Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 18:57, контрольная работа
Османская империя на рубеже XVIII — XIX вв. находилась в состоянии упадка. Очередной крупной военной неудачей обернулась русско-турецкая война 1787-1791 гг. Нефункциональность турецкой армии стала знаком глубокого внутреннего кризиса, подточившего страну. Видный турецкий писатель XVII в. Кочибей Гюмюрджинский писал: «Османское государство саблей добыто и саблей только может быть поддержано»1. Коль скоро у армии появились серьезные проблемы, общего потрясения не избежать. Историки советской школы А.Д. Новичев, А.Ф. Миллер, Д.Е. Еремеева и другие аргументировали тезис, что главной причиной кризиса Османской Турции был кризис ее военно-ленной системы2. Дело представляется следующим образом.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Хотеев Алексей Сергеевич
Политика реформ в Османcкой империи
(конец 18 в—70-е годы 19 в.)
Контрольная работа студента 3 курса заочной формы обучения
Cпециальность: История (по направлениям)
Минск, 2013
Османская империя на рубеже XVIII — XIX вв. находилась в состоянии упадка. Очередной крупной военной неудачей обернулась русско-турецкая война 1787-1791 гг. Нефункциональность турецкой армии стала знаком глубокого внутреннего кризиса, подточившего страну. Видный турецкий писатель XVII в. Кочибей Гюмюрджинский писал: «Османское государство саблей добыто и саблей только может быть поддержано»1. Коль скоро у армии появились серьезные проблемы, общего потрясения не избежать. Историки советской школы А.Д. Новичев, А.Ф. Миллер, Д.Е. Еремеева и другие аргументировали тезис, что главной причиной кризиса Османской Турции был кризис ее военно-ленной системы2. Дело представляется следующим образом.
Как и во
многих других странах Азии, земля
в Османской империи являлась
государственной
Административное, внутри-политическое и социальное устройство Империи заключало в себе также целый ряд проблемных моментов. Со времени громких завоеваний в столице султана обосновался большой двор, который требовал значительного содержания. Многонациональная империя была разделена на провинции, которыми управляли представители центральной власти — эмиры и паши. Эти наместники султана старались подражать своему покровителю, заводили свой двор, свое войско, печатали свои монеты и тяготели к самостоятельности. В обществе было сильно влияние духовенства, которое заведовало шариатскими судами и проверяло на соответствие Корану те или иные государственные правила и законы.
В экономическом и культурном отношении Империя не была развита равномерно. Пограничные области и города, например, Каир, Дамаск, Багдад, Тунис, были развитыми центрами ремесла и торговли, а во внутренних областях, прежде всего в самой Турции и столице экономическое развитие шло медленно. Название «турок» нередко означало «мужлан», «деревенщина»3. Христианских школ в государстве насчитывалось гораздо больше, чем мусульманских, причем в них важное место занимали предметы не связанные с изучением религии, а с прикладными естественными знаниями. Иудеи также образовывали в стране свои многочисленные торгово-ремесленные корпорации и отличались более высоким уровнем школьной подготовки, чем многие мусульмане.
Наконец, ведущие европейские государства Англия, Франция и Россия старались извлечь свою выгоду из слабости Османской империи, которая занимала срединное положение Евразии и была связующим звеном в отношениях на Балканах, в Средиземном море, с азиатскими европейскими колониями и другими восточными странами. Им была выгодная внутренняя слабость Турции, для чего в ход пускались подкуп, придворные интриги. Франция, и Австро-Венгрия с опаской смотрели на возрастающее в ходе войн русское влияние на Балканах, а Англия с тревогой смотрела на русское движение в Среднюю Азию к областям Ирана и Афганистана. Для этих государств Османская империя была сдерживающим Россию фактором. В таких обстоятельствах Турция становилась фигурой в чужой политической игре.
Таким образом,
кризис охватил буквально все
стороны жизни слабеющей
Реформы Селима Ш (1789-1807) и Махмуда П (1808-1839) знаменуют собой первый период модернизации, на который встала Империя в XIX в.
В 1791 г. Селим III поручил своим подданным предоставить письменные предложения по реформированию государства. Поступило два десятка докладных записок о реформах. На основании этих предложений было принято решение начать преобразования. Сначала внимание было обращено на армию. Селим еще не отменил полностью ленную систему, но отнял земли у тех сипахов, которые не несли военной службы. Предполагалось создание новых пехотных корпусов по французскому образцу, новое оснащение флота. Для этого на нужды армии необходимо было основать мануфактуры, улучшить финансовое обеспечение. Однако местные промышленники видели только свою пользу, а не нужды государства, новые налоги привели к росту крестьянского недовольства. Нужно учесть, что в это время Порта вела войны с Наполеоном в Египте (1798) и Россией (1806-1812). Потеря Египта в 1805 г. и неудачная война на Балканах усилили непопулярность Селима, и в 1807 г. против него был организован янычарами мятеж, который положил конец и реформам, и правлению Селима III. Султан был свергнут, затем убит. Новый правитель Махмуд был еще молод и сначала не решался продолжить реформы предшественника. Однако пример египетского паши Мухаммеда Али, бывшего офицера турецкой армии, который сумел подавить в своей стране янычарскую оппозицию (мамлюков) и организовать сильную армию, имел влияние на султана. В 1822-1826 гг. создалась благоприятная обстановка для продолжения реформ. Янычары не смогли подавить восстание в Греции; малоазиатские правители отказались подчиняться султану и не участвовали в подавлении восстания. Махмуд II обратился за помощью к египетскому паше Мухаммеду Али. В 1824 г. египетские войска высадились на Крите и в Мореи, где жестоко расправились с восставшими греками. Однако египетский паша вел себя независимо. Султан понимал, что для сохранения государства нужно опираться на собственные силы. Он обратился за помощью к духовенству и получил его поддержку в деле создания регулярной армии. Это вызвало очередной мятеж янычар. В июне 1826 г. восставшие янычары были окружены в Стамбуле новыми регулярными войсками и расстреляны из пушек. «Бунтовщики, — сообщает турецкий хронист Эсад, — искали спасения в своей большой казарме, осыпая друг друга упреками. 12 или 15 залпов картечи обрушились на здание. Языки пламени охватили его со всех сторон, и через несколько мгновений огонь поглотил все убежище мятежников»4. Махмуд II говорил, что он копирует расправу Петра I с мятежными стрельцами. В результате этих действий султана десятки тысяч янычар погибли, их тела были выброшены в Босфор и Мраморное море. После этой расправы сопротивление реформам было ослаблено. Султан смог продолжить начатые преобразования. Целым рядом законов были созданы регулярная армия, централизовано областное управление, унифицированы таможенные сборы. В 1834 г. была ликвидирована ленная система: поместья конников были отобраны в казну и сданы в аренду. Учреждены министерства (их было десять — военное, морское, иностранных дел, юстиции, финансов, народного просвещения, полиции, торговли, общественных работ и благотворительности-вакуфов), стали издаваться указы, появился европейский стиль одежды и европейская мода (экипажи, французский язык и т.д.). Все это вызвало недовольство, в первую очередь, у духовенства.
Следует отметить,
что эти реформы имели
Период Танзимата (1839-1876) был временем конституционных реформ. После смерти Махмуда II в 1839 г. власть перешла к его сыну, но явился и опасный соперник в лице египетского паши Мухаммеда Али, который с помощью Франции стремился занять место регента. Против этой инициативы выступили Австрия, Англия и Россия. В этих затруднительных политических обстоятельствах правительство Порты продолжило реформы. Они получили название «танзимат» (преобразования). В отличие от прежних мер главное место здесь заняли не военные, а социально-экономические реформы. Их проведение возглавил министр иностранных дел Мустафа-Решид паша. 3 ноября 1839 г. им был провозглашен в присутствии султана Гюльханейский указ. Его положения касались трех сторон:
1.Обеспечения подданным нашим полной безопасности относительно их жизни, чести и имущества.
В тексте Указа подчеркивалось, что поставленные задачи могут быть успешно решены только в случае единства правительства и народа. «Императорские льготы распространяются на всех моих подданных без различия вероисповедания или секты», — говорилось от лица султана5. Авторы проекта понимали, что Империи необходима государственная идеология, которая могла бы объединить многонациональное население страны. Такой идеологией провозглашается т.н. «османизм». Для него характерно декларативное объявление «равенства и единства всех народов», населяющих многонациональную турецкую державу. Однако в самой Порте такое заявление вызвало недовольство правоверных мусульман, которые не хотели даже формально находиться в одном ряду с «неверными». Христиане также стремились освободиться от турецкой власти.
В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола.
Большое внимание уделялось налогообложению. Реформаторы считали, что необходимо совершенствовать учет и контроль налоговых поступлений. Правительство отменило систему откупов, чрезвычайные налоги, барщину, сделало попытку упорядочить сбор налогов с немусульман. Однако многие налоговые правила не исполнялись, трудно было наладить контроль в финансовой сфере. По замечанию русского ученого путешественника П.А. Чихачева, наряду с важными нововведениями в Турции остались существовать старые злоупотребления, например, паши, лишенные теперь права приговаривать к смертной казни, обходили новый закон, назначая изнурительное тюремное заключение или телесные наказания6
В стране была введена всеобщая воинская повинность для мусульман, срок службы в армии сократился с 15 до 5-7 лет. Немало сделало правительство в области народного образования. Для этого была создана специальная «Комиссия общественной пользы». Она проверяла уровень профессиональной подготовки учителей, качество преподавания в школах. В стране вводилось обязательное начальное обучение для всех детей 4-5-летнего возраста, совместное обучение мальчиков и девочек. Еще ранее, в 1826 г. в Стамбуле было открыто военно-медицинское училище. Затем были созданы несколько новых военных училищ, а также учебные заведения для подготовки чиновников гражданских ведомств. В 1846 г. в предместье Стамбула была открыта Сельскохозяйственная школа, а в 1850 г. и Ветеринарная школа. К середине столетия появились и первые общеобразовательные светские начальные школы. В 1848 г. в столице было открыто первое в Турции мужское педагогическое училище. К 1874/75 г. в Стамбуле насчитывались уже 264 светские начальные школы, и том числе 25 женских; в них обучалось 13 тыс. детей7.
Крымская война 1853—1856 стала продолжением длительного соперничества крупнейших европейских держав за земли Османской империи. Она оказала значительное влияние на ход реформ. Хотя в результате военной кампании Порта выглядела победительницей, но фактически она оказалась в кабале у западных государств. Парижское соглашение гарантировало целостность и независимость Османской империи. Парижский мирный договор стал «коллективным протекторатом» западных стран над Турцией. В 1854 г. Турция взяла первый заём у Англии и Франции. В 1855 г. банкирский дом Ротшильда предоставил ей новый заём. Условия займов были кабальными. Это свело на нет многие намерения турецких реформаторов.
Новым документов, продолжающим реформы после войны стал Манифест 1856 г. Он подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных национальностей и религий, но и об их политическом равенстве («все подданные империи без различия национальности будут допускаться к публичным должностям»)8. По новому закону о земле подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Повторялся указ о всеобщем начальном образовании, отменялась цеховая система. Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды. В 1856 г. с участием английского и французского капитала были открыты Оттоманский банк и Генеральное общество кредита. «Торговля является монополией иностранцев, -- писал английский офицер Фредерик Миллинген, современник событий, -- эти учреждения созданы и руководятся иностранцами… чтобы выжимать из Туркции последние су»9 Против этих новшеств выступал сам инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление реформ потеряло свою целесообразность. И если до войны преобразования имели прогрессивное значение, то после нее они проводились лишь в интересах иностранных предпринимателей и местных торговых посредников (компрадорской буржуазии). Иностранные советники заполнили все государственные структуры. Они были инструкторами в армии и на флоте, работали в госучреждениях. Итогом этого стало экономическое и политическое закабаление Турции.
Зависимость
страны от иностранных держав сильно
действовала на умы нарождавшейся
местной интеллигенции. С одной
стороны, образование содействовало
расширению умственного кругозора
молодых офицеров, чиновников, учителей,
знакомило с европейской
Однако в среде либералов не было единства: одна группировка стремилась к объединению страны на основе равенства всех граждан страны не зависимо от национальности и даже религии («османизм»), другая партия была настроена консервативно, отдавая предпочтение только приверженцам ислама («панисламизм»). Пересмотр статей Парижского трактата в пользу России и новая неудача в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. привели к росту реакционных настроений. Султан Абдул-Хаммид воспользовался этим и распустил парламент, объявив Конституцию недействительной. Были закрыты многие учебные заведения, открытые в период Танзимата. Либеральное течение целого периода реформ с нач. XIX в. было прервано режимом диктатуры нового султана. Турция вернулась к традициям религиозной нетерпимости и произвола с той особенностью, что они нередко были орудиями западной политики и капитала.
ЛИТЕРАТУРА
1 Цит. по: Евдокимова, А.А. История стран Востока в новое время. Курс лекций: учебное пособие для студентов вузов — Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. — С. 165.
Информация о работе Политика реформ в Османcкой империи (конец 18 в—70-е годы 19 в.)