Политико правовая идеология декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Наследие декабристов всегда привлекало исследователей, ведь они оставили множество произведений, среди которых можно найти и работы политико-правового характера. И содержание этих работ по прежнему остается актуальным . Так, например, решение вопроса об административно-территориальном делении всегда будет оставаться важным для народов, (о чем писал Пестель). Для истории государства и права наиболее интересны, конституционные проекты декабристов. Но эти проекты не возникли на пустом месте. И основными идеями, положенными в основу этих проектов, были идеи, разработанные философами Просвещения, которые, конечно же, трансформировались определенным образом с учетом специфики России.

Содержание работы

Введение
1ГЛАВА Влияние западноевропейских идей на мировоззрение декабристов
1.1 Французская революция как источник формирования декабристкой 3 идеологии и ее оценка декабристами
1.2Биографические сведения – Н. Муравьев и П. Пестель 5
2 ГЛАВА “Русская Правда” Пестеля
2.1 Форма государства по “Русской Правде” и Временное революционное правительство в понимание декабристов 7
2.2 Демократия в сфере прав человека и решение аграрно-крестьянского вопроса 14
2.3. Преобразования, предусмотренные “Русской Правдой”, в просвещения, судопроизводства и военном деле 18
3ГЛАВА “Конституция” Муравьева
3.1 Система органов государственной власти и административно-территориальное деление по “Конституции” 21
3.2 Решение крестьянского вопроса Никитой Муравьевым 29
3.3 Преобразования в сфере прав человека 31
Заключение 34
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

декабристы.docx

— 92.87 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   

1ГЛАВА  Влияние западноевропейских идей на мировоззрение декабристов  

1.1 Французская революция как источник формирования декабристкой             3 идеологии и ее оценка декабристами

1.2Биографические сведения – Н. Муравьев и П. Пестель                                      5

2 ГЛАВА “Русская Правда” Пестеля

2.1 Форма  государства по “Русской Правде”  и Временное революционное правительство в понимание декабристов                                                               7

2.2 Демократия  в сфере прав человека и  решение аграрно-крестьянского вопроса                                                                                                                          14

2.3. Преобразования, предусмотренные “Русской Правдой”, в просвещения, судопроизводства  и военном деле                                                                      18

3ГЛАВА “Конституция” Муравьева  

3.1 Система  органов государственной власти  и административно-территориальное деление по “Конституции”                                                  21 

3.2 Решение  крестьянского вопроса Никитой  Муравьевым                         29

3.3 Преобразования в сфере прав человека                                                        31 

Заключение                                                                                                            34

Список использованных источников                                                                35  

ВВЕДЕНИЕ

Наследие декабристов  всегда привлекало исследователей, ведь они оставили множество произведений, среди которых можно найти  и работы политико-правового характера. И содержание этих работ по прежнему остается актуальным . Так, например, решение вопроса об административно-территориальном делении всегда будет оставаться важным для народов, (о чем писал Пестель). Для истории государства и права наиболее интересны, конституционные проекты декабристов. Но эти проекты не возникли на пустом месте. И основными идеями, положенными в основу этих проектов, были идеи, разработанные философами Просвещения, которые, конечно же, трансформировались определенным образом с учетом специфики России.

Таким образом, цель данного исследования данной курсовой работы, во-первых, рассмотреть Великую Французскую революцию и западноевропейскую философия как источник формирования политико-правовых взглядов декабристов, и прежде всего двух значительных политико-правовой мысли декабристов: конституционные проекты Пестеля и Муравьева (“Русская Правда” и ”Конституция”) и показать  то философское основание в соответствии с которым были написаны данные документы, да и на которых строилась декабристская идеология в целом

Во-вторых, это сравнительная  характеристика “Русской Правды” и ”Конституции”, а также анализ тех социально-экономических, политико-правовых преобразований, которые декабристы собирались провести в сфере государственного устройства, управления и судоустройства; административно-территориального деления; решение национального и аграрного вопросов, а также изменений правового статуса личности                (отмена сословного деления, признание конституционных прав граждан и так далее). 
1.ВЛИЯНИЕ ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИДЕЙ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

1.1. Французская революция как источник формирования декабристкой идеологии и ее оценка декабристами

Формирование декабристкой идеологии - необходимое условие возникновения и деятельности тайных декабристских организаций, разработки ими программных политических документов, а также революционной практики и планов восстания. Большое влияние на этот процесс  формирования оказали передовые западноевропейские идеи.

Процесс воздействие этих идей на декабристов можно разделить  на два этапа:                1) период до Отечественной войны 1812 года, характеризующийся влиянием идей Просвещения и Великой Французской революции (с учетом как положительных, так и негативных моментов), 2) период Отечественной войны 1812 года, заграничных походов 1813-1814 года, пребывание русского оккупационного корпуса графа Воронцова во Франции в 1815-1818 годах. Общественное движение в России в начале XIX века было связано с общим подъемом освободительного движения в Европе. “Французская революция конца XVIII века сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал всему человечеству цивилизацию и культуру, прошел под знаменем Французской революции,” -писал Ленин. И поэтому великое общественное движение во Франции конца XVIII века оказало влияние на развертывание революционного движения во всех концах мира.

Декабристы относились к  ней неоднозначно. Они в своем  большинстве приветствовали начало революции, одобряли ее принципы, провозглашенные  в “Декларации прав” 1789 года.“Мы ненавидели преступления и любили правила Французской революции,” –отмечал М. Ф. Орлов. И все же, несмотря на отрицательные стороны революции, как представляли их себе декабристы (“власть толпы”, якобинский террор, завершившийся термидором и затем утверждение диктатуры Наполеона), а также и на реставрацию после 1815 года в Европе абсолютистских режимов, наиболее проницательные представители декабристского круга не могли не усмотреть и конечных  положительных последствий революции. П. И. Пестель показывал: ”Возвращение бурбонского дома на французский престол и мои соображения о сем происшествия могу я назвать эпохою в моих политических мнениях, понятиях и образе мыслей, ибо начал рассуждать, что большая часть коренных постановлений, введенных революциею, были при монархии сохранены и за благие вещи признаны, между тем как все восставали против революции и я сам против нее всегда восставал. От сего суждения породилась мысль, что революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может быть весьма  полезна, в какой мысли я укреплялся тем другим еще суждением, что те государства, в коих не было революции, продолжали быть лишенные подобных преимуществ и учреждений” Таким образом, осуждение “ужасов французской революции” не мешало видным идеологам декабризма осознавать, что, говоря словами М. Ф. Орлова, “эпоха французской революции- великая эпоха, что эпоха человека и разума”. 1Критика “крайностей” французской революции у декабристов согласовывалась с признанием положительных в конечном счете результатов. В основу декабристских проектов политического и социального переустройства были положены принципы естественного права, под “естественными правами” понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также создание представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Эти положения своим острием были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали большой для того времени революционный заряд. Они декларировали и основы буржуазно-правового государства. При разработке своих проектов Пестель и Муравьев опирались также на конституционный опыт других государств- Северо-Американских Соединенных Штатов и некоторых других стран Западной Европы. 

1.2 Биографические сведения –  Н. Муравьев и П. Пестель

Никита  Михайлович Муравьёв (1795 - 1843) – декабрист, один из важнейших идеологов движения.

Родился Никита в дворянской семье в Петербурге. Первое образование в биографии  Н. Муравьева было получено дома. Затем  же он поступил в Московский университет, после окончания которого стал работать регистратором в Департаменте Министерства юстиции.

1812 год в биографии Н.М. Муравьёва обозначен вступлением в армию. Уже в 1813 году он стал прапорщиком. Никита Муравьев принимал участие в сражениях под Дрезденом, Гамбургом, сражался против Наполеона. С 1817 года был масоном, входил в состав ложи «Трех добродетелей». В 1820 году уволился в отставку по прошению, затем стал служить в Гвардейском генеральном штабе.

Муравьев  содействовал образованию Союза  спасения, Союза благоденствия. Будучи рьяным активистом, на одном из собраний в 1920 году высказал идею установления республиканской формы правления  путем проведения вооруженного восстания.

В 1921 году для Н.М. Муравьева в биографии  произошло еще одно важное событие  – им было организовано Северное общество. В том же году активист разработал свою версию Конституции, однако после  критики однодумцев исправил некоторые пункты.

Несмотря  на то, что в декабре 1925 года Муравьев уехал из Петербурга, 20 декабря был  арестован, поскольку считался причастным к работе тайного общества. 26 декабря  помещен в Петропавловскую крепость, осужден на 20 лет каторжных работ. Однако позже срок изменили, укоротив до 15 лет. В декабре 1926 года Муравьев прибыл в Сибирь. Жена Никиты, Александра Чернышева, поехала вместе с мужем. В 1836 году прибыл в Иркутск, умер там  же, в Иркутской губернии в 1843 году.

 

 

 

 

Пестель Павел Иванович дворянский революционер, декабрист, полковник. Сын крупного сановника И. Б. Пестеля. В 1805—09 учился в Дрездене, в 1810—11 в Пажеском корпусе, откуда выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—14. В 1821 назначен командиром Вятского пехотинского полка. Обладал обширными научными познаниями, незаурядными организационными способностями и сильной волей. Добился принятия членами Союза республиканской программы, заложив тем самым республиканские традиции в русском освободительном движении; обосновывал необходимость цареубийства, уничтожения всех членов императорской фамилии.

С 1821 разрабатывал проект социально-экономических  и политических преобразований в  России (в 1824 названный им "Русской правдой"), о ней чуть ниже который был принят в качестве политической программы. Вторая редакция "Русской правды" свидетельствует о дальнейшей демократизации взглядов П. Она содержит требования немедленного освобождения крепостных крестьян с землёй, ограничения помещичьего землевладения и создания двух земельных фондов: общественного и частного; ликвидации сословных привилегий и предоставления политических прав всем мужчинам с 20 лет. П. был ярым поборником республики и государственной централизации. Согласно записке П. — "Конституция. Государственный завет" (представляющий собой конспект "Русской правды"), законодательным органом объявлялось однопалатное Народное вече, исполнительная власть вручалась Державной думе, а блюстительная — Верховному собору. По социально-экономическому содержанию программа Пестеля была буржуазной с определёнными элементами демократизма; Историческая обстановка, в которой развивалась деятельность П., сказалась на непоследовательном решении вопроса о помещичьем землевладении и ориентации на военную революцию, не связанную с массовым движением. Арестован 13 декабря 1825 в Тульчине.

 

 

 

 

2.“РУССКАЯ ПРАВДА” ПЕСТЕЛЯ

2.1.Форма государства  по “Русской Правде” и Временное революционное правительство в понимании декабристов

Полное название конституционного проекта Пестеля - "Русская Правда или Заповедная государственная дарственная Грамота великого народа российского, служащая  Заветом для государственного устройства России и содержащая верный Наказ как для народа, так и для Временного верховного правления". Как следует из названия, этот документ должен был служить "наказом" Временному революционному правительству. Члены Южного общества- сторонники Пестеля придавали длитетельной диктатуре временного правительства решающее значение в деле осуществления революционных преобразования. По мысли Пестеля, объявленное Сенатом после переворота временное правительство должно было состоять  в основном из членов тайного общества. Обладая диктаторской властью правительство после принесения ему присяги от Синода, Сената и всей России, "раздав Министерства, армии, корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в продолжение нескольких лет будут вводить новое образование. Пестель указывал, что преобразования не могли быть проведены сразу- необходим был именно этот десятилетний срок переходный период. "Все происшествия в Европе в предыдущем полу столетие случившиеся, -указывал он, -доказывает, что народы, возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшие постепенность в ходе государственного преобразования, впали в ужаснейшие бедствия и беззакония". Но “постепенность" в ходе государственного преобразования понималась Пестелем "не как постепенность ликвидации старого порядка, а как постепенность введения представительных учреждений, которые должны находиться во главе управления Россией". 2Отсюда и необходимость, по мысли Пестеля, на этот переходный период наделения Временного революционного правительства до установления в государстве прочного революционного порядка диктаторскими полномочиями.

В диктатуре временного правительства  сторонники Пестеля видели гарантию от возможных междоусобиц. С одной стороны, оно должно было определить от "ужасов безначалия," то есть народного восстания, с другой от любых контрреволюционных попыток. Временное правительство устанавливает в России республику в той форме, в какой она изложена в "Русской Правде".  По окончание десятилетнего переходного периода оно слагает свои полномочия, принимается новая конституция, но на основе принципов "Русской Правды".

В Северном обществе преобладала  иная точка зрения: господствующей была идея созыва после переворота Великого собора для определения  будущего государственного устройства и принятия конституции. В связи  с этим иначе понимались функции временного правительства иным был взгляд на его состав и срок полномочий. Задача временного правительства заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить созыв Учредительного собрания и осуществить самые первые революционные преобразования. Как считает Семенова:”В это правительство предполагалось включить наряду с членами тайного общества некоторых государственных деятелей прежнего режима (Сперанского, Мордвинова, Ермолова)”. Пестелевская идея диктатуры временного правительства вызывала главные споры и разногласия во время приезда вождя Южного общества в Петербург в 1824 году. Ради единства действий, объединения в перспективе обоих обществ и готовящегося вооруженного выступления Пестель был вынужден сделать уступку- внешне отказаться от идеи диктатуры временного правительства, согласиться с планом созыва после переворота Учредительного собрания и соответственно с другим пониманием задач временного правительства.

"Русскую Правду" декабристы предлагали обнародовать одновременно с "Манифестом к русскому народу", провозглашающим свержение старого режима и установление революционной власти. "Русская Правда" должна была показать народу какие права он получил, а правительству- обязанности на него возложенные.

По плану Пестеля "Русская Правда" состояла из десяти глав: в первой главе речь шла о границах государства и его административное деление; во второй- о различных народах России и путях решения национального вопроса; в третьей -о сословиях, то есть о ликвидации сословного строя и установление единого гражданства на принципах всеобщего равенства перед законом; в четвертой- "о политическом и общественном состоянии, то есть о политических правах граждан"; в пятой- "о гражданском или частном состоянии народа, то есть о главнейших правилах и постановлениях гражданского частного права в отношение лиц, имуществ и различных взаимных между гражданами сношений"; в седьмой -о министерствах и местных органах власти; в восьмой- "о частях применения, устраивающих государственную безопасность как внешнюю, так и внутреннюю, то есть об юстиции, полиции, внешних сношениях, военных и морских силах"; в девятой об "управлении общественным благосостоянием", то есть о финансах, народном хозяйстве, а также о просвещение и "духовных делах"; и наконец, десятая глава- “долженствовала, -по словам Пестеля, -содержать род наказа для составления общего государственного свода законов или Уложения и представить главнейшие правила или, так сказать, оглавление сего полного и общего Государственного Уложения". Однако разработать документ в предполагаемом объеме не удалось. На следствии Пестель показывал, что смог написать лишь не более половины задуманного им текста "Русской Правды”.

Исходя из принципа верховенства не власти над народом, а народа над  властью, право народа избирать свои органы  власти и обязанность  власти выражать волю народа, Пестель  торжественно провозглашал: "народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность и оно учреждено для блага народного, а не народ для блага правительства". П. И. Пестель первоначально разделял идею конституционной монархии, что нашло отражение в составленной им в 1819 году на   языке "Записке о государственном правление". В самом начале 1820 года Пестель проделал довольно быструю эволюцию взглядов от монархических к республиканским. В своих показаниях на следствии он подробно изложил причины такого перехода. Особенно он подчеркивал влияние книги французского мыслителя Дето де Трасси "Замечание на "Дух законов" Монтескье”. “Сочинение Дето де Трасси на французском языке очень сильно подействовало на меня. -показывал Пестель, -он доказывает, что всякое правление, где главой государства есть одно лицо, особенно ежели сей сан наследственный, неминуемо кончиться деспотизмом". Пестель видел положительный опыт в современной ему исторических примерах "благодеятельньсти" именно республиканского образа правления. "Все газеты и политические сочинения так сильно прославляют возрастания в Северных Американских Соединенных Штатах, приписывая сие государственному их устройству, что сие мне казалось ясным доказательством в превосходстве республиканского правления, показывал далее Пестель". К тому же он "находил неоспоримые доказательства в непрочности монархических конституций и полные достаточные причины и недоверчивости  к истинному согласию монархов на конституцию"/3, с.233/. В свежих примерах отказа монархов Португалии, Неаполя, Испании от конституций, которым они присягнули под давлением революционных сил. "Все сие произвело, -делает вывод Пестель, -что я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении".

Информация о работе Политико правовая идеология декабристов