Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:25, реферат
Самое первое дошедшее до нас упоминание о кыргызах встречается в китайских исторических сочинениях и относится к 201г. до н.э. Первое упоминание о кыргызах имеет большое значение для истории кыргызского народа. Благодаря ему мы знаем, что в конце III в. до н.э. уже существовало владение Кыргыз. Кроме того, этноним «кыргыз» является самым древним названием из всех ныне существующих тюркоязычных народов. В 99г. до н.э.правителем владения К-з был плененный гуннами кит. военач. Ли Лиин. В 90 г.он нанес поражение китайцам. Умер 74г. до н.э. Сын Ли Лина в 56г. посадил на ханский престол своего ставленника, кот. был убит. В 49 г.до н.э. гуннам (хан Чжичжи) опять пришлось идти в поход на владение К-з, где разбили кыргызов. Центр их расселения был в 7000 ли к западу от ставки гуннов в Хангае (Сев. Монг.) и в 5000 ли к северу от Турфанского оазиса., т.е. в районе хребта Боро-Хоро. (Вост. Т-Ш)
Самое первое дошедшее до нас упоминание о кыргызах встречается в китайских исторических сочинениях и относится к 201г. до н.э. Первое упоминание о кыргызах имеет большое значение для истории кыргызского народа. Благодаря ему мы знаем, что в конце III в. до н.э. уже существовало владение Кыргыз. Кроме того, этноним «кыргыз» является самым древним названием из всех ныне существующих тюркоязычных народов. В 99г. до н.э.правителем владения К-з был плененный гуннами кит. военач. Ли Лиин. В 90 г.он нанес поражение китайцам. Умер 74г. до н.э. Сын Ли Лина в 56г. посадил на ханский престол своего ставленника, кот. был убит. В 49 г.до н.э. гуннам (хан Чжичжи) опять пришлось идти в поход на владение К-з, где разбили кыргызов. Центр их расселения был в 7000 ли к западу от ставки гуннов в Хангае (Сев. Монг.) и в 5000 ли к северу от Турфанского оазиса., т.е. в районе хребта Боро-Хоро. (Вост. Т-Ш)
Мифический прародитель тюрок «сын волчицы» женился и имел 4 сынове: Нодулушад (династия Ашина), Цигу (к-з) царствовал м-у реками Афу(Абакан) и Гянь(Енисей).Др.кыргызы на Енисее вели комплексное хозяйство, где сочеталось полукочевое скотоводство с земледелием. В горно-таежных р/н оленеводство и охота. Жилища трех типов-юрта, срубные дома с двускатной крышей, каркасные 6-угольные постройки. Др.кыр. жили на стоянках-летовках, в неб. поселках и в постоянных крупных поселениях. Самое большое сост. из 75 жилищ.
Покойных сжигали. Пепел хоронили в грунтовых ямах, под каменными выкладками и в обширных родовых усыпальницах-склепах. Общ.др. кыр. нах-сь на стадии разложения первобытнообщинного строя. Основу его сост. свободные общинники. Над ними возвышалась привилегированная прослойка знати. 3 соц группой быи рабы. Влад. К-з было 1 племенным объед-м в Юж. Сибири с зачатками гос-сти. В VI в. в результате войны между жужанями и телесцами многие древние кыргызы переселились на Енисей.
Завершение формирования кыргызского народa.
Важным этапом формирования кыргызской народности стало объединение всех племен в 2 «крыла» – традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов. В правое крыло (онг канат) вошли такие крупные племена, как сарыбагыш, Бугу, саяк, солто, жедигер, тынымсеит, монголдор, багыш, баарын, черик, жору и др., проживающие главным образом в Западном и в Центральном Тянь-Шане. В левое крыло (сол канат) вошли племена кушчу, Сару, мундуз, жетиген, кытай и др. в треть группу, южнокыргызских племен, названную «ичкилик», вошли племена адыгене, кыпчак, найман, тейит, кесек и др. Все три объединения включали как кыргызские, так и монгольские племена на равноправной основе. Все племена, вошедшие в новую административно-военную систему, стали именоваться общим этнонимом «кыргыз». Этот важный в истории Тянь-Шаня акт произошел в конце XV – начале XVI в. Пожалуй, с этого времени можно говорить о завершении основного процесса формирования кыргызской народности на Тянь-Шане.
Древнейшее владение кыргыз.
Древнейшим
владением кыргыз оказалось государство
усуней.
Самое первое дошедшее до нас
упоминание о кыргызах встречается в китайских
исторических сочинениях и относится
к 201 г. до н.э. Именно в это время мощное
государство гуннов во главе с Маодунем
завоевало ряд земель. "...(Маодунь) покорил
на севере владения хуньюев, цюйше, динлинов,
гэгуней и синьли", - скупо сообщал китайский
источник. Из перечисленных пяти завоеванных
гуннами народов историки располагают
сведениями лишь о двух, судьбы которых
впоследствии тесно переплелись, - динлинах
и гэгунях.
Динлинами китайские
летописи называли европеоидное население
среднего течения р. Енисей и соседних
территорий Южной Сибири, которые создали
высокоразвитую тагарскую культуру (VII-I
вв. до н. э.), близкую к культуре саков Средней
Азии. Впоследствии они вместе с гэгунями
были носителями таштыкской культуры
(I-V вв.). Гэгунями (варианты: гянь-гунь,
кигу, цигу), как бесспорно установили
ученые, китайцы называли древних кыргызов.
Первое упоминание
о кыргызах имеет большое значение для
истории кыргызского народа. Благодаря
ему мы знаем, что в конце III в. до н.э. уже
существовало Владение кыргыз. Кроме того,
этноним "кыргыз" является самым
древним названием из всех ныне существующих
тюркоязычных народов. Такие самоназвания
народов, как "узбек", "уйгур",
"казах", "туркмен", "татар",
"башкир" и другие, появились значительно
позже.
Следующее упоминание
о кыргызах в китайской летописи отмечено
более чем через сто лет после 201 г. до н.э.
К этому времени гунны, видимо, уничтожили
или сместили правящий род кыргызов. В
99 г. до н.э. правителем Владения кыргыз
был назначен плененный гуннами китайский
военачальник Ли Лин. В 90 г. до н.э. новый
правитель во главе кыргызской конницы
в составе гуннских войск нанес поражение
китайцам. Умер Ли Лин в 74 г. до н.э. По преданию,
потомки его стали наследными владетелями
кыргызов. Сын Ли Лина в 56 г. до н.э., опираясь
на кыргызов, вмешался в династические
распри гуннов и посадил на ханский престол
своего ставленника. Марионеточный хан
был вскоре убит, о судьбе же сына Ли Лина
летопись умалчивает.
По-видимому, в смутное
время гунны не решились на войну с кыргызами,
и те на короткий период освободились
от власти чужеземцев, так как в 49 г. до
н.э. гуннам опять пришлось идти в поход
на Владение кыргыз. Местонахождение этого
владения установлено благодаря сообщению
о походе хана гуннов Чжичжи на запад,
где он разбил кыргызов. Центр их расселения
был в 7000 ли к западу от ставки гуннов в
Хангае (Северная Монголия) и в 5000 ли к
северу от Турфанского оазиса (Восточный
Туркестан). Расстояния указывают (ли =
500 м), что древнекыргызские земли находились
тогда в районе хребта Боро-Хоро (Восточный
Тянь-Шань).
Хан Чжичжи, укрепив
свои войска кыргызами, напал на динлинов,
занимавших Минусинскую котловину на
Среднем Енисее, и подчинил их себе. Так,
в середине I в. до н.э. часть кыргызов впервые
проникла из Центральной Азии на свою
новую родину. Гунны недолго властвовали
на Среднем Енисее. Вскоре они откочевали
на Тянь-Шань и в Семиречье. Здесь в 36 г.
до н.э. они потерпели сокрушительное поражение
от китайских войск. Сам хан Чжичжи был
пленен и обезглавлен.
Древние кыргызы на
Енисее вели комплексное хозяйство, в
котором сочеталось полукочевое скотоводство
с земледелием, частью орошаемым. В горно-таежных
районах были развиты оленеводство и охота.
Комплексное хозяйство предполагает многообразие
форм связанных с ним явлений материальной
культуры - жилища, быта, одежды, вооружения,
пищи, транспорта и др. Жилища древних
кыргызов, к примеру, были трех типов: юрты,
срубные дома с двускатной крышей, каркасные
шестиугольные постройки. Столь же разнообразны
были типы поселений. Древние кыргызы
жили на стоянках-летовках, в небольших
поселках и в постоянных крупных поселениях.
Самое большое из таких известных поселений
состояло из 75 жилищ.
Общество древних кыргызов
находилось на стадии разложения первобытнообщинного
строя. Основу его составляли свободные
общинники - скотоводы и земледельцы. Над
ними возвышалась привилегированная прослойка
знати. Третьей, полностью бесправной
социальной группой были рабы. Владение
кыргыз было первым племенным объединением
в Южной Сибири с зачатками государственности.
Этноним "усунь"
вошел в историческую науку из китайских
династийных хроник, и его значение пока
не выяснено. Происхождение усуней тоже
остается загадкой. Генеалогическое предание
усуней является исходным вариантом древнетюркского
генеалогического предания. Поэтому некоторые
исследователи считают усуней тюркоязычными.
Большинство же ученых относит их к ираноязычным
народам. Внешним видом собственно усуни
резко отличались от других жителей Средней
Азии и Восточного Туркестана: у них были
рыжие волосы и голубые глаза.
Государство, созданное
народом усунь на Тянь-Шане, китайские
хроники именовали "усунь буцзу"
(племена усуней), чаще - "усунь го"
(государство усуней). Первоначально усуни
кочевали по соседству с гуннами и юэчжами
у западной части Великой Китайской стены.
Около 160 г. до н.э. они, разбив саков и юэчжей,
переселились на Тянь-Шань и в Семиречье.
Образовалось новое государство, которое
на востоке граничило с гуннами, на западе
- по долине реки Талас - с Кангюем, на юге
- с Ферганой и владениями Восточного Туркестана.
На севере владения усуней простирались
до озера Балхаш. Царь усуней носил титул
кунбаг - "князь над племенами". Ставкой
его стал город Чигу - Чигучэн ("город
Красной долины"), развалины которого,
по одной из версий (В. П. Мокрынин, В. М.
Плоских), находятся на дне Тюпского залива
озера Иссык-Куль. Если подняться над заливом
на вертолете, то с высоты видны очертания
четырехугольника стен затонувшего города,
где найдено много глиняной посуды, каменные
зернотерки и песты, бронзовые серпы, кинжалы,
котлы. Выяснилось, что на месте столицы
усуней Чигу раньше было поселение саков.
Жители его занимались земледелием и ремеслом.
В начале нашей эры воды озера стали подниматься
и затопили Чигу.
Среди историков распространено
мнение, что усуни и енисейские кыргызы
- два крыла одного народа. Так, Н. Аристов
еще в 1893 г. писал: "Усуни есть прямые
предки нынешних кара-киргизов, занимающих
Западный Тянь-Шань, и первоначально составляли
часть обитавшего на Енисее киргизского
народа... Наличность на Енисее с древнейших
времен до XVIII столетия народа того же
имени, языка, наружности и обычаев, как
тянь-шаньские кыргызы, доказывает, что
енисейские и тянь-шаньские кыргызы составляли
некогда один народ, разделившийся ранее
III в. до н.э. на две части, из которых одна
осталась на Енисее до XVIII столетия, а другая,
которую китайцы называют усунями, подалась
к хребту Танну и занимала нынешний аймак
Цзасакту-хана, пока не была вынуждена
хуннами перейти в Западный Тянь-Шань".