Политико-правовая теория Монтескье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Задачи:
- рассмотреть общество и государство в теории Монтескье;
- описать природу и принципы правления;
- рассмотреть сущность разделения властей в теории Монтескье;

Содержание работы

Введение.
1. Политическая теория Монтескье.
А) Происхождение государства.
Б) Формы государственного правления.
В) Разделение государственных властей.
2. Правовая теория Монтескье.

1. Правовые взгляды.
4. Итоги правотворчества Ш. Л. Монтескье.

Файлы: 1 файл

контрольная по иппу.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Филиал ГОУ  ВПО Волго-Вятская академия государственной  службы

в г. Кирове

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История правовых и политических учений»

на тему «Политико-правовая теория Монтескье»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса специальности «Юриспруденция»,заочного отделения группы Ю-12 СП (2010-2014)

Шарова Ольга  Александровна 

Проверила: Воронина Л. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2011

План.

Введение.

1. Политическая теория  Монтескье.

А) Происхождение государства.

Б) Формы государственного правления.

В) Разделение государственных  властей.

2. Правовая теория  Монтескье.

   

  1. Правовые взгляды.

 

4. Итоги правотворчества  Ш. Л. Монтескье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:

- рассмотреть общество и государство  в теории Монтескье;

- описать природу и принципы  правления;

- рассмотреть сущность разделения  властей в теории Монтескье;

1. Введение.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755)  был  одним  из  выдающихся  мыслителей эпохи Просвещения. Во многом продолжил традиции Локка и создал целостную концепцию правового государства, в основе которой лежит принцип разделения властей. Его работы предвосхитили многие  положения современного понимания политики, государства и права. Самыми значительными  его  работами считаются: "Персидские письма", "О духе законов" и "Размышления  о  причинах величия и падения римлян".

1. Происхождение государства

В вопросе происхождения  государства, Монтескье относится  к  сторонникам теории общественного договора, хотя  его  у  Монтескье  интерпретация  имеет несколько разногласий с трактовками Гроция,  Локка,  Спинозы  и  Гоббса,  по поводу которых он и спорил  с  ними.  Одним  из  ключевых  разногласий  было естественное состояние человека как  "война  всех  против  всех".  Монтескье считал, что людям присуще скорее стремление быть  в  обществе,  чем  желание господствовать. "Но люди с самого рождения связаны между собою; сын  родился подле отца  и  подле  него  остался:  вот  вам  и  общество  и  причина  его возникновения". При чем он подчеркивал, что общество  неизбежно  разрушится, если ему не будут присущи начала справедливость, что на ней оно держится,  а

не на власти отца  над  сыном,  чем критиковал  сторонников патриархальной теории.

     Причем  Монтескье различал  общество  и государство,  которые  многие теоретики общественного договора отождествляли. По Монтескье, государство  – более поздний  продукт  исторического  развития  людей,  ему  предшествовали естественное  состояние  людей,  семья,  общество  героических   времен   и, наконец, общество вражды людей друг с  другом,  т.е.  гражданское  общество. Государство необходимо появляется тогда, когда возникшее  в  обществе  людей состояние войны  не  может  быть  прекращено  без  насилия.  Он  подчеркивал первичность  общества  по  отношению  к государству,  а также зависимость конкретных его форм от общего "духа нации".

     Сам общественный договор Монтескье понимал как вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует  свою  власть,  а  значит  вправе  без согласия правителей изменить  форму  правления.  Причем  Монтескье  видел  в общественном договоре основные законы  государства,  его  позитивное  право, причем субъектом этого права он считал  и  государя  тоже.  Основную  задачу государства Монтескье видел в поддержке  выполнения  законов,  ибо  основное благо, которое исходит от государства – это "верховный закон". При всем  при этом он не предлагал революцию как способ  смены  формы  правления,  он  был больше сторонником реформ и законотворчества.

   2. Формы правления. 

Что касается формы правления, такого немаловажного  со  времен  Платона вопроса, то и здесь Монтескье был оригинален. Он  выделял  всего  три  формы правления – республика, монархия и деспотия – по  характеру  политических  и иных отношений между правителями и управляемыми, причем,  скорее,  характеру повиновения управляемых, который он называл "природой  правления".

 Согласно Монтескье,  в  республиках  и  монархиях  –  умеренных  формах  правления  – управление гражданами и подданными  осуществляется  при  помощи  законов,  в отличие от деспотии, где граждане государства  –  рабы,  а  правитель  –  их господин.

    Кроме "природы  правления" Монтескье выделял  еще и "принцип  правления", который  считал  внешним   проявлением   конкретной   "природы   правления", выражающейся в методах управления,  принятия  решений  и  т.д.  Этой  мыслью Монтескье  предвосхитил  современное  понятие  "политического  режима"   как составной части учений о формах государства.

  От природы (или формы) правления французский мыслитель отличает принцип правления. Каждой форме правления соответствует свой принцип:

- для демократии – это добродетель;

- для монархии – честь;

- для деспотии – страх.

Искажение и нарушение  этих принципов приводит к деградации и гибели соответствующих форм правления. Современные исследователи теории Монтескье считают, что содержательно понятие природы правления соответствует современному понятию политического режима и характеризует отношения политического господства подчинения, определяемые тем, кому принадлежит власть. Деспотия, где власть также принадлежит только одному лицу, но осуществляется исключительно в соответствии с его волей и произволом, то не имеет правового содержания.

Под принципом правления в этой схеме понимаются те человеческие качества (страсти), которые обеспечивают и реализуют эти отношения политического господства на практике. Иными словами, природа и принцип правления могут быть поняты как два взаимосвязанных аспекта любой политической системы – структурный и функциональный.

   В своем учении о государстве Монтескье  уделил  много  внимания  поиску закономерностей между величиной страны,  ее  климатом,  ландшафтом,  почвой, религией, нравами, обычаями и формой  правления,  наиболее  характерной  для этих мест.

 Идеальной   формой   правления   Монтескье    считал    демократическую федеративную республику,  отмечая  ее  стойкость  и  большие  возможности  в обеспечении законности. Монтескье  признавал наличие бога и факт сотворения им  мира,  но  не  влияние  его  на происходящее, на Земле. Монтескье различал законы существования общества и  природы.  Хотя  общество он понимал как социальный организм, эволюция развития которого различна  для разных  народов  и  зависит  от  "духа  нации",  во   многом   определяемого физическими (климат, почва, ландшафт) и моральными (религия, нравы,  обычаи) факторами.

    Монтескье   считал,  что   изучать общество, государство и  право  нужно   на  основе  исторических  фактов,  но концепций, построенных путем  умозрения не обойтись. При   этом  он  полностью отрицал наличие врожденных идей – одного из  основных  положений  не  только рационализма, но и различных теологических учений.  В  человеческой  истории он  не  видел  хаоса  и  придерживался  исторического  оптимизма,   веря   в возможность познания закономерностей существования общества.

   Исходя из того, что человеческий дух – "само  противоречие",  а любое общество представляет собой борьбу людей друг с другом,  Монтескье  приходил к   выводу   о   противоречивости   развития   общества,   что   свойственно диалектическому подходу.

     Систематизируя  и анализируя   политико-правовые   знания,   Монтескье использовал  историко-сравнительный  метод,  за  что  многие   исследователи называют его родоначальником сравнительного правоведения.

Общество и государство

Основу всех построений Монтескье составляет убежденность философа в том, что все процессы в социально-политической сфере  носят не случайный характер, а  подчинены определенным закономерностям. Опираясь на рационалистическую интерпретацию естественного права, Монтескье выводит основные законы мироздания из первоначального разума и неизменной природы вещей.

Люди являются существами с двойственной природой – физической и разумной, поэтому, подчиняясь первым, часто нарушают вторые законы, создавая вместо них свои собственные, которые также не остаются незыблемыми.

Философ рассматривает  человека в естественном состоянии  как крайне боязливое существо, которое  стремится к выживанию в тяжелых  условиях на основе сотрудничества с  другими людьми. При этом Монтескье одним из первых стал в определенной мере различать общество и государство: первое предшествует во времени и является основой формирования второго.

Общественная жизнь  эволюционирует в сторону дифференциации, неравенства и войн, как между отдельными лицами, так и между целыми народами. Стремление урегулировать противоречия и предотвратить войну приводит к осознанию необходимости правового регулирования общественной жизни.

Так возникает право  гражданское (регулирующее отношения  людей друг с другом), политическое (между правителями и управляемыми) и международное (между различными народами). Потребность людей в правовом нормировании их взаимоотношений обуславливает необходимость создания государства, подчиненного принципам всеобщего разума.

На этой основе он предпринимает попытку выделения основных типов общества. Согласно этой типологии все общества различаются:

 

А) формой правления;

 

Б) его природой;

 

В) принципом правления;

 

Г) совокупностью природно-климатических  и географических факторов, которые определяют характер народа, его нравы и обычаи.

 

2. Учение о  государстве.

    

3. Правовые  взгляды.

   Важнейший вклад Монтескье в политическую науку состоит в разработанной им с опорой на учение Локка теории разделения властей, главная задача которой – обосновать и гарантировать свободу гражданина в рамках правового государства. С его точки зрения, о свободе граждан можно говорить только применительно к республике и монархии, поскольку только здесь политическая власть подчинена праву. Но правовое измерение не только власть, но и политическая свобода.

  Политическую свободу  Монтескье определяет, как "право  делать  все,  что дозволено законами", т.е. право - есть мера свободы, а верховенство права  в свободном государстве  может  быть  основано  только  на  основе  разделения властей, их взаимного сдерживания от произвола  и  на  основе  распределения верховной власти между различными слоями общества.                                                                                                                     Основное   назначение законодательной власти, по Монтескье, - выявить право и  сформулировать  его в  виде  положительных  законов   государства.   Исполнительная   власть   в государстве   предназначена   для   исполнения   законов,    устанавливаемых законодательной властью. Судебная власть "карает  преступления  и  разрешает столкновения частных  лиц".  Так  как  задачей  судей  является  всего  лишь "точное применение закона", то судебную власть, Монтескье не считал  властью в известном смысле. Для Франции тех лет Монтескье составил готовое  решение, уравновешивающие  основные  социальные  силы  в  обществе.   Законодательная власть должна состоять из двух частей  (палат):  представительное  собрание, выражающее   интересы   народа,   и   законодательный   корпус   –    знати.

Исполнительную власть Монтескье предложил  сосредоточить  в  руках  монарха. Судей же Монтескье предлагал выбирать  из  народа  и  созывать  их  по  мере необходимости для осуществления своих полномочий.

     Теория разделения властей долго критиковалась  различными  мыслителями, но была воплощена в Конституции Франции 1791 года,  а  также  в  Конституции США 1787 года. Многие ее положения обсуждаются и поныне.  Эта  теория  стала отправной точкой при построении теории плюралистической демократии.

    В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это означает, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма. Конституционные положения, относящиеся к высшим государственным органам и определяющие порядок их формирования, полномочий и сферу ведения, взаимоотношение между ними, должны соответствовать главному конституционному принципу. Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

В своем  учении  о  праве,  Монтескье  критикует  феодальное  право  за отсутствие  справедливости  и  теологические  подходы  в  юриспруденции   за оторванность от действительности.  Сначала  в  рамках  теории  естественного права, затем вне ее,  Монтескье,  применял  историко-сравнительный  метод  и пытался  при  помощи  "духа  законов"  связать  право  и  закон.  Он  считал справедливость права объективной, а законы, вытекающими  из  природы  вещей.

Информация о работе Политико-правовая теория Монтескье