Политико-правовые учения декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:26, реферат

Описание работы

Только политическое воспитание поколений в стремлении к одной национальной цели может обеспечить ее достижение. Такое единство в постановке и преследовании национальных задач у нас становится, возможно, со времен Петра I. В этой цепи поколений, несущих русскую интеллигентскую традицию, декабристы занимают, если положить по четыре поколения на столетие, пятое место. Они продолжают нить своих непосредственных предшественников, Новикова и Радищева, и передают эстафету своему непосредственному преемнику, Герцену. Достаточно назвать эти имена, чтобы создать в умах слушателей, знакомых с историей русской интеллигенции, достаточно отчетливое представление о месте декабристов в цепи поколений русской интеллигенции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..3
Глава 1. Конституция Никиты Муравьёва……………………..5
Женщины по Конституции Н. Муравьёва…………………6
Крепостное состояние……………………………………….7
Царская власть……………………………………………….8
Глава 2. Русская правда П.И. Пестеля…………………………11
2.1. Крепостное право…………………………………………..12
2.2. Государственное устройство………………………………15
2.3. Территориальное устройство………………………………16
3. Заключение……………………………………………………….....21
4. Список использованной литературы…………………………….23

Файлы: 1 файл

печать ИППУ.docx

— 44.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………..3

  1. Глава 1. Конституция Никиты Муравьёва……………………..5
    1. Женщины по Конституции Н. Муравьёва…………………6
    2. Крепостное состояние……………………………………….7
    3. Царская власть……………………………………………….8
  2. Глава 2. Русская правда П.И. Пестеля…………………………11

    2.1.     Крепостное право…………………………………………..12

    2.2.     Государственное устройство………………………………15

     2.3.     Территориальное устройство………………………………16

     3. Заключение……………………………………………………….....21

     4. Список использованной литературы…………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Большие исторические задачи вообще не осуществляются на пространстве одной человеческой жизни. Чтобы их достигнуть, нужно  передавать их от поколения к поколению.

     Только  политическое воспитание поколений  в стремлении к одной национальной цели может обеспечить ее достижение. Такое единство в постановке и  преследовании национальных задач у нас становится, возможно, со времен Петра I. В этой цепи поколений, несущих русскую интеллигентскую традицию, декабристы занимают, если положить по четыре поколения на столетие, пятое место. Они продолжают нить своих непосредственных предшественников, Новикова и Радищева, и передают эстафету своему непосредственному преемнику, Герцену. Достаточно назвать эти имена, чтобы создать в умах слушателей, знакомых с историей русской интеллигенции, достаточно отчетливое представление о месте декабристов в цепи поколений русской интеллигенции.

     Актуальность  этой темы сегодня заключается в  том, что программы декабристов  оказались пригодными надолго. Только 30 лет спустя – в эпоху «великих реформ» - началось ее первое серьезное  осуществление. Они прекрасно понимали, что борьба с частичными недостатками русской жизни будет бесплодна  до тех пор, пока будут существовать порождающие эти недостатки корни. А корнем является отсутствие чувства  законности, права. Идеи декабристов  ведут к нашему времени. Идеи равенства  свободы, республиканизма, федерализма  жизненны и в наши дни. Хотя правительство  Николая I и позаботилось о том, чтобы  прервать связь с будущим поколением цензурой, уничтожением их, вопреки  всему память о них сохранилась  как святыня.

     Только  в наши дни основные идеи декабристов  получили начало своего полного осуществления. Эти идеи не были ни чисто подражательными, ни мертворожденными, ни утопическими. Их отвергла традиционная власть, но их снова и снова ставила русская  жизнь. Только теперь мы можем вполне почувствовать и ту живую связь, которая соединяет декабристов  с нами через головы ряда поколений.

     Начиная работу над рефератом, мы ставим задачей  рассмотреть две основные программы  декабристов: «Русскую правду» П.И. Пестеля и «Конституцию» Н. Муравьёва.

     Цель  нашей работы – выявление сходств  и различий этих двух программ и  выявление их основных недостатков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Конституция Никиты Муравьева

     Никита  Муравьев имел блестящие исторические познания. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Она использовала опыт Западной Европы. Но его Конституция являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западно-европейского и американского политического опыта, применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера, например разбора "Истории Государства Российского" Н.М.Карамзина и других работ. Конституция Никиты Муравьева, в отличие от "Русской Правды" Пестеля, не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей организацией.1

     Работая над конституцией в 1821 и последующие  годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Тот сдвиг вправо, который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты Муравьева, нашел яркое отражение в его конституции. Прежние республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими. Классовая дворянская ограниченность сказалась прежде всего в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". По его проекту крестьяне освобождались без земли. Но в последнем варианте своей конституции по неясным причинам появилось положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже" капиталиста. Позже Муравьев отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей - 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемы на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного старшины - отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане, без изъятия и различия". Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс. рублей серебром.

     Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав.2 Так как образование можно было получать только за плату, введение ценза грамотности было еще одним предпочтением материально состоятельных избирателей несостоятельным. Сверх этого конституция Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева,"владельцем"-собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено. При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели положительное значение.

     Надо  представить себе, какой объективный  исторический смысл имели перечисленные  выше пункты конституции Никиты Муравьева  в бесправной стране крепостного  рабства, самодержавного деспотизма, в  стране "старого порядка", еще  не знавшей революции. Он проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным:

     "Крепостное  состояние и   рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся  земли русской  становится свободным", гласил 3-й параграф его конституции. Сословия также отменялись. "Все русские равны перед законом". Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного разделения. "Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены по воли Божией, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны". Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе "одни вещи": человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено, а "право собственности, заключающее в себе одни вещи, - священно и неприкосновенно". По конституции Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения. "Военные поселения немедленно уничтожаются",- гласил 30-й параграф конституции: военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т.е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковывались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными. Отменялась "табель о рангах" разделявшая военных и гражданских 3служащих на 14 классов.

     Национальное  чувство Никиты Муравьева было возмущено  засильем в России иностранцев: «Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского». Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием "гражданин" или "русский". Понятие "русский" по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности - оно означает гражданина Российского государства. Понятие Родины и ее защиты вознесено конституцией Муравьева на большую высоту: "Каждый Русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон". Конституция Муравьева утверждала ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповедания. Отменялся сословный суд и вводился суд присяжных заседателей для всех граждан.

     Как обстояло дело с царской  властью? Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. Но тут все же необходимо сделать оговорку: в крайнем случае он предполагал введение республики. "Если бы император,- показал он на следствии,- не принял конституции, то как крайнее средство я предполагал изгнание оного и предложение республиканского правления". Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только "верховный чиновник российского правительства", он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье "8 млн. рублей в год" и если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат. Никита Муравьев хорошо понимал, насколько вредна была роль придворной камарильи, ее интриг и влияний в политике царского правительства. Поэтому его конституция трактовала всю придворную челядь - всех камергеров, гофмаршалов, гофмейстеров и т.д., как прислужников царя. Все царские придворные по конституции Муравьева лишались избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

     Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву, в отличие от Пестеля, федеральным  государством, он был сторонником  государственного устройства Североамериканских Соединенных Штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Всех держав было пятнадцать. В каждой державе была своя столица. Столицей федерации должен был стать, как и у Пестеля, Нижний Новгород - город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны. Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась палатой народных представителей. Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя днями, посвящаемыми обсуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора. Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто. В державах также должна была существовать двухпалатная система. Законодательная власть принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - палаты Выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Должность начальника уезда, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными. Конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально- абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы.

     Несомненно, что проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой  дворянской ограниченности, является чрезвычайно прогрессивным для  своего времени. Никита Муравьев хорошо сознавал, какое бешеное сопротивление старых сил может встретить его конституционный проект.

     Итак, проект конституции Муравьева осуждал  крепостное право и объявлял об его  отмене. В нем предлагалось отменить все сословные различия, военные поселения; провозглашалось равенство всех граждан перед законом. Но вместе с тем, автор проекта конституции оставался твердым сторонником установления высокого имущественного ценза при занятии любых должностей в государственном аппарате и сохранения за помещиками права собственности на землю.

     Но  сколь яростны и дерзки были против этого протесты республиканцев! Они  возражают, спорят и доказывают Никите Муравьеву его заблуждения, ссылаются на горький опыт других народов. Пестель настаивал, что России нужна только демократическая республика и, чтобы оградить ее безопасность от возможных междоусобиц, нельзя оставлять ни одного претендента на царский престол. 
 
 

Глава 2. "Русская Правда" П.И.Пестеля

     Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10-15 лет. Его конституционный проект "Русская Правда" был наказом Временному верховному правлению, обличенному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит: "Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления"4. Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Его конституционный проект показал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени. Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества. Речь шла не только о стиле в узком смысле слова, но и о содержании; вносили свои поправки и другие декабристы. На Киевском съезде 1823 года основные положения "Русской Правды" были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества. Таким образом, "Русская Правда", представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным памятником целой революционной организации, обсужденным и принятым единогласно. Это - крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX века.

Информация о работе Политико-правовые учения декабристов