Политические и экономические реформы Н.С.Хрущева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:30, реферат

Описание работы

5 марта 1953 года умер И.Сталин, со смертью которого завершилась целая эпоха в истории страны.
Уже первые действия послесталинского политического руководства во главе с Г.Маленковым отражали попытку выработать новую политическую линию. Решения августовской сессии Верховного Совета СССР (1953 г.) фактически обозначили поворот к социальным программам. Свободнее вздохнуло крестьянство, освобожденное от бремени сверхналога и получившее возможность для развития приусадебного хозяйства. Заговорили о материальном интересе. Менялся и внешнеполитический курс, который определял новый термин - "разрядка".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.21 Кб (Скачать файл)

Политические  и экономические  реформы Н.С.Хрущева  

5 марта  1953  года умер И.Сталин,  со смертью которого   завершилась целая эпоха в истории страны.

Уже первые  действия послесталинского политического руководства во главе с Г.Маленковым отражали  попытку  выработать  новую политическую линию.  Решения августовской сессии   Верховного Совета СССР (1953 г.) фактически обозначили поворот к социальным программам.  Свободнее вздохнуло крестьянство,  освобожденное от бремени сверхналога и получившее возможность для развития приусадебного хозяйства.  Заговорили о   материальном интересе.  Менялся и  внешнеполитический  курс,   который определял новый термин - "разрядка".

В дальнейшем политическое руководство,  которое с  сентября  1953  года возглавил Н.С.Хрущев,  стремилось ускорить   ход экономического развития, при этом предпринимались попытки  ввести в действие материальные стимулы.  Особое внимание   было обращено на развитие сельского хозяйства,  началось освоение целинных и залежных земель.За 1954-1956 гг. в районах   Казахстана, Поволжья, Урала и Сибири было освоено 42 млн. га   новых земель, создано 425 зерновых совхозов. В июле 1955 года анализ развития промышленности привел в выводу о  необходимости  ускорения  научно-технического  прогресса  с учетом   разворачивавшейся в мире НТР.

В середине  50-ых годов в стране начались важнейшие политические сдвиги., значительный импульс которым дал ХХ съезд   КПСС  (февраль  1956 года).  Его решения открыли возможности   для многих позитивных перемен, социально-экономическим и политическим реформам, которые затронули практически все сферы   жизни советского общества. Стали меняться прежние подходы во   внутренней и внешней политике.     

 К этому  времени окрепло международное  положение  СССР.   Советская  Армия  и  Флот были перевооружены ракетно-ядерным   оружием, о чем заявил на ХХ съезде КПСС министр обороны Маршал  Советского  Союза Г.К.Жуков.  Возросшая экономическая и   оборонная мощь Советского государства и союзных стран поставила  под  сомнение  всю западную политику "с позиции силы".   Соотношение противостоящих военно-политических сил приближалось к равновесию, что позволяло переходить от политики глухой защиты. к разговору на равных.

Опираясь на  анализ тех изменений,  которые произошли в   мире в послевоенный период,  политическим  руководством  был   сделан ряд важнейших выводов по вопросам международного развития,  ставших основой внешнеполитической деятельности  Советского государства.

Во-первых, применительно  к новым условиям были рассмотрены  идеи политики мирного сосуществования  государств с различным социальным строем. Эта политика стала рассматриваться   как долговременная.

Во-вторых, был  сделан вывод о возможности  предотвращения мировой войны,  что фатальной неизбежности ядерной войны   нет.

В-третьих, важное значение имел и сформулированный тогда  же вывод о расширении возможностей для  перехода  народов   различных стран к социализму.

Эти выводы характерны тем,  что они демонстрировали отказ от некоторых устоявшихся в течении десятилетий представлений о враждебности окружающего мира, которые перестали отвечать новым историческим реальностям.

Следуя обновленным  подходам  к  мировым  процессам,  во   второй  половине 50-ых - начале 60-ых годов политическим руководством были предприняты внешнеполитические акции.,  которые,  к сожалению не всегда были последовательны,  но тем не   менее отражали изменившуюся в мире ситуацию  и  противоречивость международной обстановки.

В 1955 году восстанавливаются  отношения  с  Югославией,тогда  же  были установлены дипломатические отношения с ФРГ.   По соглашению с КНР и Финляндией Советский Союз ликвидировал   военные  базы  в  Порт-Артуре (КНР,1955 г.) и в Поркалла-Удд   (Финляндия,1956 г.).  Предпринимаются новые шаги  в  области   разоружения:  Советская Армия была сокращена на 2,5 млн. человек,  уменьшены расходы на оборону. В 1958 году СССР в одностороннем порядке прекратил испытания ядерного оружия, а в   1963 году СССР,  США и Англия подписали Московский договор о   запрещении испытаний ядерного оружия на земле, под водой и в   космосе. В эти же годы Советский Союз оказал активную помощь   национально-освободительному движению, предотвратив агрессию   против Египта и Кубы,  само советское  общество  становилось   более открытым.Противоречивость международной обстановки этого времени   проявилась в том, что в 1954 году ФРГ вступила в НАТО, на ее   территории стало размещаться ядерное оружие.  В ответ на это   СССР  и  союзные  страны в мае 1955 года создали Организацию   Варшавского Договора.  Блоковое противостояние усилилось.  В   октябре  1956 года произошли антиправительственные выступления в Венгрии, которые привели к вводу советских войск в эту   страну.  В 1961 году возникла кризисная ситуация в Центральной Европе,  связанная с  усилением  подрывной  деятельности   против ГДР.  Тогда была построена берлинская стена,  ставшая   символом политического разделения мира на Восток и Запад.  В   этом  же  году  была совершена агрессия против революционной   Кубы. В октябре 1962 года возник карибский кризис, в результате которого мир был поставлен на грань ядерной катастрофы.   В итоге интенсивных контактов между руководством СССР и  США   кризис был преодолен. Верх взяло благоразумие.

Следует заметить, что накопление атомного оружия постепенно подводило политических деятелей в  мире к пониманию необходимости  отхода от  военного  противостояния  и  политики   "холодной войны". Вместе с тем, в стратегическом плане мирового развития политическое руководство ведущих  капиталистических  стран и СССР оставалось на старых позициях.  Крупную негативную роль для СССР сыграл раскол между  Коммунистической партией Китая и КПСС,  который с 1961 года привел к разрыву политических и экономических связей между СССР и  Китаем,  к  конфронтации  вплоть  до враждебности с этой великой   страной Азии.

К середине  50-ых годов многое изменилось и в жизни советского общества..  Оно вышло на новые рубежи своего  развития.  Однако  дальнейшее  его  развитие объективно требовало   проведения преобразований в политической и  социально-экономической сферах.

Процесс обновления начался прежде  всего  с  обновления   демократических основ деятельности Коммунистической партии и   осуждения культа личности Сталина. Критика и осуждение культа  личности  Сталина  прозвучали с трибуны ХХ съезда КПСС в   докладе, с которым выступил Н.С.Хрущев.

В целом  была  дана  открытая  и принципиальная критика   культа личности Салина и его  последствий.  В  этой  критике   признавались  злоупотребления властью,  грубые искажения ленинских принципов социализма, попирание демократии, вопиющие   факты беззакония и произвола.

30 июня 1956 года  было принято постановление ЦК  КПСС "О   преодолении культа личности и его последствий", которое сыграло важнуюроль в утверждении демократических  принципов  в   стране и партии.

Политическая  система нуждалась в коренной перестройке в   связи  с  новой политической обстановкой.  Однако продолжали   сохраняться авторитарные, волюнтаристские методы управления.   Н.С.Хрущев  вместе с постом Первого секретаря ЦК КПСС принял   на себя также пост главы правительства,  Председателя Совета   Министров СССР.

Действия политического  руководства,  которое возглавлял   Н.С.Хрущев,не  вызвали глубоких перемен в политической жизни   и в социальной психологии народных масс.  Практически оказались незатронутыми и старые общественные структуры:  власть,   экономические отношения, управление, судопроизводство и пра во, место партии в обществе и т.д.

Вместе с тем, после развенчания культа личности Сталина   и  осуществления  некоторых  демократических преобразований,   полная реставрация порядков старого режима была  уже  невозможной.  Но  командно-административная  система сохранилась,   правда,  уже в несколько смягченном виде.  Это проявилось  в   рецидивах  применения  осужденных  методов сталинского руководства обществом,  в том числе гонении на творческую интеллигенцию, применение силы к выступлениям протеста со стороны   рабочих (Новочеркасск,1962 г.),  в нарушении принципов внутрипартийной демократии, коллективности руководства.

Попытки демократизировать  общественную жизнь должны были  найти  адекватное продолжение в экономике.  Послевоенный   восстановительный период закончился - об этом свидетельствовали показатели развития народного хозяйства,  известные успехи в области науки и техники: 1954 г. - первая в мире АЭС,   1956 г.  - атомный ледокол "Ленин",  реактивный пассажирский   самолет ТУ-104,  1957 г. - запуск в космос спутника, 1961 г.   -  первый  в  мире  полет  советского человека в космическое   пространство.  Имелись крупные достижения в области  физики,   математики, но сохранилось отставание в области ЭВМ, генетики, сельскохозяйственных наук, кибернетики, химии.

Окрепнувшая экономика  позволила  решать  и  социальные   вопросы:  принимается закон о пенсиях, увеличивается продолжительность декретных отпусков для женщин,  отменяется плата   за обучение в старших классах школ и вузах,  вводится обязательное восьмилетнее обучение в школах,  осуществлен перевод   рабочих на шести- и семи-часовой рабочий день,  широко  развертывается  жилищное строительство на основе индустриальных   методов, расширяются права союзных республик, восстанавливаются права репрессированных в годы войны народов:  чеченцев,   ингушей, карачаевцев, калмыков.

Экономическая перестройка второй половины 50-х  годов по   замыслу, была призвана решить проблему демократизации управления.: расширить хозяйственные права союзных республик путемпередачи в их ведение вопросов,  которые раньше  решались  в   центре,  приблизить управление к "местам",  выработать новый   хозяйственный механизм,  сократить управленческий аппарат  и   др.

И объективно и  субъективно реформа была  направлена  на   модернизацию  громоздкой  командно-административной  системы   управления экономикой.

В 1957  году  были упразднены отраслевые министерства и   осуществлен переход на территориальный  принцип  управления.   Страна была разделена на 105 экономических районов,  созданы   совнархозы,  что на  первое  время  способствовало  развитию   местной  инициативы и дало положительные результаты.  Однако   уже через короткий период выявилось влияние негативных  тенденций новой системы управления:  быстро расло местничество,   бумаготворчество, терялась отраслевая перспектива развития и   единая научно-техническая политика.

Поиски причин сбоев  экономической  реформы  привели  к   возврату к методам нажима и диктата.

В действиях  политического руководства страны по  проведению  преобразований  все больше ощущалась непоследовательность.  Были допущены и ошибки в определении перспектив развития советского общества.Анализ объективных изменений,  которые произошли в мире   и  внутри  страны привели политическое руководство к выводу,   сделанному на ХХI съезде КПСС (январь-февраль  1959  г.),  о   полной и окончательной победе социализма в СССР. Это положение трактовалось как завершение строительства в СССР  первой   фазы  коммунистической  формации  -  социализма и вступлении   страны в новый исторический период развития - в период  развернутого строительства коммунизма.

При этом решение  задач строительства коммунизма  мыслилось  главным образом в рамках уже существовавших форм политической и экономической  организации  общества.  Какие-либо   новые формы его организации предложены не были.

В октябре 1961 года на ХХII съезде  КПСС  была  принятатретья  Программа партии,  в которой ставилась задача строительства коммунистического общества,  на что  отводилось  20   лет. Такие сроки явились результатом поспешных умозрительных   выводов, основанных на волюнтаризме.

Жизнь, вместе  с тем,  все более настоятельно требовала   отказа от умозрительных представлений о перспективах общественного развития, властно диктовала необходимость творческого анализа состояния дел в обществе  и  принятия  адекватных   практических шагов.

Однако вместо коренных  преобразований  политических  и   экономических отношений,принципиального пересмотра основ научно-технической политики руководство страны упорно  предлагало различные варианты реорганизации партийного и государственного аппарата.

Венцом этих  реорганизаций  явилось разделение в ноябре   1962 года партийных и советских органов по производственному   принципу,  на  промышленные и сельскохозяйственные.  Абсурдность этих решений показывала,  что  реорганизаторская  деятельность зашла в тупик.

Реформа хозяйственной  системы во многом оказалась  формальной. Хозяйственный механизм не обновился и продолжал работать,  ориентируясь на количественные показатели.  Авторитарно-командные отношения в экономике оказались незатронутыми.  Повышения темпов роста  промышленного  производства  не   произошло. Более того, новые капитальные вложения давали все   меньшую отдачу.  Развитие научно-технического прогресса  замедлилось.

Особенно заметное отставание наблюдалось в сельском хозяйстве.  Многочисленные планы подъема сельскохозяйственного   производства оставались нереальными.  Более того, по отношению к сельскому хозяйству во второй половине 50-х годов стали проявляться рецидивы старых  подходов,  то  есть  изъятие   средств из этой отрасли на иные нужды, в том числе было принято решение о ликвидации МТС и продаже сельскохозяйственной   техники колхозам по высоким ценам, о сокращении приусадебныхучастков и части домашнего скота, обложении крестьян высокими налогами и др.

В первой половине 60-х годов  ежегодно  рассматривались   проблемы  развития  сельского  хозяйства.  Однако ситуация в   этой отрасли продолжала ухудшаться.  Критическим  стал  1963   год,  когда  производство  зерна было ниже уровня 1913 года.   Закончилось дело тем,  что страна стала делать массовые  закупки зерна за рубежом.

Информация о работе Политические и экономические реформы Н.С.Хрущева