Первобытный мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 00:35, лекция

Описание работы

Первобытность — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека.

Файлы: 1 файл

ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР

Первобытность — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой. В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей  и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Терминология

Синонимом «доисторического периода» является термин «праистория», который  в русскоязычной литературе употребляется  реже, чем аналогичные термины  в зарубежной литературе (англ. prehistory, нем. Urgeschichte).

 

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи какой-либо культуры, когда сама она ещё не создала  своей письменности, но уже упоминается  в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко  используется термин «протоистория» (англ. protohistory, нем. Frühgeschichte). Для замены термина первобытнообщинный строй, характеризующего общественное устройство до возникновения власти, некоторыми историками используются термины «дикость», «анархия», «первобытный коммунизм», «доцивилизационный период» и другое.

В связи с разными названиями одного и того же вида первобытного общества с обобществленной собственностью и до возникновения власти, цивилизации, государства, частной собственности  среди историков различных классических школ и теорий о возникновении власти для названия этого вида общественного устройства принято пользоваться общепринятым термином «первобытнообщинный строй».

От следующих за ним этапов общественного  развития первобытнообщинный строй  отличался отсутствием частной собственности, классов и государства.

Периоды развития первобытного общества

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого  общества. Так, А. Фергюсон и затем  Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

 

Морган считал наиболее ранней стадией  развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень  дикости по его классификации  начинается с применения огня и появления в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства — с началом использования железа.

Наиболее разработанной периодизацией  является археологическая, в основе которой лежит сопоставление  изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений  и т. д. По этому принципу история  человечества в основном делится на ранний древний каменный век, средний древний каменный век, поздний древний каменный век, средний каменный век, новый каменный век, поздний новый каменный век (не у всех народов), медный век (не у всех народов), бронзовый век и железный век.

В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и другие предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых  была эволюция форм собственности, степень  разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщённом виде такую периодизацию можно представить так:

эпоха первобытного стада;

эпоха родового строя;

эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности — поздний мезолит и неолит по современной классификации).

Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической  или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекало у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на разных ступенях развития.

Периодизация 

  1. Древнекаменный век или палеолит (2,4 млн. — 10000 до н. э.).
    1. 1. Ранний (нижний) палеолит ( 2,4 млн. — 600 000 до н. э.).
    1. 2. Средний палеолит (600 000 - 35 000 до н. э.).
    2. 3. Поздний (верхний) палеолит (35 000 - 10 000 до н. э.)

Время охотников и собирателей. Начало кремневых орудий, которые постепенно усложняются и специализируются.

    1. Среднекаменный век или мезолит (10 000 - 5000 до н. э.).
    2. Неолит (5000 - 2000 до н. э.).

Возникновение неолита связывается  с неолитической революцией. В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12 000 лет, хотя период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства («присваивающего») — «производящие» (земледелие, скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу. Неолит нередко переходит в следующий этап, медный век или энеолит, без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, важнейшим признаком которой является появление металлических орудий. 

4. Бронзовый век (3500 - 800 до н. э.). 

Распространение металлургии позволяет  получать и обрабатывать металлы: (золото, медь, бронза). Первые письменные источники в Азии.

5. Железный век (800 до н. э. – 500 н. э.) .

Каменный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Нижний палеолит — период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

Средний палеолит — период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

Верхний палеолит — период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

Мезолит характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

Неолит — эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век или энеолит  — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку.

Железный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

История развития общественных отношений

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.

Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка. Вместо сигнального  языка животных, способствующего  их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т. д.

Сначала первобытные люди пользовались огнем, получаемым при пожарах, от ударов молний и т. д. Поскольку добывать огонь они ещё не умели, огонь приходилось постоянно поддерживать, но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами.

Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).

Первоначально половые отношения между людьми внутри коллектива были беспорядочными (промискуитет). Именно промискуитет, по сути, впервые в эволюции видов создал возможность формирования трехпоколенных групп, в которых старшее поколение детенышей воспитывало не на собственном примере, а при помощи языковой деятельности, но редко участвовало в добыче пищи. Таким образом возникновение "социального института дедушек и бабушек", выполняло функцию передачи личного опыта молодым не на генетическом, а на социальном уровне и способствовало субъективизации восприятия мира членами сообщества и формированию творческой деятельности, поскольку дети с раннего детства в истории были поставлены перед необходимостью личного выбора между несколькими (например, материнской и бабушкиной) моделями поведения в стандартных ситуациях и, соответственно, получили возможность создания собственной.

Неконтролируемое проявление полового инстинкта, между тем, создавало  в группе нежелательные мутации. Через несколько поколений обнаружилось, что дети рождаются более здоровыми, если их родители относятся к разным сообществам (родам). Поэтому со временем сформировалась сложная система регулирования половых связей - женщины рода А, например, имели право иметь детей только от мужчин рода Б, а женщины рода Б - только от мужчин рода В... Завязывание половых отношений между членами разных праобщин сделало возможным полный запрет половых отношений между членами каждого из первобытных коллективов (экзогамия). Так каждая праобщина превратилась в род. Роды возглавляли старейшины, которые руководили и жизнью племени.

Естественным кормильцем человека была его мать — вначале она  его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность  обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины — братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних. Они жили в общинных жилищах.

Лишь затем возникла парная семья  — образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью — пожизненное единобрачие отдельных пар.

Специалисты в настоящее время  в основном считают, что во времена  палеолита и неолита — 50-20 тысяч  лет тому назад — социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя господствовал матриархат. Матриархат в условиях промискуитета необходим был для отслеживания родственных связей.

С изобретением лука охота усовершенствовалась, была приручена собака, ставшая помощником человека на охоте.

Постепенно охота привела к  приручению животных — появилось  первобытное животноводство. Из собирательства выросло земледелие: семена диких  растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Предполагают, что  земледелие впервые зародилось в Передней Азии. Этот переход был назван неолитической революцией (X—III тысячелетия до н. э.). Результатом того, что средства к существованию стали более обеспеченными, стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V—IV тысячелетий до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн человек. Позже люди овладели плавкой металлов (сначала меди, затем и железа), что позволило создавать более совершенные металлические орудия труда.

Изменение экономики с чисто  присваивающей на производящую привело и к изменению общества. У земледельческих племен типом поселения стала деревня, в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую. Большие общинные дома отошли в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья. Собственность на землю была коллективной — внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другому в пользование. У одних общин земельные участки ежегодно перераспределялись, у других перераспределение происходило один раз в несколько лет, у третьих, возможно, участки раздавались в пожизненное землепользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования сохранялись до нашего времени.

Информация о работе Первобытный мир