Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:36, контрольная работа
1.Политические и правовые идеи и учения арабского Востока.
2.Идея народного верховенства над государственной властью Ибн - Хальдуна.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Брянский филиал
Кафедра конституционного и муниципального права
По специальности 030900.62 - Юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «История политических и правовых учений»
вариант 8 (ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА)
Студент:
СОДЕРЖАНИЕ
1.Политические и правовые идеи и учения арабского Востока 2.Идея народного
верховенства над Список источников и литературы |
3
6 9
|
1 Политические и правовые идеи и учения Арабского Востока
В начале VII в. население Аравии переживало смену эпох. Распадались древние государства, перемещались торговые пути, смешивались старые и новые социальные группы.1 Родоплеменной строй постепенно сменялся феодальным. Традиционные племенные культуры теряли значение под натиском идей монотеистических религий (иудаизма и христианства). В этих исторических условиях складывалась новая мировая религия — ислам.
Согласно преданию в 610 г. житель Мекки Мухаммед (ок. 570— 632) выступил против древнеарабского многобожия с проповедью покорности единому богу — Аллаху (ислам по-арабски — "покорность"). Поначалу он подвергался преследованиям со стороны местной знати; в 622 г. Мухаммед и его сторонники были вынуждены переселиться из Мекки в Медину; с этого года ведется мусульманское летоисчисление. Проповеди Мухаммеда, возвестившего относительно простую религию, притязавшую на постижение полного откровения и обещавшую спасение ее приверженцам, довольно быстро сплотили общину верующих. Через несколько лет Мединская община мусульман (муслим — "преданный", т.е. предавший себя Аллаху) выросла, стала центром объединения Аравии, своеобразным теократическим государством, превратившимся при преемниках Мухаммеда — халифах — в обширный Арабский халифат.
Политическая обстановка в Арабском халифате была нестабильной. В борьбе лидеров мусульманской общины за власть сменялись династии халифов; центральная власть была неспособна осуществить фактическую централизацию необозримого государства, раскинувшегося на громадном пространстве от Испании до Бухары, Индии и границ Китая.
Религия наложила отпечаток на политико-правовые доктрины ряда философов и ученых Арабского Востока, испытавших также сильное влияние античной философии, особенно философских систем Платона и Аристотеля.
Особенность ислама в том, что Коран и Сунна считаются действующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возникающих в жизни.
Как и всякая религия, ислам содержит ряд положений, привлекательных для широких масс верующих. Мухаммед проповедовал религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали.2 Одна из обязанностей мусульманина — уплата обязательного налога на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины, для помощи беднякам и малоимущим. Каждому состоятельному мусульманину предписано добровольно подавать милостыню, делать пожертвования в пользу нищих, бедняков, путешествующих, участников войны за веру, для выкупа мусульман, находящихся в неволе.
Все течения ислама смыслом и основой власти считают осуществление религиозных предписаний, а саму власть — чем-то второстепенным и производным по отношению к праву, источник которого — Коран и Сунна. Духовная и светская власти считаются едиными, хотя церковь и государство в мусульманских странах не во всем и не всегда совпадают, причем между ними порой возникали острые конфликты.
В исламе существует ряд направлений и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание религии. Уже в первые десятилетия существования ислама в нем произошли расколы и определилось несколько крупных направлений.
Сунниты утверждают, что халиф избран общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству.3Сунниты признают Коран и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из четырех толков, различия между которыми — в методах толкования текстов Корана и Сунны при решениях вопросов шариата.
Тесная связь религиозной и политико-правовой идеологий ислама средних веков, громадное влияние "людей религии" на массы верующих, бурная и нестабильная политическая жизнь Арабского Востока вели к тому, что в результате смен династий и правителей оппозиционные секты становились господствующими и, наоборот, ранее официальное исповедание объявлялось еретическим.
Соотношение религии и философии в исламе своеобразно. Некоторые мусульманские богословы уже в VIII—IX вв. пытались разработать религиозную философию, основанную на символико-аллегорическом толковании Корана. Затрагивались и политико-правовые проблемы, которые решались с учетом религиозной жизни Арабского Востока.
2 Идея народного верховенства над государственной властью Ибн-Хальдуна
Ибн Хальдун (Вали Ад-Дин Абдар-Рахман Ибн Мухаммад) (1332-1406)-великий мыслитель, праотец социологии и клиодинамики, верховный шариатский судья, историк и философ. Ибн Хальдун выходец из знатного тунисского рода, начав карьеру придворным писцом, стал профессиональным политиком, занимал в Северной Африке и Гранаде должности советника, посла, министра. В возрасте 43 лет оставил занятия политикой и посвятил себя научному труду и чтению лекций, в которых излагал свое учение. В конце жизни недолгое время находился на службе у Тамерлана. Вернувшись в Каир, умер 17 марта 1406.
Отличительной особенностью учения Ибн Хальдуна о государстве и политике, изложенного им в знаменитом трактате «Мукаддима», является соединение философского и юридического подходов к государству на общем фоне историко-социологического анализа.4 Идеи Ибн-Хальдуна о государстве сложились под влиянием Аристотеля и его среднеазиатских последователей. Прежде всего он ставил задачу выявить «естественные законы» становления, развития и падения государства, которое рассматривал в качестве показателя, формы, критерия и проявления «цивилизации». Другая характерная черта его теории состояла в том, что ученый изучал не идеальное, а реально существующее мусульманское государство уже тогда, когда правители в своей политике далеко отошли от принципов мусульманского права. На этой основе он смог проследить историческую эволюцию халифата и разработать оригинальную классификацию форм правления.
Ибн-Хальдун различал общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности развития. Согласно его концепции, люди создали общество для совместного добывания средств к жизни, поскольку способность одного человека недостаточна для удовлетворения его потребности в пропитании. Разделение труда – первейший фактор объединения; люди объединяются также для защиты от внешней опасности и обеспечения общей безопасности от возможных проявлений агрессивной природы самих людей, объединившихся в общества.
В связи с этим Ибн-Хальдун различает два этапа (состояния) общества: 1) примитивное, или "сельское", когда люди занимаются только земледелием и скотоводством, и 2) цивилизованное, или "городское", когда получают развитие ремесла, торговля, науки, искусства. В примитивном ("сельском") состоянии формой общества является организация кровных родственников на началах полного равенства.5 В таком обществе предводитель – только первый среди равных; за ним следуют без принуждения. Проблема распределения продуктов перед этой организацией вообще не стоит – производится только необходимое. Второму этапу, состоянию общества соответствует владычество ( власть-собственность ). "Владычество же – это верховенство и властвование с помощью принуждения". Поскольку один человек владычествовать не в силах, он создает группировку, самую сильную в обществе. Опираясь на эту группировку, владыка покоряет подданных, собирает деньги в казну. "Налоги и поборы образуют материю государства".
Государство отрывается от основы, на которой возникло, правители отделяются от простого народа; происходит "закрытие двери перед массой из-за страха быть убитыми выступающими против власти и другими людьми". Стремление владыки опереться на чуждые народу элементы является хронической болезнью государства, ведущей к его гибели. С одной стороны, для содержания искусственной группы, на которую опирается владыка, он взимает все большие и большие налоги, изымая у подданных не только излишки, но и необходимое, вмешивается в торговлю, с помощью принуждения скупает товары по самым низким ценам и продает по самым высоким. Это ведет к упадку рынков, убивает надежды подданных, связанные с торговлей, подрывает стимулы к труду.6 Разрушение экономики ослабляет государство: "Государство – форма общества, с необходимостью приходящая в упадок, если пришла в упадок его материя". С другой стороны, искусственная группа – зыбкая опора власти : "Незначительны те, которые за денежное вознаграждение согласятся умереть. Это становится немощью государства и сламывает его".
Отсюда Ибн-Хальдун делает вывод о неизбежности гибели любого государства, средний возраст которого он определяет в 120 лет соответственно смене трех поколений правящей династии: первому поколению свойственны простота нравов и относительное равенство; второе поколение уже изнежено роскошью, живет в условиях неравенства и взаимной враждебности, трусливо, неспособно к самозащите, нуждается в наемной армии и охране; при третьем поколении происходят окончательная деградация, разрушение государства, распад его на более мелкие или захват другим государством.
В трудах Ибн-Хальдуна немало наблюдений и выводов о влиянии на общество, государство и право географической среды, разделения труда, экономики, культуры.
Список источников и литературы
1. Ал-Ашари. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву (фрагменты) // Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997. – 352 с.
2. История политических и правовых учений. Под ред. Лейста О.Э. М.: Зерцало,2006 – 568 с.
3. Е.А.Фролова. История Арабо-Исламской Философии. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 1995. – 334 с.
4. История политических и правовых учений. Цыбульская М.В., М.: ММИЭИФП,2003. – 248 с.
5. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система / Ин-т востоковедения, С.-Петербург, фил. М., 2004. – 431 с.
6. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В. С., 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма,2004. – 944 с .
1 История политических и правовых учений. Под ред. Лейста О.Э. М.: Зерцало,2006 – С. 238.
2 Ал-Ашари. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву (фрагменты) // Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997. – С. 32.
3 Е.А. Фролова. История Арабо-Исламской Философии. Учебное пособие. М.: ИФ РАН. 1995. – С. 26-41.
4 Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система / Ин-т востоковедения, С.-Петербург. М., 2004. – С. 47.
5 История политических и правовых учений. Цыбульская М.В., М.: ММИЭИФП,2003. – С. 111.
6 История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В. С., 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма,2004. – С. 239.
Информация о работе Политико-правовые идеи средневекового Востока