Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 18:04, реферат
Многовековая работа историков всегда в Китае считалась очень важной и высоко ценилась. Канонические символы (в первую очередь конфуцианские) и исторические труды были главными предметами гуманитарного образования (а традиционный Китай другого образования и не знал), открывавшего дорогу к замеще¬нию чиновничьих должностей, повышению социального статуса и росту политического престижа.
Введение
Китай – страна истории, страна непрерывной
культурной традиции, в том числе
и традиции историописания. Начиная
с глубокой древности, профессионально
умелые и старательные чиновники фиксировали
на гадательных костях, бронзовых сосудах,
бамбуковых планках и шелковых свитках,
а затем и на бумаге все то, что они видели
и слышали, что происходило вокруг них
и заслуживало упоминания. Это поддерживавшееся
государством летописание всегда являлось
значительной составной частью духовной
жизни Китая. Первое и титаническое по
характеру обобщение такой повседневной
историографической работы принадлежит
кисти великого китайского историка Сыма
Цяня (выходца из семьи потомственных
историографов) на рубеже II-I вв. до н.э.
Созданная им книга «Шицзи» («Исторические
записки», или «Записки историка») – это
огромное по объему и глубокое по мысли
сочинение, которое стало своего рода
образцом, дидактической моделью для исторических
исследований в Китае. В последующие два
тысячелетия труд Сыма Цяня послужил основой
для создания так называемых династийных
историй.1
Обычно каждая новая династия после своего
утверждения на престоле создавала комиссию
профессиональных историков, в задачу
которых входило написание истории предшествующей
династии. Всего таких историй традиционно
насчитывается 24. Они составлялись высококвалифицированными
специалистами, стремившимися достаточно
объективно изложить исторические события
предшествующей династии и подвести к
выводам, которые должны были подтвердить
легитимность правящей династии. Естественно,
что доказательство легитимности новой
династии подчас требовало новой интерпретации
и событий далекого прошлого. В этом случае
члены этих комиссий (они все-таки были
не просто историками, а чиновниками по
ведомству истории) препарировали в нужном
духе исторический материал. Однако это
«переписывание» истории происходило
при строгом соблюдении накопленной веками
конфуцианской этики и дидактики, нравоучительной
заданности: история всегда должна была
подтверждать, что небесную санкцию на
управление Китаем (Поднебесная империя)
может получить только тот, кто обладает
наивысшей благодатью-добродетелью дэ.
Многовековая работа историков всегда
в Китае считалась очень важной и высоко
ценилась. Канонические символы (в первую
очередь конфуцианские) и исторические
труды были главными предметами гуманитарного
образования (а традиционный Китай другого
образования и не знал), открывавшего дорогу
к замещению чиновничьих должностей, повышению
социального статуса и росту политического
престижа. История при этом воспринималась
как школа жизни, своего рода собрание
поучительных рассказов о деяниях правителей
и исторических прецедентах. Апеллирование
к истории, к прецеденту, к примеру, у древних
было одним из наиболее весомых аргументов
в политических спорах имперского Китая.
Огромный интерес российской общественности
к прошлому и настоящему нашего великого
соседа, его культуре и экономическим
успехам, ко всем аспектам его жизни сегодня
удовлетворяется работой ученых и публикацией
значительного числа книг и статей самой
разнообразной тематики. В настоящее время
российское китаеведение – одна из наиболее
плодотворно работающих отраслей российского
востоковедения. Это в полной мере относится
и к историкам-китаеведам, за последние
годы опубликовавшим книги и статьи почти
по всем периодам долгой и непрерывной
китайской истории. Однако явно не хватает
работ обобщающего характера, которые
могли бы претендовать на изложение всей
истории нашего соседа Китая.
1. Формирование государства в Древнем Китае
Древний летописец Китая по имени
Сыма Цянь (145 – ок. 90-х гг. до н.э.) называл
первым властелином из смертных Ху-анди
(Желтого царя), которому вместе с наследниками
приписывали все достижения древней цивилизации:
организацию домашнего хозяйства и административного
управления, изобретение компаса и письменности.
Легендарному Юю, основателю династии
Ся (2205-1766 гг. до н.э.), приписывали регулирование
рек путем использования ирригационных
сооружений.
В эпоху позднего Шан-Инь верховная власть
сосредоточилась в руках вана и передавалась
по наследству старшему сыну. На престол
могли претендовать братья и племянники
правителя. Складывается практика назначения
регента для малолетнего правителя. Персона
вана обожествляется, утверждается верховная
собственность вана на землю. Складывается
дворцовая система управления. Ван опирался
на разветвленный чиновничий аппарат:
высших администраторов-сановинков, низших
чиновников-распорядителей, должностных
лиц, отвечающих за военную подготовку
и охоту, гадателей, прорицателей, стольников,
оружейников, конюших, писарей, надсмотрщиков
и т.д.
Период Восточного Чжоу в Китае характеризуется
сильными центробежными тенденциями в
обособляющихся удельных княжествах,
ослаблением центральной власти. Единого
государства практически не существовало.
Этот период ознаменован созданием всевозможных княжеских
Происходят существенные изменения в
общественном строе, более четко оформляются
социальные группы. Выделяются неоднородные
по составу сословия «благородных», «простонародья»,
«подлых». Сословие благородной знати
состояло из трех уровней – высший слой (ван,
чжухоу), средний слой (дафу), низший слой
(ши).
«Простонародье» включало в себя слои
свободных ремесленников и крестьян. Разорение,
долги, потеря земли привели к складыванию
слоя полузависимых наемных работников
и арендаторов-издольщиков. К «подлым»
относились рабы, оброчные невольники,
крепостные.
В сельских общинах сохранялось местное
самоуправление. Жители общины избирали
старейшин (фудад), а из их среды выбирался
староста (дичжей).
В период правления царя Сяо-Гуна был проведен
ряд реформ под руководством министра
Шан Яна. Например, земельная реформа была
сведена к упразднению общинной земли
и допускала свободную куплю-продажу земли.
Пахотная земля немедленно начала концентрироваться
в руках «новой знати», а обезземеливающиеся
общинники вынуждены были заняться подъемом
целины, что в итоге способствовало введению
обширных новых площадей в хозяйственный
оборот страны. Вводилась система круговой
поруки.16 В этих целях крупные патриархальные
семьи принудительно дробились, и создавалась
система соседских общин – пятидворок.
За неуплату налога и другие провинности
одного крестьянского двора отвечали
все пять. За нарушение законов одним из
членов семьи следовало рабство для всех
ее членов.
Шан Ян сумел, прежде всего, провести в
350 г. до н.э. земельную реформу, окончательно
уничтожившую систему «колодезных полей».
Вводился поземельный налог в зависимости
от размеров земельной площади. До реформы
налог (че) взимался с урожая, в размере
одной десятой части, независимо от размеров
землевладения. Новая система налогообложения
позволила государству получать стабильный
ежегодный доход, строго фиксированный
по величине и независимый от урожая.
Шан Ян предписал для сельскохозяйственных
нужд строить новые каналы и другие ирригационные
сооружения.
В военной сфере Шан Ян провел реорганизацию
и перевооружение армии, повышая престижность
военной службы. В армии вводился принцип
круговой поруки, воины объединялись в
пятерки и десятки. Перевооружение армии
сводилось к замене бронзового оружия
железным. Лица, добросовестно исполнявшие
воинские обязанности, получали награды
и социальные ранги. Чем выше ранг, тем
больше льгот и привилегий. Царство Цинь
стало привлекать на военную службу и
наемную конницу кочевников.
Шан Ян боролся с привилегиями старой
родовой аристократии, но вместе с тем
поставил под жесткий контроль государства
разбогатевших собственников из числа
купечества17. Под угрозой наказания владельцам
ремесленных мастерских и торговцам предлагалось
приобретать у правительства социальные
ранги за плату. Излишние, по мнению чиновников,
накопления экспроприировались в пользу
казны.
Шан Ян ввел новое территориально-
В середине III века до н.э. молодой правитель
Ин Чжэн объединил многочисленные княжества
Китая и в 221 г. до н.э. принял титул«хуанди» (владыка
император). Перед молодым императором
стоял ряд задач по укреплению государства.
Реформированию подверглись административная,
финансовая, сельскохозяйственная и военная
сферы.
Надпись на стеле 219 г. до н.э. гласила: «Он
навел порядок в стране, ввел единое законоположение
и единую, новую систему управления страной».
Государственный строй в государстве
Цинь характеризуется тем, что вруках
императора была сосредоточена законодательная,
исполнительная, судебная власть. Хуанди
являлся верховным главнокомандующим,
его персона священна и неприкосновенна.18 Императорская власть переходила
по наследству старшему сыну.
Полному уничтожению подвергались государственные
организации мелких царств, были физически
истреблены царские семьи в покоренных
государственных образованиях, распущены
их войска, запрещено употреблять старые
наименования царств.Все жители Поднебесной
должны были называться «черными головами»
и забыть о старых местных обозначениях.
Всех свободных разделили на «благородных»
и «простонародье», а все титулы были уничтожены.
Не родовитое происхождение, а личное
богатство и государственные заслуги
стали главным мерилом благородства. Около
120 тыс. знатных семей были переселены
в столицу.
3. Общественный строй Древнего Китая
Государство Шан-Инь было рабовладельческим.
Господствующим классом была слившаяся
воедино родоплеменная и жреческая знать
племен шан и инь. Замкнутый клан составляли
родственники и приближенные царя, местные
правители, главы родовых кланов.19 Каждый приближенный к царю
получал соответствующий титул и привилегии.
Основными кормильцами в государстве
были крестьяне-общинники. Длительное
время сельская община была собственником
земли. Однако царь (ван) мог изъять общинную
землю. «Во всей Поднебесной нет такой
земли, которая не принадлежала бы вану»,
– гласит закон рассматриваемого периода.
Крестьяне-общинники обрабатывали не
только свои наделы, но и общественное
поле, урожай с которого отправлялся вану.
Значительную категорию свободного населения
составляли ремесленники и торговцы.
Постоянные войны требовали содержания
многочисленной армии, которая рекрутировалась
в основном из крестьян-общинников.
Источниками рабства являлись военный
плен, долговая кабала, наказание за совершение
преступлений. Первоначально рабство
в Древнем Китае носило патриархальный
характер. В эпоху Шан-Инь появляется государственное
рабовладение. Царь жаловал рабов своим
подданным. Купля-продажа рабов была запрещена.
Со временем развивается частное рабовладение.
Количество частных рабов увеличивается.
В государстве Чжоу рабовладельческая
аристократия во главе с царем (ваном)
занимала господствующее положение. В
ее состав влилась и частично сохранившаяся
иньская племенная знать.
Общинное землепользование осуществлялось
по системе так называемых «колодезных
полей», или цзинтянь. Термин произошел
от конфигурации самой схемы нарезания
общинной земли, рисунок которой напоминает
иероглиф со значением «колодец». Философ
Мэн-цзы (372-239 гг. до н.э.) так описывал цзинтянь:
«...В деревнях, отдаленных от городов,
земля делилась на девять одинаковых квадратных
наделов. Один из них (средний) обрабатывался
сообща для снабжения общественных чиновников.
Ни смерть, ни путешествия не должны были
вывести этих крестьян из их поселения.
Восемь семей сообща обрабатывали общественное
поле. Когда общинные работы бывали окончены,
семьи могли взяться за свои личные дела».
Совместно обрабатываемое поле, с которого
шел урожай вану и чиновникам, называлось гунтянь.20 Другие восемь полей именовались сытянь. Передел
общинной земли проводился 1 раз в 3 года.
По свидетельству того же Мэн-цзы, система
цзинтянь практиковалась еще в эпоху Инь.
С течением времени аристократия захватывает
лучшие земли, происходит нарушение принципа
распределения наделов и разрушение системы
«колодезных полей». Для рытья каналов,
сооружений плотин и дамб, устройства
запруд привлекались значительные людские
ресурсы. Крестьяне несли военную и гужевую
повинность.
Труд рабов использовался на строительстве
дворцов, царских усыпальниц, оборонительных
сооружений. Рабский труд активно применялся
в домах знати.
В период развития государства Циньв интересах
развития торговли была установлена единая
для всей страны монетная система (в обращение
введены золотая и медная монеты), единые
меры веса и длины.21 Императорскими указами были
установлены единообразная ширина колеи
для повозок, единые стандарты для изготовления
обрядовой утвари и оружия. Завершено
строительство Великой китайской стены.
Была реформирована письменность. Упрощено
начертание иероглифов. Единообразная
для всей страны письменность позволила
большему кругу лиц обучаться грамоте.
За отступление от новых правил письма
люди сурово наказывались.
Проводимые в китайском государстве реформы,
с одной стороны, усилили центральную
власть, а с другой стороны, приводили
к обострению социально-экономических
и политических противоречий. Против реформ
в 213 г. до н.э. выступили конфуциайцы. Их
постигла жестокая кара: 460 человек были
заживо похоронены. Большая часть философских
трактатов Конфуция и его учеников была
уничтожена. Преследованию и физическому
уничтожению подвергались инакомыслящие
из разных слоев населения.
Захват земель знатью, многочисленные
сделки с землей разоряли крестьян. Частые
войны, крупные строительные работы отвлекали
население от ремесленных и сельскохозяйственных
работ, приводили к гибели сотен тысяч
людей. К концу правления Циньской династии
страна оказалась разоренной дотла. Китайский
историк Сыма Цянь (примерно 145-86 гг. до
н. э.) писал: «Хань, придя к власти после
Цинь, наследовали страшное разрушение.
Мужчины находились в войсках, полевые
работы и перевозку зерна выполняли старики
и слабосильные. Заниматься какой бы то
ни было деятельностью было чрезвычайно
трудно. Хозяйство истощилось.22Для выезда императора невозможно
было подобрать лошадей одной масти, а
чиновники зачастую ездили в повозках,
запряженных быками».
Рост недовольства в народе, обострение
классовых противоречий приводили к восстаниям
на всей территории империи. В этих восстаниях
участвовали оторванные от земли крестьяне,
ремесленники, рабы из осужденных, свободные
люди. В 210 г до н. э. умер Цинь Ши-хуанди.
В 209 г. до н. э. началось крупное восстание
в Хэнани под руководством крестьян Чэнь
Шэна и У Гуана. Затем восстание перекинулось
в долину Янцзы, на восток и север страны.
Преемник Цинь Ши-хуанди не смог подавить
восстание. В стране началась междоусобная
война. В различных регионах Китая создавались
военные отряды, которые вступали в борьбу
между собой, правительственными войсками,
повстанцами. Победителем из кровопролитной
войны вышел волостной начальник Лю Бан.
Он основал династию Хань, просуществовавшую
более 400 лет.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию
государственности Древнего Китая,
можно сделать следующие
1. Формирование Китая как государства
происходило путем помощью военных захватов,
сгона жителей плодородных речных долин
в горы и устройства военных поселений.
Контуры единой империи стали вырисовываться
уже к XIV в. до н.э. Но вследствие ослабления
центральной власти по причине длительных
междоусобных войн Китай распался на семь
«могущественных царств» – княжества
стали самостоятельными государствами.
2. Огромную роль в воссоединении Китая
сыграл министр эпохи правления царя Сяо-Гуна
– реформатор Шан Ян. Он провел ряд реформ,
направленных на укрепление государственности
и увеличение роли центральной власти
путем введения налогов, введения нового
территориально-
3. Окончательное воссоединение территорий
Китая в империю Цинь произошло в серединеIII
в до н.э. в период правления Ин Чжэна. В
ее состав входили обширные территории
от южной Маньчжурии до Сычуани и Гуан-дуна.
На востоке ее границы простирались до
Кореи. Даже Вьетнам признал себя вассалом
Цинь. Для защиты от кочевников с севера
была сооружена Великая китайская стена,
простирающаяся от Ляодунского залива
до границ современной провинции Ганьсу,
– одно из грандиознейших сооружений
на Земле.
4. Власть монарха была сильна, но, к слову
сказать, она не многим отличается от власти
других монархов по всему миру: правящие
династии заботились о собственном благополучии
в ущерб интересам народа, эксплуатируя
его и пользуясь плодами его труда.
Конечно, нельзя не брать во внимание,
что общественный и государственный строй,
судебная власть, военная организация
Древнего Китая были высокоразвитыми,
но, как видно из истории, такое тоталитарное
властвование не несет счастья народу,
примером тому может служить крупное восстание,
произошедшее в Древнем Китае в 209 г. до
н.э., подавить сопротивление народа не
может ни один властвующий монарх. Поэтому
вполне закономерно, что власть одного
монарха была фактически заменена властью
другого монарха. И как показывает история
«еще не известно, будет ли последующий
лучше предыдущего».
Но как бы то ни было, Китай прошел все
ступени развития и становления общества,
и каждая из правящих династий с разной
степенью успешности совершенствовала
прежние устои и привнесла в развитие
этого государства что-то свое.
Информация о работе Первые государственные образования в Древнем Китае