Политические институты общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:28, реферат

Описание работы

Зарождение первого политического института – государства происходило в Древнем Египте и Междуречье в IY-III тыс. до н.э. Истоки его – в изменении экономических институтов и социальной структуры общества. Земледельческая община из родовой трансформируется в соседскую; происходит социальная дифференциация.Выделяется слой «знатных», формирующийся из военной верхушки – защитники племени – вождь, самые сильные воины, имущественной элиты – наиболее состоятельные и предприимчивые общинники, служителей культа – жрецов.

Файлы: 1 файл

Политические институты общества.docx

— 24.27 Кб (Скачать файл)

Политические институты общества

 

Зарождение  первого политического института  – государства происходило в  Древнем Египте и Междуречье в IY-III тыс. до н.э. Истоки его – в изменении экономических институтов и социальной структуры общества. Земледельческая община из родовой трансформируется в соседскую; происходит социальная дифференциация.Выделяется слой «знатных», формирующийся из военной верхушки – защитники племени – вождь, самые сильные воины, имущественной элиты – наиболее состоятельные и предприимчивые общинники, служителей культа – жрецов.

Этот слой доминирует над основной массой земледельцев и скотоводов.

Захваченные в результате постоянных военный  столкновений пленные образуют пока еще небольшую категорию рабов. Необходимость в поддержании  и расширении локальных ирригационных  систем способствовала объединению  общин в более крупные образования.

Одна из общин занимала господствующие позиции  по отношению к остальным; именно ее поселение превращалось в административный, военный и религиозный центр  объединения, а ее элита узурпировала ведущие военные и жреческие  функции.

Процесс объединения привел к появлению  к концу 34 в. до н.э. крупных территориальных образований – номов, которые оказались первыми протогосударствами Древнего Египта.

В 33 в. до н.э. усилившаяся потребность в создании общеегипетской ирригационной системы обусловила тенденцию к политическому объединению всей нильской долины.

Процесс создания государств направлялся и  поддерживался религиозными институтами  и жреческой кастой. В III тыс. до н.э. государства возникают в Междуречье, позже в Палестине и Средиземноморье, Китае, Индии.Но подлинным расцветом государственности становится Древний Рим. Оформляются основные государственные институты: государственный аппарат, органы государственной власти, армия, институты налогообложения, внешнеполитические органы.

В эпоху  Средневековья государства осваивают  географическое пространство Старого  Света. Позже складывается ранняя государственность  в Новом Свете. С III в. существует государство майя. В XII-XY вв. складываются государство ацтеков и империя  инков. Эпоха великих географических открытий привела к установлению имперского государственного контроля над территорией планеты.

Главным носителем властных отношений в  обществе всегда является политический институт государство.От его способности рационально, своевременно и эффективно обеспечивать взаимодействие между различными экономическими, социальными и культурными институтами, согласовывать интересы всех субъектов политической жизни зависит динамизм общественных процессов.В социологии государство понимается либо как организация, действующая от имени и во благо всего общества, либо как организация, защищающая интересы правящих групп.

Государство имеет ряд признаков: наличие  публичных институтов власти — особых органов, занимающихся общественным управлением; административно-территориальное деление; налоги; отстаивание суверенитета и  обеспечение безопасности.

Государство может существовать в различных  формах.

Форма государства  – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений  между членами данного общества, между управляющими и управляемыми, в способах организации высших органов  государственной власти.

Важную  роль в отношениях государства и  общества играет частный институт права.

По форме  право – совокупность юридических  актов, предписывающих или запрещающих  от имени государства определенные виды поведения.

Фактические социальные отношения предшествуют правовой норме.

Право –  инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни.

Социальное  действие права направлено на приспособление социальных институтов к процессам  объективных изменений в социальной среде, прежде всего, - в характере  материальных условий существования, на обеспечение изменения и усовершенствования социальных институтов применительно  к сознательно сформулированным целям общественного развития, выраженными в государственной политике.

Право вступает в противоречие с реальными социальными  нормами поведения индивидов  и социальных групп. Чем полнее выявляются и учитываются объективные закономерности, действующие в обществе, тем эффективнее  действие права. Право может не отвечать потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Право и суды часто становятся инструментом политики.

С древности  идеальной моделью института  государства считалось правовое государство.

 

Еще Платон Афинский в Y в. до н.э. указывал: закон должен властвовать над всеми. Аристотель и Цицерон утверждали: необходимо, чтобы законы государства соответствовали естественным правам человека. В Древнем Риме возникли зачатки разделения властей.

Термин  «правовое государство» окончательно утвердился в 19 веке в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля.

Появление правового государства было обусловлено  развитием самого общества и стало  возможным в результате вызревания гражданского общества.

Гражданское общество включает всю непосредственно  не охватываемую государством и его  структурами часть общества.

Оно обособляется с появлением государства как  автономная, непосредственно не зависимая  от него сфера.

Гражданское общество совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное или  частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений  свободных и равноправных индивидов  в условиях рынка и демократической  правовой государственности.

По сути это – совокупность всех социальных институтов.

Это сфера  свободной игры частных интересов  и индивидуализма.

Оно формируется  преимущественно снизу, спонтанно  как результат раскрепощения  индивидов, их превращения из подданных  государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства  и готовых взять на себя хозяйственную  и политическую ответственность.

Признаки  правового государства:

o  1) наличие развитого гражданского общества;

o  2) ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

o  3) ответственность каждого за собственное благополучие;

o  4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

o  5) верховенство закона; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти.

o  6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;

o  7) разделение властей государства при единстве их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Принципы  правового государства:

Разрешено все то, что не запрещено законом;

Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Правовое  государство сильно своим механизмом реализации этих принципов.

o  Полнота и постоянное совершенствование законодательства. Стремление к тому, чтобы любое значимое общественное явление или процесс имели адекватную правовую характеристику.

o  Реальное наполнение и реализуемость на практике любой правовой нормы, т.е. наличие механизма реализации правовой нормы.

o  Реальная независимость судов, прокуратуры, правоохранительных органов (спецслужб): материальная, экономическая самодостаточность, социальная престижность, правовые и социальные гарантии, политическая неангажированность.

o  Социальный контроль в лице средств массовой информации.

Глубокое  фактическое неравенство обесценивает преимущества и достоинства правового  государства. Попыткой сохранить все  положительные стороны правового  государства и преодолеть его  недостатки явилась концепция социального  государства (государства всеобщего  благоденствия).

Социальное  государство стремится к

o  обеспечению каждому гражданину достойных условий существования,

o  социальной защищенности,

o  соучастия в управлении производством

o  примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Деятельность  современного социального государства:

l  перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев,

l  политика занятости,

l  политика охраны прав работника на предприятии,

l  социальное страхование,

 

l  поддержка семьи и материнства,

l  забота о безработных,

l  забота о престарелых,

l  забота о молодежи,

l  развитие доступного для всех образования,

l  развитие доступного для всех здравоохранения,

l  развитие доступной для всех культуры и т.д.

Социальное  государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности.

Между принципами правового и социального государств есть как единство, так и противоречие.

Их единство состоит в том, что оба они  призваны обеспечить благо индивида.

Противоречие  же проявляется в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы  распределения общественного богатства, обеспечения материального и  культурного благосостояния граждан.

Социальное  государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать  такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция  и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

Правовой  и социальный этапы не завершают  развития конституционного государства.

Современные демократические государства вступают в экологическую стадию.

Для экологического государства характерно:

l  выдвижение на первый план проблемы выживания человечества,

l  обеспечения экологических (экзистенциальных) прав личности.

Новое государство  должно будет наладить адаптивный, поддерживающий экологический баланс, экологическое равновесие.

В развитии современных государств наблюдаются  две тенденции.

 

Первая  – деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении в деятельности некоторых государственных органов самоуправленческих начал.

 

Вторая  – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного органа всего общества.

 

Современное государство активно вмешивается  в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует  развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве 

 

Все более  важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и  планирование общественного развития.

 

Дисфункции  государства как политического  института связаны, как правило, либо с дисфункциями других социальных институтов, прежде всего, - экономических, либо с несоответствием форм государственности  содержанию деятельности государственных  институтов.

 

Социальное  действие права невозможно без частного института правоохранительных органов.

 

Правоохранительные  органы – определенным образом обособленная по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа органов  государств, осуществляющая задачи восстановления нарушенного права, наказания правонарушителей.

 

Правоохранительные  органы защищают жизнь, здоровье, имущество  граждан, их собственность, собственность  государства, частных и общественных организаций, обеспечивают безопасность государства, общества и личности.

 

Деятельность  правоохранительных органов имеет  следующие общие черты:

 

повод для  начала их деятельности – информация о готовящемся или совершившемся  правонарушении,

 

действия  на основании закона, в соответствии с законом и в процессуальной форме, установленной законом,

 

деятельность  могут осуществлять только лица, состоящие  на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную подготовку,

 

все действия правоохранительных органов могут  быть обжалованы в установленном  законом порядке.

 

В последние  два столетия сформировались политические институты гражданского общества: политические партии, общественные организации, общественно-политические движения.

 

Их общее  наименование — группы интересов  в политике.

 

Они выполняют  в обществе функции:

 

политической  социализации,

 

артикуляции политических интересов,

 

агрегирования политических интересов,

 

политической  коммуникации.

 

l  1) политическая социализация означает привлечение к участию в политической деятельности все новых членов общества;

 

l  2) артикуляция политических интересов – формулирование политических требований; превращение нечетких, расплывчатых, отрывочных требований членов общества в четкие политические требования;

 

l  3) агрегирование политических интересов – расположение политических требований в определенной последовательности по степени их важности для общества и по степени их выполнимости;

 

l  4) политическая коммуникация - процесс передачи информации и убеждений; обеспечивается связь между различными структурами политической системы.

Информация о работе Политические институты общества