Политические партии начала 20-го века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:09, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является: изучение партий, сформировавшихся в России в начале ХХ века. Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:

1. Изучение предпосылок возникновения политических партий в России начала ХХ века.

2. Изучение классификационным групп политических партий.

3. Изучение самих политических партий, их состава и программ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3

1. Предпосылки возникновения политических партий…………3

2. Политические партии в России начала ХХ века……………..5

2.1. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)…………………………………………………………………………...5

2.2. Партия эсеров…………………………………………………………...7

2.3. Трудовая народно-социалистическая партия (энесы)………………..9

2.4. Конституционно-демократическая партия (кадеты)………………..10

2.5. «Союз 17 октября» (октябристы)…………………………………….12

2.6. «Партия мирного обновления» и «Партия прогрессистов»………..14

2.7. Помещичье-клерикальные консервативные партии………………..15

Список использованной литературы…………………………………..17

Файлы: 1 файл

Политические партии в России начала XX века.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

2.4. Конституционно-демократическая партия (кадеты)

Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на своем I Учредительном съезде в Москве 12–18 октября 1905 г. Позднее она стала называть себя «партией народной свободы». Она была преимущественно «интеллигентской» партией. В ней состояли главным образом преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально-настроенных помещиков и буржуазии, отчасти ремесленники. В свои ряды партия кадетов привлекла также немногих рабочих и крестьян. В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции. Членами этой партии были видные ученые — В. И. Вернадский, С. А. Муромцев, В. М. Гессен, С. А. Котляревский, известные историки — А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, М. О. Гершензон. Ю. В. Готье, экономисты и публицисты — П. Б. Струве, А. С. Изгоев, видные земские деятели Ф. И. Родичев и И. И. Петрункевич, земский врач А. И. Шингарев. Кадеты стремились стать над партиями, объединить вокруг себя или подчинить своему влиянию другие оппозиционные самодержавию партии и течения.

В январе-апреле 1906 г. насчитывалось 274 кадетских комитета, а к 1907 г. свыше 300; общая численность партии колебалась в пределах 50–60 тыс. членов (после поражения революции численность кадетской партии сократилась вдвое). Лидером кадетской партии был блестящий оратор и публицист, видный историк П. Н. Милюков. В 1894 г. за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. Вернувшись в 1897 г. из ссылки, он вынужден был уехать за границу; читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чикагском университетах. Вернувшись в 1899 г. в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неоднократно подвергался арестам, так что снова был вынужден эмигрировать. В апреле 1905 г. Милюков вернулся в Россию и с голо вой ушел в политическую борьбу.

Главной своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции (отсюда и название партии). Неограниченная монархия, согласно их программе, должна была быть заменена парламентарным демократическим строем (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа). Они выступали за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение «гражданских политический прав личности», за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. Кадеты предусматривали введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. В их программе были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов. В решении аграрного вопроса кадеты полагали частичное «отчуждение» (до60%) помещичьей земли в пользу крестьян, но «по справедливой оценке» (т.е. по рыночным ценам), выступали за частную земельную собственность и были решительными противниками ее обобществления. Программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами - путем получения большинства в Государственной думе и проведения через нее записанных в их программе реформ.

Кадетская партия не представляла единства. Впоследствии в ее составе определились три направления: «левые» и «правые» кадеты и центр.

 

2.5. «Союз 17 октября» (октябристы)

Среди правых партий заметную роль в политической жизни страны играл «Союз 17 октября» (октябристы), принял это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии. Организационное оформление партии началось в октября 1905 г., а завершилось на I ее съезде, состоявшемся 8–12 февраля 1906 г. в Москве. Это была партия крупного капитала — верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков — предпринимателей. Возглавил ее крупный московский домовладелец и промышленник А. И. Гучков, «прирожденный политик», высокообразованный блестящий оратор и публицист, экстравагантный, склонный к авантюризму.

Октябристы ставили своей целью «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». Они выступали за наследственную конституционную монархию, в которой император, как носитель верховной власти, ограничен постановлениями «Основных законов». Выступая против неограниченного самодержавия, октябристы были и против установления парламентарного строя, как неприемлемого для России политически и исторически. Они стояли за сохранение конституционным монархом титула «самодержавный»; предусматривали введение двух палатного «народного представительства» — Государственной думы и Государственного совета, формируемых на основе цензовых выборов — прямых в городах и двухстепенных в сельской местности. Гражданские права в программе октябристов включали свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения. В национальном вопросе октябристы исходили из принципа сохранения «единой и неделимой России», выступая против любой формы «федерализма». Исключение они делали лишь для Финляндии, при условии ее «государственной связи с империей». Допускали культурную автономию для других народов России.

Социальная программа октябристов сводилась к следующему. Для разрешении аграрного вопроса они предусматривали передачу крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетских земель, а также содействие покупке земли крестьянами «у частных владельцев» при посредстве Крестьянского банка, требовали возвращения крестьянам отрезков, произведенных от их наделов в 1861 г. Октябристы допускали и «принудительное отчуждение» части частновладельческих земель с обязательным вознаграждением владельцев за счет казны. Они выступали за регулирование аренды, переселение малоземельных и безземельных крестьян на «свободные земли», требовали уравнения крестьян в правах с остальными сословиями, активно поддерживали столыпинскую аграрную реформу.

Октябристы признавали свободу рабочих организаций, союзов, собраний и право рабочих на стачки, но только на почве экономических, профессиональных и культурных нужд, при этом на предприятиях, «не имеющих государственного значения». Они выступали за ограничение продолжительности рабочего дня, но не в ущерб промышленникам, введения страхования рабочих, требовали сокращения налогового обложения населения. Они были сторонниками расширения народного образования, декларировали необходимость реформы суда и административного управления.

Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию с Государственной думой. Они выступали за «сильную монархическую власть», но за необходимость проведения реформ, обеспечивавших свободу буржуазному предпринимательству. Свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом - главные программные требования октябристов.

В 1905–1907 гг. «Союз 17 октября» насчитывал до 30 тыс. членов. Его печатным органом была газета «Голос Москвы». В 1906 г. октябристы издавали до 50 газет на русском, немецком и латышском языках.

 

2.6. «Партия мирного обновления» и «Партия прогрессистов»

«Промежуточное положение между кадетами и октябристами занимала «Партия мирного обновления» и ее преемница «Партия прогрессистов». Первая сформировалась в июле 1906 г. из «правых» кадетов и «левых» октябристов. Представляя собой умеренных либералов, они не принимали как курса октябристов, так и «левого уклона» кадетов в некоторых программных вопросах (главным образом, в решении аграрного — здесь они склонялись к требованию октябристов). Лидерами «мирообновленцев» были видные земские деятели — один из основателей «Союза 17 октября» граф П. А. Гейден и Д. Н. Шипов, а также крупный землевладелец князь Н. Н. Львов и профессор Московского университета князь Е. Н. Трубецкой.

«Партия прогрессистов» оформилась в ноябре 1912 г. Как и «Партия мирного обновления», она оказалась «правее кадетов и левее октябристов». Это была самая «буржуазная» по своему составу партия. Ее костяк составляли тузы и воротилы московского капитала, а учредителями являлись крупные московские фабриканты А. И. Коновалов, братья В. П. и П. П. Рябушинские, С. Н. Третьяков. Прогрессисты выступали за конституционно-монархический строй, выборное двухпалатное представительство с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод. Их рупором была газета «Утро России».

2.7. Помещичье-клерикальные консервативные партии

Помещичье-клерикальные консервативные партии были представлены «Союзом русского народа» и «Русским народным союзом имени Михаила Архангела». Предшественником их было «Русское собрание», возникшее в 1900 г. и поставившее своей целью защиту русской культуры.

Быстрый рост черносотенных организаций происходил после издания манифеста 17 октября 1905 г. За несколько месяцев в разных городах зарегистрированы десятки черносотенных союзов и партий: «Союз законности», «Партия народного порядка», «Царско-народное общество», «Самодержавно-монархическая партия», «Патриотическое общество молодежи “Двуглавый орел”» и др. В 1906 г. была предпринята попытка создать единый центр — «Главную управу объединенного русского народа».

«Союз русского народа», оформившийся в ноябре 1905 г. в Петербурге, явился самой крупной организацией. К весне 1907 г. в него влилась большая часть правых организаций и групп. Ему содействовали правительственные лица, оказывал финансовую помощь Департамент полиции, покровительствовал ему сам Николай II. Лидеры этой организации заявляли, что она объединяет до 3 млн. человек, противники считали, что максимум — 10–20 тыс., в действительности — от 60 тыс. до 100 тыс. членов. К концу 1907 г. отделения этой организации действовали в 66 губерниях и областях. В «Союз русского народа» входили титулованная знать, высшее чиновничество и часть творческой интеллигенции. Эта партия привлекла в свои ряды мелких лавочников, мещан, купцов, помещиков, а также монархически настроенных крестьян. Лидерами партии были чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел В. М. Пуришкевич, А. И. Дубровин — доктор медицины, публицист, издатель крайне правой газеты «Русское Знамя» (ставшей органом этой партии), и курский помещик Н. Е. Марков (Марков 2-й). Дубровин стал председателем Главного совета — руководящего органа партии.

Эти представители правого экстремизма возродили лозунг «православие, самодержавие, народность». Черносотенцы как последовательные защитники самодержавия, пользовались особым расположением царского двора, но вместе с тем нападали на чиновничью бюрократию. Союз за являл, что все народности, имеющие исконную племенную оседлость в коренной России и живущие извечно среди русского народа, «он признает равными себе, своими верными и добрыми соседями, друзьями и сородичами». Но вместе с тем он выступал с антисемитским требованием лишить евреев всех прав, изгнать их из всех учебных заведений, где учатся христианские дети, и даже запретить им заниматься промыслами. Черносотенцы носились с идеей содействовать созданию еврейского государства и выселить туда всех российских евреев, «каких бы материальных жертв такое выселение не потребовало от русского народа». Они категорически отвергали изменение государственного строя на конституционной или парламентской основе. В качестве первоочередной меры они считали необходимым созыв Земского собора из «излюбленных коренных русских людей»; выступали за «единую и неделимую Россию», не допуская национального самоопределения в какой бы то ни было форме. Они отстаивали принцип неприкосновенности частной земельной собственности, отвергая любые варианты отчуждения частновладельческой земли даже за вознаграждение ее владельцам. Ими проповедовалась безусловная необходимость сохранения неограниченной власти царя и господствующего положения Русской православной церкви.

В Москве, Петербурге, Архангельске, Астрахани, Вологде, Гомеле, Екатеринославе, Киеве, Кишиневе, Минске, Одессе, Тифлисе, Ярославле черносотенцы создали свои «боевые дружины», в которых состояли главным образом мелкие ремесленники, лавочники, дворники и даже деклассированные элементы. Своими противниками черносотенцы считали не только революционеров, но и Милюкова, Витте, Столыпина. Черносотенцы стремились содействовать карательным органам самодержавия. Их «методы борьбы» — избиения демонстрантов, погромы, убийства.

Вторая монархическая организация — «Русский народный союз имени Михаила Архангела» — представляла собой отколовшуюся в ноябре 1907 г. от «Союза русского народа» клерикальную ее часть. Как самостоятельная партия она оформилась с принятием ее устава в марте 1908 г. В этой партии насчитывалось около 20 тыс. членов, в основном представителей наиболее консервативной части православного духовенства. Основателем и лидером этой партии стал тот же В.М. Пуришкевич, она преследовала те же цели, что и «Союз русского народа».

После революции происходило резкое сокращение численности членов всех основных партий, а многие мелкие партии и группы вообще прекратили свое существование.

 

 

Список использованной литературы

1.      История политических партий в России. / Под ред. проф. А. И. Зевелева. — М., 1994.

2.      Федоров, В. А. История России 1861–1917 / В. А. Федоров. — М., 2000.

3.      Леванов, Б. В. История России. Курс лекций: учеб. пособие / Б. В. Леванов, А. В. Чунаков. — М., 2000.

4.      Политическая история России в партиях и лицах / Сост. В. В. Шелохаев и др. — М., 1996.

5.      Федоров, В. А. История России. 1861–1917: учеб. для вузов / В. А. Федоров. — М., 2000.

5

 



Информация о работе Политические партии начала 20-го века