Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:26, реферат
Изучая историю отечества, я всегда интересовалась, прежде всего, именно ролью конкретных исторических личностей, их влиянием на ход событий, ведь, что ни говори, а именно человек делает историю, и порой от него зависит судьбы стран, других людей и мира в целом. Для нас свойственно наделять своих кумиров какими-то исключительными способностями и возможностями. Да, конечно, без определенного таланта, сильного характера, мужества много не сделаешь. Но даже самые великие правители остаются, прежде всего, людьми, со всеми пороками и страстями, свойственными людям. Какими они были? что любили? были ли они счастливы
В Преображенское из Оружейной палаты привозили по просьбе Петра то сломанный немецкий карабин, то глобус, то механические часы. Разобраться с ними ему было невозможно без помощи специалиста. В Немецкой слободе юный царь нашел голландского инженера Франца Тиммермана, который занимался с ним арифметикой, алгеброй, геометрией и обучал правилами применения астролябии. Учителем голландец был посредственным, сам путался в формулах, но горячее стремление Петра к знаниям компенсировало методические просчеты. За исключением князя Василия Голицына и погибшего Артамона Матвеева в России мало кто знал о форме Земли, а за беседы по астрономии человек мог быть сожжен на костре.
Инженерные интересы Петра давали ему возможность изобретать новые принципы вооружения и тактические новшества. К удивлению Гордона он в 1680 году открыл в Преображенском специальное "ракетное заведение", в котором он изготовлял сначала "художественные огни", а позже - осветительные снаряды, которые оставались в русской армии до 1874 года. Знание баллистики навело Петра на мысль о принципиально новом виде открытой артиллерийской позиции - редутах, блестяще опробованных в Полтавской битве. Нарвская катастрофа заставила царя критически взглянуть на вооружение солдат: и он находит простейшее решение для привинчивания трехгранного штыка к стволу ружья пехотинца, сделав атаку русской пехоты задолго до Суворова основным тактическим приемом. Прибывших из Голландии морских офицеров он сам экзаменовал в кораблевождении и управлении пушечным огнем. Наконец, он пробовал свои силы в лечении зубов, постоянно имея при себе набор необходимых инструментов. И горе тому, кто в его присутствии жаловался на боль: Петр немедленно усаживал больного и рвал зуб, иногда, впрочем, и здоровый.
Детская привычка копаться в старых
вещах на чердаках в Преображенском
сослужила Петру добрую службу. В
предисловии к Морскому Уставу он
позже записал историю его
увлечения кораблями:"
Во время первого одиннадцатимесячного пребывания за границей в составе Великого посольства Петр сам работал на голландских кораблестроительных верфях сначала в Саардаме, а затем в Амстердаме; посещал занятия по медицине и даже, забравшись на крышу Вестминстерского аббатства, "учился демократии", слушая прения в английском парламенте. Выдающийся российский историк Ключевский считал, что Петр I в результате овладел 14 различными специальностями. Любопытное впечатление от встречи с молодым русским царем оставили принцессы Ганноверская и Бранденбургская:"У него прекрасные черты лица и благородная осанка. Он обладает большой живостью ума, ответы его быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно видеть в нем меньше грубости. Это государь очень хороший и вместе с тем очень дурной; в нравственном отношении он - полный представитель своей страны. Если бы он получил хорошее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум."
Петр I, надев европейского покроя преображенский сюртук, всегда оставался насквозь русским самодержцем по мышлению. Узнав, что во время его пребывания за границей вновь восстали стрельцы, он срочно возвратился в Россию. 30 сентября 1698 года на Красной площади было казнено 200 стрельцов, причем в качестве палачей должны были выступать сановники из царской свиты. Лефорт смог увильнуть от этой милости, сославшись на религиозные убеждения. Меншиков, наоборот, хвастался тем, что лично отрубил головы двадцати бунтовщикам. Все сподвижники Петра оказались связанными страшной кровавой порукой.
Когда Петру I напоминали об этой бессмысленной жестокости в отношении людей, вина которых вряд ли могла быть доказана судебным порядком, он заявлял: "С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так: если бы я не употреблял строгости, то бы давно уже не владел русским государством и никогда бы не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей". Грубость выражений, свойственная Петру, всегда связывалась с недостатками его воспитания. Но это ничего не объясняет. Властитель по династическому праву, Петр искренне считал себя ниспосланным России Божественным провидением, истиной в последней инстанции, не способным на ошибки. Меряя Россию на свой аршин, он чувствовал, что начинать преобразования необходимо с ломки старозаветных обычаев. Поэтому по возвращении из европейского вояжа Петр I категорически запретил боярам носить бороды, дворянам повелел пить водку и кофе, а солдатам приказал по "Воинскому Артикулу" курить. Не злой по натуре, он был порывист, впечатлителен и недоверчив; не умея терпеливо объяснить того, что для него было очевидным, Петр в случае непонимания легко впадал в состояние крайнего гнева и часто "вколачивал" истину сенаторам и генералам своими огромными кулаками или посохом. Правда, царь был очень отходчив, и через несколько минут уже хохотал над удачной шуткой провинившегося.
Петр был безразличен к нарядам и не любил официальных приемов, на которых должен был носить горностаевую мантию и символы царской власти. Его стихией были ассамблеи, где обращались запросто без титулов и званий, пили водку из банных ушатов, зачерпывая глиняными кружками, курили, играли в шахматы и танцевали. Даже собственных выездных экипажей в каретной царя не было: если требовалось организовать торжественный выезд августейшей четы, он заимствовал коляску у известных придворных щеголей - Меншикова или Ягужинского.
Петру до конца дней приходилось заниматься самообразованием, потому что новые задачи требовали от него вновь и вновь искать учителей вне России. После поражения под Нарвой, когда русская армия лишилась всей артиллерии, Петр не потерял пристутствия духа и сказал Меншикову: "Вот Карл XII - достойный учитель; без него я остался бы плохим работником в делах ратных". Была отлита специальная памятная медаль в честь "Нарвской конфузии" с девизом "Учителю - от достойного ученика".
Царь собирался вручить ее шведскому королю тогда, когда одержит над ним победу. После Полтавского сражения, хотя Карлу и Мазепе удалось бежать в Турцию, он устроил пир и поднял тост в честь "учителей шведов", на что генерал Реншильд буркнул: "Хорошо же отблагодарили вы своих учителей!" Зато чтобы опозорить изменника Мазепу Петр прибегнул к поистине языческому ритуалу. Перед собранием казачьих старшин "над персоною (чучелом - Ред.) бывшего гетмана Мазепы следующим образом уничтожение учинено,- писал вице-канцлер Гаврила Головкин.- Вначале его диплом от его царского величества изодран; от его светлости князя Меншикова и от меня, кавалеров ордена Святого Андрея, с персоны сей орден снят. Герб его от ката ( Карла XII - Ред.) изодран и истоптан, его сабля...переломлена,...и напоследи помянутая его персона на виселицу повешена". Только Петр мог так унизить своих противников, чеканя в честь шведского короля медаль, чтобы произвести впечатление в европейских столицах, и вешая чучело запорожского князька Мазепы для назидания суеверным русским.
Пётр – дипломат
Дипломатом Петр I был выдающимся. В его арсенале средств были все классические приемы, которые Петр легко в нужный момент забывал и перевоплощался в загадочного восточного царя, неожиданно начинавшего целовать в лоб ошеломленного собеседника, сыпать народными присловьями, ставившими в тупик переводчиков, или внезапно прекратить аудиенцию, как персидский шах, сославшись на то, что его ожидает жена! Внешне искренний и доброжелательный, Петр, по мнению европейских дипломатов, никогда не открывал своих истинных намерений и поэтому неизменно добивался желаемого.
Петр никогда не преувеличивал своих полководческих способностей, после Нарвы предпочитая командовать лишь своим Преображенским полком, а армию доверяя профессиональным полководцам. Он, в совершенстве зная основы кораблевождения, не брался командовать всей эскадрой, поручая это Апракину, Голицыну и даже Меншикову. Страха в бою он никогда не показывал. Когда адмирал Крюйс во время похода на Гельсингфорс в 1713 году упрашивал Петра I сойти на берег ввиду опасности встретить там шведский флот, царь с улыбкой ответил:"Бояться пульки - не идти в солдаты" и остался на флагманском корабле. На упрек Меншикова, что царь не бережет себя, лично спасая тонущих в ледяной воде во время наводнения в Петербурге, он сказал, что "за мое Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею".
Семейные отношения Петра
В январе 1689 года царица-мать
женила Петра, чтобы остепенить его и не проиграть
в борьбе с Милославскими за власть. Сыскали
ему невесту – красавицу молодую девицу
Евдокию Лопухину. Но будучи ещё за границей
с Великим посольством, Петр решил расстаться
с женой, царицей Евдокией – её судьбу
он решил уже давно. Дело в том, что ранний
брак Петра и Лопухиной оказался неудачным.
Супруги были очень разными. Евдокия, женщина
яркая, волевая, упрямая, не желала жить
так, как хотел Петр. "Великий Монарх"
не встречал полного сочувствия себе в семейном кругу. Мы видим, что в молодости
поведение и разница взглядов далеко отвели
его от первой жены Евдокии Федоровны.
Он нашел себе другую привязанность (Монс)
и дошел до открытого разрыва с родней
жены — Лопухиными. По возвращении из-за
границы, он в 1698 г. постриг свою жену, открыто
ему не сочувствовавшую. С тех пор она
жила в суздальском Покровском монастыре
под именем Елены, но далека была от верности
вынужденным обетам монашества.
От брака с Евдокией у Петра был сын Алексей,
родившийся в 1690 г. До 9 лет он жил при матери
и, конечно, воспитывался в несочувствии
к отцу. После пострижения матери он остался
на попечении сестер отца в старом московском
дворце, в старозаветной обстановке царевичей.
Петр, при своих постоянных заботах и поездках,
мало обращал внимания на воспитание сына;
иногда бывали у царевичей воспитатели-иностранцы
(Гюйссен), обсуждался план образования
царевича за границей, но не был приведен
в исполнение. И воспитатели мало повлияли
на Алексея, зато подействовала среда.
От духовника царевича до последнего товарища
его забав возле Алексея собрались люди
старого закала, ненавистники реформ,
боявшиеся и не любившие Петра. В старом
забытом дворце уцелела и старая по направлению
среда. Царевич впитал в себя дореформенные
взгляды, дореформенную богословскую
науку и дореформенные вкусы: стремление
к внешнему благочестию, созерцательному
бездействию и чувственным удовольствиям.
Дряблая натура сына еще более усиливала
его резкую противоположность отцу. Боясь
отца, царевич не любил его и даже желал
ему скорой смерти; быть с отцом для Алексея
было "хуже каторги", по его признанию.
А чем больше рос царевич, тем чаще тревожил
его отец. Петр привлекал его к делу, думал
практическим трудом воспитать в сыне
достойного себе помощника и наследника,
давал ему поручения важного характера
и часто возил его с собой. Но с первых
же шагов он убедился, что сын хотя и умен,
но к делу не способен, потому что бездеятелен
по натуре и враждебен отцу по взглядам.
Петр думал силой переделать сына, даже
"бивал" его, но безуспешно. Сын остался
пассивным, но упорным противником.
В 1711 г. Петр устроил женитьбу сына на принцессе
Вольфенбюттельской Софии Шарлотте. Нужно
думать, что этим он еще надеялся переделать
сына, изменить условия его жизни, открыв
доступ влиянию на сына культурной женщины.
Царевич хорошо относился к жене, но не
изменился. Когда у Алексея родился сын
Петр и умерла жена (1715 г.), царь Петр стал
иначе смотреть на сына: с рождением внука
можно было устранить сына от престола,
ибо являлся другой наследник. Кроме того,
Петр мог рассчитывать сам иметь сыновей,
так как в 1712 г. он формально вступил во
второй брак. Женился он на женщине, с которой
уже несколько лет жил душа в душу. Она
была дочерью простого лифляндца, в Лифляндии
попала в плен к русским, долго жила у Меншикова,
в его доме стала известна Петру и прочно
овладела его привязанностью. Приняв православие,
она получила имя Екатерины Алексеевны
Михайловой (а ранее называлась Скавронской
и Василевской) и еще до 1712 г. подарила
Петру дочерей Анну и Елизавету.
Легко и естественно стала она подругой,
спутницей, женой незаурядного, великого
человека - русского царя. Екатерина была
подходящим Петру человеком: скорее сердцем,
чем умом понимала она все взгляды, вкусы
и желания Петра, откликалась на все, что
интересовало мужа, и с замечательной
энергией умела быть везде, где был муж,
переносить все то, что переносил он. Она
создала Петру не знакомый ему ранее семейный
очаг, достигла крепкого влияния на него
и, будучи неустанной помощницей и спутницей
государя дома и в походах, добилась формального
замужества с Петром. Влиянию Екатерины
некоторые исследователи склонны приписывать
решительный поворот в отношениях Петра
к царевичу Алексею.
Поворот этот состоял в том, что Петр после
смерти жены Алексея в 1715 году передал
сыну обширное письмо, в котором указывал
на его неспособность к делам и требовал
или исправиться, или отказаться от надежды
наследовать престол. В необходимости
дать ответ отцу царевич обратился за
советом к приятелям, и те посоветовали
ему отказаться от престола лицемерно,
для избежания дальнейших неприятностей
в случае упорства. Царевич так и сделал.
Но для Петра не было секретом, что все
недовольные ходом дел видят в консервативных
привычках царевича надежду на возвращение
старых порядков и поэтому после Петра
могут Алексея возвести на престол, несмотря
на его теперешний отказ. Петр потребовал
от сына не простого отказа от престола,
а пострижения в монахи (что лишало его
возможности вступить на трон) и снова
предлагал сыну приняться задело. Но Алексей
на это отвечал, что готов идти в монахи,
и ответил снова лицемерно. Петр отложил
решение этого вопроса, не настаивая на
пострижении сына, дал царевичу полгода
на размышление и вскоре уехал за границу.
Прошло полгода, и в 1716 г. Петр из Дании
потребовал у сына ответа и звал его к
себе в том случае, если он раздумал идти
в монахи. Под видом поездки за границу
к отцу царевич выехал из России и отправился
в Австрию к императору Карлу VI, у которого
и просил защиты от отца. Карл скрыл его
в Неаполе. Но в 1717 г. посланные Петром
на розыски царевича Толстой и Румянцев
нашли его и убедили добровольно вернуться
в Россию. Алексей приехал в Москву в 1718
г. и в присутствии многочисленного народа,
собранного во дворец, получил от отца
прощение под условием, чтобы он отрекся
от престола и назвал тех лиц, по совету
которых он бежал. Царевич назвал их.
Следствие, наряженное над этими людьми,
вскрыло всю обстановку прежней жизни
царевича и дало такие результаты, каких
Петр вряд ли ожидал. Он узнал о непримиримой
вражде сына и к самому себе, и ко всей
своей деятельности, узнал, что его сына
окружали лица резко оппозиционного направления,
что они настраивали Алексея со временем
действовать против отца и что Алексей
готов был на это. В то же время открылся
ряд скандалов, в которых позорно участвовали
родственные Петру лица и даже его первая
жена. Розыск привел к суду, к строгим приговорам,
много лиц было казнено; царица Евдокия
заключена в Новой Ладоге. Хотя следствие
не открыло заговора против Петра со стороны
царевича, однако дало Петру полное юридическое
основание взять назад свое прощение сыну
и передать царевича суду как государственного
преступника.
Суд состоял из высших сановников (более
ста), допросил царевича и при допросах
подверг его пытке. Результатом судебного
следствия был смертный приговор царевичу.
Но судьба не допустила привести его в
исполнение: царевич, измученный страшными
нравственными потрясениями И, быть может,
пыткой, умер в Петропавловской крепости
27 июня 1718 г.
Петр лишился старшего сына. Младшие сыновья
его от второго брака, Петр и Павел, умерли
в младенчестве. Остался один внук Петр
Алексеевич и дочери Анна и Елизавета;
остались также племянницы Екатерина
и Анна Ивановна. При таком положении своей
семьи Петр в 1722 г. издал указ о порядке
престолонаследия, которым отменялся
прежний обычай наследования по семейному
старшинству и устанавливался новый порядок:
царствующий государь имеет право назначить
своим наследником кого угодно и лишить
престола назначенное лицо, если оно окажется
недостойным. Этот закон Петра после его
смерти не раз подвергал колебаниям судьбу
русского престола, а сам Петр им не воспользовался.
Он не назначил себе преемника; косвенным
же образом, как думали, Петр указал на
свою жену как на избранную наследницу:
в 1724 г. Екатерина была коронована в Москве
Петром весьма торжественно, в ознаменование
ее заслуг перед государством и супругом.
Реформы Петра
Так как Пётр твёрдо решил, что всё хорошее находится на западе, то с самого начала своего правления он стал ломать русскую жизнь на западный лад. В стране было изменено фактически всё при помощи целого ряда реформ:
Церковная реформа, главным образом, заключалась в отмене патриаршества (с таким трудом приобретенного русскими царями!) и учреждении "Святейшего правительствующего Синода", которому стала подчиняться церковь. Сделал это Пётр для того, чтобы, наподобие западным королям, избавиться от морального контроля над собой церкви. Отмена патриарха и последующее ослабление участия церкви в жизни страны привело, в конце концов, к крушению русской православной монархии.
Военная реформа была продолжением изменений, начатых Алексеем Михайловичем. Но, в то время, как при Алексее Михайловиче такие изменения подгонялись к русским условиям, петровские реформы загоняли русскую армию в западные формы, не принимая во внимание их приемлемость для русских. На службу в русскую армию стекались проходимцы со всего света.
Гражданская реформа заключалась в создании совершенно новой системы управления страной. Вместо думы был устроен "сенат"; вместо приказов -- "коллегии"; страна была разделена на 8 "губерний". Всё стало похоже на западный строй.
Реформа о положении сословий в корне изменила всё прежнее устройство. Так как Пётр много воевал, то служба в армии или работа на производство оружия стали играть главенствующую роль. Солдат, отличившийся на войне, становился офицером. Пётр также посылал русских учиться за границу.
Крестьянская реформа привела к полному закрепощению русских крестьян. Сделал это Пётр для удобства управления страной: вместо того, чтобы иметь дело с миллионами граждан, ему приходилось иметь дело с ограниченным числом помещиков, получивших полную власть над крестьянами. С ослаблением влияния церкви, обращение с крестьянами ухудшилось и вскоре начались частые крестьянские восстания.
Финансовая реформа была нужна для увеличения сборов на военные нужды и для того, чтобы заставить русских людей поскорее воспринимать западные обычаи. При Петре было введено множество налогов: на бани (на западе в то время вообще не мылись!), бороды (на западе брились), мельницы, погреба, пчёл, раскольников, извозчиков и пр. Сбор налогов вёлся строго и казна при Петре постоянно пополнялась.