Петр Аркадьевич Столыпин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 23:17, реферат

Описание работы

В мае 1906 года съезд уполномоченных дворянских обществ вносит предложение правительству о предоставлении крестьянам права выхода из общины и закрепление за ними имеющейся общинной земли, о переселении крестьян в восточные районы России, о деятельности крестьянского банка по созданию земельного фонда за счет приобретения земель у крупных землевладельцев и продажи ее крестьянам. На этом съезде особо подчеркивалось о необходимости укрепления собственности крестьян на землю, ибо крестьянин, став собственником сам, не будет покушаться на чужую собственность (землю).

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.docx

— 27.19 Кб (Скачать файл)

 

Петр Аркадьевич Столыпин считал главной причиной сельскохозяйственной отсталости страны не наличие помещичьего землевладения, а общинную форму землевладения с ее уравнительным землепользованием, круговой порукой, низкой эффективностью производства. К тому же община сдерживала предпринимательство, лишала крестьянина самостоятельности в производстве, социальном переустройстве жизни.

В мае 1906 года съезд уполномоченных дворянских обществ вносит предложение правительству о предоставлении крестьянам права выхода из общины и закрепление за ними имеющейся общинной земли, о переселении крестьян в восточные районы России, о деятельности крестьянского банка по созданию земельного фонда за счет приобретения земель у крупных землевладельцев и продажи ее крестьянам. На этом съезде особо подчеркивалось о необходимости укрепления собственности крестьян на землю, ибо крестьянин, став собственником сам, не будет покушаться на чужую собственность (землю).

Выработанная П.А.Столыпиным концепция перехода к частному землевладению посредством изменений земельных отношений в сельской общине стала воплощаться в жизнь через проведение повсеместного землеустройства.

В этой связи издается пакет земельных законов, направленных, с одной стороны, на укрепление прав крестьянских землевладений через расширение деятельности Крестьянского поземельного банка, с другой на ликвидацию сельской общины и реформирование надельного землевладения:

1. Указ о землеустроительных комиссиях от 4 марта 1906 года.

2. Указ о продаже удельных земель от 12 августа 1906 года.

3. Указ о продаже казенных земель малоземельным крестьянам от 27 августа 1906 года.

4. Указ о снятии с крестьян сословных ограничений от 5 октября 1906 года.

5. Указ о землеустройстве от 9 ноября 1906 года.

6. Закон о землеустройстве от 14 июля 1910 года.

7. Положение о землеустройстве от 29 мая 1911 года.

8. Указ о залоге крестьянских земель Крестьянскому поземельному банку от 20 августа 1911 года. Существо указа от 4 марта 1906 года об учреждении губернских и уездных землеустроительных комиссий определялось его 4-ой статьей: «В обязанность уездных землеустроительных комиссий вменяется выяснение положения крестьянского землевладения для содействия Крестьянскому банку в его операциях по данному уезду».

В круг ведения землеустроительных комиссий входили следующие действия:

1. Облегчение нуждающимся крестьянам переселения на свободные земли;

2. Содействие сельским общинам в установлении более совершенных способов пользования надельными землями;

3. Полюбовное разверстание чересполосных угодий, а также различных видов общего пользования сельскохозяйственных угодий;

4. Разделение крупных сельских обществ на более мелкие хозяйственные единицы и содействие к расселению крестьян на запольные земли с выдачей им безвозвратных на этот предмет пособий;

5. Посредничество между крестьянами и частными землевладельцами при полюбовном в порядке обоюдных уступок разрешении земельных споров.

Центральное место занимал указ от 9 ноября 1906 года. Направлен он был на создание частной собственности на надельных землях через ликвидацию крестьянских общин.

По данному указу «каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающуюся ему часть из означенной земли». Выход с землей из общины, таким образом, раскрепощался окончательно. Чтобы поощрить выход крестьян из общины, правительство предоставило правовыделяющимся из обществ, не производивших переделов в течение 24 лет, укрепить за собой все количество земли, находившейся в фактическом пользовании.

В остальных обществах, производивших переделы, закрепление фактически земли в собственность могло произойти лишь при оплате обществу земельных из-лишков по средним выкупным ценам. Домохозяин, укрепивший землю в собственность, имел «право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взаменсих участков собственный участок, по возможности к одному месту». Этот закон не только предоставлял, но и всемерно поддерживал такие формы землевладения (хутора и отруба), которые в максимальной степени индивидуализируют и разобщают территорию общины. Эти формы надо было создавать заново. Эту роль должно было выполнить землеустройство. Оно должно было выступить не только в качестве орудия, уничтожающего общину, но и организовать хутора и отруба как новые формы капиталистического землевладения. Организация хуторов и отрубов была главной задачей и главным видом землеустроительных действий.

Все виды землеустроительных действий, отображенных в Столыпинском законодательстве, можно разделить на две группы: единоличное и групповое землеустройство. Первый вид землеустройства можно назвать окончательной формой фермерского землеустройства, а второй вид - подготовительным к первому.

К единоличному виду землеустройства относятся:

1) Выдел укрепленных общинных земель за отдельными домохозяевами на хутора;

2) Выдел тех же земель  на отруб;

3) Разверстание (раздел) целых селений на хутора;

4) Разверстание целых селений на отруба.

К групповому виду землеустройства относились такие работы, которые затрагивали целую группу земельных владений без устройства их на хутора и отруба. Этот вид землеустройства состоял из целого ряда работ:

1. Выдел поселков;

2. Разверстание целых обществ на поселки;

3. Выдел частей общин;

4. Раздел селении на части;

5. Выдел земли сельских  общин отдельным

селениям;

6. Раздел угодий, находившихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев;

7. Ликвидация чересполосицы в общинном землевладении.

Таким образом, из рассмотренных видов землеустройства следует, что единоличное землеустройство направлялось не только на ликвидацию общины, но и на непосредственную организацию хуторов и отрубов, как формы пространственного устройства землевладения, наиболее благоприятствовавшей развитию сельского хозяйства.

Хутором назывался такой земельный участок, на котором сосредоточены все необходимые для хозяйства земельные угодья: пашня, пастбища, сенокосы, лес и обязательно усадьба и водный источник.

Все усилия при землеустройстве хутора были направлены на то, чтобы прежние чересполосные участки собрать вместе и разместить на них усадьбу владельца. В том случае если не удавалось поставить усадьбу или отсутствовал водный источник, то вместо хутора организовывался отруб.

Отрубом назывался участок земли, сведенный к одному месту, сведенный к одному месту взамен прежних чересполосных участков, но без усадьбы и воды. То есть при всей отрубной форме владения землей все сельскохозяйственные угодья так же, как и при хуторской форме, должны быть размещены в одном компактном массиве. Однако, усадьба хозяина оставалась в деревне. Не обязательно на отрубном участке должна была быть и вода. Кроме того, если пашню стремились сводить в один компактный массив, в один обособленный участок, то все другие угодья (сенокос, пастбища, леса) могли разбиваться на свои особые отруба, не связанные с пахотным отрубом. Следует отметить, что в общем пользовании оставались болота, требовавшие крупной мелиорации, которая должна была затронуть значительное количество собственников. Пастбища в общем пользовании оставались в случае невозможности расселения. Если не все отведенные отруба, а также и хутора оказывались обеспеченными водой, то в этих целях они обеспечивались свободными доступами к водным источникам. Значительное внимание при организации хуторов и отрубов обращалось также на форму участков. Наиболее правильной признавалась прямоугольная форма, приближающаяся к квадратной. Углы не должны были быть менее 45 градусов, а длина не могла превышать ширины более, чем в 5 раз. Участки не должны были пересекаться дорогами, оврагами, реками и т.д.

В групповом землеустройстве землеустроительные действия были своего рода предпроектные проработки ко второму единоличному землеустройству, позволяющие создать территориальные условия для последующего выдела хуторов и отрубов. Выдел поселков проводился в случаях, когда общинная земля не поддавалась разверстанию вследствие сопротивления части крестьян. Но находилась группа хозяйств, которые желали обособиться от крупной общины и получить свои земли обособленно и ближе к усадьбам. В целях приближения земли эта группа требовала выдела земель. Земли выделялись определенному количеству хозяйств, котрые. Получив ее, переносили на нее свои усадебные постройки. Таким образом, образовывалось новое поселение, нова яобщина, но уже значительно более мелкого размера, чем материнская община. Разверстание целых общин на поселки отличалось от вышеприведенного случая только тем, что община полностью, а не частично разбивалась на поселки. Выдел частей селений или общин, заключался в том, что части дворов селения из общего надела указывался и отводился обособленный змельный участок. Выдел земло части селенияот выделов поселков из общины отличался тем, что при выделе поселка не только выделялась земля в один обособленный участок, но на этот участок ереносились из селения все постройки. Во втором случае в одно место сводилась только земля, усадьбы же оставались на прежнем месте в селении. Раздел селений на части заключался в том, что земля всего селения дробилась на несколько более мелких частей, причем эти части образовывали самостоятельные более мелкие общины. От разверстания на поселки эта работа отличалась тем, что в первом случае селение ликвидировалось, и его усадебные постройки переносились на вновь отведенные участки; во втором случае они оставались в прежнем селении, которое в земельном отношении после этой операции распадалось. Выдел земли отдельным селениям сельских общин проводился в том случае, когда община включала в себя несколько селений. Наделяя каждое селение землей, землеустройство разрушало старую крупную земельную общину, создавая ряд новых, но уже более мелких. Раздел угодий, находившихся в общем пользовании крестьян и частичных владельцев, раздел общих земель между помещиками и крестьянами проводился так.

При реформе 1861 года землевладелие крестьян оказалось целиком во власти помещиков, которые устраивали земли, исходя исключительно из своих собственных интересов и не заботясь об удобствах крестьянского хозяйства. В результате такого поземельного «устройства», земли помещиков и крестьян оказались не только чересполосными, но кроме того целый ряд земельных участков оказался в совместном пользовании помещиков и крестьян. Указанный вид работ преследовал задачу разделить эти участки общего пользования и порвать прежнюю взаимозависимость владельцев. Ликвидация многополосицы, уничтожение чересполосицы, узкополосицы и дальноземелья осуществлялось в целях ликвидации недостатков землевладения и сведения большого числа мелких участков, принадлежащих отдельным землевладельцам, в крупные участки, расположенные по возможности в одном месте. Данная работа имеет также название «комассация земель», а в ряде зарубежных стран получила название «консолидация земель». Если до 1906 года основным видом землеустроительных работ являлось межевание, представляющее собой, по сути дела, установление (восстановление) границ землевладений и землепользовании, их техническое и юридическое оформление, то с начала Столыпинской реформы землемерные работы стали дополняться инженерными действиями и экономическими расчетами по рациональному устройству всей охватываемой земельным переделом территории.

Для проведения земельной реформы посредством землеустройства указом от 4 марта 1906 года были созданы землеустроительные комиссии в уездах и губерниях. Основными были уездные землеустроительные комиссии. На них по существу ложилось целиком проведение землеустроительной политики.

Губернские землеустроительные комиссии наблюдали за производством землеустройства и являлись второй судебной инстанцией по землеустройству, разрешая жалобы, приносимые на постановления уездных землеустроительных комиссий. Главный комитет землеустройства и земледелия не разрешал жалоб на постановления губернских комиссий, они могли направляться только в Сенат.

Порядок производства землеустроительных дел, или землеустроительный процесс, складывался из следующих стадий:

1. Ходатайство о землеустройстве  в уездную землеустроительную  комиссию.

2. Подготовка дела по землеустройству: выявление пожеланий населения, различные обследования и выработка  основ предстоящего землеустройства.

3. Назначение дела к исполнителю: подготовленное дело по рассмотрению  комиссией направлялось в губернскую  комиссию и в случае одобрения  включалось в план работ.

4. Исполнение дела в натуре  и составление землеустроительного  проекта: землеустраиваемые земли снимались на план, производилось отграничение земель, подлежащих землеустройству, расценка земельных угодий и проектирование новых владений. Вновь образовываемые владения проектировались как на плане, так и на местности.

5. Предъявление составленного проекта  населению, которое могло подавать  различные жалобы и возражения. Если землеустроитель находил  их заслуживающими внимания, он  вносил исправления в проект, если нет -жалобы направлялись в уездную землеустроительную комиссию.

6. Утверждение проекта уездной  комиссией.

7. Исполнение проекта: по распоряжению  губернской комиссии землемер  объявлял населению о вступлении проекта в силу. Сложный порядок производства землеустроительных дел гарантировал правительству постоянное влияние на успешный ход и направление землеустройства.

В ходе первого этапа реформы около 200 тысяч семей получили в личное владение около двух миллионов десятин земли. Крестьяне были освобождены от выкупных платежей, обрели право свободного выхода из общины. Они могли получить свободные казенные земли в Европейской России, выкупать участки у помещиков с помощью ссуд Крестьянского поземельного банка. Срок погашения ссуд устанавливался в 53 года с очень низким процентом, причем погашение части процентов брало на себя государство. В то же время надельная земля не могла быть продана лицу другого сословия, не могла быть продана за личные долги, не могла быть завещана иначе, чем по существующим правилам, воспрещалась концентрация в одних руках более шести наделов.

Информация о работе Петр Аркадьевич Столыпин