Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 21:22, реферат
В древности территорию Испании населяли иберы, в 5-3 вв. до н. э. расселились кельты. К концу 3 века большая часть территории Испании была под властью Карфагена. К концу 1 века до н. э. Испания была покорена Римом. Государство вестготов (со 2-й половины 5 века н. э.) ликвидировали арабы, захватившие в 711-718 почти всю территорию Испании и создавшие ряд государств. В ходе Реконкисты (718-1492) возникли испанские королевства Арагон, Кастилия и другие. Со времени династической унии 1479 Кастилии и Арагона Испания — единое государство.
ö Историческая справка
ö Франкистский режим
ö Становление демократии
ö Политическая система
ö Историческая справка
ö Франкистский режим
ö Становление демократии
ö Политическая система
Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на стыке Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого Средиземноморья и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем облике страны.
В древности территорию Испании населяли иберы, в 5-3 вв. до н. э. расселились кельты. К концу 3 века большая часть территории Испании была под властью Карфагена. К концу 1 века до н. э. Испания была покорена Римом. Государство вестготов (со 2-й половины 5 века н. э.) ликвидировали арабы, захватившие в 711-718 почти всю территорию Испании и создавшие ряд государств. В ходе Реконкисты (718-1492) возникли испанские королевства Арагон, Кастилия и другие. Со времени династической унии 1479 Кастилии и Арагона Испания — единое государство. В начале 16 в. сложилась испанская колониальная империя (основа — колониальные завоевания в Америке). С середины 16 века начался экономический упадок Испании. В войнах с Англией 16-17 вв. она утратила морское преобладание. В начале 18 века борьба европейских династий за испанский престол привела к войне за Испанское наследство. В 19 веке произошло 5 незавершенных революций: в 1808-14, 1820-23, 1834-43, 1854-56 и 1868-74. Результатом этих революций было достижение компромисса между консерваторами и либералами, выразившееся в утверждении конституционной монархии. В 1810-1826 добилась независимости большая часть испанских колоний в Латинской Америке. В 1890-х гг. большинство остававшихся колоний перешло к США (в результате испано-американской войны 1898) и Германии. В начале 20 века Испания участвовала в колониальном разделе Марокко. В 1923 установилась военно-монархическая диктатура (до 1930). 14 апреля 1931 была свергнута монархия, что положило начало Испанской революции 1931-39, в ходе которой в январе 1936 был создан Народный фронт [КП Испании, Испанская социалистическая рабочая партия (основана в 1879) и др.]. Гражданская война (июль 1936 — март 1939) завершилась установлением диктатуры генерала Франко. В 1947 Испания была объявлена королевством (престол оставался незанятым).
Франкистский режим
утвердился в Испании в
Франкисты обрушивали
на своих реальных и
Вплоть до 1973 г. Франко возглавлял все создаваемые им правительства, причем министры его кабинетов никогда не выступали от своего имени, а только как представители главы государства, определявшего линию их поведения. Даже назначение в 1969 г. чрезвычайной сессией кортесов Хуана Карлоса, внука свергнутого революцией 1931 г. короля Альфонса XIII, преемником главы государства, а в 1973 г. – адмирала Карреро Бланко премьер-министром не поколебали абсолютной власти Франко.
Растущая активность рабочего класса в борьбе с франкистским режимом оказала мощное воздействие на другие слои испанского общества. Возникший в середине 50-х годов острый конфликт властей со студенческой массой, требовавшей радикальной реформы университетского профсоюза (СЕУ), постепенно нарастая, охватили все учебные центры страны и имел большой политический резонанс как в стране, так и за ее пределами. В конце 60-х годов активным участником различных оппозиционных акций: собраний, демонстраций, «круглых столов» и пр. становится интеллигенция.
Франкизм оказался, таким образом, не в состоянии подавать постепенно нараставшую оппозицию снизу. Не сумел он сохранить и тот фундамент, на котором пытался воздвигнуть здание «великой Испании».
Экономический «бум» 60-х и первой половины 70-х годов еще более укрепил позиции «новой» буржуазии, но одновременно и усилил недовольство ее определенной части экономической политикой режима. Именно под ее давлением в конце 50-х годов режим был вынужден отказаться от политики «автаркии» и регулируемой экономики и перейди к экономической «либерализации», создавшей еще более благоприятные условия для испанского бизнеса.
В 60-х годах «Национальное движение» возникли враждующие между собой группировки. Вместе с тем ультраправые элементы фаланги неоднократно пытались возродить ее. В мае
1958 г. принципы фаланги были
К концу 60-х годов «Национальное движение, раздираемое противоречиями, зашло в тупик. Все попытки реформировать его на принципах «апертуризма», то есть создания в его рамках политических ассоциаций, которые формально должны были заложить основы политического плюрализма в случае ухода Франко со сцены, провалились. К середине 70-х годов франкизм практически полностью потерял поддержку еще одной из своих важнейших опор – католической церкви. Во время гражданской войны и в последующие годы церковь полностью разделяла идеи «крусады», благословляя режим и его политику репрессий, и всячески демонстрируя свои тесные узы с ним. Особое место церкви в системе франкистских институтов было закреплено подписанным с Ватиканом в 1953 г. конкордатом, предоставившим католической религии исключительные прерогативы и права «согласно божественному закону и священному каноническому праву».
Однако по мере
нарастания оппозиционного
Новый подход оппозиции к проблемам стратегии борьбы с франкистским режимом начал вырисовываться лишь в середине 50-х годов, когда компартия призвала все группы как в лагере оппозиции, так и в стране «победителей», независимо от их политических и идеологических убеждений, «положить конец расколу, вызванному гражданской войной; покончить с раздорами и ненавистью; положить конец как духу «крестового похода», так и духу реванша…» и мирным путем, без новой гражданской войны и кровопролития покончить с диктатурой.
Эта политика, получившая название политики «национального согласия», не сразу нашла понимание и поддержку со стороны оппозиции и тем более тех групп в лагере франкизма, которые были недовольны по различным причинам существующим режимом, но не желали идти на союз с «побежденными». Однако постепенно в результате нарастания оппозиционного движения, включения в него все новых и новых групп и течений, поисков оппозицией форм сотрудничества и ее попыток выработать единую платформу борьбы с диктатурой дух «крестного похода» стал уходить в прошлое и идея «национального согласия» и мирной замены режима все шире и глубже проникала в сознание широких слоев испанского народа.
Идея ликвидации франкистского
режима мирным путем на основе
«национального согласия»
Первый серьезный
шаг к сближению оппозиционных
сил был сделан в июне 1962 г.
на совещании представителей
буржуазных партий и
К началу 70-х годов
возможности франкизма к
Попытки начавшего
агонизировать режима
Разногласия и противоречия
в правящих кругах приняли
в это время чрезвычайно острые
формы, создав обстановку
Положение, сложившееся
в верхних эшелонах власти, усугублялось
мощными выступлениями
Франкизм как политическая
и идеологическая система
22 ноября принц Хуан Карлос, ставший главой государства, был коронован королем Испании под именем Хуана Карлоса I.
Преемник Франке — король Хуан Карлос 1 — не нуждался в ломке старого аппарата власти. Речь с самого начала шла о реформе, которой сочувствовали многие деятели старого режима.
Основная опасность для процесса демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, если у власти окажутся партии, ранее действовавшие в подполье — Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старого режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по соображениям политической целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центристский" Союз демократического центра (СДЦ) А.Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учредительных выборов") —коалиция христианских демократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и отказались от любых действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в политику.
На "учредительных выборах" 1977 г. победил СДЦ — партия, с которой большинство испанцев связывало успех демократизации. На второе место вышла сравнительно хорошо организованная и безоговорочно поддерживавшая переход к демократии левая партия — ИСРП. При таком раскладе политических сил роль оппозиции процессу демократизации естественно отходила к партии, наиболее тесно связанной с прежним режимом, и эта партия могла быть только правой по своей идеологической ориентации.
Организация, когда-то служившая опорой франкистского режима, — Испанские традиционалистские фаланги хунт национал-синдикалистского сопротивления — фактически прекратила свое существование еще при жизни диктатора. В момент своего создания испанская "партия-преемница", Народный альянс (НА), была не менее организационно слабой, чем СДЦ. Она представляла собой коалицию бывших фалангистов, сторонников католической организации Опус Деи и многочисленных консервативных групп, лидеры которых в 1976 — начале 1977 гг. пытались завоевать благосклонность короля. Лишь низкая представительность "центристского" и "левого блоков" заставила лидеров названных групп, забыв об амбициях и идеологических разногласиях, объединиться между собой.
Таким образом, расклад политических сил Испании, сложившийся в 1977 г. (и подтвержденный в 1979), исходно характеризовался сравнительно низкими уровнями представительности всех "блоков", что обусловливалось как сохранением единства правящего СДЦ, так и длительным организационным опытом левых оппозиционных партий. Можно предположить, что такой расклад мог бы сохраниться и по итогам выборов 1982 г. — но лишь при условии успешной экономической политики. В действительности, цена демократизации и сопровождавших ее экономических реформ оказалась непомерно высокой для значительной массы испанцев. Правящий СДЦ, попав в "невыигрышный" сектор межпартийной конкуренции, больше не мог сохранять свое условное организационное единство. Он распался на несколько групп, и все они потерпели поражение на выборах. Испанский "центр" сохранился в основном в виде региональных партий.
В распоряжении испанского избирателя, стремившегося "наказать" правительство, были две возможности — он мог проголосовать либо за левую, либо за правую оппозицию. Результаты выборов показывают, что обе эти возможности были использованы, причем наибольшего относительного успеха добилась "партия-преемник" — НА, в то время как абсолютными победителями стали социалисты. Подобный исход выборов можно объяснить тем, что, голосуя против правительства, испанские избиратели не хотели выразить негативное отношение к процессу демократизации как таковому. В этом контексте оппозиционная, но демократическая ИСРП оказывалась идеальным кандидатом.