Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 14:38, контрольная работа
Цель – рассмотреть идеи и исследовать судьбы разработчиков крестьянской реформы 1861 года.
Задачи:
Раскрыть особенности подготовки крестьянской реформы;
Рассмотреть деятельность Алексея Михайловича Унковского;
Оценить деятельность Николая Милютина и его участие в разработке крестьянской реформы;
Выявить участие в осуществлении реформы Самарина Юрия Федоровича;
Охарактеризовать деятельность Графа Виктора Панина в процессе крестьянской реформы.
Введение 3
1. Подготовка крестьянской реформы 4
2. Алексей Михайлович Унковский 7
3. Николай Милютин и разработка крестьянской реформы 10
4. Самарин Юрий Федорович 13
5. Граф Виктор Панин 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Содержание
Введение 3
1. Подготовка крестьянской реформы 4
2. Алексей Михайлович Унковский 7
3. Николай Милютин и разработка крестьянской реформы 10
4. Самарин Юрий Федорович 13
5. Граф Виктор Панин 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Введение
Актуальность. Невозможно найти события в истории России всего XIX в., которое по масштабам и глубине воздействия на все стороны бытия могло бы сравниться с "великими" реформами 60-70 гг., локомотивом которых являлась крестьянская реформа.
Именно ее значимостью, поистине судьбоносными для страны последствиями объясняется внимание ученых, публицистов, общественных и политических деятелей к проблеме подготовки и осуществления крестьянской реформы вот уже без малого полтора столетия.
Цель – рассмотреть идеи и исследовать судьбы разработчиков крестьянской реформы 1861 года.
Задачи:
1.
Подготовка крестьянской
Вопрос о крепостном праве составлял тяжелую заботу для правительства еще во время императора Николая I. Крепостной строй явно устарел. Нельзя было далее оставлять крестьян в бесправном состоянии рабства. Нельзя было ожидать роста и развития государственных сил при господстве в России отживших форм крепостного помещичьего хозяйства. Восточная война ясно показала отсталость и слабость нашего государства и необходимость внутренних перемен. Все понимали, что эти перемены должны были начаться именно с крепостного права, с «улучшения быта крепостных крестьян», как тогда принято было выражаться о крестьянском освобождении.
Причины отмены крепостного права
В январе 1857 был образован Секретный комитет (см. Секретные комитеты) "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян". Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определенного количества земли, за которую они обязаны, будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В 1858г. для подготовки крестьянской реформы были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Взгляды помещиков, заинтересованных в отмене крепостного права, были выражены в проектах К. Д. Кавелина, А. М. Унковского, Ю. Ф. Самарина. А. И. Кошелева и др.
Подготовка реформы
В начале 1858г. Секретный комитет был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения. В декабре 1858 была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте 1859 Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861.
В состав губернских комитетов дворянство каждого уезда выбирало по два члена, и сверх того правительство назначало в каждый комитет для защиты крестьянских интересов по два члена из числа местных помещиков, известных своим сочувственным отношением к освобождению крестьян.
В большей части губернских комитетов тотчас же по их открытии, прежде всего, явились различные попытки так или иначе внести то или другое изменение, хотя бы при помощи распространительного толкования, в программу, которая преподана была рескриптами. Зависело это от того, что программа эта не соответствовала экономическим условиям, существовавшим в различных губерниях, и не удовлетворила вполне ни одного губернского комитета.
Всего ярче высказался против программы с точки зрения прогрессивных помещиков промышленных нечерноземных губерний Тверской губернский комитет. Председателем Тверского комитета был, как и в других комитетах, губернский предводитель дворянства, которым в то время был только что избран А. М. Унковский. Как представитель дворянства, он считал себя обязанным добиться того, чтобы дворянство Тверской губернии не было поставлено при освобождении крестьян в худшие условия, нежели дворянство других губерний. В то же время он признавал себя вправе желать, чтобы период преобразований не кончился бы только крестьянской реформой: он думал, что должен быть переустроен весь русский быт и облегчено положение всего русского народа и общества.
2. Алексей Михайлович Унковский
В записке, присланной министру внутренних дел еще до открытия комитета, он доказывал, стоя на точке зрения прогрессивных помещиков промышленных губерний, что паллиативы, указанные в рескриптах, и особенно постепенность упразднения крепостного права и переходное «срочнообязанное положение» совсем не разрешают вопроса, что и крестьяне не помирятся с такой половинчатой свободой, и помещики разорятся и что, наконец, даже и исправное поступление податей, при отсутствии собственной земли у крестьянина и права свободного распоряжения собственностью у помещика, не может быть ничем обеспечено. Единственным верным средством освободить крестьян «не словом, а делом», не постепенно, а разом, единовременно и повсеместно, не нарушив ничьих интересов, не порождая ни с какой стороны неудовольствий и не рискуя будущим России, Унковский считал выкуп крепостного права, т. е. личности крестьян, с полным земельным наделом. При этом он требовал, чтобы операция эта совершена была с содействием правительства, чтобы помещики разом получили всю выкупную сумму, хоть в виде облигаций, приносящих определенный доход и реализуемых на денежном рынке. Вместе с тем он оговаривался, что лишь уплата стоимости земли должна быть произведена самими крестьянами в виде рассроченных платежей, а та часть вознаграждения, которая будет причитаться за утрату права распоряжения рабочей силой крестьян, должна быть выплачена не крестьянами, а государством при участии всех сословий, так как крепостное право и установлено было в свое время и отменяется теперь во имя государственных нужд и соображений. Свою точку зрения Унковский сумел внушить многим помещикам Тверской и некоторых соседних губерний, и когда начались работы Тверского комитета, то в нем большинством голосов принят был план работы, согласный с изложенными взглядами, но противоречивший, конечно, буквальному смыслу рескриптов и сопроводительных наставлений министра.
В августе 1859 г. Унковский явился в Петербург в числе депутатов дворянства, приглашенных к участию в работах редакционных комиссий, но встреченных неприветливо. Унковский ближе многих других был к воззрениям редакционных комиссий, но не всегда был вполне с ними согласен; так, он стоял за выкуп единовременный, обязательный для помещиков, комиссии же сделали его обязательным только для крестьян и установили в пользу помещиков право переоброчки через двадцать лет. Мнение Унковского о необходимости, одновременно с освобождением крестьян, ввести земское самоуправление и независимый гласный суд, многим казалось слишком смелым. Возвратившись в октябре 1858 г. в Тверь, Унковский получил выговор и подвергнут был полицейскому надзору. 19 декабря 1858 г. в Твери получено было уведомление об удалении Унковского от должности за то, что он допустил обсуждение прошения и первым подписал его. Оставаясь в Твери как частное лицо, Унковский продолжал интересоваться вопросами, имевшими отношение к крестьянской реформе, например учреждением акционерного банка для облегчения выкупной операции, основанием в Твери общества сельского хозяйства и садоводства. Совещания по этим вопросам происходили нередко в присутствии местного губернатора и жандармского полковника, всегда защищавших Унковского; тем не менее многочисленным политическим врагам Унковского удалось представить роль его в этих совещаниях преступной. 15 февраля 1860 г. Унковский сослан был в Вятку, откуда отправил Государю письмо, в котором доказывал легальность всех своих поступков и жаловался, что ни перед удалением от должности предводителя, ни перед ссылкой не был никем допрошен. В сентябре 1860 г. Унковскому был разрешен выезд из Вятки, а в октябре дано было право жить всюду, кроме Петербурга. Унковский поселился в Москве.
Весной 1861 г., вскоре по объявлении "воли", он получил от министра внутренних дел Ланского предложение занять в тверском губернском по крестьянским делам присутствии должность члена от правительства, но отказался, предвидя реакцию. Безобидно наделив бывших своих крепостных крестьян, Унковский приложил свою опытность в крестьянском деле к ведению целого ряда процессов по недоразумениям между крестьянами и помещиками, причем ему всегда приходилось защищать, и весьма успешно, крестьянские интересы. В декабре 1865 г. Унковский занял должность управляющего нижегородской контрольной палатой, где проявил свою обычную энергию в раскрытии злоупотреблений казенными кредитами, но уже в октябре 1866 г. вступил в корпорацию Петербургских присяжных с общественными интересами. Как присяжный поверенный, Унковский пользовался общим уважением; доверие суда и публики к нему было так велико, что самый факт принятия им того или другого дела под свою защиту был для них указанием на правоту дела.
3. Николай Милютин и разработка крестьянской реформы
В Министерстве внутренних дел мысль о возможности и осуществимости выкупной операции деятельно начала проводиться Н. А. Милютиным и Я. А. Соловьевым, которые получили непосредственное влияние на направление работ по крестьянской реформе, с образованием в составе министерства особого земского отдела, в котором сосредоточились все подготовительные работы по крестьянскому делу. Земский отдел открыт был 4 марта 1858 г. под председательством товарища министра А. И. Левшина; Я. А. Соловьев назначен был непременным членом отдела, заведовавшим его делами, Н. А. Милютин состоял членом отдела в качестве директора хозяйственного департамента.
Левшин уступил центральное место Соловьеву и Милютину, из которых последний вскоре сменил его и на посту товарища министра.
Роль Милютина была еще ответственнее и важнее. Ростовцев впоследствии выразился как-то, что Милютин был нимфой Эгерией редакционных комиссий.
В 1856–1857 гг., пользуясь старым знакомством и дружбой с Ю.Ф. Самариным и более новым – с К. Д. Кавелиным, Милютин в общении с ними основательно приготовился к участию в крестьянской реформе, познакомившись в то же время и со старыми архивными материалами. Уже в том же 1857 г. он имел несколько случаев проводить свои взгляды на это дело в беседах с Ланским, с которым он был в частых сношениях по должности директора хозяйственного департамента.
Во взглядах на крестьянскую реформу Милютин разделял точку зрения Самарина, которую этот последний подробно обосновал в статьях своих, напечатанных в «Сельском благоустройстве». Оба они понимали предпочтительность радикального решения вопроса при помощи обязательного выкупа, при условии, конечно, освобождения крестьян с теми приблизительно наделами, которыми они пользовались при крепостном праве, но сознавали и те опасности и трудности, которые сопряжены с таким исходом дела для государственной казны, истощенной последней войной и находившейся в то время в слабых и неискусных руках таких министров, как Брок, а затем Княжевич. Во всяком случае, самой важной стороной реформы Милютин, вместе с Самариным, признавал освобождение крестьян с достаточным земельным наделом и очень недоверчиво относился к планам и видам большинства дворянских губернских комитетов. Тем не менее в требованиях прогрессивного большинства Тверского губернского комитета он не мог не видеть стремления найти добросовестное и радикальное решение вопроса с соблюдением выгод и интересов не только помещиков, но и крестьян.
В конце концов и Ланской, и Ростовцев признали необходимым предоставить Тверскому комитету довести свой план до конца, и ему было разрешено сверх проекта, основанного на позеновской программе и имевшего в виду устройство крестьян в переходном «срочнообязанном» периоде, выработать и особый выкупной проект, имевший в виду немедленное и единовременное полное освобождение крестьян с землей. Вскоре такое же разрешение дано было Калужскому комитету и еще 15 другим, не успевшим к тому времени окончить своих работ.
Проводить в жизнь реформу Милютину, однако, не было дано. Спустя 5 недель после манифеста 19 февраля оставил свой пост граф С.С. Ланской; с ним вместе ушел и Милютин, назначенный сенатором. Около двух лет провел он не у дел, большей частью за границей, пока о нем не напомнило польское восстание 1863 г. На аудиенции у государя 31 августа 1863 года он имел возможность изложить свою мысль об умиротворении Польши путем крестьянской реформы. Вскоре после этого, в качестве статс-секретаря Его Императорского Величества для особых Высочайше возложенных поручений, он выехал в Царство Польское с целью ознакомления на месте с положением дел; он взял с собой Юрия Самарина и князя Черкасского, и они с увлечением приступили к изучению крестьянского вопроса в Польше. Тем не менее он успел достаточно ознакомиться с общим положением дел в Варшаве и проверить свои заключения личными наблюдениями. Он представил Государю подробную записку о польских делах: все его планы были одобрены.
Исходной точкой польских реформ должно было послужить, по мысли Милютина, новое крестьянское положение, которым он и занялся, прежде всего: теперь он не был стеснен необходимостью уступок и мог тверже обеспечить улучшение быта крестьян. 19 февраля 1864 г. состоялся высочайший указ об устройстве быта польских крестьян, вместе с указами об устройстве сельских гмин, о ликвидационной комиссии, о порядке введения в действие новых постановлений.
Главные черты Положения были: переход в собственность крестьян всей земли, которой они владеют, установление одного лишь поземельного налога, разрешение выкупа сервитутов лишь с согласия крестьян, дозволение перехода крестьянской земли лишь к крестьянам. Весь состав администрации был постепенно изменен. Во главе ведомства внутренних дел Милютин поставил князя В.А. Черкасского, во главе собственно-крестьянского дела - Я.А. Соловьева; сам Милютин, назначенный статс-секретарем по делам Польши, оставался в Петербурге главным руководителем всего дела, нередко отправляясь и в Варшаву.
В декабре 1866 г. у государственного канцлера происходило заседание по вопросу о конкордате с Римом. По возвращении из этого заседания Милютин был поражен нервным ударом и должен был отказаться от государственной деятельности. Три года прожил он после этого за границей и два года в Москве, окруженный попечениями близких и общественным уважением. 26 января 1872 г. он скончался.