Подготовка реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:00, реферат

Описание работы

Как указывают историки, в отличие от комиссий Николая I, где преобладали нейтральные лица или специалисты по аграрному вопросу (в том числе Киселев, Бибиков и др.), теперь подготовка крестьянского вопроса была поручена крупным помещикам-крепостникам (включая министров Панина и Муравьева, сменивших Киселева и Бибикова, и председателя Секретного комитета по помещичьим крестьянам А. Ф. Орлова), что во многом предопределило результаты реформы. Вместе с тем, историк Л. Г. Захарова указывает, что среди них были и представители «либеральной бюрократии» (Н. А. Милютин), руководствовавшиеся нравственной идеей ликвидации крепостного права

Файлы: 1 файл

istoria.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

– Учреждения судебных установлений;

– Устав уголовного судопроизводства;

– Устав гражданского судопроизводства;

– Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Сам порядок судопроизводства был  перестроен на основе следующих принципов  равенства всех перед законом  и судом, отделения суда от администрации  и осуществления правосудия только судом, создания всесословного суда, состязательности, несменяемости судей  и следователей, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого  на защиту, прокурорского надзора, выборности (мировых судей и присяжных  заседателей). Введена оценка доказательств  по внутреннему судейскому убеждению  вместо системы формальных доказательств. Судебные уставы предусматривали создание бессословных судебных учреждений двух типов – общих судов и мировых  судов. Мировые суды учреждались  для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел. Дела решались мировыми судьями единолично в порядке упрощенного судопроизводства. Мировые судьи, а их было несколько в каждом уезде и городе, избирались уездными земскими собраниями из лиц, имевших высшее или средне образование, высокий имущественный ценз, который несколько снижался только для отставных офицеров. Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (в апелляционном порядке), и, наконец, в кассационном порядке в Сенат. Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Обычно судебный округ совпадал с территорией губернии. Именно в окружном суде рассматривалась основная масса судебных дел, как уголовных, так и гражданских. Те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационном порядке по признаку формального нарушения процессуального закона. Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением уголовных дел, решаемых с участием присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего 14, каждая из них направляла деятельность 8–10 окружных судов. Вместе с тем судебная палата рассматривала в качестве первой инстанции дела по обвинению в преступлениях государственных, должностных и некоторых иных.1

Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате 1872 г. было учреждено Особое присутствие  Сената для рассмотрения особо важных политических дел. Наконец, дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в  Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному  делу назначался императором.

Судебная реформа была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению с другими. Но и она  сохраняла серьезные пережитки  феодальных порядков. Отделение суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами Принцип  несменяемости судей и судебных следователей правительство также  обходило. Бессословные по принципам  организации мировые и общие  суды фактически почти полностью  состояли из дворян, так как высшее образование и необходимый имущественный  ценз в те времена имели преимущественно  дворяне.

Сохранены были и чисто сословные  суды – духовные, которые кроме  дел духовенства, рассматривали  и некоторые дела светских (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные  суды, разбиравшие мелкие тяжбы между  крестьянами. Со второй половины 60-х  годов правительство начинает наступление  на новые судебные уставы, стремясь ликвидировать тип несменяемости  судей и ограничить компетенцию  суда присяжных. В 1866 г. из окружных судов  в судебные палаты передаются дела о преступлениях в печати, в 1878 г. – дела о неповиновения властям, оскорблении властей, насильственных действиях в отношении должностных  лиц. Присяжные отстранялись от решения  этих категорий дел. Следствие по политическим делам передается жандармским  управлениям. Это наступление приводит к тому, что в 1889 г. институт мировых  судей на большей части территории страны был упразднен и заменен институтом земских участковых начальников.

 

2.3 Военная реформа

 

Крымская война показала коренные пороки феодальной организации вооруженных  сил, оказавшихся неспособными в  военном столкновении с буржуазными  государствами обеспечить оборону  страны. Так, хотя Россия по численности  населения превосходила Францию  и Англию, вместе взятые, у России не оказалось обученных резервов, и в ходе войны русскую армию  нечем было пополнять. Это объяснялось  тем, что русская армия комплектовалась  на основе рекрутского набора из податных сословий (крестьян и мещан). Солдаты  служили по 25 лет, то есть практически  пожизненно. Поэтому армия, как в  мирное, так и в военное время  имела фактически одну и ту же численность. Военно-обученного резерва для развертывания  армии во время войны и восполнения  боевых потерь практически не было. Офицерский корпус комплектовался из дворян, то есть назначения на командные должности производились не за заслуги и знания, а по принципу сословной принадлежности по протекции. Отсюда крайне слабая общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего.

Запутанная, хаотическая система  военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность войск, вынужденных передвигаться к  месту боевых действий пешим порядком, подчас тысячи километров из-за неразвитости сети железных дорог – все это  дополняло общую неприглядную картину  состояния армии. Необходимость  военной реформы была ясна даже самодержавному правительству. Ее подготовка началась с 1862 г.

Новый Устав о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874 г.

Существо военной реформы заключалось прежде всего в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность. Сроки действительной службы были установлены следующие: в армии 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте – 7 лет и 3 года в запасе. Таким образом, новая система комплектования давала возможность создать резерв военнообученных развертывания вооруженных сил во время войны. Однако этот резерв был сравнительно небольшим из-за слишком длительных сроков действительной службы (6 и 7 лет). Армия не в состоянии была принять всех, подлежавших ежегодному призыву. Поэтому призывники тянули жребий. Тот, кому досталось по жребию, зачислялся на действительную службу, а остальные – в ополчение II разряда, которое практически на службу не созывалось.

Слишком длительные сроки действительной службы в армии сокращали число  военнообученного резерва, отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Но армия предназначалась царским правительством не только для обороны страны, но рассматривалась и как мощное орудие внутренней политики, вооруженная опора государственной власти. Для подавления крестьянских бунтов нужен был вымуштрованный солдат, покорно выполняющий любой приказ офицеров.

Важной задачей реформы явилось  укрепление и обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны. Была создана широкая  сеть военных училищ. В мирное время  в офицеры, как правило, производились  лица, окончившие военные училища  и сдавшие соответствующие государственные  экзамены. Для подготовки офицерского  резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся". Лица с высшим образованием призывались  на действительную службу на 6 месяцев, а со средним – на 1,5 года, затем  держали экзамен на офицерский чин  и увольнялись в запас младшими офицерами.

Реформа открыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры по-прежнему были в основном родовитыми дворянами. Реорганизован был аппарат военного управления, все отрасли которого стали подчиняться военному министру (а по флоту морскому министру). Тогда  как ранее во главе ряда отраслей военного управления (командующий гвардией, артиллерией, и т.д.) стояли великие  князья, которые как члены императорской  фамилии имели право непосредственного  доклада царю, подчинялись министру и действовали бесконтрольно. Территория страны была разделена на 15 военных  округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная, единообразная система военного управления. Проведена была военно-судебная реформа и отменены в армии  телесные наказания. Однако избиение солдат офицерами продолжалось, по-прежнему между привилегированным офицерским составом и бесправной солдатской массой сохранялась пропасть, отделявшая "барина" от "мужика". Важной составной  частью военной реформы явилось  перевооружение армии современным  по тем временам оружием и строительство  парового броненосного флота. Введены  были новые военные уставы и перестроено  обучение войск.

2.5 Финансовая реформа

 

Существенную роль в приспособлении российского государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа. Ее существо сводилось к трем основным элементам. Первый из них – это упорядочение государственных финансов. Дело в  том, что до реформы каждое ведомство  имело и бюджет, и свою кассу. Такой  порядок не обеспечивал аккумуляцию  средств в руках центральной власти, серьезно затруднял учет расходов и доходов. Контроль за расходованием средств практически отсутствовал, что способствовало казнокрадству и хозяйственности.

Первый элемент реформы –  ликвидация финансовой самостоятельности  министерств и ведомств и введение единого общегосударственного бюджета  и единой общегосударственной кассы  укрепляло твердый порядок в  расходовании средств. Государственный  бюджет теперь калькулировался Министерством  финансов, а рассматривался и утверждался  Государственным советом. Важное значение имело установление гласности бюджета. С 1862 г. роспись государственных доходов и расходов стала публиковаться в печати. Все денежные средства государства теперь концентрировались на счетах государственного казначейства в Государственном банке, учрежденном в 1860 г. В 1864 г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866 г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета стали публиковаться для всеобщего сведения. Второй элемент реформы – отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков. Учреждение, помимо Госбанка, Крестьянского и Дворянского банков, также сети коммерческих банков отвечало потребностям капиталистического развития. Третий элемент реформы – изменение налоговой системы. Подушная подать, которая бралась с мужских ревизских душ-крестьян и мещан (духовенство и дворянство были от нее освобождены), была упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая система также стала всесословной. Но основной доход все же давали не прямые, а косвенные налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей (дорожной, гужевой и т.д.), распространявшихся также на крестьян.

2.6 Реформы системы просвещения  и цензуры

 

В общем ряду реформ 60–80-х годов  существенное место занимали школьные и университетские реформы, а  также реформа цензуры. Развитие капитализма требовало отмены сословных  ограничений для разночинной  интеллигенции, наиболее зажиточной части  крестьян и квалифицированных рабочих. Развивавшаяся промышленность нуждалась  в массовой квалифицированной рабочей  силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все  это и обусловило реформы системы  просвещения. В 1863 г. был утвержден  новый университетский устав, который  ввел автономию университетов. Ректоры  стали избираться Советами университетов, а деканы – Советами факультетов. В 1864 г. был утвержден новый устав  гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший  в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и  женские гимназии. В том же 1864 г. утверждено "Положение о начальных  народных училищах". Народные училища  открывались как Министерством  прощения, так и земствами и  частными лицами. Либерализация идеологического  контроля в системе образования  была дополнена некоторой либерализацией цензуры. Половинчатый характер цензурной  реформы усугублялся тем, что  цензура с 1863 г. была передана из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам печати. В 1869 г. были открыты  высшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы.


Информация о работе Подготовка реформы