Политика Николая II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:46, реферат

Описание работы

12 декабря 1825 г. на русский престол вступил Николай I Павлович (1825 - 1855 гг.).
Николай был третьим сыном Павла I. Старших сыновей Павла I - Александра и Константина - с детства готовили к престолу, младших - Николая и Михаила - к во-енной службе.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Отныне все  законопроекты должны были проходить  через Государственный Совет  и обсуждаться на его общем  собрании. Общее собрание составлялось из членов четырех департаментов : 1) законодательного, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономики; и из министров. Председательствовал на нем сам государь или особое лицо, им назначенное. При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Об этом свидетельствует и тот факт, что в «Журнал» Государственного Совета вписывалось только мнение большинства, а мнение меньшинства и какие либо другие высказывания выступали в роли приложений.

Таким образом  появление Государственного Совета означало создание учреждения, имевшего законодательное и объединительное значение и состоявшего из назначаемых, а не избираемых лиц. Это во многом соответствовало духу замыслов Сперанского и явилось дальнейшим шагом России на пути к укреплению правового порядка, а также осуществлению либеральных принципов.

В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 года состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных  финансов. Сперанский составил «План  финансов», который лег в основу царского манифеста от 2 февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег - ассигнаций, который вели к обесцениванию рубля; сокращался объем финансовых средств, поступавших в распоряжение министерств; финансовая деятельность министров ставилась под контроль. Одновременно предусматривалось увеличение размера пошлин и налогов. С целью пополнения государственной казны подушная подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый прежде налог - «подоходный прогрессивный» облагающий доходы помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% последнего; высший налог падал на имения , дававшие более 18 тыс. рублей дохода и составлял 10% последнего. Меры эти дали положительный результат и как отмечал в дальнейшем сам Сперанский :"переменив систему финансов... мы спасли государство от банкротства". Дефицит бюджета сократился, а доходы казны возросли за два года на 175 миллионов рублей.

Летом 1810 г. по инициативе Сперанского началась реорганизация  министерств, завершившаяся к июню 1811 г. В ходе ее было ликвидировано  министерство коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел. Из ведения  последнего были выделены дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Кроме того были учреждены несколько особых ведомств, со значением близким к отдельным министерствам - государственного контроля, духовных дел иностранных вероисповеданий и путей сообщения. Сами министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты - на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров - комитет министров для обсуждения дел административного и исполнительного характера. Вместе с тем в законе стали четко прописываться пределы власти министров и их ответственность.

К началу 1811 года Сперанский предложил и новый  проект преобразования Сената. Суть этого  проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз Сперанский писал, что необходимо строго разделить дела административные и судебные дела Сената, которые были смешены в его устройстве. Согласно этому предполагалось разделить Сенат на правительствующий и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая выбиралась дворянством. В двойственности состава особенно блеснула искра тех идей, на которых был построен общий преобразовательный план Сперанского.

Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном  совете, члены которого усмотрели  в праве выборов дворянством  состава Сената ограничение самодержавной  власти. И несмотря на то что при  подаче голосов большая часть  членов совета высказалась «за проект», и государь утвердил мнение большинства, реформа так и не была проведена. В силу различных внутренних и внешних причин Сенат остался в прежнем состоянии, да и сам Сперанский в конечном итоге пришел к выводу что проект нужно отсрочить.

Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810-1811гг и  речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от их первоначального  плана. Из трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только первые две, третей реформа не коснулась. Проект создания «Уложения гражданских законов» также затянулся. Сперанский начал понимать неосуществимость своих далеко идущих планов и в феврале 1811 г обратился к Александру I с просьбой об отставке.

В чем же причина  неудач реформ? Почему, как пишет  С.В. Мироненко, «верховная власть оказалась  не в состоянии провести коренные перемены, которые явно назрели и  необходимость которых была вполне очевидна наиболее дальновидным политикам»? Причин тому было несколько:

Первая обнаруживается по существу уже в самом возвышении Сперанского, превращении его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в  придворных кругах. Уже в 1809 г. после  указов, регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому начинает усиливаться во всех слоях русского общества. Оскорбления и насмешки в его адрес сделались явлением обычным: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет и повышены налоги всеобщее недовольство достигло апогея. В письме к императору Сперанский писал: «... Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с страстями, и с самолюбием, и с завистью, а еще более с неразумием. Толпа вельмож, со всею свитою, целыми родами преследуют меня как опасного уновителя. Я знаю, что большая их часть и сами не верят сим нелепостям; но, скрывая собственные их страсти под личиною общественной пользы, они личную свою вражду стараются украсить именем вражды государственной; я знаю, что те же самые люди превозносили меня и правила мои до небес, когда предполагали, что я во всем с ними буду соглашаться ...».

Но не только всеобщее недовольство было препятствием на пути реформ. Второй причиной их неудачи было то, что лишь немногие знали и четко представляли цели и задачи преобразований. В целом сознание общества не было подготовлено к этим нововведениям. Да и сам Сперанский не сделал ни малейшей попытки ознакомить его со своими проектами, показать подлинные цели и смысл своих начинаний. Это отсутствие сколь - нибудь определенных сведений о предполагаемых реформах не давало заинтересованным людям, возможности выступить активно в их поддержку и тем самым лишало их основы. В этом есть некий парадокс. Поскольку Сперанский, первоначально придававший в своих трудах огромное значение общественному мнению, когда дело дошло практики , совершенно исключил «народный дух» из числа своих союзников, сделав ставку на верховную политическую власть. Но при этом он упустил из виду, что носитель этой власти (в данном случае Александр I) есть лицо предельно открытое, для различных влияний со стороны тех или иных общественных кругов, а это влияние практически сразу стало развиваться далеко не в пользу идей Сперанского.

Наконец третей причиной неудач реформ была их непоследовательность. Сперанский и Александр I решились вводить  новые правительственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные  с ними гражданские отношения, желая построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве и зависела не от закона, а от личного произвола владельца. Они надеялись получить быстрые результаты не до конца оценив реальную действительность и эта поспешность во многом обусловило неудачу их начинаний.

  Реформа государственной деревни, проведенная в 1837-1841 гг. министром государственных имуществ П.Д. Киселевым.

      В марте 1835 г. был учрежден  Секретный комитет для обсуждения  проекта крестьянской реформы, а в апреле — Пятое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с П.Д. Киселевым для подготовки реформы государственной деревни. В кон. 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ во главе с Киселевым. Ему Николай I поручил провести задуманную реформу.

      Реформа распространялась на 8,1 млн.  душ мужского пола — государственных  крестьян в основном западных  и некоторых южных губерний, однодворцев  и др., составлявших в общей  сложности более трети всего  населения России.

      В 1838-1841 гг. в великорусских, западных  и прибалтийских губерниях была  создана четырехступенчатая система  управления: губерния — округ  — волость — сельское общество. В каждой губернии учреждалась  Палата государственных имуществ. В состав округа, в зависимости от численности государственных крестьян, входили один или несколько уездов. Во главе округа стоял окружной начальник с двумя помощниками. Округа делились на волости (ок. 6 тыс. душ мужского пола в каждой). Волостной сход, на который посылали по одному представителю каждые 20 крестьян-домохозяев, избирал на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух заседателей, а также волостного писаря.

      Волости состояли из сельских  обществ, ок. 1,5 тыс. душ мужского  пола в каждом. В состав сельского общества входили одно или несколько селений. В сельском сходе участвовало по одному представителю от каждых 5 домохозяев. Сход избирал на 3 года сельского старшину, а для надзора за порядком — сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Разбором мелких тяжб и проступков занимались избираемые крестьянами волостные и сельские суды ("расправы"). Они состояли из судьи и заседателей ("добросовестных").

      Общинное землепользование с  переделами земли сохранялось. Оброк назначался в зависимости от доходности крестьянского надела. Власти передали крестьянам часть земли из государственного резерва — всего ок. 2,5 млн. десятин. Крестьянские семьи начали переселять в малонаселенные губернии. Переселенцы (170 тыс. душ мужского пола) также получили 2,5 млн. десятин земли, государственные крестьяне западных губерний были освобождены от барщины.

      На селе появились врачи и  ветеринары. Возникали "образцовые" фермы, где развивались передовые  приемы земледелия. Предотвратить голод в случае неурожая должны были 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов и выделенная из крестьянской надельной земли т.н. общественная запашка, значительная часть которой отводилась под посевы картофеля.

      Принудительная посадка картофеля  привела к массовым бунтам на Урале, в Поволжье и др. местностях. В ноябре 1843 г. Киселев отменил обязательные посевы картофеля. Реформа улучшила положение государственной деревни, увеличила наделы крестьян и устранила земельную "тесноту".

Политика правительства в области просвещения, печати, религии.

 Политика  в области просвещения становилась  все более консервативной. В 1828 г. была проведена реформа низших  и средних специальных учебных  заведений. 

Разные ступени  школы были оторваны друг от друга  и предназначались для разных сословий:

сельские приходские училища - для крестьян;

уездные училища - для городских обывателей;

гимназии - для  дворян.

С 1832 г. министром  народного просвещения стал С.С. Уваров. Он стал автором знаменитой формулы "православие, самодержавие, народность", которая утверждала, что эти три силы являются основой русского государственного строя и обеспечивают порядок и гармонию в обществе. Уваровская триада была создана в противовес революционной Франции, в которой в основу государственного, общественного и даже семейного устройства пытались положить принципы свободы, равенства и братства. При министре просвещения С.С. Уварове образование и воспитание российского юношества основывалось на уважении к православию, самодержавию и народности. В 1835 г. вышел новый университетский устав, по которому автономия университетов резко сокращалась. Была проведена проверка деятельности Казанского, Петербургского, Московского университетов. Ряд профессоров, пропагандировавших революционные идеи, был отдан под суд. Была повышена плата за образование, сокращен набор студентов, пересматривались учебные программы. Устав 1835 г. упразднил в университетах кафедры философии, политэкономии, естественного права и статистики. В то же время в 1835 г. было основано Императорское училище правоведения - элитарное учебное заведение для подготовки служащих министерства юстиции и Сената. За границу в целях повышения квалификации был отправлен в командировку ряд преподавателей. При министре С.С. Уварове наступил "золотой век" Московского университета, в это время в нем работали такие блестящие профессора как Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Г. Редкин и др. В 1832 г. был открыт университет в Киеве.

В 1826 г. был установлен строгий цензурный устав, который  отныне должен был стоять на страже нравственных устоев общества, религиозных традиций и должен был выполнять функцию защиты государственных интересов.

Николаю I были неведомы религиозные "шатания" старшего брата. Он считал себя сыном Русской  Православной Церкви. На его взгляд, вся русская история подтверждала право первородства Православной Церкви по сравнению с другими церквями. Поэтому его религиозная политика была направлена на поддержку авторитета официального православия. Вновь стали подвергаться гонениям старообрядцы и сектанты. Государство стало поддерживать миссионерскую деятельность Православной Церкви на востоке империи.

Правление Николая I ознаменовалось появлением в 1833 г. первого  официального национального гимна "Боже, Царя храни". Слова английского  гимна "Боже, храни короля" поэт В.А. Жуковский перевел на русский язык, а композитор А.Ф. Львов написал к ним мелодию.

В социальной политике проводились мероприятия, направленные на укрепление сословного строя и  позиций дворянства в обществе. В 1832 г. правительство ввело новое сословие "почетных граждан". "Почетными гражданами" могли стать крупные предприниматели, купцы 1 гильдии, ученые, художники, чиновники, лица, окончившие высшие учебные заведения и т.д. Правительство беспокоило дробление и ослабление материального положения дворян. В целях недопущения измельчания имений вводятся заповедные имения, которые мог наследовать только один сын, без дробления между другими наследниками. В 1845 г. был издан указ о порядке приобретения дворянства, который затруднял получение дворянского статуса по чинам и орденам.

Польское восстание 1830 - 1831 гг.

 По решению  Венского конгресса 1815 г. центральная  Польша вошла в состав России. До этого Польша много лет  пребывала в состоянии разорения.  Политика Александра I в отношении  Польши была либеральной. Польше была предоставлена широкая автономия: свой сейм, своя армия, местная администрация, денежная система. В Польше строились заводы, дороги, был открыт университет. Польша быстро оправилась от былого разорения. Но к концу правления Александра Польша вся была покрыта сетью тайных обществ, стремившихся к восстановлению великой Польши "от моря до моря".

В ноябре 1830 г. в  Польше вспыхнул мятеж. Вооруженные  поляки ворвались в Бельведерский дворец с намерением убить царевича Константина Павловича. Сейм объявил династию Романовых низложенной и провозгласил главой правительства князя Адама Чарторыйского. Мятежники захватили арсенал русских войск и роздали оружие населению. Поляки нападали на русских солдат в казармах, на улицах, в церкви. Было убито много солдат, офицеров, даже генералов. Наместник Польши великий князь Константин Павлович едва живым успел уехать из Варшавы. Поляки объявили, что только тогда прекратят восстание, когда Царству Польскому будет предоставлена независимость, и к нему будут присоединены все русские земли, входившие ранее в Речь Посполитую: Литва, Белоруссия, Малороссия.

Информация о работе Политика Николая II