Политические и правовые учения Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Сходства и различия политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона

Файлы: 1 файл

История политических и правовых учений (2).doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А

 

По предмету:  «История политических и правовых учений »

На тему: «Политические и правовые учения Древней Греции»

Вариант № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Шемелёва Алена Андреевна 

Студент  1   курса

1 семестр

 

 

 

 

 

Тюмень,  2011

 

 

 

 

 

  1. Сходства и различия политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона

 

 

Сравнительные параметры

Концепция Цицерона

Концепция Аристотеля

Сущность и  происхождение государства

Представление о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила «не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе». Настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом  общения, отчасти свойственным и  животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, «по природе своей есть существо политическое».

Семья – справедливость

Влияние Аристотеля заметно  и в трактовке Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и  естественным путем возникает государство. Он отмечает изначальную связь государства и собственности и воспроизводит о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права

Цело предшествует части, и государство как структура  предшествует семье и личности. Семьи  и отдельные лица принадлежат  составу государства, однако рабы остаются за чертой. Аристотель – сторонник  рабовладельческой системы. Вопрос о рабстве он рассматривает в рамках отношений внутри семьи. Рабство связано с вопросом о собственности, а собственность – часть семейной организации. Институт рабства – институт, необходимый для правильного функционирования семьи, и, как следствие, государства.

Учение о  рамках правления

В общетеоретическом  плане обосновывает свой  
идеал учением о смешанной форме правления. Наиболее совершенной и устойчивой формой правления считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии.

Цицерон восхваляет дальновидность и мудрость «предков», создавших  такую разумную форму государства, и призывает твердо придерживаться их поли­тических заветов. Подчеркивая  опасность крена в сторону  того пли иного начала смешанной  государственности и выступая за их взаимное равновесие, он отмечает необходимость «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий - с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа»

Власть в государстве  должна принадлежать тем, кто в состоянии  будет управлять государством, имея в виду общее благо граждан, будучи готовым и властвовать, и подчиняться  и вести жизнь, согласную с  требованиями добродетели. Он берет  за основу принадлежность управляющих к определенному слою граждан и размеру их собственности, классифицируя таким образом типы государственного правления.

Демократия - это такой  строй, когда свободнорожденные  и неимущие составляют большинство  и имеют верховную власть в  своих руках; а олигархией - при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения, образующих меньшинство. В зависимости от перевеса той или другой части государства устанавливается и соответствующий вид государственного устройства.

Идеальное государство

Идеал - аристократическая  сенатская республика. Различает  три основные формы государства: царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию и власть народа - демократию. Среди них лучшей является монархия. Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит к возникновению таких порочных состояний государства, как тирания, господство клики богатых и власть толпы (черни). Порочные состояния, собственно, не являются уже формами государства, поскольку там царят произвол и насилие, и, следовательно, распадается само государство как объединение свободных граждан.

Наиболее правильной формой государства называет политию. Это такая форма государства, где правит большинство в интересах  общего блага. Полития – своеобразное сочетание олигархии и демократии, их лучших сторон, будучи свободной от недостатков и крайностей двух последних. По сути, аристотелевская полития означает не только особую форму государства, она, одновременно, является теоретической конструкцией политической формы власти вообще. В этом аспекте она служит своеобразным эталоном для реально существующих государственных форм и критерием для определения уровня их политичности или неполитичности, отклонение от норм политической справедливости.

Закон

Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку - в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы. Возникновение права, «следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он - ум и сознание мудрого человека, он - мерило права и бесправия». Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона.

Закон умный, поскольку  в нем правильно выражена его политическая природа, идея права. Нормальная действие закона предусматривает развитость, подготовленность людей к добродетели и политической справедливости, до разумного способа действия и поведения. Людей же, которые руководствуются страстями, а не разумом, можно удержать в рамках морально дозволенного только путем наказания, поскольку, «вообще говоря, страсть подчиняется не убеждением, а только силе». Сочетание в законе авторитета разума и государственной силы делает его незаменимым средством регулятивного и воспитательного влияния как на моральных, так и на аморальных членов политического общения. Существенным, при этом, является качество самого закона.


 

 

2. Политико-правовая  концепция Ж.Ж. Руссо. Традиции и новации

 

 

Жан-Жак Руссо - один из наиболее ярких представителей Просвещения во Франции.Его главные политико-правовые труды: «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми» и «Об общественном договоре, или принципы политического права».

Основой политико-правовой концепции Руссо была идея народного суверенитета. Руссо, как и многие его предшественников, исходит из идеи о наличии в истории человечества естественного состояния, в котором все люди равны. Он считает этот период «золотым веком». Этот период характеризуется состоянием свободы и равенства всех.

Появление общественного  неравенства Руссо связывает  с возникновением частной собственности, прежде всего на землю. Люди, уступая  своей естественной свободой, получают свободу гражданскую и, заключив общественный договор, создают государство и право.

В концепции Руссо  является важным то, что он отрицает необходимость наличия правителя  и того, кем правят. Свобода, как  и равенство, есть высшее благо людей, подчеркивал мыслитель. Для достижения такой свободы он выдвигает идею народного суверенитета, суть которой заключается в том, что, заключая такой общественный договор, все его участники получают равные права. Для этого необходимо, чтобы каждый индивид отказался от прав, принадлежавших ему ранее, в частности права на защиту своей личности и своего имущества, и вместо этих прав, основанных на силе, получил гражданские права и свободы, включая и право собственности. После заключения такого договора лицо и его имущество поступают под защиту сообщества. Индивидуальные права, таким образом, приобретают юридического характера, поскольку они обеспечиваются взаимному согласию и совокупной силой всех граждан. В результате общественного договора, образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика.

Руссо отрицает договор, как соглашение между правителями и теми, кем правят. В его концепции договор - это соглашение между равными субъектами. Подчиняя себя сообществу, индивид не подчиняет себя никому конкретно и остается таким же свободным, как и был раньше. Свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в единое целое - коллективную личность, интересы которой не могут противоречить интересам отдельной личности. Собственно, в этом суть идеи Руссо о народном суверенитете, то есть принадлежность суверенитета народу, как базовый принцип республиканского строя. Суверенитет народа проявляется в осуществляемой им законодательной власти, поскольку политическая свобода возможна только в таком государстве, где законодателем выступает народ. Свобода, согласно Руссо, заключается в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. Давая определение закона, он подчеркивал: «Любой закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон». Участие всех граждан в законодательной власти исключает, по мнению Руссо, принятие решений, которые бы причинили вред отдельному индивиду. При народном суверенитете, соответственно, отпадает необходимость в том, чтобы верховная власть была ограничена естественными правами индивида. Ее границами служит общее согласие граждан. Общее благо, как цель государства, по убеждению Руссо, может быть выявлено только большинством голосов. Характеризуя народный суверенитет, Руссо выделяет две его важные признаки - он неотчуждаем и неделим.

Законы – необходимые условия  гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов –  дело великое и трудное, требующее  больших знаний и проницательности для достижения союза разума и  воли в общественном организме. Это "порождает нужду в Законодателе", под которым имеются в виду учредители государств, реформаторы в области политики, права и морали.

Законодательную власть Руссо характеризует  как «сердце Государства». «Не законами живо Государство, – пишет он, – а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня; но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет, имея возможность это сделать». Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе.

Собственно, политико-правовая доктрина Руссо, в значительной степени, легла в основу государственно-правовой практики периода Великой французской революции, со всеми ее положительными и отрицательными чертами. Определяющим было влияние Руссо на формирование ряда новых политико-правовых доктрин уже в более поздние времена. В частности, на форму такого течения, как радикализм.

 

Список литературы

 

 

1. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985

  1. Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. и другие. Философия. Курс лекций. - М.: Издательство РАГС, 2001
  2. История политических и правовых учений: учебник. / Под ред. О.Э.

 

      Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997г.

 

  1. Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Тюмень,

 

          1996, ч.1.


Информация о работе Политические и правовые учения Древней Греции