сформировалсягосударственный феодализм. Правительство сделало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты  налогов. Чиновники получали землю  в зависимости от ранга—доходы с  нее, точнее, то, что от них оставалось после уплаты налогов государству, шли в счет жалованья. Т-акие владения нельзя назвать феодом: понижение  в должности означало и утрату земли; чиновник в качестве землевладельца был полностью зависим от государства.

Примерно такая же политика осуществлялась и по отношению к  ремесленникам и купечеству. С  древнейших времен власть стремилась утвердить свою монополию на разработку недр и использование водоемов; постепенно в руках государства оказалось  производство и продажа важнейших  предметов потребления: соли, чая, меди, железа и других металлов. В XIV—XVII вв. государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др. Центральная  власть регулировала рыночные цены, а  иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная  торговля не всегда выдерживала конкуренцию  с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным  казной. В настоящее время следует  регулировать движение товаров: при  повышении цен надо продать, при  понижении—закупить; если сделать  большие запасы продовольствия и  уравнять цены, то люди будут своевременно заниматься земледелием и ростовщические дома не смогут воспользоваться их затруднениями. Все вышесказанное  делается для народа, а не с целью  получения доходов для казны. 
 
    Из законов реформатора Ван Ань-Ши, XI в.

Кроме того, правительство  разрешало заниматься торговлей  чиновникам, освобождая их от налогов  и превращая таким образом  в силу, противостоящую частной торговле.

Только в XVI—XVII вв. в Китае  произошел некоторый сдвиг: расширилось  крупное землевладение, стали создаваться  мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело  монополию на добычу и обработку  полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали  частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство  закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что  интенсификация сельского хозяйства  давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.

Буржуазные отношения  отстаивали свое право на существование, но, как правило, проигрывали в  неравной борьбе с государственной  властью, а потому остались неоформленными. 
 
    Слабый народ — сильное государство

Власть, игравшая роль покровителя  и управителя в большой семье, персонифицировалась в лице императора. Все остальные социальные слои, на какой бы ступени иерархической  лестницы они ни стояли, являлись подданными непосредственно императора. Поэтому  в феодальном Китае не зародилась, как это было в Западной Европе, система вассалитета; единственным сюзереном было государство.

Когда народ слаб — государство  сильное, когда государство сильное  —народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ. 
 
    Шан Ян

Характеризуя такие отношения  между властью и обществом, немецкий философ XIX в. Ф. Гегель писал, что в  Китае не может существовать большого различия между рабством и свободой, так как перед императором  все равны, т. е. все одинаково  бесправны. Насколько справедлива  эта оценка, ставшая классической при определении восточных деспотий? Конечно, общество в Китае не сумело добиться тех прав, какие оно получило в Западной Европе. Там не оформились сословия, которые могли бы претендовать на участие в государственной  политике и с интересами которых  власть вынуждена была считаться.

Одним словом, народ (т. е. подданные) в Китае действительно был  слабым, если иметь в виду его  политическое безгласие. Прекрасный тому пример—положение многочисленного  городского населения, которое так  и не сумело добиться внутреннего  самоуправления. Города— эти очаги  вольности в Европе __находились в Китае под жестким контролем  государства. Цехи использовались для  того, чтобы распределять повинности, взимать налоги. Ремесленники были приписаны к определенному месту  жительства и не могли покидать город  без разрешения властей.

Государство оказывало давление на общество самыми разнообразными способами. В том числе использовался  знаменитый тезис Конфуция о большой  семье, означающий, что необходимо повиноваться власти, поступаться личными интересами ради общих, т. е. государственных. В  Китае была распространена системаколлективной  ответственности. Так, за преступление отца мог поплатиться сын, а то и вся семья; староста в деревне  подвергался наказанию, если на его  территории была не полностью обработана земля; в таком же положении оказывались  и уездные чиновники.

Однако установка на коллективизм имела и обратную сторону. В Китае  огромную силу приобрелисемейно-клановые связи, освященные и возвеличенные  конфуцианством. Большие кланы, включавшие много семей, и богатых, и бедных, представляли собой, как правило, мощные и крепкие организации, основанные на принципах солидарности и взаимопомощи. Кроме того, были распространены всякого  рода землячества, тайные общества, секты. Все эти общности представляли собой  вполне реальную социальную силу, с  которой власти приходилось считаться, что создавало некоторый баланс сил, хотя и неполноценный, не закрепленный юридически.

В китайском обществе действовал принцип равных возможностей. Каждый, независимо от своего происхождения, мог  стать чиновником, т. е. войти в  элитный слой китайского общества. Для этого нужно было лишь сдать  государственные экзамены. Конечно, к этим сложным экзаменам, требовавшим  многолетней подготовки, у верхов общества допуск был гораздо шире, чем у низов. Но здесь помогали клановые и общинные связи: жители деревни, например, могли объединенными усилиями дать образование наиболее способным детям и выдвинуть своих кандидатов на экзамены в расчете на их будущее покровительство. В результате в Китае был создан поистине уникальный для средних веков бюрократический аппарат, в котором ранг во многом зависел от личных достоинств.

В XVII—XVIII вв. Китай представлял  собой могущественную державу с  хорошо налаженной экономикой, сильной  армией и достаточно большими внутренними  потенциями, что и позволило ему  сохранить независимость в отношениях с Европой. Слабость традиционного  конфуцианского Китая проявилась позднее, в XIX в. , когда Запад стал все больше активизировать свою колониальную политику.


Информация о работе Первая китайская цивилизация