Петр 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 11:59, реферат

Описание работы

В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………
3
1.
Биография Петра I……………………………………………….
4

1.1. Детство, юность, образование……………………………...
4

1.2.Личностные качества………………………………………...
4

1.3.Личная жизнь царя……………………………………………
6
2.
Исторические условия и предпосылки Петровских реформ
7
3.
Уроки северной войны…………………………………………..
8
4.
Реформы Петра I…………………………………………………
9

4.1. Военная реформа……………………………………………..
9

4.2.Реформа органов власти……………………………………...
9

4.3.Реформа сословного устройства русского общества……...
10

4.4.Церковная реформа…………………………………………...
11

4.5. Реформы в области культуры и быта ……………………..
11

Заключение…………………………………………………………
13

Библиография………………………………

Файлы: 1 файл

Петр 1.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОКСИТОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

ПО ДИСЦИПЛИНЕ СЕРЕБРЯНЫЙ ПОЯС РОСИИ

НА ТЕМУ:

«ПЁТР I»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 5 «А» КЛАССА

                  ПРОВЕРИЛА

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………

3

1.

Биография Петра I……………………………………………….

4

 

1.1. Детство, юность, образование……………………………...

4

 

1.2.Личностные качества………………………………………...

4

 

1.3.Личная жизнь царя……………………………………………

6

2.

Исторические условия и предпосылки Петровских реформ

7

3.

Уроки северной войны…………………………………………..

8

4.

Реформы Петра I…………………………………………………

9

 

4.1. Военная реформа……………………………………………..

9

 

4.2.Реформа органов власти……………………………………...

9

 

4.3.Реформа сословного устройства  русского общества……...

10

 

4.4.Церковная реформа…………………………………………...

11

 

4.5. Реформы в области культуры  и быта ……………………..

11

 

Заключение…………………………………………………………

13

 

Библиография………………………………………………………

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Мой доклад посвящён  эпохи преобразования России. Я  рассмотрю первого реформатора, который сумел выдвинуть Россию  на новый уровень развития. Им  является яркий исторический  деятель – Пётр I.

    В данной работе я  рассмотрю Петра I как личность, как политического деятеля и реформатора.

    В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.

    Именно в XVII столетии начался новый период русской истории это было переходное время, характеризуемое прежде всего постепенным формированием нового общественного познания, время, тогда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы и возникла острая необходимость преобразований.

  

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. БИОГРАФИЯ ПЕТРА I

 

    1. Детство, юность, образование

 

    Пётр I Алексеевич Великий – первый император всероссийский, родился 30 мая (9 июня) 1672 года, от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С. Матвеева.

    По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет, его преподавателем был Никита Зотов. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками.

    Лишившись в 1676 году отца, Петр до десяти лет воспитывался  под присмотром старшего брата царя Фёдора Алексеевича. Когда в 1682 Фёдор умер, престол должен был  наследовать Иван Алексеевич, но поскольку, он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царём Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смерились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении.

    Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Пётр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Пётр с матерью жили в основном в сёлах Преображенском и Измайлове. Их отношения с Софьей становились всё более враждебными. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил. Он был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками. Позднее ему было позволено создать собственный «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и манёвры и которые впоследствии стали основной русской регулярной армией.

    В Измайлове Пётр обнаружил  старый английский бот, который  по его приказу отремонтировали и опробовали на реке Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу, где впервые познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завел друзей среди европейских купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которой он проводил всё свободное время.

    В августе 1689 года до  Петра дошёл слух о подготовке  Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

    1.2 Личностные  качества 

    Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их. Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Петр уродился в мать и особенно походил на одного из ее братьев, Федора. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака - с Натальей Кирилловной Нарышкиной . У Нарышкиных, живость нервов и бойкость мысли были фамильными чертами. Впоследствии из их среды вышел ряд остряков, а один успешно играл роль шута-забавника в салоне Екатерины второй. Очень рано уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом лице в минуты раздумья или сильного внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. Его обычная походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним. Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодых летах большим охотником до танцев. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал, хотя не проходил курса танцевального искусства.

     Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще много не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой. Ему все хотелось работать самому. С летами он приобрел необъятную массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до 14 ремесел. Успехи в разных ремеслах поселили в нем большую уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и опытным зубным врачом. Бывало, близкие люди, заболевшие каким-либо недугом, требовавшим хирургической помощи, приходили в ужас при мысли, что царь проведает об их болезни и явится с инструментами, предложит свои услуги. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами - памятник его зубоврачебной практики.

   Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. Природный ум, лета, приобретенное положение прикрывали потом эту прореху молодости; но порой она просвечивала и в поздние годы. Любимец Алексашка Меньшиков в молодости не раз испытывал на своем лице силу петровского кулака. На большом празднестве один иноземный артиллерист, назойливый болтун, в разговоре с Петром расхвастался своими познаниями, не давая царю выговорить слова. Петр слушал-слушал хвастуна, наконец, не вытерпел и, плюнув ему прямо в лицо молча отошел в сторону.

    Он умел свое чувство царского долга развить до самоотверженного служения, но не мог уже отрешиться от своих привычек, и если несчастья молодости помогли ему оторваться от кремлевского политического жеманства, то он не сумел очистить свою кровь от единственного крепкого направителя московской политики, от инстинкта произвола. До конца он не мог понять ни исторической логики, ни физиологии народной жизни. Впрочем, нельзя слишком винить его за это: с трудом понимал это и мудрый политик и советник Петра Лейбниц*, думавший и, кажется, уверявший Петра, что в России тем лучше можно насадить науки, чем меньше она к тому подготовлена. Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с ее исторического русла и вогнать в новые берега. Потому, радея о народе, он до крайности напрягал его труд, тратил людские средства и жизни безрасчетно, без всякой бережливости.

   Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык общаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их.

    Так Петр вышел непохож на своих предшественников. Петр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева-сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.

 

    1. Личная жизнь царя

    В 1689 году по настоянию  матери Пётр женился на Е.Ф. Лопухиной, но их семейная жизнь не сложилась. По возвращении из Великого посольства Пётр I окончательно порвал с нелюбимой первой женой.

    1 марта 1712 года ПётрI женился на Марте Самуиловне Скваронской (она была пленной латышкой), принявшей православие и именовавшейся с того времени Екатериной Алексеевной.

    Мать Марты Скварнской  – крестьянка, рано умерла. На  воспитание Марту (так её звали  тогда) взял пастор Глюк. Сначала Марта была обвенчана с драгуном, но женою его не стала, т.к. жениха срочно вызвали в Ригу. По приходу русских в Мариенбург она была взята в качестве пленницы. По некоторым источникам, Марта была дочерью лифлянского дворянина. По другим – уроженкой Швеции. Первое утверждение более достоверно. Когда она попала в плен, её взял к себе Б.П. Шереметьев, а у него её взял и выпросил А.Д. Меньшиков, у последнего ПётрI. С 1703 года она стала фавориткой. За три года до их церковного брака, в 1709 году, у Петра и Екатерины родилась дочь Елизавета.

    Марта Скваронская родила  Петру нескольких детей, из которых выжили лишь дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна). Пётр по-видимому, был очень привязан к своей второй жене и в 1727 короновал её императорской короной, намереваясь завещать ей престол. Однако не задолго до смерти он узнал об измене жены с В.Монсом. Не складывались и отношения царя с сыном от первого брака, царевичем Алексеем Петровичем, который погиб при не до конца выясненных обстоятельствах в Петропавловской крепости в 1718 году.

 

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ

Информация о работе Петр 1