Политический портрет Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:10, реферат

Описание работы

В своем реферате я попыталась проследить линию жизни одной из важных исторических личностей, императора Александра II. Как мне кажется, этот человек оставил большой след в истории России. У него, как и у любого другого правителя, были свои минусы и плюсы в ведении политики. Особое внимание в данной работе уделено политической карьере Александра II.

Содержание работы

Введение
Александр II до коронации и в первые годы царствования
«Великие реформы».
3.1 Необходимость реформ
3.2 Крестьянская реформа 1861 года
3.3 Земская реформа
3.4 Городская реформа
3.5 Судебная реформа
3.6 Военная реформа
Реформы в области просвещения
Реформы в области печати
4. Польское восстание
5. Русско-турецкая война
6. Убийство императора
7. Заключение

Файлы: 1 файл

истор.docx

— 53.68 Кб (Скачать файл)

Если отмена крепостного  права произошла сразу, то  ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне  обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода  крестьян  на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т.е.  обязаны были за предоставленные им  наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении которого  временнообязанные крестьяне  должны  были  быть переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда  к 1881 году их оставалось не более 15%).

Несмотря на грабительский  для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа  явилась переломным моментом при  переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских  прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим. Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ - в области местного  управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

1 января  1864  года  было  издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные  органы местного  самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Земства несли  ответственность  за  народное  образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших  средств, поэтому земствам было позволено  вводить новые налоги, облагать население  повинностями, образовывать земские  капиталы. При своем полном  развитии  земская  деятельность должна  была  охватить  все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только  сделали  его  всесословным, но и  расширили  круг  его полномочий. Самоуправление получили столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному  образу  правления, поэтому  со стороны правительства вскоре стало заметно  стремление  удержать  деятельность земств на  местном  уровне, и  не  позволять  общаться между собой земским корпорациям.

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление -  городские думы, избираемые на  четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из  городского  головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать  и  быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие  имущественным  цензом  (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных   заведений, банков  -  одним словом торгово-промышленная буржуазия). Таким образом, основная масса городского населения была  устранена от  участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто  хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т.п.).

Одновременно с  земской  реформой, была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из  самых  значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием  присяжных  заседателей, адвокатурой и  состязательностью  сторон. Присяжные  заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь  виновность или невиновность  подсудимого, мере  наказания  же определяли сами судьи. Решения, принятые судом  с  участием  присяжных  заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной  палате. Решения  окружных  судов,в  которых  принимали участия присяжные  заседатели  могли  быть  обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с  иском  до 500 рублей  в  уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.

Судебные уставы 1864 года вводили институт "присяжных  поверенных" - адвокатуру, а  также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные  поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат  утверждались  императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от  должности на  какое-то  время, а  лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об из  отстранении  от должности выносил  суд. Таким  образом закон вводил важный принцип несменяемости судей.

В 1861-1874 годах была проведена  серия военных реформ. В 1874 году был  издан устав о всеобщей воинской  повинности, который в  корне  изменил  порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам ХVIII  века дворянство постепенно  было  освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из  них, так  как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким  бременем на  плечи  бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть  кормильцы, уходя  из  дома, покидали  его практически на  всю  жизнь, крестьянские  хозяйства  разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому  закону, призываются  все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и  по  жребию  берет  из  призывников  только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников).Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней :в сухопутных  войсках 15  лет:6  лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование  срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора  лет, а имевших высшее образование - до полугода. Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система  предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это  заметно  во время управления военным министерством графом Д.А. Милютиным).

Военные расходы, вызванные  Восточной войной, а также выкупная операция, затеянная в это время заставило правительство  выйти  из рамок бюджета. Правительство брало кредиты за границей, прибегало к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все  это  привело  к тому, что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

Для увеличения   государственных   доходов  был  принят  ряд мер, одна из которых - отмена винных откупов.

При Екатерине  II частные лица "откупали" право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. По новому  порядку  вино могло продавать  любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства).Таким же  акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством  поднять  экономическую мощь страны считалось  постройка  сети  железных дорог. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также  увеличился  ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения -  банки, во  главе  которых стоял Государственный банк (1860 год).

Россия начала  терять характер патриархального землевладельческого государства. Освобожденный  от  крепостной  зависимости  и других стеснений  народный  труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями  общественной жизни.

Еще в  начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении  учебных  заведений, принятых императором  Николаем I. Преподавание  в  университетах  получил больше свободы, они стали доступны для  вольнослушателей, как  мужчин, так и  женщин. Однако  новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу  университетов  пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская  корпорация  получила самоуправление. Студенты жене получили права влиять каким-либо образом на порядок в  университете, что являлось  поводом  для  частых "студенческих беспорядков" .Под влиянием таких настроений граф  Д.А. Толстой  решил  осуществить реформу  средней  школы. В начале царствования императора (при министре А.В. Головине) доступ в гимназии был открыт для  детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них ,но с преобладанием естествознания. Граф  Толстой, поддерживаемый М.Н .Катковым в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и  всесословной  средней  школы, выпускники  которой имели право  поступления в университет. Реальные гимназии заменили" реальными училищами" ;цель их была в том, чтобы давать образование людям всех  сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению  практических  познаний. Этой  реформой  было создано полное  преобладание  классической  школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества  преподавателей  латыни  и  греческого  языка, пришлось выписывать специалистов из-за  границы .Естественно, их преподавание не  нравилось  студентам, так  как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о  значении классицизма, она не вошла  в нравы нашего общества.    

 Одновременно с  реформой  мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления  Александра  II  существовали  только институты и  частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии  для  всех  сословий.  Параллельно  стали открываться  женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем  женском образовании. Также были  сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.     

 Но, несмотря на  усилия, народная  грамотность  в эпоху реформ

стояла еще на низком уровне.

Итак, я рассмотрел основные преобразования и реформы, прове денные Александром II.  Основная реформа его царствования - освобождение крестьян  -  в  корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.    

 С отменой крепостного  права "воскресла" торгово-промышленная  деятельность, в города хлынул  поток  рабочих  рук, открылись  новые сферы для  предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.    

 Падение крепостной  зависимости, выравнивание  всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели  к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм  семейной  и  общественной жизни.

Мне хотелось бы закончить  словами А.А. Кизеветтера о  правлении Александра II: "Если искусство править состоит в  умении  верно  определять назревшие  потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия  умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр  Николаевич  верно  понял  сущность  своего  призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования”.

 

3.3 Земская реформа.        

 После крестьянского  «Положения» в ряду административных  реформ одно из важнейших мест  занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и  уездных земских учреждениях», которое  было издано 1 января 1864 года.

Согласно положению вводились  бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских  собраний) и исполнительных (уездных  и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) –  проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских  промышленных и торговых заведений  с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее  чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей  курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы –  земские управы – в составе  председателя и нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли  ответственность  за  народное  образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.

Все это требовало больших  средств, поэтому земствам было позволено  вводить новые налоги, облагать население  повинностями, образовывать земские  капиталы. При своем полном  развитии  земская  деятельность должна  была  охватить  все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только  сделали  его  всесословным, но и  расширили  круг  его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному  образу  правления, поэтому  со стороны правительства вскоре стало заметно  стремление  удержать  деятельность земств на  местном  уровне, и  не  позволять  общаться между собой земским корпорациям.

В конце 70-х годов земства  были введены в 35 из 59 российских губерний.

3.4Городская  реформа.

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление -  городские думы, избираемые на  четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из  городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.  

Право избирать  и  быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие  имущественным  цензом  (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных   заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была  устранена от  участия в городском самоуправлении. 

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто  хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

3.5Судебная  реформа.

Старый дореформенный  суд в России справедливо почитался  не правосудием, а “кривосудием”. В  закрытых заседаниях, без участия  сторон или их представителей, на основании  бумажных полицейских «дознаний», без  всякого общественного контроля, выносили николаевские суды свои приговоры, которые за частую обуславливались не требованиями закона, а пристрастием, произволом или взятками.

Информация о работе Политический портрет Александра II