Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:30, реферат
5 марта 1953 года умер И.Сталин, со смертью которого завершилась целая эпоха в истории страны.
Уже первые действия послесталинского политического руководства во главе с Г.Маленковым отражали попытку выработать новую политическую линию. Решения августовской сессии Верховного Совета СССР (1953 г.) фактически обозначили поворот к социальным программам. Свободнее вздохнуло крестьянство, освобожденное от бремени сверхналога и получившее возможность для развития приусадебного хозяйства. Заговорили о материальном интересе. Менялся и внешнеполитический курс, который определял новый термин - "разрядка".
Политические и экономические реформы Н.С.Хрущева
5 марта 1953 года умер И.Сталин, со смертью которого завершилась целая эпоха в истории страны.
Уже первые действия послесталинского политического руководства во главе с Г.Маленковым отражали попытку выработать новую политическую линию. Решения августовской сессии Верховного Совета СССР (1953 г.) фактически обозначили поворот к социальным программам. Свободнее вздохнуло крестьянство, освобожденное от бремени сверхналога и получившее возможность для развития приусадебного хозяйства. Заговорили о материальном интересе. Менялся и внешнеполитический курс, который определял новый термин - "разрядка".
В дальнейшем политическое руководство, которое с сентября 1953 года возглавил Н.С.Хрущев, стремилось ускорить ход экономического развития, при этом предпринимались попытки ввести в действие материальные стимулы. Особое внимание было обращено на развитие сельского хозяйства, началось освоение целинных и залежных земель.За 1954-1956 гг. в районах Казахстана, Поволжья, Урала и Сибири было освоено 42 млн. га новых земель, создано 425 зерновых совхозов. В июле 1955 года анализ развития промышленности привел в выводу о необходимости ускорения научно-технического прогресса с учетом разворачивавшейся в мире НТР.
В середине 50-ых годов в стране начались важнейшие политические сдвиги., значительный импульс которым дал ХХ съезд КПСС (февраль 1956 года). Его решения открыли возможности для многих позитивных перемен, социально-экономическим и политическим реформам, которые затронули практически все сферы жизни советского общества. Стали меняться прежние подходы во внутренней и внешней политике.
К этому времени окрепло международное положение СССР. Советская Армия и Флот были перевооружены ракетно-ядерным оружием, о чем заявил на ХХ съезде КПСС министр обороны Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Возросшая экономическая и оборонная мощь Советского государства и союзных стран поставила под сомнение всю западную политику "с позиции силы". Соотношение противостоящих военно-политических сил приближалось к равновесию, что позволяло переходить от политики глухой защиты. к разговору на равных.
Опираясь на анализ тех изменений, которые произошли в мире в послевоенный период, политическим руководством был сделан ряд важнейших выводов по вопросам международного развития, ставших основой внешнеполитической деятельности Советского государства.
Во-первых, применительно к новым условиям были рассмотрены идеи политики мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Эта политика стала рассматриваться как долговременная.
Во-вторых, был сделан вывод о возможности предотвращения мировой войны, что фатальной неизбежности ядерной войны нет.
В-третьих, важное значение имел и сформулированный тогда же вывод о расширении возможностей для перехода народов различных стран к социализму.
Эти выводы характерны тем, что они демонстрировали отказ от некоторых устоявшихся в течении десятилетий представлений о враждебности окружающего мира, которые перестали отвечать новым историческим реальностям.
Следуя обновленным подходам к мировым процессам, во второй половине 50-ых - начале 60-ых годов политическим руководством были предприняты внешнеполитические акции., которые, к сожалению не всегда были последовательны, но тем не менее отражали изменившуюся в мире ситуацию и противоречивость международной обстановки.
В 1955 году восстанавливаются отношения с Югославией,тогда же были установлены дипломатические отношения с ФРГ. По соглашению с КНР и Финляндией Советский Союз ликвидировал военные базы в Порт-Артуре (КНР,1955 г.) и в Поркалла-Удд (Финляндия,1956 г.). Предпринимаются новые шаги в области разоружения: Советская Армия была сокращена на 2,5 млн. человек, уменьшены расходы на оборону. В 1958 году СССР в одностороннем порядке прекратил испытания ядерного оружия, а в 1963 году СССР, США и Англия подписали Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия на земле, под водой и в космосе. В эти же годы Советский Союз оказал активную помощь национально-освободительному движению, предотвратив агрессию против Египта и Кубы, само советское общество становилось более открытым.Противоречивость международной обстановки этого времени проявилась в том, что в 1954 году ФРГ вступила в НАТО, на ее территории стало размещаться ядерное оружие. В ответ на это СССР и союзные страны в мае 1955 года создали Организацию Варшавского Договора. Блоковое противостояние усилилось. В октябре 1956 года произошли антиправительственные выступления в Венгрии, которые привели к вводу советских войск в эту страну. В 1961 году возникла кризисная ситуация в Центральной Европе, связанная с усилением подрывной деятельности против ГДР. Тогда была построена берлинская стена, ставшая символом политического разделения мира на Восток и Запад. В этом же году была совершена агрессия против революционной Кубы. В октябре 1962 года возник карибский кризис, в результате которого мир был поставлен на грань ядерной катастрофы. В итоге интенсивных контактов между руководством СССР и США кризис был преодолен. Верх взяло благоразумие.
Следует заметить, что накопление атомного оружия постепенно подводило политических деятелей в мире к пониманию необходимости отхода от военного противостояния и политики "холодной войны". Вместе с тем, в стратегическом плане мирового развития политическое руководство ведущих капиталистических стран и СССР оставалось на старых позициях. Крупную негативную роль для СССР сыграл раскол между Коммунистической партией Китая и КПСС, который с 1961 года привел к разрыву политических и экономических связей между СССР и Китаем, к конфронтации вплоть до враждебности с этой великой страной Азии.
К середине 50-ых годов многое изменилось и в жизни советского общества.. Оно вышло на новые рубежи своего развития. Однако дальнейшее его развитие объективно требовало проведения преобразований в политической и социально-экономической сферах.
Процесс обновления начался прежде всего с обновления демократических основ деятельности Коммунистической партии и осуждения культа личности Сталина. Критика и осуждение культа личности Сталина прозвучали с трибуны ХХ съезда КПСС в докладе, с которым выступил Н.С.Хрущев.
В целом была дана открытая и принципиальная критика культа личности Салина и его последствий. В этой критике признавались злоупотребления властью, грубые искажения ленинских принципов социализма, попирание демократии, вопиющие факты беззакония и произвола.
30 июня 1956 года было принято постановление ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий", которое сыграло важнуюроль в утверждении демократических принципов в стране и партии.
Политическая система нуждалась в коренной перестройке в связи с новой политической обстановкой. Однако продолжали сохраняться авторитарные, волюнтаристские методы управления. Н.С.Хрущев вместе с постом Первого секретаря ЦК КПСС принял на себя также пост главы правительства, Председателя Совета Министров СССР.
Действия политического руководства, которое возглавлял Н.С.Хрущев,не вызвали глубоких перемен в политической жизни и в социальной психологии народных масс. Практически оказались незатронутыми и старые общественные структуры: власть, экономические отношения, управление, судопроизводство и пра во, место партии в обществе и т.д.
Вместе с тем, после развенчания культа личности Сталина и осуществления некоторых демократических преобразований, полная реставрация порядков старого режима была уже невозможной. Но командно-административная система сохранилась, правда, уже в несколько смягченном виде. Это проявилось в рецидивах применения осужденных методов сталинского руководства обществом, в том числе гонении на творческую интеллигенцию, применение силы к выступлениям протеста со стороны рабочих (Новочеркасск,1962 г.), в нарушении принципов внутрипартийной демократии, коллективности руководства.
Попытки демократизировать общественную жизнь должны были найти адекватное продолжение в экономике. Послевоенный восстановительный период закончился - об этом свидетельствовали показатели развития народного хозяйства, известные успехи в области науки и техники: 1954 г. - первая в мире АЭС, 1956 г. - атомный ледокол "Ленин", реактивный пассажирский самолет ТУ-104, 1957 г. - запуск в космос спутника, 1961 г. - первый в мире полет советского человека в космическое пространство. Имелись крупные достижения в области физики, математики, но сохранилось отставание в области ЭВМ, генетики, сельскохозяйственных наук, кибернетики, химии.
Окрепнувшая экономика позволила решать и социальные вопросы: принимается закон о пенсиях, увеличивается продолжительность декретных отпусков для женщин, отменяется плата за обучение в старших классах школ и вузах, вводится обязательное восьмилетнее обучение в школах, осуществлен перевод рабочих на шести- и семи-часовой рабочий день, широко развертывается жилищное строительство на основе индустриальных методов, расширяются права союзных республик, восстанавливаются права репрессированных в годы войны народов: чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков.
Экономическая перестройка второй половины 50-х годов по замыслу, была призвана решить проблему демократизации управления.: расширить хозяйственные права союзных республик путемпередачи в их ведение вопросов, которые раньше решались в центре, приблизить управление к "местам", выработать новый хозяйственный механизм, сократить управленческий аппарат и др.
И объективно и субъективно реформа была направлена на модернизацию громоздкой командно-административной системы управления экономикой.
В 1957 году были упразднены отраслевые министерства и осуществлен переход на территориальный принцип управления. Страна была разделена на 105 экономических районов, созданы совнархозы, что на первое время способствовало развитию местной инициативы и дало положительные результаты. Однако уже через короткий период выявилось влияние негативных тенденций новой системы управления: быстро расло местничество, бумаготворчество, терялась отраслевая перспектива развития и единая научно-техническая политика.
Поиски причин сбоев экономической реформы привели к возврату к методам нажима и диктата.
В действиях
политического руководства
При этом решение
задач строительства
В октябре 1961 года на ХХII съезде КПСС была принятатретья Программа партии, в которой ставилась задача строительства коммунистического общества, на что отводилось 20 лет. Такие сроки явились результатом поспешных умозрительных выводов, основанных на волюнтаризме.
Жизнь, вместе с тем, все более настоятельно требовала отказа от умозрительных представлений о перспективах общественного развития, властно диктовала необходимость творческого анализа состояния дел в обществе и принятия адекватных практических шагов.
Однако вместо коренных преобразований политических и экономических отношений,принципиального пересмотра основ научно-технической политики руководство страны упорно предлагало различные варианты реорганизации партийного и государственного аппарата.
Венцом этих реорганизаций явилось разделение в ноябре 1962 года партийных и советских органов по производственному принципу, на промышленные и сельскохозяйственные. Абсурдность этих решений показывала, что реорганизаторская деятельность зашла в тупик.
Реформа хозяйственной системы во многом оказалась формальной. Хозяйственный механизм не обновился и продолжал работать, ориентируясь на количественные показатели. Авторитарно-командные отношения в экономике оказались незатронутыми. Повышения темпов роста промышленного производства не произошло. Более того, новые капитальные вложения давали все меньшую отдачу. Развитие научно-технического прогресса замедлилось.
Особенно заметное отставание наблюдалось в сельском хозяйстве. Многочисленные планы подъема сельскохозяйственного производства оставались нереальными. Более того, по отношению к сельскому хозяйству во второй половине 50-х годов стали проявляться рецидивы старых подходов, то есть изъятие средств из этой отрасли на иные нужды, в том числе было принято решение о ликвидации МТС и продаже сельскохозяйственной техники колхозам по высоким ценам, о сокращении приусадебныхучастков и части домашнего скота, обложении крестьян высокими налогами и др.
В первой половине 60-х годов ежегодно рассматривались проблемы развития сельского хозяйства. Однако ситуация в этой отрасли продолжала ухудшаться. Критическим стал 1963 год, когда производство зерна было ниже уровня 1913 года. Закончилось дело тем, что страна стала делать массовые закупки зерна за рубежом.
Информация о работе Политические и экономические реформы Н.С.Хрущева