Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 22:32, контрольная работа
Средними веками называют исторический период между древним миром и Новым временем. Сам термин «средневековье» впервые стали использовать итальянские гуманисты в XV в. для характеристики тех веков, что разделали их времена и времена языческой античности. По традиции началом средневековой эпохи считают крушение Западной Римской империи, ее завершением - XIV в. Период с XV в. до середины XVII в., получивший название эпохи Возрождения и Реформации, относят либо к позднему средневековью, либо к началу Нового времени.
Границы Средневековья могут определяться разными подходами к истории культуры и политики. Однако в любом случае необходимо анализировать христианство, поскольку его идеология - это теоретическая основа средневековья.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Характеристика политической мысли европейского средневековья……5
2. Идея теократического господства в учении Августина……………….…9
3. Политическое учение Фомы Аквинского……………………………..…10
4. Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского…………………..12
5. Средневековые ереси………………………………………………...……14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
Во Франции катары были известны под именем альбигойцев (по названию города Альби - центра движения). У катаров было свое духовенство, которое они выводили от апостольской церкви, и свои обряды.
Это была антицерковь с учением, представлявшим собой антикатолицизм. Во всех этих ересях материальный мир был миром зла, и не только официальная церковь, но и все государственные учреждения признавались порождением злого духа. Поэтому катары и альбигойцы отказывались признавать государственные установления, военную службу, принимать присягу.
Помимо массовых ересей в XII-ХШ вв. существовали мистические ереси. Они были распространены не столь широко, как, например, алъбигойская ересь, против которой папа объявил крестовый поход и учредил инквизицию. Среди мистических ересей наиболее известны амальрикане и иоахимиты.
Амальрикане (по имени основателя парижского магистра теологии Амальриха Бенского) развивали мистические идеи о непосредственном приближении верующих к Богу. В этом также сказывалось отрицание значения церкви, ее «единоспасающей» силы, ее роли посредника между человеком и Богом. Отрицая всякую власть и традиционные порядки, амальрикане исповедовали своеобразный анархизм .
Основоположник иоахимитской ереси монах Иоахим Флорский и его последователи считали, что церковь разложилась и вместе с существующим миром должна быть осуждена. Она должна уступить место новой церкви праведников, тем, кто способен отречься от богатства и установить царство равенства.
Эгалитаристские представления иоахимитов были очень популярны в Парижском университете. Политическая платформа лоллардов, таборитов, апостольских братьев включала требования равенства всех, отмены сословных привилегий, суда, войн, государства. Последователи этих движений выступали против папства, пышного культа, против отличий духовенства от мирян.
Средневековые ереси послужили непосредственным источником Реформации и протестантизма в целом.
Заключение
Как известно, на ранних этапах существования общества социальные связи и поведение людей объяснялось по преимуществу в рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни: Бог (демиург, абсолют) полностью определяет земные порядки, источая власть и повелевая человеком. В рамках заданных им отношений «царь» и «народ» полностью зависели от божественного промысла. Их роль заключалась лишь в передаче, воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти свидетельствовало о неспособности политической мысли того времени дать рациональное истолкование этого вида реальности, выявить его внешние и внутренние связи.
Иная интерпретация теологического подхода была предложена Фомой Аквинским. Средневековый мыслитель выделил три элемента власти: принцип, способ и существование. Принцип, по Аквинскому, исходит от Бога, а способ и существование власти являются производными от человеческого права.
Власть с этого момента представала как некая комбинация невидимого, провиденциального управления и человеческих усилий. Получалось так, что Богом определялись самые общие установления власти, а ее реальное воплощение осуществлялось людьми, обладавшими собственной волей, имевшими собственные интересы, но действовавшими в соответствии с волей Бога .
Политические взгляды Ф. Аквинского, М. Падуанского, противоречат представлению итальянских гуманистов о периоде средневековья как «темной ночи» европейской истории. Скорее, прав Ф. Шлегель, который писал: «Если средневековье и можно сравнить с темной ночью, то эта ночь звездная».
Список использованной литературы
1. История политических и правовых учений: рекомендовано Мин.образования: учебник для вузов/ В. Г. Графский [и др.] ; ред. В. С. Нерсесянц. - 3-е изд., стер.. - М.: НОРМА, 2003. - 736 с.
2. История политических и правовых учений: учебник для вузов: рекомендовано Мин. образования/ Н. М. Азаркин [и др.] ; ред. О. В. Мартышин; Московская государственная юридическая академия (М.). - М.: Норма, 2008. - 912 с.
3. История политических учений: Учебник для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению/ Н. М. Азаркин [и др.] ; ред. О. В. Мартышин; МГЮА. - М.: Норма, 2002. - 912 с.
4. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта: Курс лекций/ И. Ю. Козлихин; Ассоциация "Юридический центр", СПбГУ. Юрид. фак.. - 2-е изд., доп.. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 384 с.
5. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. - М.: «Приор-издат», 2003. - 432 с.
6. История политических и правовых учений: Учебник. / Под ред. О. Э. Лейста.- М., 1999г.-с.248.
7. История политических и правовых учений: Конспект лекций/ Ю. Я. Баскин, И. Ф. Ракитская, Э. В. Кузнецов, Е. В. Балина. - СПб.: Альфа, 2001. - 127 с.
8. История политических и правовых учений: вопросы и ответы/ С. Б. Глушаченко [и др.] ; ред. В. П. Сальников; СПбУ МВД РФ, Акад. права, экон. и безоп. жизнедеят.. - СПб.: Фонд "Университет", 2001. - 192 с.
Информация о работе Политический и правовые учения Европейского средневековья