П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, Г.Н. Ткачев. Живучесть их взглядов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 10:56, реферат

Описание работы

Реформа 19 февраля 1861 года, уничтожив крепостное право, которое крепкой цепью сковывало развитие производительных сил России, открыла дорогу капитализму. Это был первый шаг на пути превращения самодержавной монархии из государства феодально-дворянского в государство буржуазное. Однако реформа 19 февраля была не просто буржуазной реформой, а буржуазной реформой, проводимой «крепостниками».

Содержание работы

Введение.
Теоретические взгляды М.А.Бакунина
Социологические взгляды П.Л. Лаврова
Проблема государства в мировоззрении П.Н.Ткачева
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2 СЕМЕСТР.docx

— 114.87 Кб (Скачать файл)

И только с момента превращения государства в орудие революционеров оно встает на службу делу реализации принципов революции. Вот почему прежде, чем разрушать государственный аппарат, революционеры, по мнению Ткачева, должны использовать его в целях социальной революции.

«Упрочив свою власть, опираясь на Народную Думу и широко пользуясь пропагандой, – писал Ткачев в «Набате», революционное государство осуществляет социальную революцию рядом реформ в области экономических, политических и юридических отношений общества – реформ, общий характер которых должен состоять:

1. В постепенном преобразовании  современной крестьянской общины, основанной на принципе временного, частного владения, в общину –  коммуну, основывающуюся на принципе  совместного труда с использованием  общих орудий производства. 2. В постепенной экспроприации орудий производства, находящихся в частном владении, и в передаче их в общее пользование. 3. В постепенном введении таких общественных учреждений, которые бы исключали всякое посредничество при обмене продуктов и изменили бы принцип буржуазной справедливости: око за око, зуб за зуб, услуга за услугу, – принципам братской любви и солидарности. 4. В постепенном устранении физического, умственного и нравственного неравенства между людьми при посредстве обязательной системы общественного, для всех одинакового, интегрального воспитании в духе любви, равенства и братства. 5. В постепенном уничтожении существующей семье, основанной на принципе подчиненности женщин, рабства детей и эгоистического произвола мужчин. 6. В развитии общинного самоуправления, в постепенном ослаблении и упразднении центральных функций государственной власти».36

Очень важным вопросом преобразованного государства Ткачев считал общественное устройство. Хорошо понимая, что общество не сможет сразу радикально измениться, он выдвигает положение об его переходном состоянии. «Общество, – пишет Ткачев, – имеющее надобность в полиции и жандармах, общество, где еще имеют место тяжбы и процессы, где есть преступники, где существуют тюрьмы и исправительные колонии, такое общество, конечно, еще не может быть названо «окончательно устроенным», вполне воплотившим в жизнь идеи социальной революции. Эго общество переходное, общество, делающее лишь первые шаги по пути социальных реформ».37

Ткачев подчеркивал, что захватом власти революция только начинается. Перед революционерами он ставит задачу удержать власть и воспользоваться ею для осуществления своих идеалов. По мнению Ткачева, государство сделается ненужным и отомрет лишь после того, когда в человеческом обществе наступит полное равенство, то есть начнут проводиться в жизнь начала коммунизма. В переходный же период государственная власть является необходимейшим оружием в руках революционной партии.38

В работе «Накануне и на другой день революции»39 Ткачев предлагает административное устройство будущего революционного общества. Его администрация, обладающая всеми необходимыми требованиями, могла бы, по его мнению, на другой день революции, во всеоружии власти и авторитета, занять место существующих государственных и общественных учреждений. Во главе управления, согласно Ткачеву, должен стоять: а) комитет работ и продовольствия, заведующий экономическим обеспечением населения и его перевозочными средствами. Комитет этот выбирает из своей среды:1) распорядительный совет и 2) земский союз, подразделяющийся на несколько секций, в ведении которых железные дороги, телеграф, лошади, телеги. Мосты, дороги и т.п.

Для охраны отнятого у частных собственников имущества от порчи и растраты, Ткачев предлагает создать местные группы Комитета работ и продовольствия.40 По мнению Ткачева, «все рабочие, примкнувшие к этому восстанию, составляют общий сход самодержавной общины, решающий все ее дела».41

Таким образом, анализ работ Ткачева позволяет сделать вывод, что их автор считал необходимым участие в революционном преобразовании государства самых широких слоев населения.

 

Заключение

Народничество, как революционная сила, пытавшаяся поднять крестьян на социалистическую революцию, и как революционная теория, выражавшая идеи крестьянской демократии, исчерпало себя актом 1 марта 1881 года. Это не означает, однако, что революционеры-народники после 1 марта сразу вложили в ножны своё боевое оружие и сошли с исторической арены. Они продолжали ещё сражаться, но их борьба слабела и постепенно затихала. В то же время либеральная струя народничества, всегда сопутствовавшая этому движению, растекалась, ширилась и превратилась в главное течение народнического мировоззрения, ещё остававшегося господствующим до середины 90-х годов.

П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, Г.Н. Ткачев - эти мыслители, выдающиеся представители русского революционного народничества, они оказали значительное влияние на развитие социологической мысли в России. Они «завершили течение русской мысли, идущее от Герцена и Белинского», и стали «властителями дум эпохи вхождения в народ и кающегося дворянства». 
Список использованных источников и литературы

I. Источники.

      1. Ткачев  П.Н. Избранные сочинения в пяти  томах. М., 1932-1934.

      2. Ткачев  П.Н. Собрание сочинений в двух  томах. 1975-1976.

II. Литература.

  1. Антонов В.Д Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности. // Вопросы истории, № 1, 1991.
  2. Арефьев М.А. Я верю в разум. Народники-революционеры об атеизме и религии. Л., 1989.
  3. Батурин Н.Н. Сочинения. М.,Л., 1930.
  4. Бельчиков Н. Стихотворные опыты П.Н.Ткачева. // Русская литература. 1958, №4.
  5. Бердяев Н.А.. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  1. Богучарский В. Активное народничество семидесятых годов. М., 1911

  1. Будницкий Н.В. История террора в России. // Феникс. Ростов-на-Дону, 1996.
  2. Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. М., 1965.
  3. Козьмин Б.П. Ткачев и революционное движение 60-х годов. // Воинствующий марксизм. 1924, №1.
  4. Козьмин Б.Н. Из истории революционной мысли в России. М., 1961.
  5. Колесниченко Д.А ., Твардовский В.А. Научная конференция о революционном народничестве. // Вопросы истории. 1960, №2.
  6. Корнилов А.А. Общественное движение при Александре II (1855-1881). М., 1909.
  7. Лазуренко В.Д. Взгляды П. Ткачева на государство.// Сб. "Из истории политических учений" под редакцией П.С. Грацианского. М.,1976.
  8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, t.1, т.2, т.4, т.6, т.20, т.22, т.24, т.31, т.32, т.41.
  9. Малинин В.А. Философия революционного народничества. М., 1972.
  10. Маркс К., Энгельс Ф. и революционная Россия. М., 1967.
  11. Маркс К., Энгельс Ф. Какое дело рабочему классу до Польши? Сочинения, т. 16.
  12. Мицкевич С.И. Русские якобинцы. // Пролетарская революция. №6-7, 1923, с.25.
  13. Овсюк И.В. Народовольцы, их вклад в великую смуту. Кентавр, № 1-2, 1991.
  14. Покровский М.Н. Корни большевизма в русской почве. // Российская коммунистическая партия — вождь пролетариата. М., 1923.
  15. Покровский М.Н. Очерки по истории революционного движения в России XIX и XX вв. М.. 1924.
  16. Реуэль А.Л. Русская экономическая мысль 60-70 гг. XIX века и марксизм. М., 1956.
  17. Рудницкая Е.Л. Русский бланкизм. Петр Ткачев. М., 1992.
  18. Седов М.Г. Героический период революционного народничества. М.,         1966.
  19. Седов М.Г. Некоторые проблемы истории бланкизма в России. // Вопросы истории. М. 1971, № 10.
  20. Смирнов А., Соколов О. Новая литература о революционных разночинцах. // Коммунист. 1996. № 16.
  21. Троицкий Н. Друзья народа или Бесы? // Родина, № 2. 1996.
  22. Тун А. История революционных движений в России. Л., 1924.
  23. Федоркин Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества. М., 1984.
  24. Филиппов Р. В. Из истории революционно-демократического движения в России в конце 60-х — начале 70-х годов XIX века. Петрозаводск. 1962.
  25. Филиппов Р.В. Пионеры марксизма в России, 1883-1893гг. М., 1989.
  26. Шахматов Б.М. П.Н.Ткачев. Этюды к творческому портрету. М., 1981.
  27. Энгельс Ф. Эмигрантская литература. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961, т.18.

Размещено

1 Ткачев П.Н. Собрание сочинение в двух томах. т.1, 1975, с. 10.

2 Ткачев П.Н. Собрание сочинение в двух томах т.2, с. 22, 1976.

3 Ткачев П.Н. Собрание сочинение в двух томах т.2, с. 22, 1976.

4 Ткачев П.Н. Собрание сочинение в двух томах т.2, с. 22, 1976.

5 Ткачев П.Н. Собрание сочинение в двух томах т.2, с. 22, 1976.

6 Лазуренко В.Д. Взгляды П.Ткачева на государство // Сб." Из истории  политических учений" под редакцией П.С. Грацианского. М., 1976, с.100.

7 Рудницкая Е.Л. Русский бланкизм. Петр Ткачев. М., 1992, с.50.

8 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 23, 1976.

9 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 23, 1976.

10 Лазуренко В.Д. Взгляды П. Ткачева на государство. // Сб. “Из истории

политических учений ". М., 1976, с.98.

11 Седов М.Г. Героический период революционного народничества, с. 104.

12 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 90, 1976.

13 Федоркин Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества, с. 184.

14 Энгельс Ф. Эмигрантская  литература. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 19б1, т.18 с.184. 

15 Лазуренко В.Д. Взгляды П. Ткачева на государство.// Сб. "Из истории  политических учений ". М., 1976, с.96.

16 Седов М.Г. Героический период революционного народничества., с.103.

17  Ткачев П.Н, Избранные сочинения. М., 1933, т.3, с.280 // В.Д. Лазуренко. Взгляды Ткачева на государство. с.96-97.

18 Реуэль А.Л. Русская экономическая мысль 60-70 гг. ХIX века и марксизм. М., 1956, с.154.

19 Седов М.Г. Некоторые проблемы истории бланкизма в России. с. 46. 

20 Седов М.Г. Героический период революционного народничества, с. 103.

21 Козьмин Б.Н. Из истории революционной мысли в России. с.394.

22 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 166, 1976.

23 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 169, 1976.

24 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 169, 1976.

25  Козьмин Б.Н. Из истории революционной мысли в России. с.397.

26 Козьмин Б.Н. Из истории революционной мысли в России. с.397.

27 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 166, 1976.

28  Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 95, 1976.

29 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 96, 1976.

30 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 96, 1976.

31 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 96, 1976.

32 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 96, 1976.

33 Седов М.Г. Героический период революционного народничества, с. 106.

34 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 148-149, 1976.

35 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т,2, с. 148-149, 1976.

36 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 97, 1976.

37 Ткачев П.Н. Избранные сочинения. М., 1932, т. З, с.343.

38 Козьмин Б.Н. Из истории революционной мысли в России, с.401.

39 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 221, 1976.

40 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 221, 1976.

41 Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах, т.2, с. 221, 1976.


Информация о работе П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, Г.Н. Ткачев. Живучесть их взглядов в России