Политическая мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 00:01, реферат

Описание работы

1.Понятие "процесс" используется во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, праве и т.д. Разнообразные процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая сфера не исключение. Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.

Содержание работы

Понятие "политический процесс", его сущность и формы.
2. Структура, виды и этапы политического процесса.
3. Режимы протекания политического процесса.

Файлы: 1 файл

3 семинар 1 тема.docx

— 18.51 Кб (Скачать файл)

1. Понятие "политический  процесс", его сущность и формы.

2. Структура, виды и этапы  политического процесса.

3. Режимы протекания политического  процесса.

1.Понятие "процесс" используется  во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, праве и т.д. Разнообразные процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая сфера не исключение. Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.

В широком смысле политические процессы есть формы политической активности общества. Многообразие этой активности и тот факт, что каждый её случай имеет свою причину и цель, разную степень предсказуемости результата и другие различия, затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Эта тема является одной из самых дискуссионных в политологии. И, тем не менее, степень научной разработанности политических процессов позволяет достаточно четко их классифицировать.

Политический процесс - одна из центральных категорий политологии. Правда, некоторые ученые отождествляют её с понятием политики в целом (Р.Доуз). Другие же видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т.Парсонс), или в динамике борьбы групп за статусы и ресурсы власти (Р.Дарендорф), либо в поведении субъектов при реализации своих интересов (Ч.Мэрриам). В определении понятия "политический процесс" распространены три основные точки зрения. Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией "политика", а третий подход трактует понятие "политический процесс" как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов.Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. А так как ситуации и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо предопределенность в развитии событий.

В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения в сфере политики. Он раскрывает две формы политического волеизъявления граждан: 1) способы презентации рядовым участником политического процесса своих интересов (участие в выборах, членство в партиях и т.д.); 2) формы принятия и реализации властных решений, осуществляемых лидерами и элитами.

В сущности, политический процесс охватывает все действия рядовых граждан и представителей элит, как поддерживающих правящий режим, так и находящихся в оппозиции. Реализация политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений и другие формы политической активности групп и лиц, в том числе и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся на периферии политической жизни.

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, "завоевывает" общество. Внутреннее же содержание политического процесса - как бы технология власти, совокупность локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменения её состояний во времени и пространстве. По мнению политологов В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Можно предложить и такое определение:политический процесс - это развитие и взаимодействие политических сил ради использования власти для решения задач и реализации интересов, идей и концепций при решении политических проблем.

2.Особенность политических  процессов заключается в том, что их невозможно изучать  как единую массу. Есть различие  между процессами в обществе, в которых участвуют в основном  общественно-политические силы и  государственная власть одной  страны, и международными политическими  процессами, в которых участвуют  в основном различные государства  и международные организации. В  рамках первых политические решения  принимаются и реализуются властью, а в рамках вторых - на основе  соглашения суверенных участников, над которыми нет верховной  власти.

В совокупности политических процессов выделяются две группы - общие и частные. Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга.

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы - это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом (например, не ведущих к смене режима или формы правления). Они проявляются в принятии и реализации управленческих решений представителями власти и отражают различные пути презентации политическими партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, митингах и т.д.). Они могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях и т.д.

Рассмотрим вначале общий политический процесс. Сразу отметим, что он не есть простая сумма частных процессов. Он отличается от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.

Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция, кризис. Эволюция - основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны: в расстановке политических сил, политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), структурах власти и т.д. Здесь процесс протекает в рамках сложившихся в политической системе отношений между властвующей элитой страны, с одной стороны, и электоратом, партиями, движениями, органами местного самоуправления и т.д. - с другой. В этих условиях попытки нововведений иногда отступают перед традициями и преемственностью политической жизни, но обычно политическая власть находит адекватные меняющемуся соотношению внутри- и внешнеполитических сил методы организации политической жизни и управления. С учетом интересов различных групп используются новые, более гибкие модели и методы управления. Эволюция позволяет решать политические проблемы по мере их возникновения и, что особенно важно, избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело.

Революционная форма развития общего политического процесса означает "коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности" (Политологический словарь, М,: Луч, 1994. С.105.). Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит стремительное разрушение всех политических органов, что, как правило, сопровождается многочисленными жертвами и трагедией миллионов людей.

Наконец, третьей формой общего политического процесса является политический кризис. Его показатели - потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т.д. Причины политического кризиса в основном носят экономический и социальный характер, поэтому для его преодоления необходимы реформы в различных сферах. В отличие от революции политические кризисы редко ведут к смене государственного строя, но это драматические периоды в судьбах общества.

С развитием общества меняются тенденции и соотношение форм общего политического процесса. В частности, революция как форма общего политического процесса становится сейчас все более редким явлением. Важная тенденция в развитии общего политического процесса в наши дни - нарастающая его демократизация. Реже используется насилие для достижения политических целей, чаще применяется согласование интересов различных групп общества и отдельных граждан, поиск и достижение консенсуса. Например, на 13-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1958 г.) единогласно было принято 35% резолюций, а ни 40-й сессии (1985 г.) - уже 70%.

Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы общества в целом, смену её состояний и форм государственного устройства (форма правления, методы осуществления власти, национально-территориальная организация), а также политического режима.

 

В отличие от общего политического процесса частные политические процессы касаются отдельных сторон политической жизни. Они отличаются от общего процесса своей структурой, типологией, этапами развития.

Структурными элементами частного политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель. Причина возникновения частного политического процесса - это появлениепротиворечия, требующего разрешения. Это может быть проблема, затрагивающая интересы небольшой группы либо широкой общественности. Например, недовольство системой налогообложения может инициировать законотворческий процесс по её изменению. Объект частного политического процесса - это конкретная политическая проблема, ставшая его причиной: 1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов; 2) создание новых политических институтов, партий, движений и т.д.; 3) реорганизация властных структур, создание нового правительства; 4) организация поддержки существующей политической власти. Субъект частного политического процесса - это его инициатор: какой-либо орган власти, партия, движение или даже индивид. Необходимо определить статус этих субъектов, их цели, ресурсы и стратегию их действий. Цель частного политического процесса - это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Знание цели позволяет оценить реальность её достижения, взвесив ресурсы, которыми располагают участники процесса.

Следует отметить, что частный политический процесс не обязательно возникает в политической сфере. Он может начаться и развиваться в любой сфере общества (экономической, социальной, духовной, культурной и т.д.). Если эти сферы сами не могут разрешить возникшие противоречия, то проблема, например, из экономической превращается в политическую.

Названные четыре составляющие структуры частного политического процесса дают о нем общее представление. Для комплексного изучения процесса необходима информация о ряде его характеристик: количестве и составе участников, социально-политических условиях и форме протекания. От состава и количества участников процесса и их политической ориентации зависит немало. Частные политические процессы способны охватить всю страну и даже группу стран - например, движение за запрещение ядерного оружия, но могут иметь и небольшое число участников в рамках локальной местности. От социально-политических условий, в которых протекает процесс, во многом зависит достижение поставленной цели. Формой протекания частного процесса может быть сотрудничество или борьба осуществляющих процесс сил. Совокупность частных политических процессов каждой страны представляет собой процесс её политического развития. В зависимости от преобладающих тенденций их можно разделить на два типа. Для первого характерно преобладание изменений существующей политической системы, её обновление или даже разложение и организация новой. Его можно определить как тип модификации. Для другого типа характерно преобладание стабильности политической системы и её более или менее эффективное функционирование. Его можно назвать типом стабилизации.


Информация о работе Политическая мысль