Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 11:46, реферат
Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформации и разрушения всех основ, как это было на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе. Зарождение феодальных отношений (в особой форме, о которой будет сказано ниже)
Обезземеленным крестьянам
выдавались наделы из фонда государственных
земель, причем на выгодных условиях. Те,
кто обрабатывал пустоши, в течение
определенного времени
Ныне в течение нескольких
поколений в Поднебесной царит
мир, богатые и сильные из числа
чиновников и простолюдинов обладают
имуществом в несколько сот миллионов
монет, а бедные и слабые испытывают
все большие тяготы.... Поэтому
следует несколько ограничить количество
земель, находящихся в частном
владении.
Из постановлений эпохи династии Хань,
конец I в. до н. э.
Таким образом, вновь восстанавливалась система “равных полей”, которая всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная власть была достаточно сильна, чтобы на определенном этапе резко сокращать его. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировалсягосударственный феодализм. Правительство сделало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Чиновники получали землю в зависимости от ранга—доходы с нее, точнее, то, что от них оставалось после уплаты налогов государству, шли в счет жалованья. Т-акие владения нельзя назвать феодом: понижение в должности означало и утрату земли; чиновник в качестве землевладельца был полностью зависим от государства.
Примерно такая же политика
осуществлялась и по отношению к
ремесленникам и купечеству. С
древнейших времен власть стремилась
утвердить свою монополию на разработку
недр и использование водоемов; постепенно
в руках государства оказалось
производство и продажа важнейших
предметов потребления: соли, чая, меди,
железа и других металлов. В XIV—XVII вв.
государственное производство охватывало
изготовление фарфора, судостроение, добычу
угля, литейный промысел и др. Центральная
власть регулировала рыночные цены, а
иногда даже ссудный процент, борясь
с ростовщичеством. Государственная
торговля не всегда выдерживала конкуренцию
с частной, но правительство компенсировало
это тем, что облагало купцов большими
налогами, закупало у них товары
по твердым ценам, установленным
казной. В настоящее время следует
регулировать движение товаров: при
повышении цен надо продать, при
понижении—закупить; если сделать
большие запасы продовольствия и
уравнять цены, то люди будут своевременно
заниматься земледелием и ростовщические
дома не смогут воспользоваться их
затруднениями. Все вышесказанное
делается для народа, а не с целью
получения доходов для казны.
Из законов реформатора Ван Ань-Ши, XI в.
Кроме того, правительство разрешало заниматься торговлей чиновникам, освобождая их от налогов и превращая таким образом в силу, противостоящую частной торговле.
Только в XVI—XVII вв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.
Буржуазные отношения
отстаивали свое право на существование,
но, как правило, проигрывали в
неравной борьбе с государственной
властью, а потому остались неоформленными.
Слабый народ — сильное государство
Власть, игравшая роль покровителя и управителя в большой семье, персонифицировалась в лице императора. Все остальные социальные слои, на какой бы ступени иерархической лестницы они ни стояли, являлись подданными непосредственно императора. Поэтому в феодальном Китае не зародилась, как это было в Западной Европе, система вассалитета; единственным сюзереном было государство.
Когда народ слаб — государство
сильное, когда государство сильное
—народ слаб. Поэтому государство,
идущее истинным путем, стремится ослабить
народ.
Шан Ян
Характеризуя такие отношения
между властью и обществом, немецкий
философ XIX в. Ф. Гегель писал, что в
Китае не может существовать большого
различия между рабством и свободой,
так как перед императором
все равны, т. е. все одинаково
бесправны. Насколько справедлива
эта оценка, ставшая классической
при определении восточных
Одним словом, народ (т. е. подданные)
в Китае действительно был
слабым, если иметь в виду его
политическое безгласие. Прекрасный тому
пример—положение многочисленного
городского населения, которое так
и не сумело добиться внутреннего
самоуправления. Города— эти очаги
вольности в Европе __находились
в Китае под жестким контролем
государства. Цехи использовались для
того, чтобы распределять повинности,
взимать налоги. Ремесленники были
приписаны к определенному
Государство оказывало давление на общество самыми разнообразными способами. В том числе использовался знаменитый тезис Конфуция о большой семье, означающий, что необходимо повиноваться власти, поступаться личными интересами ради общих, т. е. государственных. В Китае была распространена системаколлективной ответственности. Так, за преступление отца мог поплатиться сын, а то и вся семья; староста в деревне подвергался наказанию, если на его территории была не полностью обработана земля; в таком же положении оказывались и уездные чиновники.
Однако установка на коллективизм имела и обратную сторону. В Китае огромную силу приобрелисемейно-клановые связи, освященные и возвеличенные конфуцианством. Большие кланы, включавшие много семей, и богатых, и бедных, представляли собой, как правило, мощные и крепкие организации, основанные на принципах солидарности и взаимопомощи. Кроме того, были распространены всякого рода землячества, тайные общества, секты. Все эти общности представляли собой вполне реальную социальную силу, с которой власти приходилось считаться, что создавало некоторый баланс сил, хотя и неполноценный, не закрепленный юридически.
В китайском обществе действовал принцип равных возможностей. Каждый, независимо от своего происхождения, мог стать чиновником, т. е. войти в элитный слой китайского общества. Для этого нужно было лишь сдать государственные экзамены. Конечно, к этим сложным экзаменам, требовавшим многолетней подготовки, у верхов общества допуск был гораздо шире, чем у низов. Но здесь помогали клановые и общинные связи: жители деревни, например, могли объединенными усилиями дать образование наиболее способным детям и выдвинуть своих кандидатов на экзамены в расчете на их будущее покровительство. В результате в Китае был создан поистине уникальный для средних веков бюрократический аппарат, в котором ранг во многом зависел от личных достоинств.
В XVII—XVIII вв. Китай представлял
собой могущественную державу с
хорошо налаженной экономикой, сильной
армией и достаточно большими внутренними
потенциями, что и позволило ему
сохранить независимость в