Политика опричнины, ее последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Боярская вотчина оставалась господствующей формой землевладения. Наиболее крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Бывшие местные князья стали вассалами Государя всея Руси. Их владения превращались в обычные вотчины (''обояривание князей'').
Расширялось, особенно со второй половины XVI в., поместное землевладение. Государство в условиях недостатка денежных средств для создания наемной армии, желая поставить под контроль центральной власти бояр-вотчинников и удельных князей, пошло по пути создания государственной поместной системы.

Содержание работы

Введение
1. Поместное землевладение
2. Политика опричнины, ее последствия
3. Возникновение приказов и их задачи. Финансовые приказы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

фин реф.docx

— 25.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Поместное землевладение

2. Политика опричнины,  ее последствия

3. Возникновение приказов  и их задачи. Финансовые приказы

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Иван IV Васильевич Грозный (1530 - 1584 гг.) - великий князь, русский царь с 1547 г. Иван IV жестокими мерами, часто впадая в ярость, добился огромных результато.

Образовавшееся в конце XV - начале XVI в. Российское государство развивалось как часть общемировой цивилизации. Однако следует учитывать своеобразие условий, в которых происходило это развитие. Территория России лежала в полосе резко континентального климата с коротким сельскохозяйственным летом. Плодородные черноземы Дикого поля (к югу от реки Оки), Поволжья, юга Сибири только начали осваиваться. Страна не имела выхода к теплым морям. При отсутствии естественных границ (морского или океанического побережья, крупных горных хребтов и т.д.) постоянная борьба с внешней агрессией требовала напряжения всех ресурсов страны. Земли запада и юга бывшего Древнерусского государства находились в руках противником России. Ослабли и были разорваны традиционные торговые и культурные связи.

Российская держава сумела добиться политического единства при  отсутствии интенсивных экономических  связей. Такой уровень экономики  предопределял неизбежность внутренних конфликтов в процессе централизации  страны.

Экономика страны носила традиционный феодальный характер, основанный на господстве натурального хозяйства.

Боярская вотчина  оставалась господствующей формой землевладения. Наиболее крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Бывшие местные князья стали вассалами  Государя всея Руси. Их владения превращались в обычные вотчины (''обояривание князей'').

Расширялось, особенно со второй половины XVI в., поместное землевладение. Государство в условиях недостатка денежных средств для создания наемной армии, желая поставить под контроль центральной власти бояр-вотчинников и удельных князей, пошло по пути создания государственной поместной системы.

В данной работе будут рассмотрены  финансовые реформы Ивана Грозного.

 

1. Поместное землевладение

Поместной системой называется порядок служилого, т.е. обязанного ратной службой, землевладения, установившийся в Московском государстве XV и XVI вв.. В основании этого порядка лежало поместье. Поместьем в Московской Руси назывался участок казенной или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, т.е. как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы [4; 203]. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца.

До Ивана IV поместье получало значение средства обеспечения как дворцовой, так и ратной службы. С той поры возникает юридическая идея поместья как земельного участка, обеспечивающего государственную службу служилого человека, ратную или дворцовую. С того же времени, т.е. со второй половины XV в, поместное землевладение складывается в стройную и сложную систему, вырабатываются точные правила испомещения, раздачи земель в поместное владение [4; 207]. Эти правила стали необходимы, когда правительство, создав усиленным набором многочисленную вооруженную массу, начало устраивать ее содержание земельными дачами.

В XVI в. служилые люди иногда испомещались одновременно целыми массами. Наиболее известный случай такого испомещения относится к 155о г. Для разных служб при дворе правительство тогда набрало из ратных уездов тысячу наиболее исправных служилых людей из городовых дворян и детей боярских. Служилым людям, которых служба привязывала к столице, нужны были для хозяйственных надобностей подмосковные вотчины или поместья. Этой тысяче набранных по уездам для столичной службы служилых людей правительство и роздало поместья в Московском и ближайших уездах, присоединив к этой массе несколько людей высших чинов, бояр и окольников, у которых не было подмосковных. Размеры поместных участков были неодинаковы и соответствовали чинам помещиков: бояре и окольничие получили по 200 четвертей пашни в поле (300 десятин в 3 полях); дворяне и дети боярские городовые, разделенные на несколько статей или разрядов, получили по 200, 150 и по 100 четвертей в каждом поле. Таким образом, 1078 служилым людям разных чинов в том году роздано было зараз 176775 десятин пашни в з полях.

Вскоре после завоевания Казани правительство привело в  порядок поместное владение и  поземельную службу, составило списки служилых людей с разделением  их на статьи по размерам поместного владения и по окладам денежного жалованья, которое с того же времени приведено  было в правильное соотношение с  размером ратной службы. До нас дошли  отрывки этих списков, составленных около 1556 г. Здесь при имени каждого  служилого лица обозначено, сколько  у него вотчины и поместья, с  каким числом дворовых людей обязан он являться на службу и в каком  вооружении и как велик назначенный  ему оклад денежного жалованья. С этого времени поместное  владение и является стройной и сложной  системой, основанной на точно определенных и постоянных правилах.

Поземельным устройством  и всеми поземельными отношениями  служилых людей заведовало особое центральное  учреждение - Поместный приказ.

Служилые люди владели  землей по месту службы, как и  служили по месту, где владели  землей, - так можно понимать слово  поместье. Служба привязывала служилых людей либо к столице, либо к известной  области. Поэтому и служилые люди разделялись на два разряда. К  первому принадлежали высшие чины, служившие ''с Москвы'', а также  выбор из городов. Второй разряд составляли низшие чины, служившие ''из городов'', городовые  или уездные дворяне и дети боярские. Московские чины кроме поместий и вотчин в дальних уездах должны были иметь по закону подмосковные дачи. Городовые дворяне и дети боярские получали поместья преимущественно  там, где служили, т.е. где должны были защищать государство, образуя  местную землевладельческую милицию. Служебные обязанности служилого  человека падали не только на его поместье, но и на вотчину, следовательно, служба была не поместная, а поземельная. С половины XVI в. была точно определена сама мера службы с земли, т.е. тяжесть ратной повинности, падавшей на служилого человека по его земле. По закону 20 сентября 1555 г. с каждых 100 четей доброй, угожей пашни в поле, т.е. со 150 десятин доброй пахотной земли, должен был являться в поход один ратник ''на коне и в доспехе полном'', а в дальний поход - с двумя конями. Землевладельцы, у которых было больше 100 четвертей пашни в поместьях и вотчинах, выводили с собой в поход или выставляли, если не шли сами, соразмерное пашне количество вооруженных дворовых людей. Поместные оклады или наделы назначались ''по отчеству и по службе'', по родовитости служилого лица и по качеству его службы, а потому были очень разнообразны. Притом новичку, начавшему службу, обычно давали не весь оклад сразу, а только часть его, делая потом прибавки по службе. Поэтому оклады отличались от дач. Размеры тех и других определялись различными условиями. Оклады были прямо пропорциональны чинам: чем выше чин служилого человека, тем крупнее его поместный оклад. Размер дачи обусловливался размером вотчины и продолжительностью службы; дачи были обратно пропорциональны вотчинам: чем значительнее была вотчина у служилого человека, тем меньше его поместная дача, т.к. поместье было, собственно, подспорьем или заменой вотчины. Наконец, и к окладу и к даче делались придачи по продолжительности и исправности службы. Все эти условия схематически можно выразить так: оклад - по чину, дача - по вотчине и служебному возрасту, придача и к окладу и к даче - по количеству и качеству службы/

Таковы общие  черты поместной системы. Обращаясь  к подробностям, находим указания, что люди высших чинов, бояре, окольничие и думные дворяне, получали поместья от 800 до 2000 четвертей (1200 - 3000 десятин), стольники и дворяне московские - от 500 до 1000 четвертей (750 - 1500 десятин).

Оклады признавались мерою, как бы единицей измерения служебной  повинности служилого человека.

К окладу поместному обычно присоединялся денежный в той  же пропорции. Вообще денежное жалованье  как ''воспособление'' к поместным доходам выдавалось служилым людям, когда надобно было поставить их на ноги, приготовить к походу. При ослаблении служебной тягости денежный оклад выдавался с убавкой, например, на половину, ''вполы'', а то и вовсе не выдавался, если служилый человек занимал должность, дававшую ему доход или освобождавшую его от исполнения ратной повинности. О служилых людях высших чинов, получавших ежегодное жалованье, в книгах писалось, что они ''емлют жалованье из чети'', а о низших городовых - ''емлют жалованье с городом''. Под четями подразумевались финансовые приказы, между которыми распределено было денежное содержание служилых людей.

2. Политика опричнины,  ее последствия

В России все население  страны - от высшего боярства до последнего смерда - были подданными царя, его холопами.

Экономической основой  подданических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России, отмечал В. О. Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него - это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричнины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков дворян под неограниченной властью царя-самодержца.

Итак, опричнина - это название внутренней политики правительства  Ивана Грозного. Существуют разные точки зрения на опричнину. Современник  ее А. М. Курбский называл ''пожаром лютости'' бессмысленное истребление бояр. Позднейшие историки видят в ней  средство для утверждения прогрессивного государственного начала в его исконной борьбе с родовым (княжеско-боярским), а методы - обусловленными личными  качествами Ивана IV. Опричнина - это государственная необходимость, крупная реформа, покончившая с экономическим и политическим могуществом земельной аристократии. Вообще под опричниной следует понимать ряд военных, административных, финансовых, социальных мер правительства Ивана IV по преодолению пережитков феодальной раздробленности, возвышению дворянства. Опричнина сопровождалась массовыми репрессиями.

В 1565 г. Иван IV объявил об учреждении ''особого'' двора с особой территорией, войском, финансами и управлением. Боярская Дума предоставила царю чрезвычайные полномочия для искоренения крамолы; был создан специальный аппарат управления и беспрекословно послушное царю войско (насчитывало около 1 тыс. чел.). В опричнину вошли: Можайск, Вязьма, Суздаль, Козельск, Переяславль, Великий Устюг, Вологда и др. территории. Доходы шли на содержание опричного аппарата и войска, численность которого возросла до 6 тыс. человек. Опричники были неподсудны общегосударственным органам власти и суда. Остальная часть государства стала называться Земщиной. Она управлялась Боярской Думой. С Земщину на опричнину брался огромный единовременный налог в 100 тыс. руб. С территории Земщины выселялись феодалы, не зачисленные в ''особый двор''. Их земли передавались дворянам-опричникам. Опалы и казни стали повседневным явлением.

Политика опричнины проводилась  с крайней жестокостью. Выселения, конфискация собственности сопровождались кровавым террором, обвинениями в  заговоре против царя. Наиболее сильные  погромы были произведены в Новгороде, Твери, Пскове. Недаром слова ''опричнина'' и ''опричник'' стали нарицательными и употреблялись как образное выражение грубого произвола.

В результате опричнины общество подчинялось неограниченной власти единоличного правителя - Московского  царя. Главной социальной опорой власти стало служилое дворянство. Боярская дума еще сохранялась как дань традиции, но стала более управляемой. Ликвидированы экономически независимые  от власти собственники, которые могли  послужить основой формирования гражданского общества. [2; 86].

Помимо государственной  собственности в Московском царстве  была довольно широко распространена корпоративная, т.е. коллективная собственность. Коллективными собственниками были церковь и монастыри. Коллективной собственностью на землю и угодья обладали свободные крестьяне-общинники. Таким образом, в русском государстве  практически отсутствовал институт частной собственности, который  в Западной Европе послужил основой  принципа разделения властей, создания системы парламентаризма.

 

3. Возникновение  приказов и их задачи. Финансовые  приказы

Зарождение приказов как учреждений относится к началу XVI в. Приказы - это органы отраслевого управления. Они создавались по разным поводам, иногда носили временный характер и ликвидировались после решения какого-либо конкретного вопроса. Но чаще они были результатом ''приказа'' определенной отрасли государственных дел одному из дворцовых дьяков. В отличие от предыдущего периода при дьяке образовывалась группа подчиненных ему подьячих, а сам приказ постепенно превращался в постоянно действовавшее учреждение. Эти первые приказы помещались или во дворце, или в самостоятельных зданиях вблизи дворцовых построек (''избах''), отчего и носили иногда такие названия (например, Разрядная изба, Ямская изба и т.д.).

Решающую роль в окончательном  превращении этих зародышей первых приказов в полноправные учреждения сыграли бурные события середины XVI в., связанные с правлением Ивана Грозного. Именно на приказы было возложено первым русским царем и его правительством проведение в жизнь крупных преобразований. В результате к концу царствования Грозного окончательно сложилась система приказов, состоявшая из 23 учреждений. В своей основе она сохранилась до конца существования самих приказов, т.е. до начала XVIII в.

Всеми финансами государства  ведала казна. Но в определенное время  приказ казны занимается также курированием южного направления внешней политики. Казенный приказ ведал общегосударственными учреждениями; земский - осуществлял  полицейские функции; ямской (почтовый) - отвечал за бесперебойные связи  Москвы с внутренними районами страны; разбойный занимался разбором уголовных дел; разрядный - ведал комплектованием армии, он же заведовал постройкой крепостей и пограничными городами; поместный - заведовал государственными землями и т.д. [2; 87].

Существовало множество  мелких приказов (конюшенный, аптекарский  и т.п.) и целая сеть финансовых приказов.

К организации сети финансовых приказов привели реформы в области  финансов, изменившие систему сбора  налогов с населения. Главным  из них был приказ Большого прихода, куда стекалась основная часть собираемых средств. Чтобы лучше и правильнее оценивать платежеспособность жителей  отдельных местностей, были организованы особые финансовые приказы - ''четверти'' (''чети''), отвечавшие за определенные районы страны. Каждый из них получил название по основному из подведомственных ему  городов (Галицкая, Владимирская, Новгородская, Нижегородская, Устюжская четверти). Территориальный характер носили и  приказы, создаваемые для управления вновь присоединенными к России областями. После взятия Казани и  Астрахани был организован приказ Казанского дворца. Такого же рода учреждение было задумано в ходе Ливонской войны  для присоединенных земель Прибалтики. Оно получило наименование Городового приказа, т.к. занималось в основном укреплением ливонских городов. Приказ был ликвидирован после потери временно завоеванных территорий.

Довольно рано проявились основные недостатки приказной системы  управления в целом - отсутствие четкого  распределения обязанностей между  отдельными учреждениями, смешение вопросов административных, финансовых и судебных, столкновение деятельности разных приказов на одной и той же территории.

Окончательное оформление приказов как учреждений произошло в конце XVI в., когда для каждого из них были установлены определенный штат и бюджет.

Информация о работе Политика опричнины, ее последствия