Репарационный план для Германии,
главная цель которого заключалась
в восстановлении военно-промышленного
потенциала Германии (которую правящие
круги империалистических стран
рассчитывали использовать против Советского
Союза) и в проникновении американского
капитала в Европу.
П. Д. был принят в 1924. Он явился итогом
длительной борьбы между державами-победительницами
по вопросу о репарациях с Германии. Франция,
получавшая 52% репараций, настаивала на
более высоком размере репараций и своевременном
их поступлении. Непосредственная заинтересованность
Англии в получении репараций была не
столь велика, США не получали их вовсе.
Спекулируя на антисоветских вожделениях
правящих кругов этих держав, Германия
вела борьбу за уменьшение размеров репараций
и уклонялась от взноса очередных платежей.
Политическое поражение французского
империализма в затеянной им оккупации
Рура (1923) дало возможность англо-американским
правящим кругам взять репарационную
проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная
комиссия держав-победительниц постановила
создать два комитета экспертов для разработки
предложений о репарациях и стабилизации
германской марки. Правительство США уведомило
державы о своём намерении участвовать
в комитетах экспертов. Президент Кулидж
в послании конгрессу лицемерно мотивировал
это решение стремлением США "оказать
помощь Европе".
Комитеты экспертов начали свою работу
в Париже 14. I 1924. Все основные вопросы сосредоточились
в первом комитете, в котором господствовали
американские представители. Председателем
этого комитета был избран директор самого
мощного чикагского банка Дауэс, тесно
связанный с банковской группой Моргана.
В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял
организацию снабжения американской армии,
использовав этот пост с наибольшей выгодой
для монополистов США. Другим представителем
США был президент моргановской электротехнической
фирмы "Дженерал электрик"- Юнг. Комитет
экспертов закончил свою работу в апреле
1924, представив свой доклад в репарационную
комиссию. Этот доклад и получил название
"план Дауэса".
На первое место в П. Д. была выдвинута
задача скорейшего восстановления германской
тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного
потенциала. В качестве первоначальной
меры комитет экспертов предлагал предоставить
Германии международный заём в сумме 800
млн. зол. марок. Англо-американские творцы
II. Д. исходили из расчета, что Германия
будет сбывать свою промышленную продукцию
Советскому Союзу, а вырученную от продажи
товаров валюту передавать западным державам
в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось,
что правящие круги западных держав ничего
не имеют против экономической и политической
экспансии германского империализма на
восток. С другой стороны, с помощью германской
товарной интервенции империалисты хотели
сорвать дело индустриализации СССР. По
их замыслу Советский Союз должен был
остаться аграрной страной и превратиться
в аграрно-сырьевой придаток Германии,
а через неё - и мирового капитала. П. Д.
предполагал, следовательно, подчинение
советской экономики иностранному капиталу
и закабаление Советского Союза. Таков
был антисоветский план империалистических
кругов Англии и США, вполне соответствовавший
вожделениям германских монополистов.
В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин,
разоблачив антисоветскую направленность
П. Д., показал неизбежность его провала.
И. В. Сталин говорил: "... мы вовсе не
хотим превратиться в аграрную страну
для какой бы то ни было другой страны,
в том числе для Германии. Мы сами будем
производить машины и прочие средства
производства. Поэтому рассчитывать на
то, что мы согласимся превратить нашу
Родину в аграрную страну для Германии,
- значит рассчитывать без хозяина. В этой
части план Дауэса стоит на глиняных ногах".
Большевистская партия опрокинула попытки
врагов народа из троцкистско-бухаринского
лагеря навязать П. Д. Советскому Союзу
и повела страну по пути индустриализации,
по пути социализма.
Предложения комитета экспертов, направленные
к взысканию репараций с Германии, были
отодвинуты в П. Д. на второе место. Англо-американские
правящие круги охотно ликвидировали
бы репарации с Германии, чтобы восстановление
её военного потенциала протекало ещё
быстрее. Но после окончания первой мировой
войны прошло ещё немного времени, и объяснить
подобное решение общественному мнению
было бы трудно, тем более что в годы войны
правительства Антанты выдвинули лозунг
"немцы за всё заплатят". Приходилось
считаться и с сопротивлением со стороны
Франции, Бельгии, Италии, настаивавших
на том, чтобы Германия уплатила установленную
сумму репараций.
П. Д. не фиксировал общего размера репараций.
Он лишь устанавливал ежегодный размер
платежей, который мог быть изменён, как
указывал комитет экспертов, "в соответствии
с изменениями в индексе благосостояния
Германии". Таким образом, путь к дальнейшему
уменьшению репарационных платежей оставался
открытым. Годичные платежи были установлены
в следующих размерах: в первом году (1924-25)
они должны были составить 1 млрд. зол.
марок; во втором году (1925-26) - 1 200 млн.; в
третьем году (1926-27) - 1 200 млн.; в четвёртом
году (1927-28) - 1 750 млн. зол. марок, а с пятого
года должны были начаться ежегодные платежи
в 2,5 млрд. марок.
В качестве источников уплаты репарационных
платежей П. Д. предусматривал использование
прибылей германских промышленных предприятий
и железных дорог, а также доходов государственного
бюджета. Изъятия из прибылей должны были
составлять меньшую часть репарационных
платежей. Для обеспечения этой части
поступлений П. Д. предлагал выпустить
специальные облигации германской промышленности
и железных дорог на общую сумму по номиналу
в 16 млрд. марок. Доход по этим облигациям
должен был составлять 6% годовых, т. е.
960 млн. марок в год. Эта сумма и представляла
собой изъятия из прибылей. Облигации
стали впоследствии объектом спекуляции
на валютной бирже и финансовых сделок,
обогащавших американские и английские
банки.
Для уплаты части репараций за счёт государственного
бюджета П. Д. предусматривал введение
высоких косвенных налогов на предметы
широкого потребления (сахар, табак, пиво,
водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных
налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие
П. Д., таким образом, означало резкое понижение
жизненного уровня германских трудящихся,
на плечи которых перекладывалась значительная
часть обязательств Германии по репарациям.
Важное место в предложениях комитета
экспертов, направленных к скорейшему
возрождению военной мощи германского
империализма, занял вопрос о контроле
над германской военной индустрией и народным
хозяйством. Было решено, что система контроля,
установленная Версальским мирным договором
1919 (см.), будет отменена. Ликвидировалась
и репарационная комиссия союзных держав.
Взамен неё создавалась новая система
контроля, задачи которой были ограничены
наблюдением за поступлением репарационных
платежей. Руководство новой системой
контроля взял на себя американский капитал,
и генеральным комиссаром по репарациям
был назначен представитель американских
монополий Гильберт Паркер.
Таким образом, П. Д. явился важной вехой
на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным
политическим продолжением явилась конференция
в Локарно.
Для проведения в жизнь П. Д. Англии и США
надлежало преодолеть сопротивление Франции.
Решение этой задачи непосредственно
взял на себя английский премьер-министр
Макдональд. Подобно другим лидерам британской
лейбористской партии, он был горячим
сторонником П. Д. - плана подготовки Германии
к новой войне. Макдональд дважды встретился
с французским премьером Эррио, которого
ему удалось убедить согласиться с П. Д.
Стало очевидным, что французский империализм
готов принести в жертву национальные
интересы Франции в антисоветских целях.
Об этом свидетельствовала речь Эррио
во французском парламенте 26. VI 1924, в которой
он убеждал парламент принять П. Д. Окончательное
принятие П. Д. состоялось 16. VIII 1924 на Лондонской
конференции держав-победительниц, происходившей
16. VII-16. VIII. США были представлены на конференции
специальной делегацией во главе с американским
послом в Лондоне Келлогом.
На Лондонской конференции Франция согласилась
с П. Д., а также с решением конференции
о выводе французских войск из Рура, что
довершило политическое поражение французского
империализма. Германское правительство
со своей стороны также согласилось с
П. Д. 1. IX 1924 он вступил в силу. "План Дауэса
расчистил путь для усиленного притока
и внедрения в германскую промышленность
иностранного, преимущественно американского,
капитала... За 6 лет, с 1924 года по 1929 год,
прилив иностранного капитала в Германию
составил свыше 10-15 млрд. марок долгосрочных
вложений и свыше 6 млрд. марок краткосрочных
вложений... Это привело к гигантскому
усилению экономического и, в частности,
военного потенциала Германии. В этом
деле ведущее значение принадлежало американским
капиталовложениям, составлявшим не менее
70 проц. суммы всех долгосрочных займов".
("Фальсификаторы истории. Историческая
справка") .
П. Д. фактически ликвидировал репарации,
поскольку Германия должна была выплатить
за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн.
Марок- вдвое меньше, чем получила в порядке
кредитов от США и Великобритании (до 21
млрд. марок). П. Д. просуществовал немногим
более 5 лет, до его замены планом Юнга
(см.).
|