Первобытное общество как предыстория цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

При периодизации первобытной истории выделяют следующие исторические эпохи: каменный век: 1)палеолит
2)мезолит
3)неолит,
бронзовый век - с 5 по 1 тыс. до н.э.,
железный век (всё первое тысячелетие до н.э..
1 – 5 млн лет назад появились гоминиды. Семейство гоминид включает: 1)австралопитек, 2) питекантроп, 3) неандерталец и 4) кроманьонец.
Австралопитеки жили более 2 млн. лет назад.Они были ростом не выше 1 м, а объём мозга в 3 раза менеьше чем у современного человека.
Затем появился homo habilis – человек умелый.

Содержание работы

1. Периодизация развития человека.
2. Социальные отношения.
3. Хозяйственная деятельность.
4. Развитие речи, знаний.
5. Духовные аспекты первобытного общества.
6. Литература.

Файлы: 1 файл

Первобытное общество как предыстория цивилизации.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы»

 

Юридический факультет

Специальность «Международное право»

 

 

 

 

 

 

Тема КСР :

 «Первобытное общество как предыстория цивилизации »

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнил студент 1 курса 2 группы

                                                                          Аннаев Айдогды Курбандурдыевич

                                              

 

 

 

 

 

 

 

План

 

1. Периодизация развития человека.

2. Социальные отношения.

3.  Хозяйственная деятельность.

4. Развитие речи, знаний. 

5. Духовные аспекты первобытного  общества.

6. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Периодизация развития человека.

При периодизации первобытной истории  выделяют следующие исторические эпохи: каменный век: 1)палеолит

                          2)мезолит

                          3)неолит,

 бронзовый век - с 5 по 1 тыс.  до н.э.,

железный век (всё первое тысячелетие до н.э..

 1 – 5  млн лет назад появились гоминиды. Семейство гоминид включает: 1)австралопитек, 2) питекантроп, 3) неандерталец и 4) кроманьонец.

Австралопитеки жили более 2 млн. лет  назад.Они были ростом не выше 1 м, а  объём мозга в 3 раза менеьше чем у современного человека.

Затем появился homo habilis – человек умелый.

Питекантроп жил 500 – 800 тыс. лет назад. Рост питекантропов был не менее 170 см, объём могза – 850 – 900 см куб., они «систематически использовали огонь для обогрева и приготовления пищи». Считают, что питекантропы были «способны издавать различные звуки, но ещё не знали речи».

Следующим видом  в процессе антропогенеза  стал homo erectus – человек прямоходящий (жил 200 – 100 тыс. лет тому назад).

Неандерталец появился 100 тыс . лет назад. Неандертальцы были способны добывать огонь, строили примитивные жилища и изготавливали одежду из шкур. Но они не обладали в полной мере членораздельной речью, хотя и начали её осваивать. В полном смысле человеком современного типа становится кроманьонец. Антропологи считают, что на протяжении нескольких тысяч лет неандертальцы жили в то же время , когда и кроманьонцы. Проблема сосуществования этих двух подвидов homo sapiens является дискуссионной , но большинство ученых едины в том, что кроманьонец не произошел от неандертальца. Таким образом , в развитии гоминид были и тупиковые ветви.Есть гипотеза, что неандертальцы не выдержали конкуренции с кроманьонцами как более интеллектуальными существами.

Кроманьонец появился 40 – 50 тыс лет  назад.Рост – до 180 см,объём черепа до 1600 см куб.Обладал языком, речью,воспринимал себя как общественное существо.

В истории первобытного общества в  последнее время выделяют 3 эпохи: 1. эпоха первобытного стада, или  праобщины, а также антропосоциогенеза; она занимает огромный период от Олдувая до Мустье и связана с архантропами и палеоантропами; 2. эпоха первобытной родовой общины, начинается в верхнем палеолите и заканчивается к  эпохе раннего металла; 3. эпоха первобытной соседской (протокрестьянской) общины.

В эпоху первобытного стада человек выделяется из животного мира и образуется общество. Праобщина состояла из одной или нескольких гаремных семей. Потестарные функции в таком сообществе могли нести наиболее сильные в интеллектуальном смысле индивидуумы. Смерть, естественная или трагическая, такого вожака могла приводить к распаду или вливанию его в некое другое объединение.

В условиях установления производственных и половых табу необходимо было регулировать и хозяйственные отношения, и  половые, и передвижение праобщин. Немалую роль в этом играли выдвигавшиеся вожаки, обладавшие силой, способностью к убеждению и организации. При малейшей ошибке его мог сменить другой.

В эпоху первобытной родовой  общины появились группы родственных  семей. Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение при решении любых вопросов. Особым авторитетом при этом обладали зрелые, умудренные опытом люди, как правило, старшее поколение. Именно эта среда выдвигала главарей, которые руководили повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива. Главарем могли признавать самого старшего из трудоспособных, либо самого мудрого, могли и выбирать. Выборы главаря базировались на опыте, интеллектуальном превосходстве, умении убеждать. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись. Ослушавшиеся подвергались осуждению со стороны всех членов коллектива.

В конце этой эпохи племя, появившееся  почти одновременно с родом, приобретает  четкую структуру, племенной совет, вождя. Сам род сегментируется, усложняется  организация общества. Эти процессы приводят и к иерархизации коллективной власти.   

В эпоху первобытной соседской (протокрестьянской) общины началось классообразование. В этот период общая собственность  рода и общины вытесняется собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение уступает место трудовому, общинно-родовые связи заменяются общинно-соседскими, появляются начальные формы эксплуатации, избыточный продукт превращается в прибавочный, зарождается частная собственность и, наконец, появляются общественные классы и государственность.

 

2.Социальные отношения.

Общественная жизнь в первобытном  обществе регулировалась нормами поведения, совокупность которых в современной  науке принято называть мононорматикой. В функциональном плане эти нормы  сочетали и правовые, и моральные, и этикетные, еще не дифференцированные в первичном, нерасчлененном общественном сознании, поэтому их и определили как мононормы. Они появляются в виде пищевых и сексуальных запретов, в первобытном человеческом стаде, т.е. раннем ашеле.

Для мононорматики характерен коллективизм в содержании и сфере приложения. Все предписания и запреты  адресовались не к отдельным лицам, а к социальным группам: возрастным классам, мужчинам и женщинам, соплеменникам  и чужеплеменникам. При этом критерием моральности поведения являлись отношения родства, а формой регулирования этих отношений – обычай.

Этнографические данные свидетельствуют  о том, что вся мифология содержит такое обоснование обычаев, регламентирующих человеческие взаимоотношения. Обычаи, законы, обряды установлены предками или героями, позже другими богами, поэтому священны, а за нарушение их должна последовать кара от этих духов, богов.

Другой формой осознания норм было традиционное, выраженное в формулах: “так все делают; так принято”, или “так никто не делает; так не принято”. Обе формы осознания морали чаще всего действовали вместе: обычаи выполняли и потому, что так все делают, и потому, что их установили духи или боги.

Трансляция норм поведения в  полном объеме проводилась старшими членами общин при посвящениях – инициациях, где юношам и девушкам сообщают священные предания и верования рода, племени, внушают повиновение обычаям и моральным предписаниям, особенно в области половой жизни и в отношении к старейшим. Неофитам объясняли, что в случае нарушения этих норм они будут наказаны божествами, духами, установившими эти правила.

Совершенные преступления рассматривались  и разбирались коллективом. Совместно  определялась мера вины – и в  зависимости от значимости нарушений  нормы, и с помощью магических испытаний (огнем, водой и т.п.) – назначалось наказание, осуществление которого производилось заинтересованной стороной, либо назначенными лицами, либо ближайшими родственниками виновного или пострадавшего. Санкции были разнообразны – смерть,физическое наказание, увещевание и т.д. Мера их зависела от тяжести преступления.

Основу социальных отношений составляло родство, а поскольку наиболее стабильной частью коллективов были женщины, то при неопределенности отцовства  родство должно было осознаваться как родство между потомками одной матери, т.е. по материнской, женской линии. Существовал также обычай экзогамии, т.е. запрещение брачного общения внутри родовой группы и предписание этого общения за ее пределами.

Выделялись половозрастные группы, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением и т.д. Чаще всего эти группы формализованы, и переход из одной возрастной группы в другую сопровождался испытаниями и торжественными тайными обрядами – инициациями. Суть инициаций состояла в приобщении подростков к хозяйственной, общественной, идеологической, брачной жизни полноправных членов общины. Мальчиков испытывали голодом, нанесением ран, прижиганием огнем и т.д., учили владеть оружием, воспитывали храбрость, выносливость, дисциплину, посвящали его в тайные обычаи, обряды и верования племени. Женские инициации были проще и заключались в обучении песням и мифам, рассказах о брачной жизни.

Отношения между полами в родовой  организации регулировались браком. Одновременно с браком возник институт семьи, регулирующий как отношения между супругами, так и между родителями и детьми.

Брак регулировал отношения  между взаимобрачными группами и  между фактическими супругами, поэтому  его можно назвать парно-групповым.

Общность интересов семьи заключалась в социализации детей. Правда, они, как только подрастали, воспитывались не только родителями, но всей близкой родней.

Развитие трудового распределения, при котором отец мог материально  заботиться о своих детях, укрепляло  парную семью. В ней появляется общее имущество. Отцы стараются передать свое имущество своим детям. Но на наследство мужчин претендовали не только их дети, но и их сородичи. И муж, и жена по-прежнему не порывали хозяйственных связей с родней.

При относительной дисэкономичности и дислокальности брака важнейшими социально-экономическими ячейками были община и род, которые на ранних этапах родового строя, по всей видимости, совпадали. Община состояла из группы или групп родственных семей.

Разрастающиеся роды делились на внутриродовые группы, те в свою очередь – на еще меньшие группы сородичей и т.д. Такие группы называют линиджами. Роды группировались во фратрии, которые могли быть и исходными, первоначальными родами, а могли возникать в результате искусственного объединения нескольких родов. Фратрии объединялись в племена. Роды являлись экзогамными коллективами матрилинейных родственников, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования, взаимопомощи и взаимозащиты. Они имели свои тотемные имена. Род имел право адопции, свое отдельное от других родов кладбище. Фратрия была объединением “братских” родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг друга, особенно в экстремальных ситуациях – в случаях убийства в племени, выборах предводителя и т.п. Фратрии имели свои религиозные братства, особые обряды посвящения, церемонии. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры – бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социально – потестарными функциями.

3. Хозяйственная деятельность.

Основу хозяйства составляли с  древнейших времен собирательство, охота  и рыболовство. С изменением климата  вследствие потепления и таяния ледников (10-12 тыс. лет назад), т.е. с наступлением новой геологической эпохи – голоцена – меняется флора и фауна. Вымирают крупные “холодолюбивые” животные – мамонт, шерстистый носорог. Для охоты на мелких животных и птиц используется лук со стрелами, силки, ловушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной получила развитие индивидуальная охотой с засадами и скрадыванием, была приручена собака. Шире стало практиковаться рыболовство с помощью крюков, сетей, вершей, запруд.

Простое присваивающее хозяйство  низших охотников, собирателей и рыбаков позволяло получать лишь жизнеобеспечивающий и только как исключение избыточный продукт. Поэтому для праобщины и раннепервобытной общины были необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее распределение.

В коллективной собственности находились, очевидно, прежде всего промысловая  территория со всеми имевшимися в  ее пределах объектами охоты, рыболовства  и собирательства, сырьем для производства орудий, утвари и т.д., как это отмечено у австралийцев. Коллективной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные же орудия труда, - топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения являлись личной собственностью.

Собственность на пищу или другую добычу была также коллективной. Распределение ее было уравнительным или равнообеспечивающим.

На стадии первобытной родовой  общины, в неолите, происходит переход  к производительному хозяйству, развивается скотоводство и земледелие. Этот переход Г.Чайлд назвал неолитической революцией.

При раннем производящем и высокоспециализированном присваивающем хозяйстве по-прежнему необходима была тесная кооперация трудовых умений, а значит и сохранение коллективной собственности и уравнительного распределения. Коллективной, преимущественно родовой, была собственность на возделываемую землю, пастбища, охотничьи, рыболовные и собирательские угодья. Внутри рода обрабатываемая земля передавалась во владение группам ближайших сородичей и в пользование отдельным членам коллектива. Скот, орудия, утварь и т.п. были личной собственностью и могли отчуждаться. Уравнительное распределение постепенно заменялось трудовым распределением, при котором человек, получивший хороший урожай, приплод скота, добычу, мог оставить его себе или делиться им с теми, с кем хотел. Эта передача продукта давала престиж как человеку, который это делал, так и социальному организму, членом которого он являлся. Развивается дарообмен между коллективами. Система дарообмена была в сущности системой престижной экономики. Дар должен был быть возмещен эквивалентным отдаром. Престижный дарообмен принимал церемониальную форму. Дарение производилось во время торжеств, на которые одна община приглашала членов других. Таковы пиры “мертвых” у эскимосов Аляски, свиные праздники у папуасов маринд-аним, потлачи индийцев Северо-Западного побережья Северной Америки. Дарение вело к своеобразному накоплению имущества, которым человек мог располагать вне контроля общины. В этом проявилось разрушение эгалитарности: выделились важные (бигмены) и ординарные люди, а затем появились и бедняки. Потлачи, пиры, церемониальный обмен и другие проявления престижной экономики были мощным стимулом производства. Стали появляться обменные эквиваленты: редкие раковины, украшения, камень, птичьи перья.

Информация о работе Первобытное общество как предыстория цивилизации