Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:27, доклад
Первые сведения о садах и парках относятся к древнему Египту 2000 г. до н. э., полученные в результате археологических раскопок и сохранившихся письменных источников. Они представляли собой главным образом священные рощи, декоративные сады на виллах знати и обширные зеленые массивы в резиденциях фараонов.
Плюсы и минусы отечественной и зарубежной практики озеленения городов
Первые сведения о садах и парках относятся к древнему Египту 2000 г. до н. э., полученные в результате археологических раскопок и сохранившихся письменных источников. Они представляли собой главным образом священные рощи, декоративные сады на виллах знати и обширные зеленые массивы в резиденциях фараонов.
Впервые в Европе сады появились в древней Греции около тысячи лет до н. э. в виде священных рощ, общественных садов, а так же садов городских домов и загородных вилл. В основе архитектурно-планировочного решения был заложен правильный геометрический рисунок. В последствии, превращаясь в общественные парки, уже в те времена, они играли большую роль, используясь в системе физического воспитания молодежи и гармоничного развития человека.
Первоначально на развитие садово-паркового искусства, как в мире в целом, так и в различных странах оказывали влияние социальные факторы (использование культурных видов деревьев, наличие земель, политическое развитие общества) и территориально-климатические факторы. В последствии, в связи с развитием общества, увеличением численности населения и техногенными факторами, развитием промышленности и жилищного строительства в странах Европы и Америки в XVIII-XX в. привело к резкому ухудшению санитарно-гигиенических условий городской жизни. Города нуждались в зеленых насаждениях, а места для их размещения остутствовали. Небольшие сады скверы общественного пользования возникают вместо снесенных строений, на пустырях и свалках, на не пригодных для строительства территориях. В связи с их разрозненностью в городской среде, малой площадью и неправильностью форм, произошла смена стилей регулярного (с правильными геометрическими формами) на пейзажный, возникший в развитой на то время Англии, а его истоки уходили на дальний Восток.
На Руси зачатки садово-паркового искусства появились еще в III-I тысячелетии до н.э., о чем свидетельствуют наскальные рисунки времен неолита человека, связанные с обожествлением природных явлений.
В письменных свидетельствах греческий историк Геродот в V в. до н.э. упоминал о садах на берегах Днепра.
Судя по археологическим планам усадеб X-XII вв. их планировка была довольно свободной, живописной, но подчинялась определенному порядку. Русские градостроительные традиции требовали сохранять «прозоры» на храмы, водоемы, леса, монастырские сады, городские ворота и прочие достопримечательности. После принятия Русью христианства в XI-XII вв. появились сады при монастырях, сыгравших важную роль в их развитии. Общую пространственную структуру монастырского сада нередко предопределяла православная символика. В отличие от монастырских садов, светское садоводство, начиная с XV в., было связано, прежде всего, со столицей. Причем многие сады не ограничивались хозяйственными функциями.
Москва того времени поражала путешественников, привыкших к очень тесной каменной застройке западноевропейских городов. Она представала свободно застроенным городом, включающим широкие открытые зеленые пространства.
Со времен Петра I в России при организации парковых ансамблей, получил развитие регулярный стиль. Это время рождения выдающихся парковых ансамблей: Петергофа (Петродворца), Стрельни, Ораниенбаума (Ломоносова). Дворцово-парковые ансамбли Петербурга первых десятилетий XVIII в. создавались под влиянием западноевропейского барокко со всеми присущими ему атрибутами, но при этом они имели целый ряд принципиальных отличий. Пётр I внёс черты более реалистического подхода в устройстве регулярных парков. Каналы имели как декоративное, так и стратегическое значение.
1770 – 1780 гг. связаны с резкими изменениями в садово-парковом искусстве, отказом от регулярного и утверждением живописного пейзажного начал. На первый план выходят формы естественного рельефа – пологие и крутые склоны, холмы и долины. Парки и сады начинают играть всё большую роль в художественном облике городов и совместно с дворцами и общественными зданиями образуют целостные ансамбли.
В советское время наибольше распространение получили специализированные парки: детские, зоологические, ботанические сады и др.
При проектировании и развитии зелёных насаждений специалистам приходится решать задачу исходя из специфики конкретно взятого города или местности (при проектировании новых городов). Примером нового города может послужить Валь де Рей – новый город Франции созданный на новом месте. Создатели города на примере показали, как могут сосуществовать город, сельская местность и естественная природа, если человек с самого начала учитывает в проектах данные по экологии. С этой целью было проведено зонирование и выделены: заповедное (природное ядро), буферные зоны, промышленные территории, жилые районы. Схема города составлялась с перспективой, проводилась рекультивация земель, в отработанных карьерах создавались водоёмы, наиболее богатые в биологическом отношении участки были исключены из разработки.
Другим примером гармоничного развития может послужить Бостон. Он известен тем, что ещё в 1894 г. при городском самоуправлении была создана специальная парковая комиссия, которая много сделала для развития системы озеленения города. Система зелёных насаждений объединила парковыми дорогами все городские парки, скверы, спортивные комплексы, пляжи, берега рек и озёр. Такой принцип озеленения был применён впервые, получил одобрение и в последующем широко применялся в практике озеленения.
Другим примером формы городского расселения служит Тапиола – город-сад в Финляндии. В городе доминирует природа, сохранены почти без изменения существующие деревья, свободные пространства, скальные обнажения, травяной покров. Поверхность земли планировалась только вдоль дорог. Дома свободно размещены в пригородном ландшафте.
В Российских городах в советское
время уделялось большое
Скорее всего, причиной такого халатного отношения к природе города являются социально-экономические и нравственные отношения в обществе. Мы зачастую равнодушны к, казалось бы, далёким, но на деле очень близким нам вещам.
Хочется верить, что ситуация в корне изменится, ведь в конечном счёте всё зависит от нас.
Список использованной литературы:
1. В.А.Горохов «Зелёная природа города.»
Информация о работе Плюсы и минусы отечественной и зарубежной практики озеленения городов