Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:13, курсовая работа
Политику российского «просвещенного абсолютизма» и инициировала и формировала, практически единолично, сама Екатерина. Дворянство не хотело изменений, другие сословия не понимали их необходимости, поэтому поддержать императрицу было некому.
Механизм реализации- совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий:
организационно-управленческих;
нормативно-правовых;
финансово-экономических;
социально-психологических.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие политики. Ее задачи и функции
Понятие политики «просвещенного абсолютизма»
и ее предпосылки............................................................................................6
Механизм разработки политики…………………………………………11
Методы реализации политики………………………………………….17
Глава 2 Анализ политики Екатерины II
Характеристика «просвещенного абсолютизма»………………………22
Анализ причин возникновения политики «просвещенного абсолютизма»……………………………………………………………………………….28
Механизмы реализации политики Екатерины II………………………32
Заключение ……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»
Факультет управления и социологии
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «История управленческой мысли»
на тему «Политическая деятельность Екатерины II»
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие политики. Ее задачи и функции
и ее
предпосылки...................
Глава 2 Анализ политики Екатерины II
Заключение ……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………………..41
Введение
Политика- искусство управления государством, как утверждали древние греки. С ними трудно не согласиться. Главная задача каждого политика- как можно дольше находиться у власти. Для этого он использует разнообразные механизмы и методы осуществления политики. Государственные деятели во все времена применяли различные способы управления народом. некоторые из них сохранили актуальность и по сей день.
Особый интерес для нас представляет политическая деятельность Екатерины Великой. Особенно ее политика «просвещенного абсолютизма». Эта императрица попыталась модернизировать Россию. Идеи, разработанные известными западноевропейскими философами и учеными: Д. Локком, Ж.Ж. Руссо, Вольтером, Монтескье, А.Смиттом реализовывались в конкретных мероприятиях, проводимых Екатериной II. Она видела себя в роли «просвещенного монарха» на троне и верила, что сможет изменить жизнь своих подданных в лучшую сторону. По многим объективным причинам эта политика была свернута, но даже сама попытка и используемые методы несомненно представляют интерес и сегодня.
Для того, чтобы более серьезно изучить политическую деятельность Екатерины II, необходимо познакомиться с понятием «просвещенный абсолютизм» и теми предпосылками, которые зародились в России во второй половине XVIII века. Чтобы более детально разобраться в деятельности Екатерины нужно изучить механизмы и методы государственной политики и проследить, как конкретно ими пользовалась императрица при осуществлении властных полномочий.
Для раскрытия темы курсовой работы использовались труды историков: С.Н.Бердышева, П. Борзаковского, И.А. Заичкина, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, А.Н. Сахарова, которые в своих исследованиях очень много внимания уделяли времени правления Екатерины Великой. На примере инвестиционной политики И.А. Бланк подробно изложил методы разработки и механизм реализации политики. В своей работе «Политическое управление» О.Ф. Шабров конкретизировал их для государственной политики.
Просвещенный абсолютизм – политика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств.
Формирование государственной политики обычно имеет два этапа:
Политику российского «просвещенного абсолютизма» и инициировала и формировала, практически единолично, сама Екатерина. Дворянство не хотело изменений, другие сословия не понимали их необходимости, поэтому поддержать императрицу было некому.
Механизм реализации- совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий:
Как все рационалисты- философы того времени, Екатерина думала, что государственная власть может пересоздать государственный и общественный строй, как ей угодно, по велению «разума». Для достижения цели она составила «Наказ», предназначенный в руководство «Уложенной комиссии» для разработки нового законодательства. В 1775 году издала «учреждения для управления губерний» ( разработала систему местного самоуправления). Новое сословное устройство было определено особыми жалованными грамотами, данными в 1785 году дворянству и городам. В вопросе о крепостном праве императрица поневоле вела дворянскую политику, так как не могла порвать союз с главенствующим в стране сословием. Екатерина первая заговорила о воспитательном значении образования и стала заботиться об учреждении воспитательных заведений. В экономике заботилась о благах свободной торговли, открыла государственный заемный банк, ввела бумажные ассигнации. При ней впервые были приняты меры к тому, чтобы правильно организовать врачебное дело в государстве. Вызванное Екатериной умственное возбуждение проявилось в литературной деятельности, в распространении масонства, журналистики.
Все эти явления придали просвещенному веку Екатерины необыкновенный блеск и создали самой императрице чрезвычайную популярность.
Курсовая работа изложена на 42 страницах, содержит 1таблицу, 2 схемы, 1 диаграмму, библиографический список содержит 11 источников.
Глава 1 Понятие политики. Ее задачи и функции
1.1Понятие политики «просвещенного
абсолютизма» и ее предпосылки
Просвещенный абсолютизм – политика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств. Для нее было характерно применение на практике некоторых идей французского Просвещения (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье): преобразование наиболее устаревших государственных и общественных институтов, осуществление реформ в области судопроизводства, образования и т. д. На деле эта политика означала лавирование между интересами различных сословий для укрепления позиций дворянства как опоры абсолютизма и создания дворянской диктатуры. Политика просвещённого абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещённый абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Мария-Терезия (1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (1762-1796). Что их объединяло? Во-первых, понимание того, что для сохранения базовых устоев «старого порядка» обществу нужны определенные перемены. Всех перечисленных выше монархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во всех странах: поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельности цеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, очень осторожные шаги, направленные на модернизацию аграрных отношений.
Во-вторых, изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство. Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона. Наконец, отход от теологических императивов готовил почву для постепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, его создание никто не планировал. Но объективно все те реформы, о которых шла речь выше, все подвижки в менталитете элиты, мощный взрыв гуманитарных знаний предопределяли углубление кризиса старого общества. В итоге внешне пышный расцвет абсолютизма лишь камуфлировал его многочисленный внутренние изъяны.
В-третьих, изменение взглядов на сущность государства, его природу повлекло за собой ускорение начавшегося ещё в середине 17 века процесса формирования концепции государственных интересов ведущих стран Европы. Это способствовало укреплению системных начал в международных отношениях, сплачивало отдельные европейские страны в единый комплекс, живущий по своим, общим для него нормам, укрепляло правовые начала. Иными словами, просвещенный абсолютизм дал импульс формированию такого явления, как европейская цивилизация. XVIII век – время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в этом веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте общественного блага господствовало в умах людей того времени. Французские Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж..-Ж.. Руссо и английские просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития:
Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума. Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, право каждого на обращение в высшие органы управления, лишение церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы, и справедливого налогообложения. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Но понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Исторические предпосылки абсолютизма. Во второй половине XVIII века абсолютизм, утвердившийся в Европе и давший неограниченную власть монархам, уже клонился к упадку. В Англии смертельный удар абсолютизму был нанесен революцией (1640—1660). Там король был уже не «милостью Божией», а милостью парламента. Во Франции, где окрепшая, обладавшая развитым самосознанием буржуазия не желала довольствоваться полууступками феодальной аристократии, дело шло к кровавой развязке. В большинстве же европейских стран, где возможности абсолютизма еще не были исчерпаны, складывалась особая политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма. Во второй половине XVIII века она проводилась в Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии. Для просвещенного абсолютизма характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.
1.2 Механизм разработки политики
Общий план действий государственных органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения. Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности, обеспечение социальной активности и создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.