Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:09, доклад
1.Причины, характер и основные этапы первой мировой войны.
2. Социально-экономическая обстановка в России в годы первой мировой войны.
3. Итоги первой мировой войны.
Централизаторские тенденции в экономике проявились еще до большевиков. В годы войны нормирование производства, сбыта и потребления было характерно для всех воюющих стран. В 1916 году царское правительство в России приняло решение о продразверстке, эту меру подтвердило и Временное правительство: в условиях мировой-войны она была явно вынужденной. Большевики же превратили продразверстку в программное требование, стремясь к ее консервации и проводя ее намного жестче. Принуждение по отношению к крестьянству становилось нормой. Кроме натуральной хлебной повинности от крестьян требовалось участие в системе трудовых повинностей, в мобилизации лошадей и подвод. Национализировались все зернохранилища, ускоренно ликвидировались все частновладельческие хозяйства. Вводились твердые цены на сельхозпродукты. Они были в 46 раз ниже рыночных. Все было направлено на форсированное создание экономической модели.
Лидеры большевиков настойчиво называли карточно-распределительную систему признаком социализма, а торговлю - главным атрибутом капитализма. Организация труда принимала военизированные формы, предельная централизация производства и продуктообмена призвана была вытеснить деньги из экономической жизни.
Коммунистические, натуральные элементы внедрялись в повседневную жизнь: бесплатными объявлялись продовольственные пайки, коммунальные услуги, производственная одежда для рабочих, городской транспорт; некоторая печать и т.п. У такой системы находились свои сторонники среди служащих, неквалифицированных рабочих и др. В тех трудных экономических условиях они боялись свободно-рыночных цен. У многих вызывала одобрение борьба со спекуляцией.
В целом, однако, экономическая политика большевиков вызывала недовольство. Она делала упор не на развитие производства, а на контроль за распределением и потреблением. Деньги искусственно обесценивались. Крестьяне работать в условиях снижения посева не хотели. Сбор зерна сократился на 40%, посевные площади технических культур уменьшились в 12 - 16 раз по сравнению с довоенными. Значительно сократилось поголовье скота. Рабочие переводились со сдельщины на тариф, что также понижало их заинтересованность в производительном труде. Деньги теряли производственно-стимулирующую функцию. В условиях натурального продуктообмена постепенно размывалась также роль денег как всеобщего эквивалента, без которого наладить нормальное производство было невозможно. Экономика быстро деградировала. Дореволюционные производственные фонды проедались, нового строительства, и расширения их не было. Жизнь людей становилась все тяжелее.
Новая техника, применявшаяся
русскими, в годы Первой мировой войны:
Еще в начале века в России начались разработки
автоматического оружия. Его образец создал
солдат – кузнец Я. Роцепей. Не смотря
на присуждения ему большой серебряной
медали, оружие не выпускалось до самой
первой мировой войны.
В 1906 г. В. Федотов сконструировал автоматическую
винтовку. В1911 г. был выпущен первый ее
образец. В следующем году было изготовлено
150 штук. Однако царь высказался против
дальнейшего выпуска, т. к. для нее, мол,
не хватит патронов.
Т.Котельников создал первый парашют.
В годы первой мировой войны царское правительство
заплатило иностранцам 1 тыс. руб. за право
изготовления парашюта на петроградском
заводе “Треугольник”.
М. Налетов создал первую в мире подводную
лодку, предназначенную для постановки
мин.
Россия была единственной страной, имевшей
в начале войны бомбардировочную авиацию
дальнейшего действия - воздушные корабли
“Илья Муравец”.
В канун войны Россия располагала превосходной
полевой артиллерией, однако сильно уступала
немцам в тяжелой артиллерии.
Война предъявила свои требования
и к промышленности. В целях
ее мобилизации для нужд фронта правительство
пошло на создание совещаний, комитетов.
В марте 1915 г. создан комитет по распределению
топлива, в мае того же года — главный
продовольственный комитет и др. Почти
одновременно с указанными действиями
правительства стали формироваться и
военно-промышленные комитеты. В них ведущую
роль принадлежала буржуазии, и ею было
создано 226 комитетов. Российская буржуазия
смогла привлечь к производству вооружений
1200 частных предприятий. Принятые меры
позволили в значительной степени улучшить
снабжение армии. Воздавая им должное,
подчеркнем, что произведенных запасов
хватило и на гражданскую войну.
Вместе с тем, развитие промышленности
носило односторонний характер. Предприятия,
не связанные с военным производством,
закрывались, ускоряя тем самым процесс
монополизации. Война нарушила традиционные
рыночные связи. Часть заводов закрылась,
потому что нельзя было получить оборудование
из-за границы. Число таких предприятий
в ,1915 г. составило 575. Война привела к усилению
государственного регулирования экономики
и свертыванию свободных рыночных отношений.
Для экономики страны свертывание рыночных
отношений и усиление государственного
регулирования обернулось падением промышленного
производства. Оно к 1917 г. составило 77%
довоенного уровня. Мелкий и средний капитал
меньше всего был заинтересован в развитии
отмеченной выше тенденции и проявлял
крайнюю заинтересованность в прекращении
войны.
В тяжелом положении оказался и транспорт.
К 1917 г. паровозный парк сократился на
22%. Транспорт не обеспечивал ни военных,
ни гражданских грузоперевозок. В частности,
в 1916 г. он выполнил только 50% продовольственных
перевозок для армии.
В трудном положении находилось и сельское
хозяйство. За годы войны из села в армию
было мобилизовано 48% мужского населения.
Нехватка рабочих рук привела к сокращению
посевных площадей, росту цен на обработку
сельскохозяйственной продукции, а в конечном
итоге - и к росту розничных цен. Огромный
ущерб был нанесен животноводству. Резко
сократилось общее поголовье скота и,
особенно, главной тягловая силы — лошадей.
Все это имело свои последствия. В стране
до крайности обострилась продовольственная
проблема, связанная с транспортом, другими
неурядицами. Она все больше охватывала
и армию, и гражданское население. Положение
в значительной мере усугублялось расстройством
финансов. Товарная ценность рубля к 1917
г. составляла 50% довоенного, а выпуск бумажных
денег увеличился в 6 раз.
Неудачи на фронте, ухудшение внутреннего
положения обусловили рост социальной
напряженности в обществе. Она проявилась
во всех сферах. На смену единению на основе
патриотических настроений пришло разочарование
и недовольство политикой правительства
и монархии, а как следствие — резкий рост
политической активности различных социальных
групп. В августе 1915 г. образовался «Прогрессивный
блок». В него вошли представители буржуазных
и частично монархических партий - всего
300 депутатов Думы. Представители блока
выступили со своей программой. Основными
ее положениями были: создание министерства
общественного доверия, широкая политическая
амнистия, включавшая в себя разрешение
деятельности профсоюзов, легализацию
рабочей партии, ослабление политического
режима в Польше, Финляндии и других национальных
окраинах.
Власть в годы Первой мировой
войны.
В августе 1915 г. отстранен с поста главнокомандующего
великий князь Николай Николаевич, заподозренный
в сочувствии к программе прогрессивного
блока, а 3 сентября указом монарха распущена
Государственная Дума. Эти действия подкреплялись
сменой министров. За годы войны Николай
II сменил на посту председателя совета
министров 4-х человек (И.Л. Горемыкин, Б.В.
Штюрмер, А.Ф. Трепов, Н.Д. Голицын), министров
внутренних дел — 6, военных министров
- 4, министров иностранных дел — 4 и т.д.
Все это говорило о нарастании кризиса
верхних эшелонов власти, их неспособности
найти действенные меры, адекватные сложившейся
ситуации.
К началу 1916 г. недовольство внутренней
политикой монархии проявилось и со стороны
послов союзных государств.
Активизировалось рабочее движение. В
1916 г. в стране бастовало свыше 1 млн. человек.
В деревне вновь заполыхали помещичьи
усадьбы. Как в деревне, так и в городе
выступления все более приобретали антивоенный
характер. Оппозиционные настроения охватили
интеллигенцию, армию, национальные окраины.
На фоне общего недовольства войной, монархией
идеи и действия леворадикальных сил находили
благодатную почву и поддержку народа.
Развитие внутренних процессов с катастрофической
быстротой суживало возможность политического
маневра. Начиная с января 1917 г., в столице
нарастает стачечная борьба рабочих. Во
второй половине февраля здесь возникли
серьезные затруднения с подвозом хлеба,
продуктов питания. Данное обстоятельство
вызвало новую волну забастовок, начавшихся
23 февраля. Власти не придали им значения.
В последующие дни 24 и 25 февраля начались
уличные демонстрации и столкновения
с полицией. Демонстрации, начавшиеся
под лозунгом «Хлеба!», стали принимать
явно революционный характер: «Долой войну!»,
«Долой самодержавие».
26 и 27 февраля волнения рабочих продолжались,
но теперь на сторону восставших стали
переходить части столичного гарнизона.
Восстание переросло в смену политических
режимов. 27 февраля восставшим народом
был создан Совет рабочих депутатов. Его
первым председателем избран меньшевик
У.В. Чхеидзе. В этот же день члены Государственной
Думы на своем частном заседании образовали
Временный комитет. Временным комитетом
было сформировано Временное правительство
во главе с князем Г.Ё. Львовым. 1 марта
Совет издал Приказ № 1, согласно которому
войска Петроградского гарнизона переподчинялись
Совету и не могли быть выведены из столицы
без его согласия. Попытки подавить восстание
в столице силами воинских частей, снятых
с фронта, успеха не имели. 2 марта 1917 г.
в Пскове Николай II подписал акт отречения
от престола в пользу своего брата Михаила
Александровича. Последний не принял престола,
предоставив решение вопроса о государственном
устройстве России будущему Учредительному
собранию, созыв которого должно было
обеспечить Временное правительство.
Смена политического режима
была стихийным взрывом широкого недовольства
масс. Большинство народа верило в скорое
избавление от тягот войны, в торжество
демократии и социальной справедливости.
Это была иллюзия: страну ожидали тяжелейшие
испытания, которые еще предстояло пройти.
В современной исторической литературе
существуют различные подходы к анализу
и оценке событий от февраля к октябрю
1917 года. При всем многообразии, разбросе
мнений и суждений их можно свести к двум
принципиально противоположным позициям.
По выражению В.И. Ленина, революция является
«локомотивом истории», живым творчеством
масс. Другой наш соотечественник Н.А.
Бердяев увидел в ней полный иррационализм,
регресс в поступательном развитии общества.
Причины всякой революции зарождаются
в толще экономической, политической и
социальной жизни общества. Их острота
проявляется и осознается тогда, когда
противоречия выходят наружу. К этому
времени традиционных подходов разрешения
возникших противоречий становится недостаточно.
Как уже отмечалось, революция привела
к образованию двоевластия в лице Советов
и Временного правительства. Петроградский
Совет, возникнувший в ходе революции,
имел возможность сосредоточить в своих
руках всю полноту государственной власти
при поддержке быстро формирующихся местных
Советов, но этого не произошло. Как и тогдашние
социалисты, лидеры Советов (меньшевики,
эсеры, кадеты и др.) считали, что в России
произошла рядовая буржуазная революция.
В данной посылке трудно было найти основание
отвергать Временное правительство или
требовать всей полноты власти Советам.
У В. Ленина, большевиков было особое мнение
на сложившуюся ситуацию в стране. А именно:
Советы, как органы власти, опираются на
фабзавкомы, солдатские и крестьянские
комитеты. Через них народ оказывает существенное
влияние на Советы. В совокупности, по
мнению В. Ленина, это свидетельствовало
о том, что происходит процесс формирования
принципиально новой формы государственной
власти через широкое представительство
в ней народных масс. Такое понимание обстоятельства
позволило В.И. Ленину и большевикам выдвинуть
лозунги «Вся власть Советам!», «Никакой
поддержки Временному правительству»,
которые стали важнейшими элементами
курса на захват политической власти.
Столкновение между Советами и Временным
правительством, по мнению большевиков,
было вопросом времени. А полем противоборства
между двумя формами власти и стоявшими
за ними политическими силами становились
острейшие проблемы — вопросы о войне
и аграрный.
Возникнув, Временное правительство заявило
о своей приверженности принципам демократии,
отменило систему сословий, национальных
ограничений, осуществило ряд других мероприятий,
чем, безусловно, снискало уважение и признательность
своих сограждан. Однако окончательное
решение этих и других вопросов было отложено
до созыва Учредительного собрания.
Народу предлагалось
довести войну до победного конца.
Первый кризис правительства возник
в апреле в связи с нотой
министра иностранных дел П.Н. Милюкова.
В ней он писал, что «продолжая
питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны
в полном согласии с союзниками. Временное
правительство совершенно уверено в том,
что поднятые этой войной вопросы будут
разрешены в духе создания прочной основы
для длительного мира». Кризис был преодолен
путем формирования в мае 1917 г. нового
правительства. В его состав вошли 6 министров-социалистов
(А.Ф. Керенский, М.И. Скоблев, Г.И. Церетели,
А.В. Пешехонов, В.И. Чернов, П.Н. Переверзев)
в качестве представителей Советов. Предполагалось,
что данный тактический ход усилит позицию
правительства, повысит авторитет Советов
путем усиления контроля за деятельностью
правительства. Идея нашла свое дальнейшее
развитие в решениях I Съезда Советов (июнь
1917 г.). Съезд сформировал ВЦИК, санкционировал
давно готовящееся наступление на фронте.
В вопросе о власти подтверждалась необходимость
коалиции. Преодоление кризиса в экономике
делегатам съезда виделось пути усиления
централизации управления народным хозяйством,
и «умеренном» обложении налогами предпринимателей.
Политика правительства кадетов и умеренных
социалистов усугубляла поляризацию общества.
Зажатое в тисках необходимости демократизации
общества - с одной стороны, давлением
союзников по Антанте - с другой, правительство
оказалось еще менее способным взяться
за решение национальных проблем, чем
его предшественник. Бессильное стабилизировать
внутреннюю обстановку, во внешней политике
правительство готовилось к летнему наступлению
и одновременно поддерживало идею переговоров,
направленных на достижение компромиссного
мира.
Провал летнего наступления на фронте
стал причиной нового политического кризиса.
В значительной степени он был усилен
леворадикальными силами, прежде всего
большевиками. В столице прошли демонстрации
с требованиями передачи всей полноты
власти в руки Советов, отставки правительства.
Демонстрации явно указывали на разрыв
настроений народа и политики Временного
правительства. Выступления вызвали замешательство
в рядах умеренных социалистов. В организациях
меньшевиков и эсеров стали формироваться
леворадикальные фракции. Ситуация осложнилась
ухудшающимся экономическим положением.
2 июля министр продовольствия А.В. Пешехонов
информировал о продовольственном кризисе,
охватившем столицу и ее окрестности.
Топливный комитет сообщил о надвигавшейся
остановке фабрик и заводов из-за отсутствия
топлива. Подобное наблюдалось и в других
промышленных центрах.
Выход из кризиса виделся на пути более
жесткого курса в отношении революционного
движения. 3 июля партия кадетов объявила
об отзыве своих министров из состава
правительства. Искусственно созданный
правительственный кризис преследовал
цель подтолкнуть умеренных социалистов
к более решительным действиям. Идея нашла
поддержку и понимание. В тот же день Оргкомитет
партии меньшевиков постановил сформировать
новое правительство «по возможности
с преобладанием в нем представителей
буржуазии».