Политико-правовые идеи Цицерона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития в римском обществе. Начиная с III в. до н.э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Файлы: 1 файл

иппу.docx

— 27.28 Кб (Скачать файл)

Бурятский филиал

Образовательного  учреждения профсоюзов

                        высшего профессионального образования 

«Академия труда  и социальных отношений»

 

 

 ЗАОЧНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История политических и правовых учений»

тема: «Политико-правовые идеи Цицерона»

 

 

 

 

Выполнил:

студент  гр. 101

Шапошник А.Н.

Проверил:

 

                                                        

Улан-Удэ, 2012

Введение

 

Рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития в римском обществе. Начиная  с III в. до н.э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

С конца II в. н.э. римское общество вступает в состояние кризиса, вызванного противоречиями между потребностями развивающегося производства и невозможностью обеспечить постоянное увеличение численности рабов. Некогда могущественное римское государство распадается на Западную империю и Восточную империю, получившую позднее название Византии. В V в. территория Италии была завоевана германскими племенами, и Западная Римская империя прекратила свое существование.

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политико-правовыми  учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались  на основе однотипных социально-экономических  отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Завоевание Римом греческих полисов политические и правовые учения Греции оказали  сильное влияние на формирование взглядов римских мыслителей. Рассвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский периоды. В эпоху республики создает свои произведения Цицерон и начинается творческая деятельность римских юристов, которая достигает рассвета в императорский период.

Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались  в том, что ими были выдвинуты  идеи, соответствующие отношениям зрелого  рабовладельческого общества. Можно  выделить два круга идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской  политико-правовой мысли.

К первому из них следует отнести  изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений  частной собственности и рабства. Возникновение крупной земельной  собственности и концентрация богатства, сопровождавшаяся углублением социальных конфликтов, поставили господствующие классы перед необходимостью усилить  правовую защиту имущественных отношений. Осознание этой потребности вызывало у них повышенный интерес к  правовым средствам закрепления  своего господства, порождало представления  о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права. В произведениях сторонников  рабовладельческой знати общим  местом становятся определения раба как вещи, как "говорящего орудия" и т.п.

Результатом практической деятельности юристов по толкованию законов явилось  обособление юриспруденции в  самостоятельную отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права. В трудах римских  юристов получают детальное обоснование  институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классификация  имущественных сделок, содержание права  собственности и порядок наследования.

Ко второму кругу следует  отнести изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда  республиканская форма правления  была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым  следовала полисная аристократия. Для  официальной идеологии Римской  империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора.

 

 

Политико–правовое учение Цицерона

 

В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих, позиций она  оттесняла как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. Если в государствах-полисах политические конфликты среди свободных определялись главным образом столкновениями между родовитой знатью и лагерем демократии, то теперь, с утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных и мелких земельных собственников.

Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах «О государстве» и «О законах». Некоторые аспекты государственно-правовой тематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате «Об обязанностях») и в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих для  всех сторонников аристократии представлений  о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают  не по установлению, а от природы, ибо  люди наделены богами стремлением к  общению. Первой причиной для объединения  людей в государство послужила  «не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность  жить вместе». В духе аристократических  учений своего времени Цицерон настаивал  на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным  приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство  могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям  отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных  интересов граждан.

Аналогичным образом решаются им и  вопросы, касающиеся происхождения  и сущности права. «Истинный и  первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера»,- утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей (здесь- откровенный выпад против учений рабовладельческой демократии). Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку - в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы. Возникновение права, подчеркивал Цицерон, «следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого человека, он - мерило права и бесправия». Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона.

Сквозь этот строй типично аристократических  представлений пробиваются вместе с тем ростки принципиально иной доктрины. В явном противоречии с  собственными исходными положениями  Цицерон утверждал, что государство  является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, «народным установлением». Цицерон  признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в  силу установившихся в обществе отношений. «Частной собственности, - заявлял Цицерон, полемизируя с последователями  Аристотеля, - не бывает от природы». Она  возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения. Положительно оценивая значение богатства и договоров  в жизни общества, Цицерон приходит к выводу, что государство «держится  на кредите».

Эти и другие подобные им положения  были заимствованы мыслителем из идеологии  полисной демократии. Развивая их, Цицерон  определяет государство (res publica) есть достояние народа, где под народом понимается «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». В трактовке Цицерона право выступает основой государства, его определяющим началом. Государство в таком понимании оказывается уже не только моральным сообществом свободных граждан (каким оно представлялось Платону и Аристотелю), но и правовым сообществом. Предложенное Цицероном понятие государства сыграло значительную роль в последующем развитии политико-правовой теории.

Цицерон, говоря о народе в своем  определении государства, имел в  виду исключительно землевладельцев  и крупных торговцев. Об этом красноречиво свидетельствует приводимый в трактате «Об обязанностях» перечень занятий  и профессий, не достойных свободного человека. Цицерон относит к числу  презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных  мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми «грязным делом», у достойных граждан не может быть никаких общих интересов.

Политический идеал Цицерона - аристократическая  сенатская республика. В общетеоретическом  плане он обосновывает свой идеал  учением о смешанной форме  правления.

Ссылаясь на греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию и власть народа - демократию. Среди  них лучшей, по мнению Цицерона, является монархия. Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что  приводит к возникновению таких  порочных состояний государства, как  тирания, господство клики богатых  и власть толпы (черни). Порочные состояния, собственно, не являются уже формами  государства, поскольку там царят  произвол и насилие, и, следовательно, распадается само государство как  объединение свободных граждан. Наиболее совершенной и устойчивой формой правления Цицерон считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии. К такому строю, по его мнению, приближалась Римская республика во времена «отцов» и «дедов». Монархические начала были представлены в ней властью консулов, аристократические - правлением сената, демократические - народным собранием и властью трибунов. В этой части учение Цицерона не выходило за рамки древнегреческих концепций круговорота государственных форм (Платон, Полибий и политических идеалов знати, требовавшей реставрации староустойных порядков.

Цицерон различал законы естественные и позитивные. Естественный закон: всегда справедливый первое правили справедливости состоит в том, чтобы никто никому не верил, если только будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей». Естественный закон содержит разумные положения; является врожденным; вечным и постоянным; существует в неписанной форме; возникает раньше, чем какой либо «писаный закон», вернее, раньше, чем какое либо государство было основано»; отменить его полностью невозможно «ни постановлением Сената, ни постановлением народа; распространяется на всех людей: Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющиеся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая от преступления отпугивает; оно, однако, ничего когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и не воздействует на бесчестиях, приказывая им что-либо или запрещая».

Цицерон допускал существование несправедливых позитивных законов, которые «заслушивают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками»: Если бы правда устанавливалась повелениями  народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные  завещания, если бы эти права могли  получать одобрение голосованием или  решением толпы».

Цицерон творил в период становления  Римской империи. Поддерживая и  одобряя захватнические войны Рима, Цицерон отказывается от идеалов  замкнутого, самодовлеющего полиса. Под влиянием стоиков он пропагандирует идеи космополитизма и мирового государства.

В правовой теории переход к империи  нашел отражение в представлениях о составе и разновидностях права, действующего в римском государстве. Сочинения Цицерона являются самыми ранними произведениями римской  литературы, где проводится различие между естественным правом, правом народа и правом римских граждан.

Правовые воззрения рабовладельческой  аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских юристов.

Расцвет римской юриспруденции  приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. — III в. н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют наиболее выдающимся юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону. Со второй половины III в., когда законодательная власть сосредоточивается в руках императоров, пожалование такой привилегии прекращается, и римская юриспруденция приходит в упадок.

 

Заключение

 

Политико-правовая идеология Древнего Рима, складывавшаяся под сильным  влиянием идей греческих мыслителей, разработала ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории  политических и правовых учений. Среди  них — знаменитое определение  государства ("дело народа"), данное Цицероном, а также его идея о  праве (законе) как связи, основе общества. Значительное влияние на обособление  теории права от философии оказали  логико-правовые конструкции римских  юристов, разработка ими догмы права.

Проблема преодоления политического  отчуждения в политико-правовой идеологии  Древнего Рима выражена слабо. Терминологически она намечена определением государства  как "дела народного", теоретически — оправданием системы сдержек  и противовесов, предупреждающих  вырождение республики в тиранию. Цицерон  определял право как связь  общества (народа), но в его понимании  оно распространялось лишь на свободных; кроме того, он утверждал, что при  грохоте оружия (в период войны) умолкают законы.

Информация о работе Политико-правовые идеи Цицерона