Важнейшим результатом
преобразований Петра было преодоление
кризиса традиционализма путем
модернизации страны. Россия стала
полноправной участницей международных
отношений, проводившей активную внешнюю
политику. Значительно вырос авторитет
России в мире, а сам Петр стал
для многих образцом государя-реформатора.
При Петре были заложены основы русской
национальной культуры. Царь создал также
систему управления и административно-территориального
деления страны, сохранявшуюся в
течение долгого времени. Вместе
с тем, главным инструментом проведения
реформ было насилие. Петровские реформы
не только не избавили страну от сложившейся
ранее системы социальных отношений,
воплощенной в крепостничестве,
но, наоборот, консервировали и укрепили
его институты. В этом заключалось
главное противоречие петровских реформ,
предпосылки будущего нового кризиса.
Однако на самом
деле все процессы, которые происходили
с Московским царством за время деятельности
Петра, имели более сложный и
противоречивый характер, чем представляется
некоторым историкам и публицистам.
Они обладали внутренней логикой
развития и до сих пор не расшифрованной
еще загадочной интригой, связанной
с тайными пружинами деспотической
власти. Естественно, что великие
преобразования были немыслимы без
совершенствования всей системы
управления страной. Петр Великий провел
целую серию реформ в области
государственного управления, на основе
рационализации, централизации и
бюрократизации. Он упразднил такие
важные институты сословно-представительной
монархии, как Боярская Дума, 80 приказов,
патриаршество, и учредил вместо
них в духе абсолютизма Правительствующий
Сенат, 12 коллегий и Священный Синод,
а также прокуратуру, фиск, Тайную
канцелярию и постоянные посольства
за границей. Петр в существенных чертах
преобразовал институты царской
власти Московского государства
в имперскую систему управления.
Самодержец стал не только носителем,
но и источником неограниченной высшей
власти. Сам Петр весьма остроумно
и афористично сформулировал
ее суть: «Царю закон не писан, он сам их
пишет». Следует отметить, что он лично
написал более шести тысяч указов и распоряжений.
Он считал, что «надлежит указы и законы
писать ясно, чтобы их не перетолковывали».
Следуя лучшим европейским стандартам
управления, абсолютный монарх учредил
вместо 100 воеводств и наместничеств 20
провинций, объединив их в 8 генерал-губернаторств,
перейдя тем самым к территориальному
делению страны и ликвидировав остатки
феодального сепаратизма. Данная реформа
во многом созвучна с административными
преобразованиями российских территорий,
происходящими в наше время. Петр лично
в 1722 г. разработал и утвердил Табель о
рангах, рационализировал, модернизировал
и унифицировал военную, морскую, гражданскую
и придворную структуру должностей, званий
и чинов. Поэтому не случайно, что и современные
реформаторы, начав административные
преобразования, готовят новый Табель
о рангах государственных чиновников
и служащих! Следует отметить, что при
Петре насчитывалось всего около трех
тысяч чиновников на 15 миллионов населения,
или 1 чиновник на 500 жителей. В наши дни
в Российской Федерации один государственный
служащий приходится на десять жителей,
а их общее число равняется количеству
всего населения Российской империи в
годы царствования Петра.
Важнейшими чертами
российского абсолютизма являлись:
предельная концентрация законодательной,
исполнительной и судебной власти в
стране в руках монарха, практически
бесконтрольное использование огромных
материальных и финансовых ресурсов,
находящихся в ведении государства,
проведение государством жесткой фискальной
политики, формирование регулярных вооруженных
сил, органов полиции и сыска,
складывание централизованного
и жестко регламентированного бюрократического
аппарата (чиновничества), осуществлявшего
административные функции как в центре,
так и на местах.
В социально-экономической
сфере складывались отношения, ведущие
к становлению капиталистического
уклада. Наблюдался интенсивный рост
наметившихся еще в предшествующем
столетии процессов интеграции страны
в общеевропейское и мировое
хозяйство. Происходил бурный прогресс
культуры и просвещения. 22 октября 1721
г. Россия была провозглашена империей.
Ее международное значение постоянно
возрастало. Императорский титул
российских монархов был признан
ведущими европейскими государствами:
Швецией, Нидерландами, Германией, Францией,
Речью Посполитой и др. Россия вошла
в число великих держав мира.
Как и многие другие
государства Европы, Россия вступила
на путь модернизации, т. е. перехода от
традиционного к индустриальному обществу.
Однако продолжала сохраняться и укрепляться
традиционная социальная база государства
— правящая элита и широкие слои дворянства.
Развивалась и система крепостного бесправия,
которая вступала в противоречие с новыми
явлениями, утвердившимися к концу века
в структуре феодальной экономики в виде
первоначального накопления капитала,
элементов капиталистического уклада
(главным образом в промышленно-коммерческой
сфере).