Первые государственные образования в Древнем Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 18:04, реферат

Описание работы

Многовековая работа историков всегда в Китае считалась очень важной и высоко ценилась. Канонические символы (в первую очередь конфуцианские) и исторические труды были главными предметами гуманитарного образования (а традиционный Китай другого образования и не знал), открывавшего дорогу к замеще¬нию чиновничьих должностей, повышению социального статуса и росту политического престижа.

Файлы: 1 файл

текст реферата.docx

— 57.76 Кб (Скачать файл)

Введение

 
Китай – страна истории, страна непрерывной  культурной традиции, в том числе  и традиции историописания. Начиная с глубокой древности, профессионально умелые и старательные чиновники фиксировали на гадательных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках и шелковых свитках, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания. Это поддерживавшееся государством летописание всегда являлось значительной составной частью духовной жизни Китая. Первое и титаническое по характеру обобщение такой повседневной историографической работы принадлежит кисти великого китайского историка Сыма Цяня (выходца из семьи потомственных историографов) на рубеже II-I вв. до н.э. Созданная им книга «Шицзи» («Исторические записки», или «Записки историка») – это огромное по объему и глубокое по мысли сочинение, которое стало своего рода образцом, дидактической моделью для исторических исследований в Китае. В последующие два тысячелетия труд Сыма Цяня послужил основой для создания так называемых династийных историй.1 
 
Обычно каждая новая династия после своего утверждения на престоле создавала комиссию профессиональных историков, в задачу которых входило написание истории предшествующей династии. Всего таких историй традиционно насчитывается 24. Они составлялись высококвалифицированными специалистами, стремившимися достаточно объективно изложить исторические события предшествующей династии и подвести к выводам, которые должны были подтвердить легитимность правящей династии. Естественно, что доказательство легитимности новой династии подчас требовало новой интерпретации и событий далекого прошлого. В этом случае члены этих комиссий (они все-таки были не просто историками, а чиновниками по ведомству истории) препарировали в нужном духе исторический материал. Однако это «переписывание» истории происходило при строгом соблюдении накопленной веками конфуцианской этики и дидактики, нравоучительной заданности: история всегда должна была подтверждать, что небесную санкцию на управление Китаем (Поднебесная империя) может получить только тот, кто обладает наивысшей благодатью-добродетелью дэ. Именно обладание дэ и его потеря лежали в основе закономерности движения династийных циютов. Поэтому история, трактуемая в конфуцианском духе, косвенно доказывала, что люди (прежде всего правители) сами определяют судьбу страны и тем самым творят историю. Небо в этом смысле было лишь регулирующей контролирующей инстанцией.2 
 
Многовековая работа историков всегда в Китае считалась очень важной и высоко ценилась. Канонические символы (в первую очередь конфуцианские) и исторические труды были главными предметами гуманитарного образования (а традиционный Китай другого образования и не знал), открывавшего дорогу к замещению чиновничьих должностей, повышению социального статуса и росту политического престижа. История при этом воспринималась как школа жизни, своего рода собрание поучительных рассказов о деяниях правителей и исторических прецедентах. Апеллирование к истории, к прецеденту, к примеру, у древних было одним из наиболее весомых аргументов в политических спорах имперского Китая. 
 
Огромный интерес российской общественности к прошлому и настоящему нашего великого соседа, его культуре и экономическим успехам, ко всем аспектам его жизни сегодня удовлетворяется работой ученых и публикацией значительного числа книг и статей самой разнообразной тематики. В настоящее время российское китаеведение – одна из наиболее плодотворно работающих отраслей российского востоковедения. Это в полной мере относится и к историкам-китаеведам, за последние годы опубликовавшим книги и статьи почти по всем периодам долгой и непрерывной китайской истории. Однако явно не хватает работ обобщающего характера, которые могли бы претендовать на изложение всей истории нашего соседа Китая.  
 

1. Формирование государства  в Древнем Китае

 
Хронологические рамки социальной (цивилизационной) истории Древнего Китая включают два крупных периода – циньскуюи китайскую цивилизации. Циньская (она же древнекитайская, дальневосточная) цивилизация условно датируется 2000 г. до н.э. – 400 г. н.э. Политическая история древней цивилизации завершается созданием огромной Ханьской империи, частично разрушенной нашествием гуннов. 
 
В эпоху становления первых династий – шань-инъской, чжо-уской, циньской и ханъской – объединяемый и сплачиваемый в единое государство с помощью военных захватов, сгона жителей плодородных речных долин в горы и устройства военных поселений.3 Китай, по аттестации древнего историка, «постепенно поедал чужую территорию, как шелковый червь ест листья». В этот же период возникает представление о создаваемом государстве как центре Вселенной. В правление чжоуской династии оно именуется чжунго (срединное государство), а сами обитатели государства именуют себя «людьми срединного государства» (чжунго-жень). Затем это самоназвание сменилось на хани, или «люди ханьские» (хань-женъ), – по имени династии, правившей во II в. до н.э. – III в. н.э. 
 
Именно теперь, в конце длительной эпохи Чжоу, на заключительном этапе периода Чжаньго в Поднебесной  начали вырисовываться контуры единой империи. Эту страну нельзя назвать скороспелой – напротив, если следить за историей развития данного государства, то мы увидим, что оно развивалось очень медленно, каждая черта государственности имеет свою историю возникновения. Речь идет в первую очередь о том, что государство соткано из бюрократической администрации в рамках все увеличивающейся за счет завоеваний империи, опирающийся на принципы власти-собственности.4 
 
Таким образом, легендарный период «пяти справедливых» мифологических императоров сменился правлением воинственного племени ся, которое занимало главенствующее положение до 1766 г. до н.э. и было оттеснено племенем шан,сумевшим создать устойчивое государственное объединение и оставить свое имя в истории, дав название первому раннему рабовладельческому государству на территории Китая. 
 
К XIV в. до н.э. союз племен инь завершил завоевание обширных территорий Северного Китая и поглотил, но не разрушил государство Шан, земледельцы которого уже обладали достаточном культурой, чтобы с помощью построенной ими единой системы ирригационных сооружений – дамб, плотин, водоотводных каналов успешно бороться со стихийными бедствиями, то и дело обрушивающимися на низовья рек Хуанхэ и Янцзы – районы с плодородной почвой, но подверженные всем негативным последствиями принадлежности к зоне муссонов. 
Произошло слияние двух племен с сохранением всей ранее сложившейся в государствеШан социальной структуры, что позволяет говорить не о смене одного государственного образования другим, а лишь об изменении названия. Согласно китайской историографической традиции, его именуют Шан-Инь. Столица первого китайского государства, город Шан, находилась в районе современного города Аньяна, в среднем течении реки Хуанхэ. 
 
На одном из притоков Хуанхэ, реке Вэй, осели земледельческие племена чжоу. Социальная структура и формы правления на ранней стадии государственности аналогичны эпохе раннего Шан-Инь. Историки датируют рождение и исчезновение государства Чжоу 1122-221 г.г. до н.э. 
 
Со второй половины II тысячелетия до н.э. племена чжоу начинают сотрудничать с государством Шань-Инь. Шан-иньский ван обращался к гуну (вождю племен чжоу) за военной поддержкой для отражения набегов северо-западных соседей-кочевников, платя ему за это рабами и нефритом, а начальникам его дружин – лошадьми и земельными наделами. 
 
Вожди племен чжоу стали получать титул си-бо («властитель Запада»), определяющий их подчиненное положение от династии Шан-Инь.5 В то же время в экономическом плане племена чжоу, перешедшие в земледелии к высокоурожайной культуре риса, выращиваемого на заливных полях, все более и более превосходили своих восточных соседей, по-прежнему возделывавших в основном просо и гаолян. Это нараставшее превосходство материальной культуры неумолимо приходило в противоречие с реальностями политической соподчиненности. 
 
Стремление избавиться от власти вана привело к тому, что вожди племен чжоу организовали широкую военно-политическую коалицию племен и в 1122 г. до н.э. в битве на равнине Муе разбили шан-иньское войско и государство Шан-Инь. 
 
Историю государства Чжоу можно разбить на три периода: Западное Чжоу (XII-VIII вв. до н.э.), Восточное Чжоу (VIII-V вв. до н.э.) и период «воюющих царств» (403-221 гг. до н.э.) 
 
Победа племен Чжоу под предводительством У Вана над государством Шан-Инь привела к становлению в Древнем Китае новой династии – Западное Чжоу, Столицей рабовладельческого государства стал город Хао (современный Сиань). 
 
Государственный строй в эпоху раннего Шан-Инь представлял собой военную демократию. Органами власти были народное собрание вооруженных воинов, совет старейшин и вождь. 
 
Местное управление в эпоху Шан-Инь не представляло собой иерархически соподчиненную структуру. Имелось большое количество владений со своими вождями-правителями (чжухоу), которые подразделялись на 8 рангов.6 В Древнем Китае сложилась специфическая система управления по зонам. В центральной зоне (столица и определенная область вокруг нее) господствовал ван и его администрация. В средней зоне (в нее входили области, примыкавшие к центральной зоне) управление осуществлялось родственниками вана (как мужчинами, так и женщинами) или местными титулованными правителями. В периферийных зонах власть принадлежала вождям племен, признававших власть центра. 
 
Чжухоу (местные вожди, правители), признав власть центра, обязывались исполнять приказы вана, регулярно прибывать кодвору и присылать дань. Они могли рассчитывать на военную помощь вана в случае вторжения врага на их территорию. 
 
Военная организация периода Шань-Инь была представлена разнообразными воинскими контингентами. Верховным главнокомандующим являлся ван. Чжухоу поставляли отряды численностью от 3000 до 10000 человек. Непосредственное руководство ополчением могло быть возложено на избранного военачальника. Войска структурно делились на пехоту, всадников, боевые колесницы. Воины были вооружены мечами, копьями, луками и стрелами.7 
 
Государственный строй в государстве Чжоу не сильно отличался от предыдущего. Верховная власть сосредоточилась у вана, который получил титул тяньцзы («сын неба»). Его личность обожествлялась. «Сын неба» становится первосвященником. 
 
Центральное управление было более сложным, нежели в шан-иньской эпохе. Существовала четкая иерархическая лестница среди высших чиновников, на ее вершине находился главный управитель (сян) – глашатай воли вана. Бывало, что должность сяна становилась наследственной. Он наблюдал за состоянием храмов, посвященных предкам вана. 
 
Следом за управителем шли советники – три гуна. Они руководили соответственно тремя ведомствами: финансовым, военным и общественных работ. В некоторых источниках их называют по титулам «великий наставник», «великий учитель», «великий покровитель». 
 
Военное ведомство возглавлял советник, носивший звание «великий начальник лошадей и войск царских поместий». Он руководил набором рекрутов в армию, их обучением, обеспечивал снабжение армии. 
 
Финансовое ведомство возглавлял другой советник. Он обеспечивал сбор налогов, которые взимались натурой. Существовала подушная подать – уплата одного мешка зерна с каждого взрослого члена семьи. Взрослое население отрабатывало 20 дней в году в пользу вана.8 
 
Ведомство общественных (земледельческих) работ возглавлял советник, имевший титул «Начальник множества, охраняющий народ». В трактате «Чжоу-ли» значилось, что ведомство земледелия должно «считать население и давать ему поля, проверять его вооружение, обучать его сеять и жать». Кроме того, чиновники ведомства вели земельные кадастры, учет скота, контролировали работы на «дом царя» и землепользование рядовых общинников в целях взимания с них податей. В 594 г. до н.э. был введен налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными семьями с правом наследования. 
 
В дворцовой системе управления функционировали хранитель сокровищ царя, чиновник по вопросам суда и наказаний (сыко), начальник архива, главный писец и чиновник по ритуалам и др. В услужении каждого чиновника находились слуги-рабы. Так, при начальнике управления скотом их насчитывалось 120 человек, а руководителя арсенала – 80. Особое место в дворцовой системе управления занимали верховный жрец и великий гадатель. 
 
Местное управление. Территория западночжоуского Китая делилась на 70 уделов, возглавляемых удельными правителями – чжухоу. Следует отметить, что в 55 уделах власть принадлежала родственникам вана. Под началом чжухоу состоял чиновничий аппарат подобный центральному. Низшей и основной административно-хозяйственной единицей Китая была соседская община. В общине избирался староста и совет старейшин. Община состояла из восьми дворов. Четыре общины составляли деревню. Четыре деревни составляли село. Четыре села составляли волость (округ). 
 
Судебная система не была представлена отдельными органами, осуществляющими правосудие. Сведения о судебной организации эпохи Шань-Инь достаточно отрывочны. Из китайских источников следует, что суд не был отделен от администрации. Судебными полномочиями обладали ван, чжухоу, многочисленные чиновники и сельские старосты. 
 
Регулярные войны приводят к изменению комплектования армии. Соседская община выставляла одного воина, провиант и фураж, боевую или обозную колесницу. Село поставляло одного коня и трех волов. Волость (округ) – четырех коней, двенадцать волов, трех обученных воинов, семьдесят два необученных пехотинца. Если война носила длительный характер, то проводились дополнительные наборы воинов, сборы продовольствия, фуража и поставки скота.9 
 
В состав чжоуской армии входили подразделения пехоты, кавалерии, боевых колесниц, обозы. Император Китая имел люц-зюнь (шесть армий – 75000 человек). Удельные князья с титулом гун (называвшиеся дагд) имели право формироватьсаньцзюнь (три армии – 37500 человек). Удельные князья с титулами хоун бо (называвшиеся чжунгд) формировали эрцэюнь(две армии – 25000 человек). Удельные князья с титулами цзы и нань (называвшиеся сяогд) формировали цзюнь (одну армию – 12500 человек). Армия делилась на более мелкие подразделения: ши – 2500 человек, люй – 500, цзу – 100, лян – 25, у – 5 человек. 
 
Существенные изменения происходят в военной организации. Наблюдается тенденция перехода к постоянному войску. Армейскими подразделениями управляли командиры отрядов и младшие военноначальники. Упраздняются подразделения колесниц, ударной силой армии становится кавалерия. Пехота к V в. до н.э. получает железное оружие и доспехи. Отношения между офицерским и рядовым составом строятся на основах конфуцианской морали, т.е. как между строгим подчинением отцам детей. Воинская дисциплина поддерживается жесткими мерами (телесными наказаниями, оставлением без пищи, смертной казнью).10 Огромное внимание уделялось своевременному снабжению войск оружием, лошадьми продовольствием, фуражом. В качестве самостоятельной части армии выделяется обоз. При ведении наступательных войн применялись осадные приспособления (лестницы, тараны, стенобитные орудия). Успешно развивалась военно-инженерная мысль. Строились города-крепости, дороги, мосты.                   
 
Процесс ослабления центральной власти привел к созданию семи «могущественных царств»: Вэй, Хань, Ци, Цинь, Чжао, Чу, Янь. Эти княжества стали самостоятельными государствами. Центробежные тенденции объясняются экономическим развитием отдельно взятых княжеств, разложением сельской общины, образованием крупного землевладения. 
 
Период с начала V по III вв. до н.э. именуют периодом Чжаньго («воюющие царства»). Междоусобные войны привели к окончательному крушению единого государства. 
 
Возрождение единого сильного централизованного государства на базе царства Цинь, рождение государства, вошедшего в историю под названием – «государство Цинь», прежде всего связано с приверженцем идей конфуцианства, реформатором Шан Яном (358-348 гг. до н.э.). Его реформаторская деятельность в должности министра приходится на время правления царя Сяо-Гуна. К этому историческому моменту царство Цинь уже выделялось среди прочих «воюющих царств» своим богатством, созданным за счет торговли с северными соседями – кочевыми племенами южной Маньчжурии.11 По величине сконцентрированного в их руках богатства купцы и ростовщики далеко превзошли старую родовую землевладельческую аристократию, при этом по-прежнему оставались в бесправном положении. По существу, Шан Ян с его реформами оказался выразителем интересов «новой знати», хотя и принадлежал к приближенным царствующего дома. 
 
Немаловажное значение имело введение единой системы мер и весов, единой денежной системы, унификация иероглифического написания. 
 
К серединеIII в до н.э. царство Цинь присоединило одно за другим соседние царства. Последним непокоренным южным княжеством оставалось Чу в долине среднего течения реки Янцзы. Благодаря умелой политике, правитель Ин Чжэн (будущий император Цинь Ши-хуанди) завершил объединение Китая под своей властью. В состав централизованной империи Цинь входили обширные территории от южной Маньчжурии до Сычуани и Гуан-дуна. На востоке ее границы простирались до Кореи. Даже Вьетнам признал себя вассалом Цинь. Для защиты от кочевников с севера была сооружена Великая китайская стена, простирающаяся от Ляодунского залива до границ современной провинции Ганьсу, – одно из грандиознейших сооружений на Земле. 
 
Ближайшими помощниками императора являлись три гуна (чэнсян, тайвэй, юйши дафу). Чэнсян возглавлял работу аппарата управления и осуществлял все указания императора. Тайвэй выполнял функции главнокомандующего вооруженными силами Китая. Юйши дафу и его помощники осуществляли надзор и контроль за многочисленной армией чиновников. Особые чиновники выполняли важнейшие поручения императора, расследовали заговоры, преступления, направленные против императора, контролировали деятельность местной администрации.12 Особую роль в государстве играл верховный жрец. Он вел наблюдение за совершением жертвенных обрядов. В его ведении были музыканты, государственные гадатели, а также многочисленные советники императора. 
 
Для государственных служащих вводилось 20 рангов. Чиновники, обладающие рангами, получали за службу натуральное государственное довольствие. Ранг чиновника не всегда совпадал с должностью. Восемь низших рангов были доступны выходцам из простого народа, которые могли их заслужить или купить. Высшие ранги присваивались за безупречную службу императору на чиновничьих должностях. Чиновники 19 и 20 ранга имели дополнительное право на получение доли налогов с выделенной им территории (при этом административной власти над ней они не получали). 
 
Вся разросшаяся территория империи, по образцу административной реформы Шан Яна, была разделена на 36 округов. После завоеваний на юге Китая было образовано еще 4 округа. Округа делились на уезды, те в свою очередь – на волости. Более мелкой административной единицей являлись тины, и, наконец, иерархию завершали сельские территориальные общины. Во главе административных единиц были поставлены императорские чиновники. Они не являлись родственниками императора, как ранее. Чиновники назначались и смещались по воле императора. 
 
Благодаря проведенной административной реформе пресекались сепаратистские устремления аристократии и сохранялось единство государства. 
 
Судебные полномочия принадлежали государственным чиновникам. Верховным судьей государства являлся император. Он мог рассматривать любую категорию дел. Решения императора обжалованию не подлежали. В эпоху Цинь выделяется судебное ведомство. Возглавлял ведомство тинвэй, который с двумя помощниками рассматривал уголовные и гражданские дела.13 Судебные споры разбирали окружной судья, начальники волостей, уездов, тин. Окружному судье подчинялся чиновник, ведающий местными тюрьмами. На уровне территориальной сельской общины мелкие споры разрешали фулао и личжэн. 
 
Императорская власть реформировала военное дело. Было приказано собрать все оружие, какое есть в стране, а затем перелить его (оно было бронзовым) на колокола и статуи. Заставив подданных покоренных областей сдать оружие, император тем самым обезоруживал своих противников. Кроме того, провинциальной знати было запрещено иметь свои войска и осуществлять публично-правовые функции. Реорганизация армии была проведена по образцу военной реформы Шан Яна. Армия формировалась на основе воинской повинности. Комплектование воинских подразделений проводилось путем мобилизации мужчин, достигших 23-летнего возраста. Новобранцы проходили годичную воинскую подготовку. Служба подразделялась на месячную в ополчении по месту жительства, годичную в войске (гарнизоне) и службу по охране границ.14 На охрану границ направлялись провинившиеся чиновники, бродячие торговцы, преступники, лица, попавшие в долговую кабалу. Вооруженные силы насчитывали 10-12 армий (около 13 тыс. человек в каждой). Постоянная армия получила железное оружие, была усилена конница. В построении армии была достигнута значительная централизация. Допускалось откупиться от службы в армии или предоставить замену. Император являлся верховным главнокомандующим.

2. Власть монарха

 
Древний летописец Китая по имени  Сыма Цянь (145 – ок. 90-х гг. до н.э.) называл первым властелином из смертных Ху-анди (Желтого царя), которому вместе с наследниками приписывали все достижения древней цивилизации: организацию домашнего хозяйства и административного управления, изобретение компаса и письменности. Легендарному Юю, основателю династии Ся (2205-1766 гг. до н.э.), приписывали регулирование рек путем использования ирригационных сооружений.  
 
В эпоху позднего Шан-Инь верховная власть сосредоточилась в руках вана и передавалась по наследству старшему сыну. На престол могли претендовать братья и племянники правителя. Складывается практика назначения регента для малолетнего правителя. Персона вана обожествляется, утверждается верховная собственность вана на землю. Складывается дворцовая система управления. Ван опирался на разветвленный чиновничий аппарат: высших администраторов-сановинков, низших чиновников-распорядителей, должностных лиц, отвечающих за военную подготовку и охоту, гадателей, прорицателей, стольников, оружейников, конюших, писарей, надсмотрщиков и т.д. 
 
Период Восточного Чжоу в Китае характеризуется сильными центробежными тенденциями в обособляющихся удельных княжествах, ослаблением центральной власти. Единого государства практически не существовало. Этот период ознаменован созданием всевозможных   княжеских   союзов,   которые   скреплялись «клятвенными договорами». Страна состояла из множества различных по своим размерам царств, владений, наделов.15 Государство распалось на ряд самостоятельных единиц.  
 
Происходят существенные изменения в общественном строе, более четко оформляются социальные группы. Выделяются неоднородные по составу сословия «благородных», «простонародья», «подлых». Сословие благородной знати состояло из трех уровней – высший слой (ван, чжухоу), средний слой (дафу), низший слой (ши). 
 
«Простонародье» включало в себя слои свободных ремесленников и крестьян. Разорение, долги, потеря земли привели к складыванию слоя полузависимых наемных работников и арендаторов-издольщиков. К «подлым» относились рабы, оброчные невольники, крепостные.       
 
В сельских общинах сохранялось местное самоуправление. Жители общины избирали старейшин (фудад), а из их среды выбирался староста (дичжей).    
 
В период правления царя Сяо-Гуна был проведен ряд реформ под руководством министра Шан Яна. Например, земельная реформа была сведена к упразднению общинной земли и допускала свободную куплю-продажу земли. Пахотная земля немедленно начала концентрироваться в руках «новой знати», а обезземеливающиеся общинники вынуждены были заняться подъемом целины, что в итоге способствовало введению обширных новых площадей в хозяйственный оборот страны. Вводилась система круговой поруки.16 В этих целях крупные патриархальные семьи принудительно дробились, и создавалась система соседских общин – пятидворок. За неуплату налога и другие провинности одного крестьянского двора отвечали все пять. За нарушение законов одним из членов семьи следовало рабство для всех ее членов. 
 
Шан Ян сумел, прежде всего, провести в 350 г. до н.э. земельную реформу, окончательно уничтожившую систему «колодезных полей». 
 
Вводился поземельный налог в зависимости от размеров земельной площади. До реформы налог (че) взимался с урожая, в размере одной десятой части, независимо от размеров землевладения. Новая система налогообложения позволила государству получать стабильный ежегодный доход, строго фиксированный по величине и независимый от урожая. 
 
Шан Ян предписал для сельскохозяйственных нужд строить новые каналы и другие ирригационные сооружения. 
 
В военной сфере Шан Ян провел реорганизацию и перевооружение армии, повышая престижность военной службы. В армии вводился принцип круговой поруки, воины объединялись в пятерки и десятки. Перевооружение армии сводилось к замене бронзового оружия железным. Лица, добросовестно исполнявшие воинские обязанности, получали награды и социальные ранги. Чем выше ранг, тем больше льгот и привилегий. Царство Цинь стало привлекать на военную службу и наемную конницу кочевников. 
 
Шан Ян боролся с привилегиями старой родовой аристократии, но вместе с тем поставил под жесткий контроль государства разбогатевших собственников из числа купечества17. Под угрозой наказания владельцам ремесленных мастерских и торговцам предлагалось приобретать у правительства социальные ранги за плату. Излишние, по мнению чиновников, накопления экспроприировались в пользу казны. 
 
Шан Ян ввел новое территориально-административное деление. Страна была поделена на 41 уезд во главе с подконтрольными центральной власти начальниками. Основой нового деления, была все та же «пятидворка», связанная круговой порукой. Пять семей составляли общину (линь), 5 общин – деревню (ли), 5 деревень – клан (цзу), 5 кланов – клановую группу (дан), 5 клановых групп – округ(Чжоу), 5 округов – уезд (сян). Государственная. власть стремилась опираться на служилых людей (ши) и войско. Реформой был нанесен ощутимый удар по родовой аристократии. 
 
В середине III века до н.э. молодой правитель Ин Чжэн объединил многочисленные княжества Китая и в 221 г. до н.э. принял титул«хуанди» (владыка император). Перед молодым императором стоял ряд задач по укреплению государства. Реформированию подверглись административная, финансовая, сельскохозяйственная и военная сферы. 
 
Надпись на стеле 219 г. до н.э. гласила: «Он навел порядок в стране, ввел единое законоположение и единую, новую систему управления страной».  
 
Государственный строй в государстве Цинь характеризуется тем, что вруках императора была сосредоточена законодательная, исполнительная, судебная власть. Хуанди являлся верховным главнокомандующим, его персона священна и неприкосновенна.18 Императорская власть переходила по наследству старшему сыну. 
 
Полному уничтожению подвергались государственные организации мелких царств, были физически истреблены царские семьи в покоренных государственных образованиях, распущены их войска, запрещено употреблять старые наименования царств.Все жители Поднебесной должны были называться «черными головами» и забыть о старых местных обозначениях. Всех свободных разделили на «благородных» и «простонародье», а все титулы были уничтожены. Не родовитое происхождение, а личное богатство и государственные заслуги стали главным мерилом благородства. Около 120 тыс. знатных семей были переселены в столицу.

3. Общественный строй  Древнего Китая

 
Государство Шан-Инь было рабовладельческим. Господствующим классом была слившаяся воедино родоплеменная и жреческая знать племен шан и инь. Замкнутый клан составляли родственники и приближенные царя, местные правители, главы родовых кланов.19 Каждый приближенный к царю получал соответствующий титул и привилегии. 
 
Основными кормильцами в государстве были крестьяне-общинники. Длительное время сельская община была собственником земли. Однако царь (ван) мог изъять общинную землю. «Во всей Поднебесной нет такой земли, которая не принадлежала бы вану», – гласит закон рассматриваемого периода. Крестьяне-общинники обрабатывали не только свои наделы, но и общественное поле, урожай с которого отправлялся вану. 
 
Значительную категорию свободного населения составляли ремесленники и торговцы. 
 
Постоянные войны требовали содержания многочисленной армии, которая рекрутировалась в основном из крестьян-общинников. 
 
Источниками рабства являлись военный плен, долговая кабала, наказание за совершение преступлений. Первоначально рабство в Древнем Китае носило патриархальный характер. В эпоху Шан-Инь появляется государственное рабовладение. Царь жаловал рабов своим подданным. Купля-продажа рабов была запрещена. Со временем развивается частное рабовладение. Количество частных рабов увеличивается. 
 
В государстве Чжоу рабовладельческая аристократия во главе с царем (ваном) занимала господствующее положение. В ее состав влилась и частично сохранившаяся иньская племенная знать. 
 
Общинное землепользование осуществлялось по системе так называемых «колодезных полей», или цзинтянь. Термин произошел от конфигурации самой схемы нарезания общинной земли, рисунок которой напоминает иероглиф со значением «колодец». Философ Мэн-цзы (372-239 гг. до н.э.) так описывал цзинтянь: «...В деревнях, отдаленных от городов, земля делилась на девять одинаковых квадратных наделов. Один из них (средний) обрабатывался сообща для снабжения общественных чиновников. Ни смерть, ни путешествия не должны были вывести этих крестьян из их поселения. Восемь семей сообща обрабатывали общественное поле. Когда общинные работы бывали окончены, семьи могли взяться за свои личные дела». Совместно обрабатываемое поле, с которого шел урожай вану и чиновникам, называлось гунтянь.20 Другие восемь полей именовались сытянь. Передел общинной земли проводился 1 раз в 3 года. По свидетельству того же Мэн-цзы, система цзинтянь практиковалась еще в эпоху Инь. 
 
С течением времени аристократия захватывает лучшие земли, происходит нарушение принципа распределения наделов и разрушение системы «колодезных полей». Для рытья каналов, сооружений плотин и дамб, устройства запруд привлекались значительные людские ресурсы. Крестьяне несли военную и гужевую повинность. 
 
Труд рабов использовался на строительстве дворцов, царских усыпальниц, оборонительных сооружений. Рабский труд активно применялся в домах знати. 
 
В период развития государства Циньв интересах развития торговли была установлена единая для всей страны монетная система (в обращение введены золотая и медная монеты), единые меры веса и длины.21 Императорскими указами были установлены единообразная ширина колеи для повозок, единые стандарты для изготовления обрядовой утвари и оружия. Завершено строительство Великой китайской стены. 
 
Была реформирована письменность. Упрощено начертание иероглифов. Единообразная для всей страны письменность позволила большему кругу лиц обучаться грамоте. За отступление от новых правил письма люди сурово наказывались. 
 
Проводимые в китайском государстве реформы, с одной стороны, усилили центральную власть, а с другой стороны, приводили к обострению социально-экономических и политических противоречий. Против реформ в 213 г. до н.э. выступили конфуциайцы. Их постигла жестокая кара: 460 человек были заживо похоронены. Большая часть философских трактатов Конфуция и его учеников была уничтожена. Преследованию и физическому уничтожению подвергались инакомыслящие из разных слоев населения. 
 
Захват земель знатью, многочисленные сделки с землей разоряли крестьян. Частые войны, крупные строительные работы отвлекали население от ремесленных и сельскохозяйственных работ, приводили к гибели сотен тысяч людей. К концу правления Циньской династии страна оказалась разоренной дотла. Китайский историк Сыма Цянь (примерно 145-86 гг. до н. э.) писал: «Хань, придя к власти после Цинь, наследовали страшное разрушение. Мужчины находились в войсках, полевые работы и перевозку зерна выполняли старики и слабосильные. Заниматься какой бы то ни было деятельностью было чрезвычайно трудно. Хозяйство истощилось.22Для выезда императора невозможно было подобрать лошадей одной масти, а чиновники зачастую ездили в повозках, запряженных быками». 
 
Рост недовольства в народе, обострение классовых противоречий приводили к восстаниям на всей территории империи. В этих восстаниях участвовали оторванные от земли крестьяне, ремесленники, рабы из осужденных, свободные люди. В 210 г до н. э. умер Цинь Ши-хуанди. В 209 г. до н. э. началось крупное восстание в Хэнани под руководством крестьян Чэнь Шэна и У Гуана. Затем восстание перекинулось в долину Янцзы, на восток и север страны. Преемник Цинь Ши-хуанди не смог подавить восстание. В стране началась междоусобная война. В различных регионах Китая создавались военные отряды, которые вступали в борьбу между собой, правительственными войсками, повстанцами. Победителем из кровопролитной войны вышел волостной начальник Лю Бан. Он основал династию Хань, просуществовавшую более 400 лет. 
 
 
 

 

 

 

Заключение

 
Подводя итог проведенному исследованию государственности Древнего Китая, можно сделать следующие выводы.  
 
1. Формирование Китая как государства происходило путем помощью военных захватов, сгона жителей плодородных речных долин в горы и устройства военных поселений. Контуры единой империи стали вырисовываться уже к XIV в. до н.э. Но вследствие ослабления центральной власти по причине длительных междоусобных войн Китай распался на семь «могущественных царств» – княжества стали самостоятельными государствами.  
 
2. Огромную роль в воссоединении Китая сыграл министр эпохи правления царя Сяо-Гуна – реформатор Шан Ян. Он провел ряд реформ, направленных на укрепление государственности и увеличение роли центральной власти путем введения налогов, введения нового территориально-административного деления Китая, реорганизации и перевооружения армии, и повышения престижности военной службы. Его заслугой является и введение единой системы мер и весов, единой денежной системы, унификация иероглифического написания. 
 
3. Окончательное воссоединение территорий Китая в империю Цинь произошло в серединеIII в до н.э. в период правления Ин Чжэна. В ее состав входили обширные территории от южной Маньчжурии до Сычуани и Гуан-дуна. На востоке ее границы простирались до Кореи. Даже Вьетнам признал себя вассалом Цинь. Для защиты от кочевников с севера была сооружена Великая китайская стена, простирающаяся от Ляодунского залива до границ современной провинции Ганьсу, – одно из грандиознейших сооружений на Земле. 
 
4. Власть монарха была сильна, но, к слову сказать, она не многим отличается от власти других монархов по всему миру: правящие династии заботились о собственном благополучии в ущерб интересам народа, эксплуатируя его и пользуясь плодами его труда. 
 
         Конечно, нельзя не брать во внимание, что общественный и государственный строй, судебная власть, военная организация Древнего Китая были высокоразвитыми, но, как видно из истории, такое тоталитарное властвование не несет счастья народу, примером тому может служить крупное восстание, произошедшее в Древнем Китае в 209 г. до н.э., подавить сопротивление народа не может ни один властвующий монарх. Поэтому вполне закономерно, что власть одного монарха была фактически заменена властью другого монарха. И как показывает история «еще не известно, будет ли последующий лучше предыдущего». 
 
Но как бы то ни было, Китай прошел все ступени развития и становления общества, и каждая из правящих династий с разной степенью успешности совершенствовала прежние устои и привнесла в развитие этого государства что-то свое.  
 

Информация о работе Первые государственные образования в Древнем Китае