Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:12, реферат
Гражданская война поставила перед большевиками задачу создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресурсов, а отсюда - максимальной централизации власти и подчинения ее контролю всех сфер жизнедеятельности государства. При этом задачи военного времени совпали с представлениями большевиков о социализме как бестоварном, безрыночном централизованном обществе. В результат, политика “военного коммунизма”, проводимая большевиками в 1918-1920 гг., строилась, с одной стороны, на опыте государственного регулирования хозяйственных отношений периода первой мировой войны (в России, Германии), с другой - на утопических представлениях о возможности непосредственного перехода к безрыночному социализму в условиях ожидания мировой революции, что привело в конечном итоге к форсированию темпов социально-экономических преобразований в стране в годы Гражданской войны.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Волгоградский
Кафедра «История, культурология и социология»
Доклад
по предмету: «Отечественная история»
на тему:« ПОЛИТИКА "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»
Выполнил:
Студент группы ЭМ – 155
Галстян Альберт Робертович
Проверил:
Ситникова Ольга Ивановна
Волгоград 2013
ПОЛИТИКА "ВОЕННОГО
КОММУНИЗМА" (1918 - 1920 ГГ.)
Гражданская война поставила перед большевиками
задачу создания огромной армии, максимальной
мобилизации всех ресурсов, а отсюда -
максимальной централизации власти и
подчинения ее контролю всех сфер жизнедеятельности
государства. При этом задачи военного
времени совпали с представлениями большевиков
о социализме как бестоварном, безрыночном
централизованном обществе. В результат,
политика “военного коммунизма”, проводимая
большевиками в 1918-1920 гг., строилась,
с одной стороны, на опыте государственного
регулирования хозяйственных отношений
периода первой мировой войны (в России,
Германии), с другой - на утопических представлениях
о возможности непосредственного перехода
к безрыночному социализму в условиях
ожидания мировой революции, что привело
в конечном итоге к форсированию темпов
социально-экономических преобразований
в стране в годы Гражданской войны.
Основные элементы
политики “военного коммунизма“. В ноябре 1918 г. продармия была
распущена и декретом от 11 января 1919г.
ведена продразверстка. Декрет о земле
практически отменялся. Земельный фонд
передавался не всем трудящимся, а, в первую
очередь, совхозам и коммунам, а во вторую
- трудовым артелям и товариществам по
совместной обработке земли (ТОЗам). На
основе декрета от 28 июля 1918 г. к лету 1920
было национализировано до 80% крупных
и средних предприятий. Декретом СНК от
22 июля 1918 г. “О спекуляции”запрещалась
всякая негосударственная торговля. К
началу 1919 г. полностью были национализированы
или закрыты частные торговые предприятия.
После окончания Гражданской войны был
завершен переход к полной натурализации
экономических отношений. В период Гражданской войны
была создана централизованная государственная
и партийная структура. Пиком централизаторства
стал “главкизм”. В 1920 г. существовало
50 главков, подчинявшихся ВСНХ, координировавших
смежные отрасли и занимавшихся распределением
готовой продукции - Главторф, Главкожа,
Главкрахмал и др. Потребительская кооперация
была также централизована и подчинена
Наркомпроду. В период “военного коммунизма”
была введена всеобщая трудовая повинность,
милитаризация труда.
Итоги политики “военного
коммунизма”. В результате проведения политики
“военного коммунизма” были созданы
социально-экономические условия для
победы Советской республики над интервентами
и белогвардейцами. В то же время для экономики
страны война и политика “военного коммунизма”
имели тяжелые последствия. К 1920 г. национальный
доход упал с 11 до 4 млрд. рублей по сравнению
с 1913 г. производство крупной промышленности
составляло 13% от довоенного, в т.ч. тяжелой
промышленности - 2-5%. Продразверстка привела
к сокращению посевов и валового сбора
основных сельскохозяйственных культур.
Продукция сельского хозяйства в 1920 г.
составила две трети довоенного уровня.
В 1920-1921 гг. в стране разразился голод.
Нежелание терпеть продразверстку привело
к созданию повстанческих очагов в Среднем
Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане
активизировались басмачи. В феврале -
марте 1921 г. западносибирские повстанцы
создали вооруженные формирования в несколько
тысяч человек. 1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж
в Кронштадте, в ходе которого выдвигались
политические лозунги (“Власть Советам,
а не партиям!”, “Советы без большевиков!”).
Острый политический и экономический
кризис подтолкнул вождей партии к пересмотру
“всей точки зрения на социализм”. После
широкой дискуссии конца 1920 - начала 1921
г. с X съездом РКП(б) (март 1921) началась
постепенная отмена политики “военного
коммунизма”.
Я считаю тему «Политика «военного коммунизма»
и НЭП в СССР» актуальной.
В истории России XX века было много трагических
событий. Одним из тяжелейших испытаний
для страны, для ее народа явился период
политики «военного коммунизма».
История политики «военного коммунизма»
- это история голода и страданий народа,
история трагедии многих российских семей,
история крушения надежд, история разрушения
экономики страны.
Новая экономическая политика является
одной из проблем, постоянно привлекающих
внимание исследователей и лиц, изучающих
историю России.
Актуальность рассмотренной темы заключается
в неоднозначности отношения историков,
экономистов к содержанию и урокам НЭПа.
Изучению этой темы большое внимание уделяется
как в нашей стране, так и за рубежом. Одни
исследователи отдают должное тем мероприятиям,
которые проводились в рамках НЭПа, другая
группа исследователей пытается умалить
значение НЭПа для подъема хозяйства после
I Мировой войны, революции и гражданской
войны. Но не менее актуальным является
этот вопрос на фоне событий, происходящих
сейчас в нашей стране.
Эти страницы истории не должны быть забыты.
На современном этапе развития нашего
государства необходимо учитывать ошибки
и уроки НЭПа. Особенно внимательно подобные
исторические события необходимо изучать
современным политическим и государственным
деятелям, чтобы они могли учиться на ошибках
прошлых поколений.
Целью данной работы является изучение
особенностей социально-экономического
развития России в данный период и сравнительный
анализ политики «военного коммунизма»
и новой экономической политики.
1. Особенности социально-экономического
развития России
в 1918-1920 гг. и в 1921-1927 гг.
Осенью 1917 года в стране назрел общенациональный
кризис. 7 ноября 1917 года в Петрограде произошло
вооруженное восстание, и к власти пришла
одна из радикальных партий – РСДРП (б)
со своей программой вывода страны из
глубочайшего кризиса. Экономические
задачи носили характер общественно-государственного
вмешательства в область производства,
распределения финансов и регулирования
рабочей силы на основе введения всеобщей
трудовой повинности.
Для практического осуществления государственного
контроля была выдвинута задача национализации.
Национализация должна была объединить
капиталистические хозяйственнее связи
в общенациональном масштабе, стать формой
функционирования капитала под контролем
трудящихся, вовлекаемых в государственную
деятельность.
Основной задачей Советской власти являлось
сосредоточение командных высот в экономике
в руках органов диктатуры пролетариата
и одновременно – создание социалистических
органов управления. Политика этого периода
была основана на принуждении и насилии.
В данный период были проведены следующие
мероприятия: национализация банков, проведение
в жизнь Декрета о земле, национализация
промышленности, введение монополии внешней
торговли, организация рабочего контроля.
Государственный банк был занят Красной
гвардией в первый же день Октябрьской
революции. Прежний аппарат отказывался
выдавать деньги по ордерам, пытался произвольно
распоряжаться ресурсами казначейства
и банка, предоставлял деньги контрреволюции.
Поэтому новый аппарат формировался в
основном из мелких служащих и привлекаемых
кадров из рабочих, солдат и матросов,
которые не обладали опытом ведения финансовых
дел.
Еще более сложным делом было овладение
частными банками. Фактическая ликвидация
дел частных банков и слияние их с Государственным
банком продолжались до 1920 года.
Национализации банков, как и национализации
промышленных предприятий, предшествовало
установление рабочего контроля, которое
по всей стране встретило активное сопротивление
буржуазии.
Органы рабочего контроля возникли во
время Февральской революции в форме фабрично-заводских
комитетов. Новое руководство страны рассматривало
их как один из переходных шагов к социализму,
видело в практическом контроле и учете
не только контроль и учет результатов
производства, но и форму организации,
налаживания производства массами трудящихся,
поскольку ставилась задача «правильно
распределить труд».
27 ноября 1917 года принимается «Положение
о рабочем контроле». Его выборные органы
намечалось создавать на всех предприятиях,
где использовался наемный труд: в промышленности,
на транспорте, в банках, торговле, в сельском
хозяйстве. Контролю подлежали производство,
снабжение сырьем, продажа и хранение
товаров, финансовые операции. устанавливалась
судебная ответственность владельцев
предприятий за невыполнение распоряжений
рабочих контролеров.
Рабочий контроль в значительной степени
ускорил проведение национализации. Будущие
хозяйственники усваивали командные,
принудительные методы работы, которые
были основаны не на знании экономики,
а на лозунгах.
Большевиками была осознана необходимость
постепенного проведения национализации.
Поэтому сначала в распоряжение Советской
власти переходили отдельные предприятия,
имеющие большое значение для государства,
а также предприятия, владельцы которых
не подчинялись решениям государственных
органов. Сначала были национализированы
крупные заводы военного назначения. Но
уже сразу по инициативе трудящихся были
национализированы предприятия местного
значения, например, Ликинская мануфактура.
Понятие национализации постепенно сводилось
к конфискации. Это плохо сказывалось
на работе промышленности, так как нарушались
хозяйственные связи, затруднялось налаживание
контроля в масштабе страны.
В дальнейшем национализация промышленности
на местах принимала характер массового
и стихийно нарастающего движения. Иногда
обобществлялись предприятия, к управлению
которыми рабочие фактически не были готовы,
а также маломощные предприятия. Происходило
ухудшение экономического положения в
стране. Добыча угля в декабре 1917 года
была снижена вдвое, по сравнению с началом
года. Производство чугуна и стали за этот
год сократилось на 24%. также осложнилось
положение с хлебом.
Это вынудило Совет Народных Комиссаров
пойти на централизацию «хозяйственной
жизни в общенациональном масштабе». И
весной-летом 1918 года в ведение государства
переходили уже целые отрасли производства.
В мае была национализирована сахарная
промышленность, летом – нефтяная; завершалась
национализация металлургии и машиностроения.
К 1 июля в собственность государства перешло
513 крупных промышленных предприятий.
Совет Народных Комиссаров «в целях решительной
борьбы с хозяйственной и производственной
разрухой и для упрочения диктатуры рабочего
класса и деревенской бедноты» принят
Декрет о всеобщей национализации крупной
промышленности страны. В декабре 1918 года
I Всероссийский съезд Советов народного
хозяйства констатировал, что «национализация
промышленности является в основном завершенной».
В 1918 году V съезд Советов принял первую
советскую конституцию. Конституция РСФСР
1918 года провозглашала и закрепляла права
трудящихся, права подавляющего большинства
населения.
В сфере аграрных отношений большевики
придерживались идеи конфискации помещичьих
земель и их национализации. В Декрете
о земле, принятом на следующий день после
победы революции, сочетались радикальные
меры отмены частной собственности на
землю и передачи помещичьих имений в
распоряжение волостных земельных комитетов
и уездных Советов крестьянских депутатов
с признанием равноправия всех форм землепользования
и правом раздела конфискованной земли
по трудовой или потребительской норме.
Национализация и раздел земли проводились
на основе закона о социализации земли,
принятом ВЦИК 9 февраля 1918 года. В 1917-1919
гг. раздел был произведен в 22 губерниях.
Землю получили около 3 миллионов крестьян.
Одновременно с этим были приняты меры
военного характера: установлена монополия
на хлеб, продовольственные органы получили
чрезвычайные полномочия по закупке хлеба;
созданы продовольственные отряды, задачей
которых было изъятие излишков хлеба по
твердым ценам. Товаров становилось все
меньше. Осенью 1918 года промышленность
была практически парализована.
2 сентября ВЦИК объявил Республику единым
военным лагерем. Был установлен режим,
целью которого было сосредоточение у
государства всех имевшихся ресурсов.
Начала проводиться политика «военного
коммунизма», которая приобрела завершенные
очертания к весне 1919 года и представляла
собой проведение трех основных групп
мероприятий:
1) для решения продовольственной проблемы
было организовано централизованное снабжение
населения. Декретами от 21 и 28 ноября торговля
была национализирована и заменена принудительным
государственно-организованным распределением;
чтобы создать запасы продуктов, 11 января
1919 года была введена продовольственная
разверстка: свободная торговля хлебом
была объявлена государственным преступлением.
Полученный по разверстке хлеб распределялся
в централизованном порядке по классовой
норме;
2) были национализированы все промышленные
предприятия;
3) введена всеобщая трудовая повинность.
Ускоряется процесс вызревания идеи о
немедленном построении безтоварного
социализма путем замены торговли планомерным,
организованным в общегосударственном
масштабе распределением продуктов. Кульминацией
«военно-коммунистических» мероприятий
были конец 1920 – начало 1921 гг., когда вышли
декреты Совета Народных Комиссаров «О
бесплатном отпуске населению продовольственных
продуктов», «О бесплатном отпуске населению
предметов широкого потребления», «Об
отмене платы за всякого рода топливо».
Предполагались проекты отмены денег.
Но кризисное состояние экономики свидетельствовало
о неэффективности применяемых мер.
Резко усиливается централизация управления.
Предприятия лишались самостоятельности
в целях выявления и максимального использования
наличных ресурсов. Верховным органом
стал учрежденный 30 ноября 1918 года Совет
рабочей и крестьянской обороны под председательством
В. И. Ленина.
Несмотря на тяжелейшее положение в стране,
правящая партия стала определять перспективы
развития страны, что нашло отражение
в плане ГОЭЛРО (Государственной комиссии
по электрификации России) – первом перспективном
народнохозяйственном плане, утвержденном
в декабре 1920 г.
ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики,
а всей экономики. В нём предусматривалось
строительство предприятий, обеспечивающих
эти стройки всем необходимым, а также
опережающее развитие электроэнергетики.
И все это привязывалось к планам развития
территорий. Среди них — заложенный в
1927 году Сталинградский тракторный завод.
В рамках плана также началось освоение
Кузнецкого угольного бассейна, вокруг
которого возник новый промышленный район.
Советское правительство поощряло инициативу
частников в выполнении ГОЭЛРО. Те, кто
занимался электрификацией, могли рассчитывать
на налоговые льготы и кредиты от государства.
План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10—15 лет,
предусматривал строительство 30 районных
электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей
мощностью 1,75 млн кВт. В числе прочих намечалось
построить Штеровскую, Каширскую, Нижегородскую,
Шатурскую и Челябинскую районные тепловые
электростанции, а также ГЭС — Нижегородскую,
Волховскую (1926), Днепровскую, две станции
на реке Свирь и др. В рамках проекта было
проведено экономическое районирование,
выделен транспортно-энергетический каркас
территории страны. Проект охватывал восемь
основных экономических районов (Северный,
Центрально-промышленный, Южный, Приволжский,
Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский
и Туркестанский). Параллельно велось
развитие транспортной системы страны
(магистрализация старых и строительство
новых железнодорожных линий, сооружение
Волго-Донского канала). Проект ГОЭЛРО
положил основу индустриализации в России.
План в основном был перевыполнен к 1931.
Выработка электроэнергии в 1932 году по
сравнению с 1913 годом увеличилась не в
4,5 раза, как планировалось, а почти в 7
раз: с 2 до 13,5 млрд кВт•ч.
С окончанием Гражданской войны в конце
1920 года на первый план выходят задачи
восстановления народного хозяйства.
Одновременно необходимо было менять
методы управления страной. Военизированная
система управления, бюрократизация аппарата,
недовольство продразверсткой вызвали
весной 1921 года внутриполитический кризис.
В марте 1921 года X съезд РКП (б) рассмотрел
и одобрил основные мероприятия, составившие
основу политики, получившей позже название
новой экономической политики (НЭП).
2. Сравнительный анализ причин введения
и результатов осуществления политики
«военного коммунизма» и новой экономической
политики
Термин «военный коммунизм» был предложен
известным большевиком А.А. Богдановым
еще в 1916 г. В своей книге «Вопросы социализма»
он писал о том, что в годы войны внутренняя
жизнь любой страны подчинена особой логике
развития: большая часть трудоспособного
населения уходит из сферы производства,
ничего не производя, и много потребляет.
Возникает так называемый «потребительский
коммунизм». Значительная часть национального
бюджета при этом расходуется на военные
нужды. Война также приводит к свертыванию
демократических институтов в стране,
поэтому можно сказать, что военный коммунизм
был обусловлен потребностями военного
времени.
Другой причиной складывания этой политики
можно считать марксистские воззрения
большевиков, пришедших к власти в России
в 1917 г. Маркс и Энгельс детально не прорабатывали
черты коммунистической формации. Они
считали, что в ней не будет места частной
собственности и товарно-денежным отношениям,
а будет уравнительный принцип распределения.
Однако при этом речь шла об индустриально
развитых странах и о мировой социалистической
революции как о единовременном акте.
Игнорируя незрелость объективных предпосылок
социалистической революции в России,
значительная часть большевиков после
Октябрьской революции настаивала на
немедленном осуществлении социалистических
преобразований во всех сферах жизни общества.
Политика «военного коммунизма» в значительной
степени была обусловлена также надеждами
на скорейшее осуществление мировой революции.
В первые месяцы после Октября в Советской
России, если наказывали за незначительный
проступок (мелкая кража, хулиганство),
писали «заключить в тюрьму до победы
мировой революции», поэтому существовало
убеждение о недопустимости компромиссов
с буржуазной контрреволюцией, о превращении
страны в единый боевой лагерь.
Неблагоприятное развитие событий на
многочисленных фронтах, захват белыми
армиями и войсками интервентов (США, Англия,
Франция, Япония и др.) трех четвертей территории
России ускорили применение военно-коммунистических
методов руководства экономикой. После
того, как центральные губернии оказались
отрезанными от сибирского и украинского
хлеба (Украина была оккупирована германскими
войсками), осложнились поставки хлеба
с Северного Кавказа и Кубани, в городах
начинался голод. 13мая 1918г. Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет принял
декрет «О предоставлении народному комиссару
продовольствия чрезвычайных полномочий
по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей
хлебные запасы и спекулирующей ими».
Декрет предусматривал оперативные, жесткие
меры, вплоть до «применения вооруженной
силы в случае оказания противодействия
отбиранию хлеба и иных продовольственных
продуктов». Для реализации продовольственной
диктатуры создавались вооруженные продовольственные
отряды рабочих.
Главной задачей в этих условиях стала
мобилизация всех оставшихся ресурсов
на нужды обороны. Это и стало главной
целью политики военного коммунизма.
Несмотря на усилия государства по налаживанию
продовольственного обеспечения, начался
массовый голод 1921-1922 годов, во время которого
погибло до 5 миллионов человек. Политика
«военного коммунизма» (особенно продразвёрстки)
вызывала недовольство широких слоёв
населения, в особенности крестьянства
(восстание на Тамбовщине, в Западной Сибири,
Кронштадте и др.).
В марте 1921 на X съезде РКП(б) задачи политики
«военного коммунизма» признаны руководством
страны выполненными и введена новая экономическая
политика. В.И. Ленин писал: "Военный
коммунизм" был вынужден войной и разорением.
Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным
задачам пролетариата политикой. Он был
временной мерой».
Но к концу периода "военного коммунизма"
советская Россия оказалась в тяжелейшем
экономическом, социальном и политическом
кризисе. Вместо ожидавшегося архитекторами
военного коммунизма невиданного роста
производительности труда её итогом стал
не рост, а наоборот, резкое её падение:
на 1920 год производительность труда сократилась,
в том числе вследствие массового недоедания,
до 18 % от довоенной. Если до революции
средний рабочий потреблял в день 3820 калорий,
уже в 1919 году эта цифра упала до 2680, чего
уже было недостаточно для тяжёлого физического
труда.
Выпуск промышленной продукции к 1921 году
уменьшился в три раза, а численность промышленных
рабочих сократилась вдвое. В то же время
штаты ВСНХ выросли примерно в сто раз,
с 318 человек до 30 тысяч; вопиющим примером
стал входивший в состав этого органа
Бензиновый трест, разросшийся до 50 человек
притом, что управлять этому тресту приходилось
всего одним заводом численностью 150 рабочих.
Особенно тяжёлым стало положение Петрограда,
население которого за время Гражданской
войны уменьшилось с 2 млн. 347 тыс. чел. до
799 тыс., численность рабочих уменьшилась
в пять раз.
Столь же резким стал спад и в сельском
хозяйстве. Вследствие полной незаинтересованности
крестьян увеличивать в условиях «военного
коммунизма» посевы производство зерновых
на 1920 год упало по сравнению с довоенным
в два раза.
Угля было добыто всего 30%, объем железнодорожных
перевозок упал до уровня 1890-х, производительные
силы страны были подорваны. «Военный
коммунизм» лишил власти и экономической
роли буржуазно-помещичьи классы, но и
рабочий класс был обескровлен и деклассирован.
Значительная его часть, бросив остановившиеся
предприятия, ушла в деревни, спасаясь
от голода. Недовольство «военным коммунизмом»
охватило рабочий класс и крестьянство,
они чувствовали себя обманутыми советской
властью. Получив после Октябрьской революции
дополнительные наделы земли, крестьяне
в годы «военного коммунизма» по продразверстке
вынуждены были отдавать государству
выращенный ими хлеб почти без вознаграждения.
Возмущение крестьян вылилось в массовые
восстания в конце 1920 - начале 1921; все требовали
отмены «военного коммунизма».
Последствия «военного коммунизма» невозможно
отделить от последствий гражданской
войны. Ценой огромных усилий большевики
методами агитации, жесткой централизации,
принуждения и террора сумели превратить
республику в «военный лагерь» и победить.
Но политика «военного коммунизма» не
привела и не могла привести к социализму.
Вместо создания государства диктатуры
пролетариата в стране возникла диктатура
одной партии, для поддержания которой
широко применялись революционный террор
и насилие.
Жизнь заставляла большевиков пересмотреть
основы «военного коммунизма», поэтому
на Х съезде партии военно-коммунистические
методы хозяйствования, базировавшиеся
на принуждении, были объявлены отжившими.
Поиски выхода из тупика, в котором оказалась
страна, привели ее к новой экономической
политике - НЭПу.
Её суть — допущение рыночных отношений.
НЭП рассматривался как временная политика,
направленная на создание условий для
социализма.
Главная политическая цель НЭПа — снять
социальную напряжённость, укрепить социальную
базу советской власти в виде союза рабочих
и крестьян. Экономическая цель — предотвратить
дальнейшее усугубление разрухи, выйти
из кризиса и восстановить хозяйство.
Социальная цель — обеспечить благоприятные
условия для построения социалистического
общества, не дожидаясь мировой революции.
Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление
нормальных внешнеполитических связей,
на преодоление международной изоляции.
Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года, принятым
на основании решений X съезда РКП(б), продразвёрстка
была отменена и заменена натуральным
продовольственным налогом, который был
примерно вдвое ниже. Столь значительное
послабление дало определённый стимул
к развитию производства уставшему от
войны крестьянству.
В июле 1921 г. был установлен разрешительный
порядок открытия торговых заведений.
Постепенно отменялись государственные
монополии на различные виды продукции
и товаров. Для мелких промышленных предприятий
был установлен упрощённый порядок регистрации,
были пересмотрены допустимые размеры
использования наёмного труда (с десяти
работников в 1920 г. до двадцати работников
на одно предприятие по июльскому декрету
1921 г.). Осуществлялась денационализация
мелких и кустарных предприятий.
В связи с введением НЭПа вводились определённые
правовые гарантии для частной собственности.
Постановлением ВЦИК от 11.11.22 г. с 1 января
1923 г. был введён в действие Гражданский
кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал,
что каждый гражданин имеет право организовывать
промышленные и торговые предприятия.
Ещё в ноябре 1920 г. СНК принял декрет «О
концессиях», однако лишь с 1923 г. начинается
практика заключения концессионных договоров,
по которым иностранным компаниям предоставлялось
право использования государственных
предприятий.
Задачей первого этапа денежной реформы,
реализуемой в рамках одного из направлений
экономической политики государства,
явилась стабилизация валютно-кредитных
отношений СССР с другими странами. После
проведения двух деноминаций, в результате
которых 1 млн. руб. прежних денежных знаков
был приравнен к 1 р. новых совзнаков, было
введено параллельное обращение обесценивающихся
совзнаков для обслуживания мелкого товарооборота
и твёрдых червонцев, обеспеченных драгоценными
металлами, устойчивой иностранной валютой
и легко реализуемыми товарами. Червонец
приравнивался к старой 10-рублевой золотой
монете.
Умелое сочетание плановых и рыночных
инструментов регулирования экономики,
обеспечивавшее рост народного хозяйства,
резкое снижение бюджетного дефицита,
увеличение запасов золота и иностранной
валюты, а также активный внешнеторговый
баланс позволили в течение 1924 г. осуществить
второй этап денежной реформы по переходу
к одной устойчивой валюте. Отменённые
совзнаки подлежали выкупу казначейскими
билетами по фиксированному соотношению
в течение полутора месяцев. Между казначейским
рублём и банковским червонцем установили
твёрдое соотношение, приравнивавшее
1 червонец к 10 рублям.
В 20-е гг. широко использовался коммерческий
кредит, обслуживавший примерно 85 % объёма
сделок по продаже товаров. Банки контролировали
взаимное кредитование хозяйственных
организаций и с помощью операций по учёту
и залогу регулировали размер коммерческого
кредита, его направление, сроки и процентную
ставку.
Развивалось финансирование капитальных
вложений и долгосрочное кредитование.
После гражданской войны капитальные
вложения финансировались в безвозвратном
порядке или в виде долгосрочных ссуд.
ВСНХ, потерявший право вмешательства
в текущую деятельность предприятий и
трестов, превратился в координационный
центр. Его аппарат был резко сокращён.
Именно в то время появился хозяйственный
расчёт, при котором предприятие (после
обязательных фиксированных взносов в
государственный бюджет) имеет право само
распоряжаться доходами от продажи продукции,
само отвечает за результаты своей хозяйственной
деятельности, самостоятельно использует
прибыли и покрывает убытки.
Стали возникать синдикаты — добровольные
объединения трестов на началах кооперации,
занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием,
внешнеторговыми операциями. К началу
1928 г. насчитывалось 23 синдиката, которые
действовали почти во всех отраслях промышленности,
сосредоточив в своих руках основную часть
оптовой торговли. Правление синдикатов
избиралось на собрании представителей
трестов, причём каждый трест мог передать
по своему усмотрению большую или меньшую
часть своего снабжения и сбыта в ведение
синдиката.
Реализация готовой продукции, закупка
сырья, материалов, оборудования производилась
на полноценном рынке, по каналам оптовой
торговли. Возникла широкая сеть товарных
бирж, ярмарок, торговых предприятий.
В промышленности и других отраслях была
восстановлена денежная оплата труда,
введены тарифы, зарплаты, исключающие
уравниловку, и сняты ограничения для
увеличения заработков при росте выработки.
Были ликвидированы трудовые армии, отменены
обязательная трудовая повинность и основные
ограничения на перемену работы.
В промышленности и торговле возник частный
сектор: некоторые государственные предприятия
были денационализированы, другие — сданы
в аренду; было разрешено создание собственных
промышленных предприятий частным лицам
с числом занятых не более 20 человек (позднее
этот «потолок» был поднят).
Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным
фирмам в форме концессий. В 1926—27 гг. насчитывалось
117 действующих соглашений такого рода.
Бурно развивалась кооперация всех форм
и видов.
Возродилась кредитная система. В 1921 г.
был создан Государственный банк РСФСР
(преобразованный в 1923 году в Государственный
банк СССР), начавший кредитование промышленности
и торговли на коммерческой основе. В 1922—1925
гг. был создан целый ряд специализированных
банков.
Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного
производства увеличился более чем в 3
раза; сельскохозяйственное производство
возросло в 2 раза и превысило на 18 % уровень
1913 г. Но и после завершения восстановительного
периода рост экономики продолжался быстрыми
темпами: в 1927 и 1928 гг. прирост промышленного
производства составил 13 и 19 % соответственно.
В целом же за период 1921—1928 гг. среднегодовой
темп прироста национального дохода составил
18 %.
Самым важным итогом НЭПа стало то, что
впечатляющие хозяйственные успехи были
достигнуты на основе принципиально новых,
неизвестных дотоле истории общественных
отношений. В промышленности ключевые
позиции занимали государственные тресты,
в кредитно-финансовой сфере — государственные
и кооперативные банки, в сельском хозяйстве
— мелкие крестьянские хозяйства, охваченные
простейшими видами кооперации. Совершенно
новыми оказались в условиях нэпа и экономические
функции государства; коренным образом
изменились цели, принципы и методы правительственной
экономической политики. Если ранее центр
прямо устанавливал в приказном порядке
натуральные, технологические пропорции
воспроизводства, то теперь он перешёл
к регулированию цен, пытаясь косвенными,
экономическими методами обеспечить сбалансированный
рост.
Со второй половины 1920-х годов начались
первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались
синдикаты в промышленности, из которой
административно вытеснялся частный капитал,
создавалась жёсткая централизованная
система управления экономикой (хозяйственные
наркоматы).
В октябре 1928 года началось осуществление
первого пятилетнего плана развития народного
хозяйства, руководство страны взяло курс
на форсированную индустриализацию и
коллективизацию. Хотя официально НЭП
никто не отменял, к тому времени он был
уже фактически свёрнут.
Юридически НЭП была прекращена только
11 октября 1931 года, когда было принято
постановление о полном запрете частной
торговли в СССР
Несомненным успехом НЭПа было восстановление
разрушенной экономики, причём, если учесть,
что после революции Россия лишилась высококвалифицированных
кадров (экономистов, управленцев, производственников),
то успех новой власти становится «победой
над разрухой». В то же время, отсутствие
тех самых высококвалифицированных кадров
стало причиной просчётов и ошибок .
Заключение.
Таким образом, исследуемая тема позволила
мне сделать следующие выводы:
Эксперимент «военного коммунизма» привел
к неслыханному спаду производства. Национализированные
предприятия не поддавались никакому
государственному контролю. «Огрубление»
экономики, командные методы не давали
эффекта. Дробление крупных владений,
уравниловка, разрушение коммуникаций,
продразверстка - все это привело к изоляции
крестьянства. В народном хозяйстве назрел
кризис, необходимость быстрого решения
которого показывали растущие восстания.
НЭП удивительно быстро принёс благотворные
перемены. С 1921 года происходит робкий
вначале рост промышленности. Начиналась
её реконструкция: развёртывалось строительство
первых электростанций по плану ГОЭРЛО.
В следующем году был побеждён голод, стало
расти потребление хлеба. В 1923-1924 гг. оно
превысило довоенный уровень
Несмотря на значительные трудности, к
середине 20-х годов используя экономические
и политические рычаги НЭПа, в стране удалось
в основе восстановить хозяйство, перейти
к расширенному воспроизводству, накормить
население.
Успехи восстановления народного хозяйства
страны были значительны. Однако экономика
СССР в целом оставалась отсталой.
Именно к середине 20-х годов в СССР сложились
необходимые экономические (успехи в восстановлении
народного хозяйства, развитие торговли
и государственного сектора в экономике)
и политические (большевистская диктатура,
определённое укрепление на основе НЭПа
отношений между рабочим классом и крестьянством)
предпосылки для перехода к политике развёрнутой
индустриализации.
Список литературы
1. Гимпельсон Е.Г. Военный коммунизм. -
М., 1973.
2. Гражданская война в СССР. Т. 1-2. - М., 1986.
3. История Отечества: люди, идеи, решения.
Очерки истории Советского государства.
- М., 1991.
4. История Отечества в документах. Ч. 1.
1917-1920. - М., 1994.
5. Кабанов В.В. Крестьянское хозяйство
в условиях военного коммунизма. - М., 1988.
6. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в
России: власть и массы. - М., 1997.
7. История народного хозяйства:
Словарь-справочник, М. ВЗФЭИ, 1995.
8. История мировой экономики. Хозяйственные
реформы 1920-1990 гг.: учебное 9.пособие (Под
ред. А.Н. Марковой, М. Юнити – ДАНА, 1998,
2-е издание).
10.История экономики: учебное пособие (И.И. Агапова, М., 2007)
11.Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org.