Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:52, реферат

Описание работы

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.

Файлы: 1 файл

иппу.docx

— 15.10 Кб (Скачать файл)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯВ ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.

В цивилизациях Древнего Востока  сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.

Основную массу населения  в государствах Древнего Востока  составляли крестьяне, объединенные в  сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение  в некоторых странах (например, в  Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло. Привилегированное  положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной  власти, придворная и имущественная  знать. На содержании политической идеологии  Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.

Главенствующее место  в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении  общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления  существующей власти и ее предписаний.

Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались  потомками или наместниками богов  и наделялись священными чертами.

Политические взгляды  были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными  представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в  законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских  религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические и  правовые учения еще не обособились  от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного  сознания.

Незавершенный характер этого  процесса проявлялся в следующем.

Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма  осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах  разрабатывались не столько теоретические  обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления  власти.

Государственная власть при  этом в подавляющем большинстве  учений отождествлялась с властью  царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку  тенденция к усилению власти единоличных  правителей и образованию такой  формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. "Государь и его держава - вот главные элементы государства", - сказано в индийском трактате "Артхашастра".

Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам  морали вообще характерен для идеологии  формирующихся классов. Это общая  закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она  проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.

Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных  учениях связывались с изменениями  морального облика людей. Само искусство  управления подчас сводилось к нравственному  совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. "Если правитель  утвердит свое совершенство, - говорилось в китайской книге "Шу цзин", - то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников" Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.

В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что  наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение  государства и права, их историческое развитие) оставались без решения  либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание.

Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение  этих элементов в различных учениях  было неодинаково.

Развернутые религиозные  учения были созданы идеологами господствующих сословий (культ фараона в Египте, идеология брахманизма в Индии  и др.). Эти учения освящали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам Народным массам стремились внушить благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и покорность.

Господствующей идеологии  противостояли политические взгляды  угнетенных. Они критиковали официальные религиозные догмы, искали новые формы веры (например, ранний буддизм), выступали против гнета и произвола, выдвигали требования в защиту справедливости. Их идеи оказывали значительное влияние на развитие политической теории. Правящие круги всегда были вынуждены учитывать в идеологии требования эксплуатируемого большинства. Некоторые идеи социальных низов, как, скажем, призыв библейского пророка Исайи перековать мечи на орала, используются в политической идеологии до сих пор. Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Возникшие в них политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.


Информация о работе Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока