Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 00:36, контрольная работа
«Иван Васильевич Грозный был выдающимся государственным деятелем, и одновременно был крайне сложной противоречивой исторической личностью. Иван Васильевич, имел очень сложный и жесткий характер, но несмотря на это он сделал многое для развития и становления Русского государства. Его успехи в завоеваниях новых территорий имели громадное значение. Они расширяли горизонты государственной границы, открывали путь к Восточным странам, что приносило казне большие доходы, эти доходы создавали условия для освоения южных плодородных земель».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА
НАПРАВЛЕНИЕ : ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФИЛЬ : ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ПО ИСТОРИИ РОССИИ (XVII в. До 1917 г.)
Выполнил студент
2 курса 21 группы з/о
Гаспарян А.В.
Преподаватель :
Дворковая М.В.
Город Москва
2015 год
ВВЕДЕНИЕ
«Иван Васильевич Грозный был выдающимся государственным деятелем, и одновременно был крайне сложной противоречивой исторической личностью. Иван Васильевич, имел очень сложный и жесткий характер, но несмотря на это он сделал многое для развития и становления Русского государства. Его успехи в завоеваниях новых территорий имели громадное значение. Они расширяли горизонты государственной границы, открывали путь к Восточным странам, что приносило казне большие доходы, эти доходы создавали условия для освоения южных плодородных земель».1 Однако результаты опричного террора, бесконечная череда казней , ссылки и насильственные постриги представителей знатных фамилий в монахи приводили в ужас не одно поколение исследователей, пытающихся раскрыть тайну и найти логику в действиях Ивана IV. Многие маститые историки прошлого и настоящего спорили и продолжают спорить о победах и промахах, о достижениях и неудачах великого русского царя. При этом диапазон мнений колеблется от признания Ивана IV душевнобольным до превознесения его как мудрого и прогрессивного политика. Данная контрольная работа раскрывает особенности и условия формирования личности Ивана Васильевича Грозного, как основу зарождение его политических идеалов; влияние его характера, общечеловеческих представлений и самосознания на управление государством, на его внутреннюю и внешнюю политическую деятельность.
Иван
IV родился в 1530 г. и оказался на престоле
в 1533 г. От природы он не был обделен талантами.
В летописи отмечены его способности :
"муж чуднаго рассуждения"2.
В период малолетства фактически страной управляла Боярская
дума (вместе с матерью великого князя
Еленой Глинской, пока она была жива —
до 1538 г.). Произошла некоторая децентрализация
власти , возросла роль княжеских и боярских
корпораций, Боярской думы. Политика ее
была непоследовательной , личные амбиции
и интересы преобладали над государственными
, но был осуществлен ряд реформ . Наиболее
крупные из них — губная и денежная. Венчание на царство Ивана IV состоялось
16 января 1547 г. В то же самое время происходили
поиски невесты для царя. Из множества
претенденток была выбрана Анастасия
Романовна, которая впоследствии оказывала
на царя сдерживающее влияние, чем сгладила
несколько лет его царствования. При ней
царь был более доброжелателен и спокоен
к окружающим, нежели после ее кончины,
о которой он горько сожалел. По
мере укрепления самодержавной власти
Иван Грозный все меньше нуждался в инициативных
людях и в самой Избранной раде. Ее падение
было неизбежно, нужен был лишь повод.
В 1560 г. умерла любимая жена Ивана Грозного
Анастасия. Царь обвинил Адашева и Сильвестра
в отравлении царицы с помощью врачей.
Начался разгром Избранной рады. Адашев
был осужден, заключен в темницу, где и
умер. Изменились и оценки этого государственного
деятеля. Иван Грозный уже иначе говорил
о нем: "Собака Адашев был поднят из
гноища полновластным государем"3 (1570г.).
Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь.
Курбский, понимая, что в любой момент
может последовать расправа и над ним,
в 1564 г. бежал из страны и перешел на службу
к польскому королю. Такой оказалась судьба
людей, которые много сделали для укрепления
государства и власти Ивана Грозного. Политически
Александровская слобода стала центром опричнины. Сам царь представлял народу свое новое войско как монашескую братию, умалчивая однако о том, что совместные трапезы и молитвы в слободе сменялись жесточайшими пытками, в которых он тоже принимал участие. «Будучи одновременно и мучителем, и актером, он в Слободе играл роль игумена»19. «Во главе опричнины оказались родственники покойной царицы Анастасии В.М. Юрьев, А.Д. Басманов и брат второй жены Ивана IV (брак был заключен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии (Кученей) Темрюковны князь М.Т. Черкасский. Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, по прозвищу Малюта Скуратов, ведавший казнями и пытками.»20 «Опричники терроризировали всю страну, прикрываясь именем царя. Управы на них не было и они могли безнаказанно громить посады и убивать людей. «Но в годы опричнины гибли дьяки и посадские люди, составлявшие если не оппозицию, то альтернативу аристократии»21 Царь отбирал земли у дворян, начался так называемый «перебор людишек». «Ярославских и ростовских княжат и бояр переселяли под Казань, где давали им земли на поместном праве. Их вотчины переходили в казенную собственность и шли на поместные дачи опричникам.» 22 Такая мера была направлена на расширение фонда казенных земель, с тем чтобы было что раздавать своему карательному войску. Нельзя сказать что народ не возмущался опричным террором. Случались и попытки выражения явного неудовольствия в лицо государю. Кроме того еще шла война и царь не мог не считаться с мнением народа и его представителей. Недовольство народа поддерживала и церковь. «В знак протеста против опричнины митрополит Афанасий 19 мая 1566 г. оставил кафедру и удалился в Чудов монастырь. После совета с земскими боярами царь предложил занять митрополичью кафедру казанскому архиепископу Герману Полеву, но тот также уговаривал Грозного отменить опричнину. Тогда уже против Германа выступила опричная дума, а через два дня ему также пришлось оставить кафедру. Вынужденный учитывать мнение церкви и влиятельных земских бояр, которые были крайне недовольны тем, что опричники вмешиваются в чисто церковные дела, царь согласился предложить кафедру игумену Соловецкого монастыря Филиппу, которого в миру звали Федором Степановичем Колычевым и который был представителем знатного боярского рода. Но и Филипп поставил условием принятия им сана отмену опричнины.».23 Это всеобщее возмущение вынудило царя издать указ о «прощении» всех, кого сослали в Казанский край. Перелом в этом вопросе наступил в июле 1566 г., когда был созван очередной Собор по вопросу Ливонской войны. Участники поддержали идею продолжения войны, но с условием отмены опричнины. Кроме этого, было принято решение, как уступка царю, о введении нового налога на войну. Но Иван Грозный отверг все предложения и в ответ арестовал и казнил нескольких челобитчиков. Митрополит Филипп добился помилования нескольких человек в обмен на сохранение опричнины. «Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки.» 24 Против этих злодеяний выступал митрополит Филипп. «Весной 1568 г. на богослужении в Успенском соборе он трижды не благословил царя. Обращаясь к Ивану, он сказал: «До каких пор будешь ты проливать без вины кровь твоих верных людей и христиан… Татары и язычники и весь свет может сказать, что у всех народов есть законы и право, только в России их нет… Подумай о том, что Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек, и он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками». Царь резко оборвал святителя: «Что тебе, чернецу, за дело до наших царских советов. Того не знаешь, что меня мои же поглотить хотят». Митрополит заявил царю, что теперь молчать не будет, ибо молчание это «всенародную наносит смерть». В ярости Иван IV ударил посохом оземь: «Я был слишком мягок к тебе, митрополит, твоим сообщникам и моей стране, но теперь вы у меня взвоете!» Этими словами участь Филиппа была решена.»25 Начался процесс над Филиппом. Из страха перед царем церковные иерархи давали ложные показания. Митрополита низложили и сослали монахом в монастырь. После всех унижений, 29 декабря 1569 г. Филипп был задушен в келье самим Малютой Скуратовым. «Впоследствии Филиппа причислили к лику святых. Мощи его в 1652 г. перенесли в Москву, но не в Архангельский собор, где под каменным полом смердит тело Ивана IV, а в Успенский собор, стены которого слышали самую мужественную в русской истории речь». 26 В декабре 1569 г. Иван Грозный заподозрил новгородскую знать в заговоре. Эти подозрения подпитывались и событиями в самой Москве. Умерла Мария, супруга царя, и он обвинил в ее смерти своего двоюродного брата, князя Старицкого. Царь казнил и его самого, и всю его семью. В то же самое время жители Москвы тысячами умирали на улицах от голода. Однако, в закромах Опричного дворца хранились огромные запасы зерна. Но все мысли Ивана были заняты «заговорами». Оставив без внимания голодающий народ, царь, собрав огромную опричную армию, двинулся на Новгород, оставляя за собой кровавый след. Опричники почти полностью вырезали население городов Клина, Торжка, Твери, Вышнего Волочка. Именно в тот страшный поход и был задушен в тверском монастыре низложенный митрополит Филипп. «Затем опричники прибыли в Новгород и пробыли там с 8 января по 13 февраля 1570 года. По прибытии в город, Грозный отказался принять благословение архиепископа Пимена, обвинив его в измене. Отобедав, однако, в его дворце, царь дал сигнал к погрому города».27 Все монастыри, церкви, дома и лавки были разграблены и разрушены. 5 недель жителей пытали, топили в Волхове - опричники сбрасывали людей с моста в реку, а другие опричники на лодках загоняли людей баграми под лед. Жителей обливали горючей смесью, женщин и младенцев связывали и бросали в реку. Священников забивали дубинами. Бывали дни, когда число убитых доходило до полутора тысяч. Общее число погибших насчитывало, по мнению большинства историков, около 10-15 тыс. человек. Это при примерной численности жителей Новгорода в 30 тысяч. «Никогда в истории (вплоть до советских времен) никто не смел покуситься на новгородскую святыню - Софийский собор. Иван IV же ограбил храм и вывез все его богатства. После этого страшного погрома Новгород уже никогда не оправился, а последние остатки новгородских вольностей были окончательно и бесповоротно уничтожены. Новгород стал неотделимой частью России». 28 После этого опричники двинулись ко Пскову. Этот город пострадал немного меньше, но тоже был разгромлен и разграблен. Там царь собственноручно убил игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия. Казнены были несколько человек, но все имущество горожан было изъято. «По преданию, город спас местный юродивый Никола, заявивший Ивану Грозному, что за пролитие невинной христианской крови его постигнет несчастье, и суеверный царь покинул Псков» 29 Вернувшись в Москву, царь уже там возобновил розыск «изменников». Теперь под каток репрессий попала верхушка опричнины. Снова начались пытки и казни. Людей сжигали, варили в кипятке, сажали на кол и резали на куски. Было казнено около 200 человек. Московский «ад» 1571 г. многие историки полагают апогеем опричного террора.
В том же году крымский хан Дивлет-Гирей
пошел на Москву. Опричники, умевшие только
грабить и убивать безоружных людей, спасовали
перед реальным противником. Большинство
из опричников попросту не явились на
сражение, что и послужило поводом для
глубоких размышлений Ивана Грозного.
В итоге хан сжег Москву, а царь принял
решение отменить опричнину. Строго говоря,
разделение на опричнину и земщину не
было отменено и просуществовало до самой
смерти Ивана Грозного. Более того, после
победы хана, царь поставил во главе земщины
крещенного татарского царевича. И хотя
в дальнейшем хан был разбит под Подольском,
опричное войско все же было расформировано
и даже само слово «опричнина» было под
строжайшим запретом. Однако, все эти меры повлекли за собой
новые казни, теперь уже полетели головы
самых ярых опричников. Царь совсем обезумел.
«Началась, в сущности, новая опричнина,
у Ивана появилось и новое опричное войско.
(…) и вновь обрушился с репрессиями на
свою несчастную страну»30 Сам
факт опричнины на Руси не способствовал
признанию ее на политической арене того
времени. И, хотя сам царь стремился скрыть
наличие опричнины от заморских государей,
слухи и подтвержденные свидетельства
о ней все-таки доходили до них. И для многих
из них это служило причиной для прекращения
всех отношений с Москвой. «Но особенно
тяжелые политические и нравственные
потери в результате опричнины понес правящий
слой российского общества. Победа опричнины
означала варваризацию правящего слоя,
рост холопского самосознания в его среде
и даже усиление эксплуатации трудового
населения»31
Трудное, сиротское детство Ивана и влияние бояр наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Он рано научился не доверять своему окружению, что имело весьма печальные последствия как для самого царя, так и для всего народа. Он свято верил в божественное происхождение своей власти и всеми своими деяниями стремился доказать это. С малолетства в нем культивировали жестокость и склонность к тирании. Такие нелицеприятные черты характера вкупе с гордыней подарили России царя-тирана. На заре своего царствования Иван Грозный был готов к реформам на благо страны. Но врожденная мнительность и самовозвёеличивание привели к тому, что царь стремился всеми силами укрепить свое самодержавие. Одной из таких мер и выступила опричнина. И, несмотря на доводы многих исследователей в ее пользу, опричнина все же является одной из самых страшных страниц русской истории. По сути, царь методично истреблял собственный народ, применяя самые жестокие пытки и казни. Народ в ужасе разбегался по окраинам страны, что привело к полному закрепощению крестьян, так как это было единственным способом удержать их на одном месте. Конечно, к заслугам Ивана Грозного можно отнести его завоевания, но важнее не получить власть, а удержать ее. Покорив новые земли, важно дать людям этих земель лучшую жизнь. А что мог предложить им царь-тиран? Погромы и убийства. Несомненно, благодаря Ивану Грозному Россия приобрела новые земли, укрепила границы. Он делал все, чтобы сохранить независимость страны. При нем была открыта первая типография. Но все это было омрачено страшными годами опричнины. Народ больше не любил царя, а боялся его, видя его жестокость к невинным людям. Народ попал в кабалу крепостничества и на многие годы забыл о своем достоинстве. Затеяв войну в Прибалтике, он проиграл ее, не проявив себя полководцем и погубив многих талантливых военачальников. Его политика способствовала разорению страны и создала хорошую почву для дальнейшей Смуты. Царь Иван Грозный, обладая острым умом и талантами, позволил деспотизму и гордыне взять верх над положительными чертами своего характера, которые он имел, как и всякий человек. Жаль только, что жертвами его неверного выбора стали десятки тысяч невинных жизней.
1 Костомаров Н.И. Русская история
в жизнеописаниях её главнейших деятелей
– М.: Эксмо, 2006 (стр 15)
2 Иоанн Грозный. Петр Великий. А.Д. Меншиков. Г.А. Потемкин. Биографические очерки. М., 1998 (Стр. 4)
3 Иоанн Грозный. Петр Великий. А.Д. Меншиков. Г.А. Потемкин. Биографические очерки. М., 1998 (Стр.5)
5 .Шумилов В.К. Личность на переломных моментах российской истории // Личность в истории. 2002. №5 (Стр. 4)
6 История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., 1997 (Стр. 85)
7 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. М., 2003 (Стр. 107)
8 История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., 1997 (Стр. 88)
9 История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., 1997., 1999 (стр.125)
10 История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., 1997 (стр.89)
11 История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., 1997 (стр.91)
12 История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., 1997 (стр.178)
13 История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., 1997 (стр.92)
14 Филюшкин А. Все началось с Блуда // Родина. 2000. №4(с тр 14)
15 История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., 1997 (стр 92)
16 История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., 1997 (стр 92)
17 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. М., 2003 (стр 111)
18 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. М., 2003 (стр 93)
19 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. М., 2003 (стр 94)
20 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. М., 2003 (стр 112)
21 Петров А. Сотворение России. // Родина. 2004. №12 (стр 1)
22 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. М., 2003 (стр 95)
23 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. М., 2003 (стр 95)
24 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. М., 2003 (стр 93)
26 Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2010 (стр 151)
27 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. М., 2003 (стр 96)
28З уев М.Н. История России с древности до наших дней. М., 2003 (стр 97)
29 Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. М., 2003 (стр 97)
31 Руденкин В. Некем взять! // Родина. 2005. №7 (стр 1)
32 Руденкин В. Некем взять! // Родина. 2005. №7 (стр 5)
33 Руденкин В. Некем взять! // Родина. 2005. №7 (стр 5)