Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:43, реферат
Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения.
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Пётр I Великий, детство и юность……………………………………….5
3. Семья Петра I……………………………………………………………...7
4. Начало правление Петра I……………………………………………….9
5. Реформы Петра I………………………………………………………..11
5.1 Военная реформа……………………………………………………...11
5.2 Административная реформа………………………………………...13
5.3 Экономическая реформа……………………………………………..19
6. Личность Петра I…………………………………………………………23
7. Смерть Петра I……………………………………………………………24
8. Заключение……………………………………………………………….25
9. Использованная литература……………………………………………..26
19 августа 1700 г. Пётр I объявил
войну Швеции. Началась борьба
России за выход к Балтийскому
морю (Северная война). Швеция в
те времена была
Уже в следующем году русские войска заняли несколько городов в Прибалтике, в том числе и Мариенбург. Здесь при генерал-фельдмаршале Шереметьеве объявилась шеснадцатилетняя Марта Скавронская — будущая жена Пётра I (императрица Екатерина I). Свое православное имя она получила от имени ее крестной матери, сводной сестры Пётра I Екатерины Алексеевны.
В 1703 г. в устье Невы был основан город Санкт-Петербург, ставший новой столицей России и названный в честь русского святого, митрополита Пётра, небесного покровителя царя.
В июле 1722 г. император отправился в Персидский поход, последнюю для него войну. Этот поход не принес никаких результатов: Европа принудила Пётра I остановить военные действия.
В том же году был издан «Табель о рангах всех воинских, статских и придворных служебных чинов». Отныне родовое дворянство можно было получить «за беспорочную службу императору и государству».
5. Реформы Петра I
5.1 Военная реформа
Военные реформы занимают
особое место среди Петровских преобразований.
Они имели наиболее ярко выраженный
классовый характер. Сущность военной
реформы состояла в ликвидации дворянских
ополчений и организации
Задачи создания современной
боеспособной армии и флота занимали
юного царя еще до того, как он
стал полновластным государем. Можно
насчитать лишь несколько (по оценкам
разных историков - по-разному) мирных
лет за 36-летнее царствование Петра.
Армия и флот всегда были главным
предметом заботы императора. Однако
военные реформы важны не только
сами по себе, но еще и потому, что
они оказывали очень большое,
часто решающее, влияние на другие
стороны жизни государства. Ход
же самой военной реформы
«Игра в солдатики», которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые «потешные полки» - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится «стольный град Прешбург». Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг.
Большое внимание Петр I уделяет
флоту, первое боевое крещение которого
также приходится на это время. В
казне не было необходимых средств,
и строительство флота
Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716г. и Морской уставы 1720г., в разработке которых участвовал Петр I. Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования.
В основу рекрутской системы
был положен сословно-
Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: - создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; - появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.); - создание мощного военного флота; - гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.
5.2 Административная реформа
В. О. Ключевский писал: «Преобразование
управления - едва ли не самая показная,
фасадная сторона преобразовательной
деятельности Петра; по ней особенно охотно
ценили и всю эту деятельность». Ключевский,
вообще относившийся к деятельности Петра
весьма критически, считал, что реформы
управления проводились наспех, беспрограммно.
Те или иные изменения в государственном
управлении, административно-
Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления, приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным, или сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям.
Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.
Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на физическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала принимать своеобразная «команда», составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский.
Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.
Но с ростом государственных
расходов Петр постепенно
В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.
В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые «доли» во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством «доль» каждая губерния будет содержать определенное количество полков.
Однако и эта реформа
не дала желаемого эффекта,
Северная война затянулась, и
разместить в губерниях
Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.
Вся власть оказалась по-прежнему
сосредоточенной в руках «
Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший создание нового органа государственной власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил: «Указ, что по отбытии нашем делать.
1. Суд иметь нелицемерный
и неправедных судей
2. Смотреть во всем
государстве расходов и
3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артериею войны;
4. Дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячю человек людей боярских грамотных для того ж;
5. Вексели исправить и держать в одном месте;
6. Товары, которые на откупах
или по канцеляриям и
7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной;
8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать;
9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подату охоту для большева их приезду.»
В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.
Для установления жесткого контроля над управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов.