Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:26, творческая работа
Что такое большевизм? Большевизм или марксизм-ленинизм является «дочерней» идеологией социализма. Основной целью социализма является демонополизация всего общества людей, которая приведёт к равенству, сотрудничеству, свободе и взаимопомощи всех людей, т.е. целью социализма является упразднение эксплуатации людей. Большевизм же подразумевает собой государственную монополизацию общества и замену частной эксплуатации на государственную.
Основная часть
Политико-правовая идеология большевизма……………………………………….3
Основные положения большевистской идеологии…………………………………4
Политическое учение В. И. Ленина…………………………………………………..5
Политическое учение Н. И. Бухарина……………………………………………….7
Список использованных источников……………………………………………....…8
Список использованных интернет-ресурсов……………………
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
|
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
История политических и правовых учений |
Тема |
Политико-правовая идеология большевизма |
Фамилия |
Кириллова |
Имя |
Алла |
Отчество |
Владимировна |
№ контракта |
08602130101001 |
Содержание
Основная часть
Политико-правовая идеология большевизма……………………………………….3
Основные положения большевистской идеологии…………………………………4
Политическое учение В. И. Ленина…………………………………………………..5
Политическое учение Н. И. Бухарина……………………………………………….7
Список использованных источников……………………………………………...
Список использованных
интернет-ресурсов…………………………………
Политико-правовая идеология большевизма
Что такое большевизм? Большевизм или марксизм-ленинизм является «дочерней» идеологией социализма. Основной целью социализма является демонополизация всего общества людей, которая приведёт к равенству, сотрудничеству, свободе и взаимопомощи всех людей, т.е. целью социализма является упразднение эксплуатации людей. Большевизм же подразумевает собой государственную монополизацию общества и замену частной эксплуатации на государственную.
Само понятие «большевизм» возникло на II съезде РСДРП, который проходил в 1903 году. На съезде в партии выделились два течения: революционное, возглавляемое В. И. Лениным и Г. В. Плехановым, и оппортунистическое, возглавляемое Ю. О. Мартовым и П. Б. Аксельродом. Последователей Ленина оказалось больше, чем Мартова, поэтому первых начали называть «большевиками», а вторых – «меньшевиками». Позже единство партии было временно восстановлено, но в 1912 году на партийной конференции в Праге большевики создали собственную партию, с 1917 года называющаяся РСДРП(б) – Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков).
После Октябрьской революции 1917 года партия стала называться РКП(б) – Российская коммунистическая партия (большевиков), в 1925 году – ВКП(б) – Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков), в 1952 – КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза. Просуществовала она до 6 ноября 1991 года и была распущена соответствующим указом Президента РСФСР Бориса Николаевича Ельцина.
Основные положения большевистской идеологии
Основное внимание в теории большевизма уделялось разработке положений о классовой природе государства, о государстве как официальной политико-организационной форме диктатуры господствующего класса, об ущербности буржуазной демократии, о сломе буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, об отмирании государства и т.п. Ленин опубликовал множество работ самого разного направления по вопросам государства и права, среди которых: «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920).
Классовость - врожденная, неотъемлемая
и всеопределяющая черта
Основой марксизма является классовое происхождение государства и его классовое содержание. Все марксисты в своих трудах исходят именно из этого положения. Возникновение государства представляется им как последствие разделения труда, возникновения частной собственности и раскола общества на классы. Таких же убеждений придерживался и Владимир Ильич Ленин.
Большевики видели в государственном насилии способ принудить крестьян, интеллигенцию и рабочих создать справедливое социалистическое общество, которое и было конечной целью большевизма. Они считали пригодными насильственные методы для внедрения в массы коммунистической идеологии. Истинность социализма, необходимость применения насилия в единственно справедливом социал-демократическом обществе – всё это и стало основой большевистских идей после Октябрьской революции.
Политическое учение В. И. Ленина
Главным идеологом большевизма является Владимир Ильич Ленин. Он опубликовал огромное количество работ в самых разных жанрах, касающихся вопросов политики, государства и власти. Самые известные из них – «Что делать?» и «Империализм как высшая стадия капитализма».
Ленин начинает рассматривать государство с вопроса о его классовой природе. Сугубая классовость, как он считает, – неотъемлемая черта государства. Ленин утверждает, что государство является результатом и проявлением неизбежных классовых противоречий. Причиной тому является тот факт, что государственный аппарат собирается в основном из господствующего класса, и, соответственно, этот правящий класс действует лишь в своих политических, идеологических и экономических интересах. Ленин редко отмечает, что иногда деятельность государства направлена на удовлетворение потребностей общества, но считает это малозначащим, нетипичным для государства. Так он называет государство не классовой организацией, а, скорее, организацией, управляемой господствующим классом и неизбежно приводящей общество к конфликту.
Огромен вклад Ленина в марксистское учение, хотя и очень специфичен. Он настаивал: «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой» для всякого классового общества вообще...». Суть любого государства, насколько бы демократичным оно не было, сводится к диктатуре господствующего класса. Это основной принцип жизни государства, который нельзя ни отменить, ни обойти.3
«Диктатура господствующего
класса» Лениным понимается
Демократия, свобода, право, гуманизм рассматриваются Лениным как малозначащие компоненты общества, которые способно лишь прикрывать диктатуру и вводить в заблуждение трудящиеся массы, скрывая от них эксплуататорский характер государственного аппарата.
Политическое учение Н. И. Бухарина
Вторым из главнейших
идеологов большевизма
Во всех своих работах Бухарин не отклонялся от большевистской идеологии и работ Ленина, Энгельса и Маркса. Главный его тезис – «государство есть продукт классового расчленения общества. Будучи продуктом развития общества в целом, оно в то же время есть насквозь классовая организация». Суть государства – это вражда классов, которые его составляют, и проявляется это во всех его аспектах, будь то политика, экономика, или социальная сфера. Государство, как аппарат публичной власти, как интегральная политическая организация, охватывающая полностью все общество, как какой-то особый механизм – все это, для Бухарина, лишь маска для сокрытия истинной природы от трудовых масс.4
Право он рассматривает как «машину угнетения», которая выступает под псевдонимом правовых норм. Свое отношение к праву он выражает в определении «юридический кретинизм».
Все эти тезисы опираются на марксистский постулат о том, что государственная власть представляет собой организованное насилие в интересах господствующего класса для подавления остальных. Представление о государстве как об органе насилия и есть основа бухаринских суждений о государстве.
В целом государственная власть в работах Бухарина видится как сконцентрированное и организованное общественное насилие, становящееся единодержавием, иными словами, диктатуры класса, стоящего у власти. Государство и диктатура – вещи, связанные по своей природе, по своему происхождению. Бухарин говорит о том, что ни теоретически, ни практически невозможно создать государство, не содержащее в себе диктатуру.
Его взгляд
на государство (тем более
Диктатура пролетариата ставит на демократии крест. Эта диктатура – результат социалистической революции. Бухарин считает последнюю разрывом гражданского мира в обществе, гражданской войной, которую рабочие ведут против остальных во главе с коммунистами. Исходя из этого, советское государство должно иметь характер военно-пролетарской диктатуры. Именно так и получилось немногим позднее.
Бухарин строил свой анализ политических институтов на принципе «все наоборот». Общество должно было просто поменять математический знаки развития с минусов на плюсы и плюсов на минусы. Такая методология противоречила логике исторической эволюции права, государства, власти и мира в целом.
По иронии судьбы, Бухарин стал одной из многих жертв политического режима, для создания, становления и теоретического обоснования которого он немало потрудился.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1. |
История политических и правовых учений |
http://studentu-vuza.ru/ |
2. |
Идеология большевизма В. И. Ленина |
http://www.qyvlikran.xpg.com. |
3.
|
Тема 16. Политико-правовая идеология марксизма и большевизма. |
http://distance.rpa-mu.ru/ |
4. |
Библиотека Гумер. Лейст О. История политических и правовых учений |
http://www.gumer.info/ |
№ п/п |
Библиографическое описание использованной литературы |
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. 13.
14.
15.
16. |
М. Вольфсон – «Большевизм»; В. И. Ленин – «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции»; А. А. Андреев – «История государственной власти в России»; Н. А. Омельченко – «История государственного управления в России»; В. Г. Графский – «История политических и правовых учений»; В. С. Нерсесянец – «История политических и правовых учений»; В. С. Юрчук – «История политических и правовых учений»; А. С. Сенин – «История российской государственности»; Н. И. Бухарин – «Мировое хозяйство и империализм»; Е. Б. Пашуканис – «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий»; А. Н. Тарасов – «Сакральная функция революционного субъекта»; Н. И. Матузов – «Теория государства и права»; Н. И. Бухарин – «Теория исторического материализма»; Н. И. Бухарин – «Экономика переходного периода»; Информационный образовательный юридический портал «Закон сегодня» (http://www.lawtoday.ru); Указ Президента РСФСР
№169 от 06.11.1991 (http://document.kremlin.ru/ |