Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:00, реферат
Как указывают историки, в отличие от комиссий Николая I, где преобладали нейтральные лица или специалисты по аграрному вопросу (в том числе Киселев, Бибиков и др.), теперь подготовка крестьянского вопроса была поручена крупным помещикам-крепостникам (включая министров Панина и Муравьева, сменивших Киселева и Бибикова, и председателя Секретного комитета по помещичьим крестьянам А. Ф. Орлова), что во многом предопределило результаты реформы. Вместе с тем, историк Л. Г. Захарова указывает, что среди них были и представители «либеральной бюрократии» (Н. А. Милютин), руководствовавшиеся нравственной идеей ликвидации крепостного права
– Учреждения судебных установлений;
– Устав уголовного судопроизводства;
– Устав гражданского судопроизводства;
– Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе следующих принципов равенства всех перед законом и судом, отделения суда от администрации и осуществления правосудия только судом, создания всесословного суда, состязательности, несменяемости судей и следователей, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту, прокурорского надзора, выборности (мировых судей и присяжных заседателей). Введена оценка доказательств по внутреннему судейскому убеждению вместо системы формальных доказательств. Судебные уставы предусматривали создание бессословных судебных учреждений двух типов – общих судов и мировых судов. Мировые суды учреждались для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел. Дела решались мировыми судьями единолично в порядке упрощенного судопроизводства. Мировые судьи, а их было несколько в каждом уезде и городе, избирались уездными земскими собраниями из лиц, имевших высшее или средне образование, высокий имущественный ценз, который несколько снижался только для отставных офицеров. Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (в апелляционном порядке), и, наконец, в кассационном порядке в Сенат. Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Обычно судебный округ совпадал с территорией губернии. Именно в окружном суде рассматривалась основная масса судебных дел, как уголовных, так и гражданских. Те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационном порядке по признаку формального нарушения процессуального закона. Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением уголовных дел, решаемых с участием присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего 14, каждая из них направляла деятельность 8–10 окружных судов. Вместе с тем судебная палата рассматривала в качестве первой инстанции дела по обвинению в преступлениях государственных, должностных и некоторых иных.1
Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате 1872 г. было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения особо важных политических дел. Наконец, дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.
Судебная реформа была наиболее
последовательной буржуазной реформой
по сравнению с другими. Но и она
сохраняла серьезные пережитки
феодальных порядков. Отделение суда
от администрации было непоследовательным:
Сенат, высший судебный орган страны,
одновременно был и административным
учреждением. Местные суды фактически
контролировались губернаторами Принцип
несменяемости судей и судебных
следователей правительство также
обходило. Бессословные по принципам
организации мировые и общие
суды фактически почти полностью
состояли из дворян, так как высшее
образование и необходимый
Сохранены были и чисто сословные
суды – духовные, которые кроме
дел духовенства, рассматривали
и некоторые дела светских (например,
бракоразводные дела), крестьянские волостные
суды, разбиравшие мелкие тяжбы между
крестьянами. Со второй половины 60-х
годов правительство начинает наступление
на новые судебные уставы, стремясь
ликвидировать тип
2.3 Военная реформа
Крымская война показала коренные
пороки феодальной организации вооруженных
сил, оказавшихся неспособными в
военном столкновении с буржуазными
государствами обеспечить оборону
страны. Так, хотя Россия по численности
населения превосходила Францию
и Англию, вместе взятые, у России
не оказалось обученных резервов,
и в ходе войны русскую армию
нечем было пополнять. Это объяснялось
тем, что русская армия
Запутанная, хаотическая система военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность войск, вынужденных передвигаться к месту боевых действий пешим порядком, подчас тысячи километров из-за неразвитости сети железных дорог – все это дополняло общую неприглядную картину состояния армии. Необходимость военной реформы была ясна даже самодержавному правительству. Ее подготовка началась с 1862 г.
Новый Устав о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874 г.
Существо военной реформы
Слишком длительные сроки действительной службы в армии сокращали число военнообученного резерва, отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Но армия предназначалась царским правительством не только для обороны страны, но рассматривалась и как мощное орудие внутренней политики, вооруженная опора государственной власти. Для подавления крестьянских бунтов нужен был вымуштрованный солдат, покорно выполняющий любой приказ офицеров.
Важной задачей реформы
Реформа открыла дорогу в офицерский
корпус разночинной интеллигенции,
но только на должности младших офицеров.
Генералы и старшие офицеры по-прежнему
были в основном родовитыми дворянами.
Реорганизован был аппарат
2.5 Финансовая реформа
Существенную роль в приспособлении российского государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа. Ее существо сводилось к трем основным элементам. Первый из них – это упорядочение государственных финансов. Дело в том, что до реформы каждое ведомство имело и бюджет, и свою кассу. Такой порядок не обеспечивал аккумуляцию средств в руках центральной власти, серьезно затруднял учет расходов и доходов. Контроль за расходованием средств практически отсутствовал, что способствовало казнокрадству и хозяйственности.
Первый элемент реформы – ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств и введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы укрепляло твердый порядок в расходовании средств. Государственный бюджет теперь калькулировался Министерством финансов, а рассматривался и утверждался Государственным советом. Важное значение имело установление гласности бюджета. С 1862 г. роспись государственных доходов и расходов стала публиковаться в печати. Все денежные средства государства теперь концентрировались на счетах государственного казначейства в Государственном банке, учрежденном в 1860 г. В 1864 г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866 г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета стали публиковаться для всеобщего сведения. Второй элемент реформы – отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков. Учреждение, помимо Госбанка, Крестьянского и Дворянского банков, также сети коммерческих банков отвечало потребностям капиталистического развития. Третий элемент реформы – изменение налоговой системы. Подушная подать, которая бралась с мужских ревизских душ-крестьян и мещан (духовенство и дворянство были от нее освобождены), была упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая система также стала всесословной. Но основной доход все же давали не прямые, а косвенные налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей (дорожной, гужевой и т.д.), распространявшихся также на крестьян.
2.6 Реформы системы просвещения и цензуры
В общем ряду реформ 60–80-х годов
существенное место занимали школьные
и университетские реформы, а
также реформа цензуры. Развитие
капитализма требовало отмены сословных
ограничений для разночинной
интеллигенции, наиболее зажиточной части
крестьян и квалифицированных рабочих.
Развивавшаяся промышленность нуждалась
в массовой квалифицированной рабочей
силе, что требовало решительного
расширения начального образования. Все
это и обусловило реформы системы
просвещения. В 1863 г. был утвержден
новый университетский устав, который
ввел автономию университетов. Ректоры
стали избираться Советами университетов,
а деканы – Советами факультетов.
В 1864 г. был утвержден новый устав
гимназий и прогимназий (дававших неполное
среднее образование), вводивший
в средней школе всесословный
принцип обучения, открыты были и
женские гимназии. В том же 1864
г. утверждено "Положение о начальных
народных училищах". Народные училища
открывались как Министерством
прощения, так и земствами и
частными лицами. Либерализация идеологического
контроля в системе образования
была дополнена некоторой