Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 22:07, контрольная работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения нормативно-правовой базы деятельности раскрыть значение карательных органов в государственном механизме Советского государства, проанализировать специфические направления их деятельности посредством сравнительного анализа.
Исходя из этой цели, определим в качестве задач исследования:
- изучить этапы русской революции;
- изучить причины ее становления, причины поражения и последствия;
- исследовать роль карательных органов Советского государства;
- исследовать основные направления деятельности карательных органов; проанализировать организационные основы деятельности карательных органов;
- исследовать правовую базу деятельности карательных органов;
показать структурные преобразования в карательных органах.
Введение
1. Этапы первой русской революции.
2. Последствия первой русской революции для российского государства.
3. Карательные органы российского государства
Заключение
Список использованной литературы
Историческое значение революции 1905-1907 гг. было огромно. Она серьезно потрясла основы российского самодержавия, которое вынуждено было пойти на ряд существенных самоограничений. Созыв законодательной Государственной думы, создание двухпалатного парламента, провозглашение гражданских свобод, отмена цензуры, легализация профсоюзов, начало агарной реформы – все это говорило о том, что в России складывались основы конституционной монархии. Революция получила также большой международный резонанс. Она способствовала подъему стачечной борьбы рабочих в Германии, Франции, Англии, Италии.
Основные причины поражения:
- недостаточная
- стихийность крестьянского
- армия в целом продолжала
оставаться опорой
- несогласованность действий
- у главных оппозиционных
- поражению революции 1905-1907 гг. способствовала
также буржуазия
- главная причина поражения заключалась в неблагоприятном соотношении сил революции и контрреволюции. Самодержавие было еще сильно и экономически, и политически. Оно опиралось на армию, полицию и те социально-классовые силы, которые составляли основу правительственного лагеря4.
Однако, несмотря на поражение, Первая русская революция имела важные последствия и огромное значение.
Значение для развития России (и даже других стран мира):
1) Произошли огромные изменения в общественном сознании, «революция в умах». Общество пробудилось к политической жизни, самодержавие не представлялось уже единственно возможной формой правления, возник вопрос о выборе режима. Был нанесен сокрушительный удар по монархическим иллюзиям рабочего класса. Начался процесс прояснения классового сознания и в крестьянской среде.
2) На рубеже двух веков мир оказался перед перспективой мощных классовых битв. Революция положила начало новому этапу освободительной борьбы не только в России, но и во всем мире; центр революционного движения переместился в Россию.
3) В России впервые появилось
учреждение, избранное из представителей
имущих классов и трудящихся.
Появление Думы знаменовало
4) Народные массы добились у царизма уступок: рабочий класс - сокращения рабочего дня, снижения штрафов, повышения зарплаты в ряде отраслей, легализации профсоюзов; крестьянство - отмены выкупных платежей, ограничений в правах, получило свободу передвижения. Было ускорено начало аграрной реформы.
5) Завершилось политическое
6) Была легализована
7) Потерпела поражение концепция
либеральной «парламентской»
Очевидно одно: революцию 1905-1907 гг. нельзя отнести к числу самых кровавых и разрушительных мировых социальных катаклизмов, хотя нельзя сбрасывать со счетов ни ее человеческие жертвы, ни тот материальный ущерб, который был нанесен экономике страны в результате многочисленных забастовок, поджогов бакинских нефтепромыслов, приостановки железнодорожного сообщения и т.д.
Кроме того, революция добавила новые противоречия:
- несмотря на последовавшие за революцией реформы в деревне, политика правительства в крестьянском вопросе не имела четкой политической программы, и это не замедлило сказаться в будущем: феодальное землевладение не было ликвидировано - основной вопрос революции не был решен;
- первые парламентские
- партийная система Российской
империи страдала наличием
Таким образом, окончание первой русской революции привело к установлению временной внутриполитической стабилизации в России. Но она явилась первым, но далеко не завершенным этапом становления в России новой системы с капиталистической экономикой и парламентским политическим режимом. По существу, в России началась буржуазно- демократическая революция в широком смысле - перестройка всей общественной системы.
2 Карательные органы России после первой русской революции
Изменение социальной структуры общества в результате начавшегося еще с 80-х гг. XIX в. промышленного переворота (рост численности городского населения, формирование обширного слоя индустриальных рабочих) обусловило необходимость реорганизации полиции. В феврале 1899 г. был принят закон «Об усилении полиции в районе промышленных заведений», предусматривавший создание специализированной фабрично-заводской полиции. В ее обязанности входила не только охрана промышленных предприятий и обеспечение порядка в их помещениях, но и борьба с забастовками и волнениями рабочих. В финансировании полиции участвовали владельцы предприятий.
В связи с ростом уголовной преступности, как следствия урбанизации и кризиса, в ряде крупных городов учреждались сыскные отделения (уголовный розыск). Формы и методы их работы длительное время не были урегулированы в законодательном порядке. Только в июле 1908 г. побудет закон «Об организации сыскной части». В его развитие в 1910 г. утверждена Инструкция чинам сыскных отделений, определившая порядок деятельности, права и обязанности сотрудников данных отделений. В случае если общая (и тем более политическая) полиция была милитаризованна и ее сотрудникам присваивались воинские звания, то служащие сыскных отделений традиционно офицерских званий не имели. Только руководителям отделений присваивались гражданские классные чины, а рядовые сыщики являлись вольнонаемными.
В связи с обострением,социальной напряженности в деревне и крестьянскими выступлениями в 1903 г., была проведена частичная реорганизация сельской полиции. Дело в том, что по старой традиции вспомогательные полицейские функции осуществлялись в порядке повинности выборными от крестьян десятскими и сотскими под руководством урядников. В связи с политической ненадежностью сотских и десятских, которые нередко сами участвовали в крестьянских волнениях, правительство ввело вместо сотских от крестьян штатные должности сельских стражников— государственных служащих, получавших зарплату из казны. Стоит сказать, для крестьян натуральная повинность вспомогательной полицейской службы заменялась специальным денежным сбором.
Участившиеся массовые антиправительственные выступления, в том числе вооруженные, вынудили правительство в помощь полиции привлекать войска, преимущественно казачьи части, как более надежные. Это потребовало уточнения в законодательстве; порядка привлечения войск в помощь гражданским властям.
Особенно широко использовались войска вовремя Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. Крупные части армии и даже флота подавляли вооруженные восстания на броненосце «Потемкин», крейсере «очаков» и других военных кораблях, в крепостях Кронштадт и Свеаборг.
Лейб-гвардейский Семеновский полк потопил в крови декабрьское вооруженное восстание в Москве. На всю страну прогремел приказ товарища (заместителя) министра внутренних дел, ведавшего полицией и корпусом жандармов, генерала Д.Ф. Трепова, получившего приказ царя: «патронов не жалеть и холостых залпов не давать». На территории 82 губерний Российской империи было объявлено чрезвычайное и даже военное положение. Соответственно расширились полномочия местных губернаторов и полицейских властей, а в местностях, объявленных на военном положении, власть переходила в руки военного командования. В ряде местностей учреждались генерал-губернаторства с передачей генерал-губернаторам полномочий командующих войсками военных округов. В дополнение к уже существовавшим генерал-губернаторам Киевскому, Туркестанскому, Степному, Иркутскому, Не стоит забывать, что варшавскому, Кавказскому наместничеству 9 ноября 1905 г. было учреждено генерал-губернаторство Прибалтийское с включением в него Лифляндской, Курляндской, Эстонской губерний. Поскольку генерал-губернаторства объявлялись на военном положении, то на основании Закона о военном положении 1892 г. военные власти получали право передавать дела гражданских лиц на рассмотрение военно-окружных судов, кᴏᴛᴏᴩые решали их по законам военного времени. Был организован ряд карательных экспедиций под командованием генералов А.Н. Меллер-Закомельского, П.К. Рененкампфа и др6.
В местностях, объявленных на военном и чрезвычайном положении, а также в районе действия карательных экспедиций только что назначенным премьер-министром П.А. Столыпиным были введены военно-полевые суды. Эти суды составлялись приказом командира воинской части в составе 5 офицеров данной части. Стоит заметить, что они должны были рассматривать дела гражданских лиц, обвиненных в участии в мятеже и иных преступлениях против существующего строя. Дела рассматривались в упрощенном порядке без участия прокурора и адвоката, как правило, в течение суток. Обжалования приговора и ходатайства о помиловании не допускались и приговор к смертной казни через расстрел или повешение приводился в исполнение немедленно. Не случайно Столыпин получил в народе прозвище «вешателя», а виселицу стали называть «столыпинским галстуком». По подсчетам известного историка К.Ф. Шацилло, в 1905 г. для подавления революции правительство командировало 213 пехотных рот и 66 эскадронов кавалерии и казачьих сотен и 83355 солдат в составе отдельных команд. В 1907 г. против крестьянских волнений войска привлекались 9771 раз. При этом в войне против собственного народа использовались пулеметы и даже артиллерия.
В годы первой революции и после ее подавления активизировалась деятельность политического сыска — охранных отделений. Отметим, что теперь их сеть покрывает практически всю территорию страны. Стоит заметить, что они вели борьбу с революционным подпольем как путем наружного наблюдения, т.е. слежки за членами революционных организаций, так и при помощи секретной агентуры, внедрявшейся в подпольные сообщества для так называемого “внутреннего освещения”. Довольно часто такие секретные агенты играли роль провокаторов, подстрекая, а то и лично участвуя даже в террористических актах. Важно заметить, что одним из таких провокаторов был Евно Азеф—руководитель партии эсеров, лично организовавший ряд террористических актов. Агент-провокатор киевского жандармского управления Мордух Богров 1 сентября 1911 г. застрелил Столыпина. А секретный агент Роман Малиновский стал даже депутатом Государственной Думы и лидером ее большевистской фракции. В целях координации деятельности низовых (губернских) охранных отделений образуются так называемые «районные охранные отделения», каждое из которых должно было руководить работой таких отделений нескольких губерний. Иными словами, возникли своеобразные «охранные округа». Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый отдел Департамента полиции. Он же руководил и оперативной работой жандармских управлений.
Для борьбы с революционными центрами за рубежом Департамент полиции активизирует ϲʙᴏю заграничную агентуру. В российское посольство в Париже, где находился заведующий заграничной агентурой, стекалась вся информация о деятельности революционной эмиграции. Царская охранка оперативно сотрудничала с органами политического сыска Франции, Англии, Германии и других государств.
Деятельность жандармских органов и охранки была ориентирована исключительно на борьбу с революционным движением. Революция 1905-1907 гг. серьезно напугала правительство. Сразу же после ее подавления начинается поиск путей совершенствования и усиления полиции.
При существовавшей системе все полицмейстеры уездных городов и исправники уездных управлений подчинялись губернатору напрямую, а губернские жандармские управления и охранные отделения были независимы от него и подчинялись непосредственно МВД. Это вело к разобщенности аппарата7.
Проект полицейской реформы в 1907 г. выдвинул премьер-министр (он же министр внутренних дел) Столыпин. Ее содержание Столыпин изложил в своей речи на заседании II Государственной Думы в марте 1907 г. Столыпинский проект содержал ряд положений об усилении взаимодействия различных полицейских служб как на министерском, так и особенно на губернском уровне. Столыпин предлагал учредить губернские полицейские управления, объединявшие деятельность всех видов полиции (уголовного розыска, жандармерии, охранки) и подчинить их губернатору, увеличить зарплату, издать единый Устав сыскной полиции.