Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:28, реферат
Зарождение первого политического института – государства происходило в Древнем Египте и Междуречье в IY-III тыс. до н.э. Истоки его – в изменении экономических институтов и социальной структуры общества. Земледельческая община из родовой трансформируется в соседскую; происходит социальная дифференциация.Выделяется слой «знатных», формирующийся из военной верхушки – защитники племени – вождь, самые сильные воины, имущественной элиты – наиболее состоятельные и предприимчивые общинники, служителей культа – жрецов.
Политические институты
Зарождение
первого политического
Этот слой доминирует над основной массой земледельцев и скотоводов.
Захваченные
в результате постоянных военный
столкновений пленные образуют пока
еще небольшую категорию рабов.
Необходимость в поддержании
и расширении локальных ирригационных
систем способствовала объединению
общин в более крупные
Одна из общин занимала господствующие позиции по отношению к остальным; именно ее поселение превращалось в административный, военный и религиозный центр объединения, а ее элита узурпировала ведущие военные и жреческие функции.
Процесс объединения привел к появлению к концу 34 в. до н.э. крупных территориальных образований – номов, которые оказались первыми протогосударствами Древнего Египта.
В 33 в. до н.э. усилившаяся потребность в создании общеегипетской ирригационной системы обусловила тенденцию к политическому объединению всей нильской долины.
Процесс
создания государств направлялся и
поддерживался религиозными институтами
и жреческой кастой. В III тыс. до н.э.
государства возникают в
В эпоху
Средневековья государства
Главным носителем властных отношений в обществе всегда является политический институт государство.От его способности рационально, своевременно и эффективно обеспечивать взаимодействие между различными экономическими, социальными и культурными институтами, согласовывать интересы всех субъектов политической жизни зависит динамизм общественных процессов.В социологии государство понимается либо как организация, действующая от имени и во благо всего общества, либо как организация, защищающая интересы правящих групп.
Государство
имеет ряд признаков: наличие
публичных институтов власти — особых
органов, занимающихся общественным управлением;
административно-
Государство может существовать в различных формах.
Форма государства
– это его устройство, выражающееся
в характере политических взаимоотношений
между членами данного
Важную роль в отношениях государства и общества играет частный институт права.
По форме право – совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения.
Фактические социальные отношения предшествуют правовой норме.
Право – инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни.
Социальное
действие права направлено на приспособление
социальных институтов к процессам
объективных изменений в
Право вступает
в противоречие с реальными социальными
нормами поведения индивидов
и социальных групп. Чем полнее выявляются
и учитываются объективные
С древности идеальной моделью института государства считалось правовое государство.
Еще Платон Афинский в Y в. до н.э. указывал: закон должен властвовать над всеми. Аристотель и Цицерон утверждали: необходимо, чтобы законы государства соответствовали естественным правам человека. В Древнем Риме возникли зачатки разделения властей.
Термин «правовое государство» окончательно утвердился в 19 веке в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля.
Появление правового государства было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества.
Гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством и его структурами часть общества.
Оно обособляется с появлением государства как автономная, непосредственно не зависимая от него сфера.
Гражданское общество совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное или частичное поглощение политической властью.
Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности.
По сути это – совокупность всех социальных институтов.
Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма.
Оно формируется
преимущественно снизу, спонтанно
как результат раскрепощения
индивидов, их превращения из подданных
государства в свободных
Признаки правового государства:
o 1) наличие развитого гражданского общества;
o 2) ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
o 3) ответственность каждого за собственное благополучие;
o 4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;
o 5) верховенство закона; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти.
o 6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;
o 7) разделение властей государства при единстве их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.
Принципы правового государства:
Разрешено все то, что не запрещено законом;
Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.
Правовое государство сильно своим механизмом реализации этих принципов.
o Полнота и постоянное совершенствование законодательства. Стремление к тому, чтобы любое значимое общественное явление или процесс имели адекватную правовую характеристику.
o Реальное наполнение и реализуемость на практике любой правовой нормы, т.е. наличие механизма реализации правовой нормы.
o Реальная независимость судов, прокуратуры, правоохранительных органов (спецслужб): материальная, экономическая самодостаточность, социальная престижность, правовые и социальные гарантии, политическая неангажированность.
o Социальный контроль в лице средств массовой информации.
Глубокое
фактическое неравенство
Социальное государство стремится к
o обеспечению каждому гражданину достойных условий существования,
o социальной защищенности,
o соучастия в управлении производством
o примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.
Деятельность современного социального государства:
l перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев,
l политика занятости,
l политика охраны прав работника на предприятии,
l социальное страхование,
l поддержка семьи и материнства,
l забота о безработных,
l забота о престарелых,
l забота о молодежи,
l развитие доступного для всех образования,
l развитие доступного для всех здравоохранения,
l развитие доступной для всех культуры и т.д.
Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности.
Между принципами
правового и социального
Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида.
Противоречие
же проявляется в том, что правовое
государство по своему замыслу не
должно вмешиваться в вопросы
распределения общественного
Социальное
государство непосредственно
Правовой и социальный этапы не завершают развития конституционного государства.
Современные
демократические государства
Для экологического государства характерно:
l выдвижение на первый план проблемы выживания человечества,
l обеспечения экологических (экзистенциальных) прав личности.
Новое государство должно будет наладить адаптивный, поддерживающий экологический баланс, экологическое равновесие.
В развитии современных государств наблюдаются две тенденции.
Первая – деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении в деятельности некоторых государственных органов самоуправленческих начал.
Вторая – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного органа всего общества.
Современное
государство активно
Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития.
Дисфункции государства как политического института связаны, как правило, либо с дисфункциями других социальных институтов, прежде всего, - экономических, либо с несоответствием форм государственности содержанию деятельности государственных институтов.
Социальное действие права невозможно без частного института правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – определенным образом обособленная по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа органов государств, осуществляющая задачи восстановления нарушенного права, наказания правонарушителей.
Правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, частных и общественных организаций, обеспечивают безопасность государства, общества и личности.
Деятельность правоохранительных органов имеет следующие общие черты:
повод для
начала их деятельности – информация
о готовящемся или
действия на основании закона, в соответствии с законом и в процессуальной форме, установленной законом,
деятельность
могут осуществлять только лица, состоящие
на службе в правоохранительных органах,
имеющие специальную
все действия правоохранительных органов могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
В последние два столетия сформировались политические институты гражданского общества: политические партии, общественные организации, общественно-политические движения.
Их общее наименование — группы интересов в политике.
Они выполняют в обществе функции:
политической социализации,
артикуляции политических интересов,
агрегирования политических интересов,
политической коммуникации.
l 1) политическая социализация означает привлечение к участию в политической деятельности все новых членов общества;
l 2) артикуляция политических интересов – формулирование политических требований; превращение нечетких, расплывчатых, отрывочных требований членов общества в четкие политические требования;
l 3) агрегирование политических интересов – расположение политических требований в определенной последовательности по степени их важности для общества и по степени их выполнимости;
l 4) политическая коммуникация - процесс передачи информации и убеждений; обеспечивается связь между различными структурами политической системы.