Политическая система современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Под политической системой понимают совокупность политических взаимосвязей и отношений, существующих в каждом обществе. Вот как определяет политическую систему энциклопедический словарь по политологии: «Политическая система - это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Содержание работы

Введение
1. Политическая система России
2. Анализ состояния политической системы России
3. Тенденции развития и основные направления дальнейшей эволюции политической системы страны
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

вввв.docx

— 48.77 Кб (Скачать файл)

Принцип формирования Совета Федерации начиная с 1993 изменялся трижды. В 1993-95 верхняя палата парламента состояла из сенаторов, выбранных прямым голосованием населением субъектов Федерации. С 1995 палата формировалась по принципу представительства в ней глав субъектов Федерации и председателей региональных парламентов (Законодательных собраний) субъектов Федерации. В 2000 принцип формирования верхней палаты был снова изменён. Сенаторы стали делегироваться главой исполнительной власти субъекта Федерации и региональным парламентом. При этом замена прежнего состава членов Совета Федерации проводилась постепенно по мере проведения перевыборов в субъектах Федерации. Переход к новой системе формирования Совета Федерации был полностью завершён к январю 2002. По действующему законодательству срок полномочий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федерации, который имеет право отзыва члена Совета Федерации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам региона.

Президент Российской Федерации избирается всеобщим голосованием. Право выдвижения кандидатов в президенты имеют группы граждан и политические партии. При этом, чтобы кандидат был официально допущен до участия в выборах, нужно собрать не менее 1 млн. подписей граждан в его поддержку. Для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, необходимо участие в них более 50% списочного состава избирателей. Победителем считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в 1-м туре никто из кандидатов не смог добиться этого результата, то назначается 2-й тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам 1-го тура наибольшее количество голосов. Президентом становится кандидат, получивший более 50% голосов избирателей, принявших участие во 2-м туре. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирателей плюс 1 голос.

Исполнительную власть Российской Федерации согласно действующей Конституции осуществляет правительство Российской Федерации. Однако в Конституции не говорится, что правительство является высшим органом исполнительной власти в стране. Это обусловлено тем, что важнейшие функции федеральной исполнительной власти осуществляет президент Российской Федерации.

Правительство России обеспечивает оперативное управление народным хозяйством посредством проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Правительство Российской Федерации назначается президентом России и слагает полномочия перед вновь избранным главой государства. Правительство Российской Федерации также может быть отправлено в отставку в случае, если президент Российской Федерации согласен или с вотумом недоверия, вынесенным правительству Государственной Думой, или с тем, что Дума отказывает правительству в доверии.

Главой правительства является его председатель (в литературе часто фигурирует термин «премьер-министр»), который назначается на должность президентом и утверждается Государственной Думой. Председатель правительства вносит на утверждение президента РФ предложения о структуре исполнительной власти и составе правительства.

Правительство, занимаясь оперативным управлением народным хозяйством, выполняет функции центра согласования важнейших экономических интересов. Эффективное выполнение этих функций под руководством сильного премьера обеспечивает значительный вес правительства как органа власти в политической жизни страны.

2. Формирование и состояние политической системы России

президент политический республиканский власть

Становление политической системы в России совпадает по времени с рыночными преобразованиями экономики. Новая система стала формироваться в условиях, по существу, мгновенного разрушения советской политической системы. Время, прошедшее после распада СССР, оказалось явно недостаточным для утверждения новой демократической политической системы, что является целью политического строительства в России. Пока еще нет достаточных оснований утверждать, что политическая система в России является в полной мере демократической. Она характеризуется целым набором черт, присущих переходному состоянию системы власти. Аналитики характеризуют современную политическую систему страны, как «авторитарную демократию» или «режимную систему», для которых характерны известная слабость государства и незрелость гражданского общества. Отличительными особенностями российской политической системы являются: - гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов; - номинальность разделения властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, занятых постоянным «перетягиванием каната»; - неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни; - сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью; - фактическая подконтрольность правительства президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не результатов деятельности; - множественность режимов (частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов); - бесконтрольная концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших криминальными методами; - использование нелегитимных, криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности; - значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии; - малочисленность и организационная слабость партии, лишенных социальной базы и неспособных выполнять основную функцию - посредника между властью и обществом; - широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу; - неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит; - отсутствие в обществе легитимных «правил игры», т. е. единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение. Сложившийся в обществе порядок легализован Конституцией 1993 г., которая зафиксировала результат силового разрешения конфликта между президентом и законодательной властью, незавершенность процесса формирования государства.

Политическая система, которая уже почти десятилетие управляет Россией, в сознании народа выглядит довольно странно. Вообще-то в стране до сих пор нет политической системы, хотя бы отдаленно напоминающей те, которые существуют на Западе или даже в развивающихся странах, поскольку в России нет партий, кроме КПРФ, под которыми подразумеваются организации, доводящие интересы различных социальных групп общества до высших эшелонов власти, где принимаются решения при учете этих интересов. Правовое общество в России не построено, хотя оно декларировано в Конституции. Одним словом, в России политическая система отражает не адекватную для парламентских демократий систему власти. Здесь после событий 1993 г. утвердилась такая система управления государством, которая мало чем отличается от монархической. Хотя в России по ее Основному закону установлена Республиканская форма правления. Самая главная особенность этой системы состоит в том, что она, к сожалению, вся скроена из противоречий и конфликтов. Конечно, любая политическая система является генератором конфликтов, ибо всегда предполагает конфликтную функцию, которая при определенных обстоятельствах начинает разрушать саму систему. В течение 10 лет это наблюдается в России, и связано с тем, что политическое устройство содержит в себе несовместимые элементы, которых нет в цивилизованных государствах. Это, с одной стороны, разделение властей, а с другой - возвышение института президентства над другими ветвями власти.

Идея такого политического устройства заложена в российской, по сути авторитарной конституции. Она, как известно, была навязана народу в 1993 году. Эта конституция и созданная на ее основе государственная система отдала в руки Б.Н. Ельцина исполнительно-декретную власть, тем самым лишила российское общество возможности корректировать или отвергать через парламент, в том числе и с помощью импичмента, разрушительный политический и экономический курс российского президента. Эта конституция открыла широкий простор для разнузданного произвола в стране, которая на протяжении советской истории уже испытала на себе и культ личности Сталина, и волюнтаризм Хрущева, это во-первых.

Во-вторых, в стране при режиме Ельцина фактически не работал принцип разделения властей и принцип управления ею со стороны парламентского большинства, избранного населением РФ.

В-третьих, цепная реакция распада Советского Союза перекинулась на многонациональную Россию. Начался парад суверенитетов первоначально в национальных республиках, а затем в краях и областях. Сегодня имеется опасность вслед за пирамидой ГКО может рухнуть и пирамида российской государственности, построенная на основе весьма своеобразно понятого федерализма, когда в ряде российских регионов государственный суверенитет РФ ограничен, а каждый третий закон, принимаемый субъектами РФ, противоречит Конституции и законам России. На ее политической карте появились несколько десятков авторитарных корпоративно-олигархических режимов, превративших в пустой звук конституционные права граждан, честные выбора, свободу прессы, независимость судов. Экономическое пространство России раздроблено на полусуверенные региональные анклавы, территориальные отделения федеральных структур находятся в полной зависимости от региональных властей. Страна стоит перед угрозой дальнейшего развала и потери единой государственности, а русский народ - перед перспективой разобщения и деградации.

Президент России В.В. Путин пытался решить задачу укрепления государственности, усиления связи центра с регионами. 13 мая 2000 года он подписал указ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Страна была разделена на семь округов. При полномочном представителе будут два первых зама в ранге федеральных министров, аппарат 300-400 человек. В каждом округе будет заместитель Генерального прокурора и подразделение Счетной палаты. Этот указ президента В.В. Путина утвердил положение о полномочном представителе, где поставлены задачи: а) организовать в округе реализацию основных направлений внутренней и внешней политики государства; б) организовать в округе контроль за исполнением решений федеральных органов власти; в) обеспечить в округе реализацию кадровой политики президента; г) регулярно представлять президенту доклады об обеспечении национальной безопасности в округе, а также «о политическом, социальном и экономическом положении» и вносить президенту соответствующие предложения.

Эта инициатива президента Путина в целом с одобрением принята в обществе, хотя эти изменения и не предусмотрены основным законом России. По мнению многих политологов, она имеет много недостатков и упущений.

Известный политолог - конфликтолог Э.Н. Ожеганов, оценивая российскую Конституцию 1993 г., приведшую страну на грань катастрофы, подчеркивал: «Ни одна страна мира не знает такой конституции, когда институт президентства выводится за рамки разделения властей и словно бы возвышается над ним. Формально разделение властей продекларировано, но по существу, власть оказывается сосредоточенной в одних руках. Юридически такая конституция корява и политически опасна...»

В определенной степени «корявость» Российской Конституции отражает своеобразие нашей политической системы. Первый российский президент вплоть до 2000 г. просто являлся символом, а не правителем России. Россией правило его ближайшее окружение.

«Корявая» Конституция - основа для конфликтности системы, ибо она провоцирует противостояние и борьбу. Если проанализировать нашу Конституцию, которая сама призвана быть прочной правовой основой регулирования конфликтов, то можно насчитать более 15 формулировок, которые могут вызвать конфликты.

Если институт президентства находится над системой разделения власти, то возникает вопрос о характере существующего политического режима. Этот режим, по оценке того же Э.Н. Ожеганова, является «режимом плебисцитарной вождистской демократии», противостоящий системе разделения власти. При таком режиме принцип разделения власти, его функционирование носит формальный характер. Этот принцип в России декларирован, но не имеет силы, а существует как декорация для украшения, облагораживания фасада Российской политической модели. Это, естественно, ведет к тому, что жизнь в обществе состоит из конфликтных ситуаций самих конфликтов и борьбы.

Наиболее остро и напряженно конфликты развиваются в верхних эшелонах власти, которые адекватно влияют на социально-политическую атмосферу общества. Уже 10 лет россияне с беспокойством наблюдают за нескончаемым противостоянием и борьбой законодательной власти со структурой президента. Не может не вызвать тревогу и опасений у россиян пренебрежительное отношение администрации президента к судебной власти. Хотя при новом президенте эта борьба несколько «поутихла», но и при Б.Н. Ельцине и нынешнем президенте постоянно чувствуется, что президентское окружение не прочь задвинуть судебную ветвь власти подальше. Как известно, при цивилизованной демократии правительственный кабинет формирует та партия, которая одерживает победу на парламентских выборах. В России же власть бесцеремонно оседлала такая теневая политическая сила, которая по своему характеру бесформенная, но по сути - всевластная. Это есть олигархический режим. Именно этот режим кроется за «псевдонимом» так называемой «партии власти». Иначе говоря, эта лексическая упаковка запечатлевает исключительную сложность, скрытность и непростоту властных отношений в современной России.

Многочисленные социологические исследования, проведенные в России, дают интересную и емкую картину «партии власти». Она для большей части россиян не те «демократические» силы самого разного оттенка, которые прямо или опосредованно поставляли и ныне делегируют основные контингенты высших чиновников в аппарат управления современного политического режима. Из каких политических сил состоит «партия власти» в России? При олигархическом режиме Ельцина в аппарат управления своих представителей посылали прежде всего такие партии, как НДР, ДРВ. Сегодня при новом президенте Медведеве, правительство сформировано из «осколков» этих же партий, плюс из новой партии «Единая Россия». Именно «Единая Россия» при президенте Путине выступает полновесной «партией власти».

Особая роль в политической системе принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе профессиональным союзам, всевозможным лоббистским организациям, создаваемым при институтах законодательной и исполнительной власти.

В российской политической системе в отличие от западных стран, где политические партии играют первую скрипку в политической системе, партии России отодвинуты на задний план. Сегодня от их действий мало что зависит.

В настоящее время в политической системе основную, определяющую роль играют кланово-корпоративные связи и отношения, находящиеся вне общественного контроля. Политические партии в условиях ельцинского авторитарного режима почти не имели никакой возможности определять состав правительства и контролировать его политический курс. Это положение не изменилось и при президенте В.В. Путине, стоит надеяться, что оно измениться с приходом к власти Д.А. Медведева.

Информация о работе Политическая система современной России