Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 14:53, реферат
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Социальная организация первобытного общества............................................5
2.Общая характеристика власти в первобытном обществе...............................11
3.Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе.................................................................................................................19
Заключение……………………………………………………………………….28
Литература……………………………………………………………………….29
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Северокавказский Государственный Технический Университет
Кафедра истории и теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория государства и права
Тема: Первобытное общество: организация, власть и социальные нормы
Выполнила: студентка I курса
спец. 030500.62
группы ЮБ-101
Эмирова К.Э.
Проверил: кандидат
юридических наук
доцент
Черкашин Е.Ю.
Дата защиты: __________________
Отметка: __________________
Ставрополь, 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Социальная организация первобытного
общества......................
2.Общая характеристика власти в первобытном
обществе......................
3.Общая характеристика
социальных норм поведения в первобытном обществе......................
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Род – это
исторически сложившееся
В основе управления родом уже лежала власть (общественная власть), которую возглавлял старейшина в роду, вождь – в племени, совет старейшин и совет союзов родов (т.к. есть племена однородные и неоднородные). Например, Болгария – территория 7 племен, на которую пришли булгары – союз семи племен и булгар. Рим – союз племен латинян, сабинян, этрусков.
Родовой строй – признаки государственности уже есть, но не все, поэтому государства еще нет. Например нет специальной прослойки занимающейся управлением всеми за их счет, власть осуществляется бесплатно, нет налогов, есть общая казна, нет каких либо из признаков гос-ва – организации публичной власти, налогов, армии, суверенитета, права.
Тема данной курсовой работы – «Первобытное общество, организация, власть и социальные нормы» – актуальна в силу того, что, во-первых, понимание современной власти и социальных норм невозможно без учета опыта предыдущих эпох, во-вторых, это позволяет сформировать представление о власти и социальных норм поведения в первобытном обществе.
Целью данной работы является описать организацию, сущность власти и социальных норм поведения в первобытном обществе.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается социальная организация в первобытном обществе;
2. описывается общая характеристика власти первобытного общества;
3. показывается
общая характеристика
1. Социальная организация первобытного общества
Человекоподобные существа появились на земле по крайней мере 2 млн лет тому назад. Это были представители человеческого рола, который мы называем homo habilis - homo erectus (человек умелый - человек прямоходящий), а мы -представители homo sapiens (человек думающий) - появились минимум 200 тыс. лет назад. Еще до возникновения в древние времена высокоразвитых культур, живших в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга и Желтого моря, рождались, расцветали и исчезали бесчисленные другие гораздо менее развитые культуры1.
Они пережили многие расы животных, которые жили с ними в одних временных рамках, и прошли через процесс развития, сменяя различные виды человеческой семьи.
Первобытные человеческие стада были изолированы и не связаны между собой какой - либо постоянной связью. С другой стороны, эти стада были эндогамны. Другой общественной формы, помимо стада, меньшей или большей, чем стадо, не существовало.
Род - представляет собой, в основе своей, хозяйственный коллектив, покоящийся на началах коллективной собственности и коллективного производства.
С другой стороны, род представляет собой группу в известном смысле органическую, имеющую свойство размножаться.
Значит, при низком уровне развития производительных сил, уровне, не дающем места крупному хозяйственному коллективу, род, разрастаясь, должен неминуемо распадаться и разделяться на новые, дочерние роды.
Стадо тоже время от времени распадалось, но между образовавшимися отдельными стадами, постоянной связи не существовало.
Одно из качественных отличий рода от стада состоит в том, что, тогда как стадо эндогамно, род экзогамен.
Начальной формой экзогамии была экзогамия дуальная, то есть два рода были связаны постоянными взаимно брачными отношениями, так что один род был по отношению к другому роду "родом матерей", а другой - "родом отцов"2.
Из трех главных
эпох - дикости, варварства, цивилизации
– Л.Г.Моргана, само собой разумеется,
занимают только две первые и переход
к третьей. Каждую из этих двух эпох
он подразделяет на низшую, среднюю
и высшую ступень сообразно с прогрессом
в производстве средств к жизни, потому
что, говорит он, "искусность в этом
производстве имеет решающее значение
для степени человеческого превосходства
и господства над природой; из всех живых
существ только человеку удалось добиться
почти неограниченного господства над
производством продуктов питания. Все
великие эпохи человеческого прогресса
более или менее прямо совпадают с эпохами
расширения источников существования"3.
На протяжении второй половины
периода дикости и весь период варварства,
человечество в целом было организовано
в роды, фратрии и племена. Эти организации
преобладали на протяжении всего древнего
мира на всех континентах. Основные институты
человечества возникли в дикости, были
разработаны в варварстве, и завершили
своё развитие в цивилизации.
Подобным же образом, семья
прошла через последовательные формы,
и создала огромные системы родства и
близости, которые остались до настоящего
времени. Эти системы регистрируют отношения,
существующие в семье в период, когда каждая
система соответственно была сформирована,
содержат отчет о поучительном опыте человечества,
раскрывают формирование семьи из кровнородственной,
через промежуточные формы, к моногамной4.
"Семья",- говорит Морган,- "активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны; лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда семья уже радикально изменилась"5.
М.О.Косвен считает законной гипотезу начального промискуитета и опровергает гипотезу кровнородственной семьи6. Первым периодом родового строя является период материнского родового строя. В общем, М. О. Косвен соотносит этот период с археологическими периодами позднего палеолита и раннего развитого неолита. Хозяйство матриархата развивалось в это время по линиям охоты, рыболовства, мотыжного земледелия и разведения домашних животных. М. О. Косвен называет матриархат универсально - историческим этапом развития всего человечества. Так как он обладает значительной хронологической протяжённостью, а с географической точки зрения, относится ко всей обитаемой поверхности земного шара. Характерен групповой брак, переходящий в парный с дислокальным, переходящим в матрилокальное поселение супругов.
Переход от матриархата к патриархату был определён дальнейшим развитием производительных сил, в частности переходом от мотыжного земледелия к плужному и от разведения домашних животных к скотоводству и рядом других обстоятельств7.
Характерно первое разделение труда, развитие торгового обмена. В области общественной патриархат характеризуется полным распадом дуально - фратриальной организации, превращением материнской семьи в патриархальную семейную общину. Усложняется и общая структура рода, появляется патронимия. Характерно патрилокальное поселение. В это время труд женщины ограничивается работой по дому. В хозяйственной и общественной жизни преобладает мужчина. Однако наряду со всем этим сохраняются пережитки матриархата.
Развитие патриархата на основе дальнейшего развития производительных сил приводит к распаду первобытно - общинного строя.
Семья по Моргану развивалась следующим образом:
1. Кровнородственная
семья - первая ступень семьи.
Здесь брачные группы
2. Пуналуальная
семья. Если первый шаг вперед
в организации семьи состоял
в том, чтобы исключить
3. Парная семья. Известное соединение отдельных пар на более или менее продолжительный срок имело место уже в условиях группового брака или еще раньше; мужчина имел главную жену (едва ли еще можно сказать – любимую жену) среди многих жен, и он был для нее главным мужем среди других мужей. "Браки между членами родов, не состоящих в кровном родстве, создавали породу более крепкую как физически, так и умственно, два прогрессирующих племени сливались воедино, и у новых поколений череп и мозг естественно достигали размеров, соответствующих совокупным способностям обоих племен"8.
Общество образовалось так, что в нем в качестве первичной социальной единицы был род, и такое родовое общество не имело иной централизованной власти, кроме той, которая требовалась для того, чтобы руководить этим обществом в его борьбе за существование, а возможно также и для отправления совместных обрядов религиозного культа. Далее, известно также, что появление более совершенного правового порядка предполагает и более прочную привязанность к жилищу и хозяйству. Охотники и кочевники, как правило, всегда ограничивались только основными правилами общежития, необходимыми лишь для поддержания их социальной структуры и материальной обеспеченности. Земледельцы же, у которых каждое новое поколение продолжало создавать новое на базе уже созданного прошлыми поколениями, достигли более совершенных и одновременно с этим более сложных экономических и социальных отношений между собой. Вот почему именно у земледельцев возник достаточно сильный импульс к развитию дифференцированных норм в системе разделения труда и совместной работы, которые являются основой любого общественного порядка.
При переходе к земледелию и скотоводству наблюдается увеличение численности населения. Следовательно, производящая экономика уже на первых этапах своего становления характеризуется таким обменом между человеком и природой, при котором человек стал создавать прибавочный продукт.
Производящая экономика объективно вела к усложнению организации производства, появлению новых управленческих, организационных функций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и, тем самым, к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов.
С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Произошло общественное разделение труда: - отделение скотоводства от земледелия; - отделение ремесла; - появление купцов.
Выделяются группы
организаторов производства, работников
информационных систем, в которых
осуществляется учет труда и
распределения его результатов,
Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует социальной дифференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве.
Начинается становление классов, новых организационных форм управления обществом, зарождение государства. Таким образом, «неолитическая революция» переход человечества к производящей экономике приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.
2. Общая характеристика власти в первобытном обществе
Есть все основания предполагать, что народы, которые заселили территории вокруг Средиземного моря и которые несколько тысячелетий назад заложили основы той культуры, которую мы называем западной, еще до эпохи, ближайшей к эпохе развития более высоких городских культур с их надежно организованной государственной центральной властью, уже жили в системе правовых норм родового общества.
Правовая организация периода родового строя постоянно играла большую роль в системе развития права в качестве исходного пункта для более высоких по уровню правовых культур. Современные экономические и социальные проблемы в некоторых регионах мира, например, в таких, как Юго-Восточная Азия и Центральная Африка, будут для нас непонятны, если мы не уясним для себя, что эти проблемы в немалой степени зависят от того факта, что они все еще находятся на уровне, близком к родовому обществу. Итак, в силу изложенного выше нам необходимо сначала дать общее представление о том, как именно развивался правовой порядок в таком обществе и какими именно были его наиболее важные правовые нормы.